Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2013 по делу n А27-5104/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный актСЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Томск Дело № А27-5104/2013 «04» октября 2013 г. Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2013 г. Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2013 г. Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Ходыревой Л.Е. судей Журавлевой В.А., Колупаевой Л.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем Горецкой О.Ю. с использованием средств аудиозаписи при участии: от заявителя: Кривошеева А.С. по доверенности от 21.11.2012 (на 3 года) от заинтересованного лица: без участия (извещено) рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Топкинский водоканал» на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18 июня 2013 года по делу № А27-5104/2013 (судья Смычкова Ж.Г.) по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Топкинский водоканал» (ОГРН 1084205004290 ИНН 4205151093) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области, г. Кемерово, о признании незаконным бездействия, У С Т А Н О В И Л: Общество с ограниченной ответственностью «Топкинский водоканал» ИНН 4205151093 (далее – ООО «Топкинский водоканал», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области (далее – Управление Росприроднадзора по Кемеровской области), выразившегося в не-проведении проверки соблюдения пользователем недр ООО «Топкинский водоканал» (ИНН 4229007719) (далее также ООО «Топкинский водоканал» 719) требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов, условий недропользования, содержащихся в лицензиях, а также установленного порядка представления государственной отчетности; обязании провести проверку соблюдения заявителем требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, условий недропользования, содержащихся в лицензиях серии КЕМ 01441 ВЭ, КЕМ 01442 ВЭ, лицензионных соглашениях и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также установленного порядка представления государственной отчетности. Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 18 июня 2013 года заявление оставлено без удовлетворения. Не согласившись с решением суда, ООО «Топкинский водоканал» обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям: - суд первой инстанции сделал неправильный вывод о том, что основания для проведения внеплановой проверки Общества отсутствовали, поскольку оно не осуществляет фактическое пользование недрами и не создает угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан и окружающей среде; - суд необоснованно указал в решении, что заявитель не привел норм права, нарушенных административным органом; - ООО «Топкинский водоканал» (ИНН 4229007719), являясь владельцем лицензий на пользование недрами «Стрелинский», «Бойцовский», «Цемзаводской» Кемеровской области и «Сломинский» Кемеровской области, не выполняет обязанностей, установленных законом и лицензией; несоблюдение владельцем лицензии лицензионных требований и положений закона в данной области ставит под угрозу причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда окружающей среде; для данного населенного пункта спорные скважины являются единственным источником водоснабжения; - поскольку лицензия на определенный участок недр может быть выдана лишь одному обладателю, а вторая лицензия на тот же участок не выдается, получение лицензии другим лицом, фактически пользующимся недрами, является невозможным; напрямую затрагиваются права заявителя бездействием Росприроднадзора. Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе. Представитель Общества в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы, настаивала на ее удовлетворении, сослалась на нахождении заявителя в тупиковой ситуации, согласно которой организации приходится осуществлять деятельность, отказаться от которой невозможно в силу необходимости обеспечения граждан водоснабжением, вместе с тем, вынуждены нарушать действующее законодательство, поскольку получить лицензию оказалось невозможным, в связи с чем заявитель и его должностные лица подвергаются наказанию. Управление Росприроднадзора по Кемеровской области в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие угрозы жизни и здоровью граждан, поскольку ООО «Топкинский водоканал»719 не осуществляет никакую деятельность; Росприроднадзор обеспечивают предупреждение, выявление и пресечение нарушений лицами, осуществляющими пользование недрами. Судебное разбирательство на основании ст. 158 АПК РФ в целях более полного и всестороннего исследования материалов дела откладывалось для оформления письменно апеллянтом устных доводов, не нашедших отражения в жалобе, с представлением соответствующих доказательств, Управлению Росприроднадзора предложено представить в случае возникновения дополнительных пояснений с учетом представленных апеллянтом дополнений к апелляционной жалобе мотивированный отзыв. После отложения судебного заседания от апеллянта в адрес суда представлены дополнения к апелляционной жалобе с приложением документов в обоснование своей позиции согласно определения суда апелляционной инстанции с доказательством их вручения административному органу. От Управления в материалы дела не поступило после отложения каких-либо дополнительных пояснений, возражений или иных документов. В порядке ч. 2 ст. 268 АПК РФ в целях более полного и всестороннего рассмотрения дела дополнения к апелляционной жалобе и представленные с ними документы приобщены судом апелляционной инстанции к материалам дела. Проверив материалы дела в порядке ст. 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям. Из материалов дела следует, что 13.02.2012 г. между ООО «СибДорСтрой» и ООО «Топкинский водоканал» (ИНН 4205151093) заключен договор № 36 аренды имущества, по условиям которого арендодатель представляет, а арендатор принимает во временное владение и пользование объекты недвижимости (артезианские скважины, водонапорные башни и т.д.). Эксплуатация преданных по договору объектов требует наличия лицензии на пользование недрами. Заявитель подготовил необходимый пакет документов для получения лицензии на соответствующие участки недр. 03.10.2012 г. Общество обратилось в Кузбасснедра с заявлением о выдаче лицензий на следующие участки недр: «Стрелинский», «Бойцовский», «Цемзаводской» Кемеровской области и «Сломинский» Кемеровской области. Управлением по недропользованию по Кемеровской области решениями от 29.10.2012 г. № 13-5/3475 и № 13-5/3476 материалы Общества возвращены в адрес заявителя без рассмотрения. Основанием для возвращения материалов и оставления заявок без рассмотрения явилось нахождение данных участков недр в распределенном фонде, наличие другого пользователя у этих участков ООО «Топкинский водоканал» (ИНН 4229007719) и несданных лицензий на право пользования данными участками, включая добычу подземных вод для водоснабжения. Заявитель обратился в Управление Росприроднадзора по Кемеровской области с заявлением о проведении проверки соблюдения установленных правил пользования недрами и условий лицензий серия КЕМ 01441 ВЭ, КЕМ 01442 ВЭ ООО «Топкинский водоканал» (ИНН 4229007719) и в случае установления нарушений, вынесения представления о досрочном прекращении права пользования участками недр – лицензий серия КЕМ 01441 ВЭ, КЕМ 01442 ВЭ. Обществом получен ответ Управления Росприроднадзора по Кемеровской области № 13-5/167 (л.д.17), из которого следует, что в ходе проведения внеплановой проверки в период с 30.07.2012 г. по 06.08.2012 г. установлено, что ООО «Топкинский водоканал» (ИНН 4229007719) не осуществляет деятельность по добыче подземных вод, что подтверждается соглашением о расторжении договора аренды № 0610 от 01.06.2010 г., договором аренды от 13.02.2012 г., следовательно, ООО «Топкинский водоканал» (ИНН 4229007719) не может быть проверено. Полагая, что бездействие Управления Росприроднадзора по Кемеровской области, выразившееся в непроведении проверки является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Принимая судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель не представил доказательств незаконности бездействия Управления Росприроднадзора по Кемеровской области и нарушения ими прав и законных интересов Общества. Суд апелляционной инстанции полагает выводы суда первой инстанции необоснованными, исходит из установленных судом фактических обстоятельств дела и следующих норм права. Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Для признания незаконными действий государственного органа, исходя из содержания части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, необходимо установление факта такого действия, то есть совершения соответствующим органом определенных действий при наличии обязанности их совершить в силу закона, противоправности, то есть несоответствия такого действия закону или иному ненормативному акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (абзац 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах»). Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (абзац 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах»). Статьей 12 Закона № 2395-1 установлено содержание лицензии на пользование недрами и предусмотрено, что условия пользования недрами, указанные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством. В соответствии со статьями 4,5 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и п. 2,4 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного Приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 196, на Росприроднадзор и его территориальные органы возложены функции по проведению в установленном порядке государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр. В рамках выполнения данных функций Росприроднадзор обеспечивает предупреждение, выявление и пресечение нарушений всеми пользователями недр, требований международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о недрах, стандартов, норм, правил в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр, а также обеспечивают предотвращение самовольного пользования недрами. Указанные надзорные полномочия Росприроднадзор реализует посредством проведения проверок недропользователей. В соответствии с п. 1 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами. В соответствии Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2013 по делу n А27-13895/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|