Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2015 по делу n А27-17777/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

г. Томск                                                                                                   Дело № А27-17777/2014

резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2015

текст постановления изготовлен в полном объеме 28 января 2015

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи С. Н. Хайкиной

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю. А. Романовой с использованием средств аудиозаписи

при участии:

от заявителя: Л. М. Аникеенко, паспорт; В. В. Абалакова по доверенности от 19.01.2015, паспорт;

от заинтересованного лица: Ю. С. Михайлюк по доверенности № 9 от 12.01.2015, удостоверение;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Аникеенко Людмилы Марэновны на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 19.11.2014 по делу № А27-17777/2014 (судья В. В. Власов)

по заявлению индивидуального предпринимателя Аникеенко Людмилы Марэновны (ОГРН 304421202900069, ИНН 421205566882) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Кемеровской области (ОГРН 1044212012250, ИНН 4212021105) о признании незаконными и отмене постановлений от 10.09.2014 № 266, № 267,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Аникеенко Людмила Марэновна (далее – заявитель, Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановлений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Кемеровской области (далее – Инспекция, административный орган) от 10.09.2014 № 266 и № 267.

Решением суда от 19.11.2014 заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Не согласившись с решением суда, Предприниматель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что дело не подлежало рассмотрению в порядке упрощенного производства; деятельность Предпринимателя не ограничивается приемом денежных средств у физических лиц; Предприниматель не является платежным агентом в понимании Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон № 103-ФЗ); в действиях предпринимателя отсутствует состав вменяемого правонарушения.

В отзыве на апелляционную жалобу Инспекция не согласна с доводами Предпринимателя, считает решение суда не подлежащим отмене.

В судебном заседании Предприниматель и его представитель поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель инспекции возражал против ее удовлетворения.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная инстанция приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена проверка соблюдения Предпринимателем законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, полноты учета выручки, порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, соблюдения платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей.

По результатам проверки Инспекцией составлены акт № 241 от 21.08.2014 и протокол об административном правонарушении № 266 от 27.08.2014.

По результатам рассмотрения материалов административного дела вынесено постановление № 266 от 10.09.2014, которым Предприниматель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде предупреждения.

Также Инспекцией составлены акт № 242 от 21.08.2014 и протокол об административном правонарушении № 267 от 27.08.2014.

По результатам рассмотрения материалов административного дела вынесено постановление № 267 от 10.09.2014, которым  Предприниматель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.

Не согласившись с указанными постановлениями, Предприниматель обратился в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводам о наличии в действиях Предпринимателя составов вменяемых ему административных правонарушений; об отсутствии нарушений порядка привлечения Предпринимателя к административной ответственности.

Арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, при этом исходит из следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.

Объективную сторону указанного правонарушения образуют нарушения обязанностей:

- по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета),

- по использованию платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, регулируются Законом № 103-ФЗ.

Согласно части 2 статьи 1 Закона № 103-ФЗ положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.

В соответствии с указанной нормой права:

поставщик – юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;

плательщик – физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;

платежный агент – юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;

оператор по приему платежей – платежный агент – юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Пунктами 1, 2 статьи 3 Закона № 103-ФЗ установлено, что под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее – прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Пунктами 14, 15 статьи 4 Закона № 103-ФЗ установлено, что платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов; платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

Таким образом, если денежные средства получены платежным агентом от физического лица, такие денежные средства должны быть зачислены исключительно на специальный банковский счет платежного агента.

Инспекция, указывая на совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, расценивает Предпринимателя в качестве платежного агента и получателя денежных средств от потребителей.

Вместе с тем, в силу положений Закона № 103-ФЗ платежный агент характеризуется лишь принятием платежей от физических лиц в пользу поставщика в отсутствие какого-либо встречного предоставления плательщику со стороны платежного агента, а также в отсутствие обязательств агента перед плательщиком.

В ходе проведенной Инспекцией проверки установлено, что Предпринимателем принимались денежные средства от физических лиц без открытия специального банковского счета.

Так, за период с 21.08.2014 по 25.08.2014 Предпринимателем получены денежные средства физических лиц в размере 377 457 рублей без применения контрольно-кассовой техники за реализацию трех туристических продуктов (договоры о реализации туристского продукта № 694, 698, 700).

Указанные обстоятельства Предпринимателем не оспариваются.

При этом согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей основным видом экономической деятельности заявителя является предоставление туристических и информационных услуг, код ОКВЭД 63.30.3.

Порядок осуществления туристской деятельности регулируется Федеральным законом № 132-ФЗ от 24.11.1996 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 132-ФЗ) и Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденными Постановлением РФ № 452 от 18.07.2007 (далее – Правила оказания услуг).

В силу статьи 1 Закона № 132-ФЗ турагентская деятельность – это деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем;

туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;

туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор);

турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент);

продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое);

реализация туристского продукта - деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором.

Согласно статье 9 закона № 132-ФЗ туристский продукт формируется туроператором по его усмотрению исходя из конъюнктуры туристского рынка или по заданию туриста или иного заказчика туристского продукта (далее - иной заказчик).

Туроператор обеспечивает оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристами и (или) иными заказчиками.

Продвижение и реализация туристского продукта турагентом осуществляются на основании договора, заключаемого между туроператором и турагентом. Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта от имени и по поручению туроператора, а в случаях, предусмотренных договором, заключаемым между туроператором и турагентом, - от своего имени.

На основании статьи 10 Закона № 132-ФЗ реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком.

Отношения, возникающим между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом, от своего имени реализующим туристский продукт, сформированный туроператором, по договору о реализации туристского продукта регулируются статьей 10.1 Закона № 132-ФЗ.

К данным отношениям применяются положения статьи 10 Закона № 132-ФЗ, если иное не установлено настоящей статьей.

В соответствии со статьей 10.1 Закона № 132-ФЗ договор о реализации туристского продукта, заключаемый между туристом и (или) иным заказчиком

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2015 по делу n А45-10226/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также