Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2015 по делу n А45-23/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Томск                                                                                                        Дело № А45-23/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2015 г.

Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2015 г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи О.А. Скачковой,

судей Л.А. Колупаевой, М.Х. Музыкантовой,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.С. Левенко с использованием средств аудиозаписи,

при участии в заседании:

от заявителя – Т.В. Штарк по доверенности от 19.01.2015, паспорт,

от заинтересованного лица – В.К. Ефремов по доверенности от 12.01.2015, паспорт,

рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Федерального Государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, «Российский Государственный центр инвентаризации и учёта объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации» (Новосибирский филиал)

на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24 декабря 2014 г. по делу № А45-23/2014 (судья А.В. Хорошилов)

по заявлению Федерального Государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, «Российский Государственный центр инвентаризации и учёта объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации» (Новосибирский филиал) (ОГРН 1027739346502, ИНН 7701018922, 630099, г. Новосибирск, ул. Трудовая, д. 3)

к Управлению по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области (630011, г. Новосибирск, ул. Красный проспект, д. 18)

о признании незаконным предписания от 16.10.2013 № 2163-04/44,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное Государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, «Российский Государственный центр инвентаризации и учёта объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации» (Новосибирский филиал) (далее – заявитель, предприятие, ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ») обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области (далее – заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным предписания от 16.10.2013 № 2163-04/44.

Решением суда от 24.12.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что постановлением Центрального районного суда г. Новосибирска от 12.12.2013 по делу № 5-273/2013 прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в связи с отсутствием состава административного правонарушения, из чего следует, что предписание является незаконным, в том числе на основании статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Апеллянт ссылается на отсутствие в предписании ссылок на норму закона, которую нарушило ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ». Кроме того указывает, что в 1986-1897 годах проведены ремонтные работы, в результате которых здания комплекса, решенные в формах конструктивизма, утратили свой первоначальный облик; жилой дом с административными помещениями, где площадь нежилых помещений больше, чем площадь жилых помещений; всего часть нежилых помещений площадью 184,5 кв.м, расположенных в подвале здания арендует предприятие. Также апеллянт ссылается на статью 16 Федерального закона № 73-ФЗ и указывает, что объектом культурного наследия может считаться только тот объект, который включен в единый государственный реестр объектов, однако спорный объект в данный реестр не включен, паспорта объекта культурного наследия не имеет, отсутствует предмет охраны. Апеллянт считает, что приказ управления № 290 от 29.12.2012 решением Арбитражного суда Новосибирской области от 11.04.2014 по делу № А45-3104/2014 признан недействительным, в связи с чем решение суда по настоящему делу противоречит требованиям статьи 69 АПК РФ. Апеллянт полагает, что предписание не может быть исполнено с учетом требований статьей 40, 42-44, 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе, возражениях на отзыв.

Управление представило отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. По мнению управления, решение суда законно и обоснованно.

Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу.

В судебном заседании 19.03.2015 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до 26.03.2015. Сведения о перерыве размещены на официальном сайте суда: http://7aas.arbitr.ru.

После перерыва на основании части 2 статьи 268 АПК РФ представленные участвующими в деле лицами дополнительные доказательства приобщены к материалам дела арбитражным судом апелляционной инстанции, что отражено в протоколе судебного заседания.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений и отзыва, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям. 

Как установлено судом первой инстанции, управлением на основании приказа от 26.09.2013 № 169 в отношении заявителя по месту осуществления им деятельности: Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Трудовая, 3, проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс жилых домов кооператива «Печатник» - 4-х этажный кирпичный жилой дом», расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Трудовая, 3.

В ходе проверки выявлены нарушения требований Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ), Закона Новосибирской области от 25.12.2006 № 79-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Новосибирской области», охранного обязательства от 16.06.2008 № 185, а именно без письменного разрешения и согласования с управлением на западном фасаде объекта культурного наследия пристроен стеклянный тамбур, на тамбуре размещена рекламная конструкция «Федеральное БТИ», две рекламные конструкции «по городу Новосибирску» на фасаде с двух сторон от тамбура; на восточном фасаде над входом в помещение БТИ размещена рекламная конструкция «Федеральное БТИ»; по периметру объекта на западном и восточном фасадах размещены кондиционеры (наружные блоки); в помещениях предприятия поставлены пластиковые окна; произведены работы по ремонту внутренних помещений.

По результатам проверки 07.10.2013 составлен акт проверки № 48 и 16.10.2013 предприятию выдано предписание № 2163-04/44 о необходимости в срок до 31.12.2013 разработать и представить на согласование в управление документацию по сохранению объекта культурного наследия; в срок до 01.09.2014 провести работы по сохранению объекта культурного наследия на основании разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации выданного управлением, для приведения объекта культурного наследия в соответствие с разработанной проектной документацией.

Полагая, что предписание вынесено незаконно, предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем в период действия охранного обязательства (договор аренды помещений от 01.07.2008 № 031350-050) без специального письменного разрешения и согласования с административным органом произведена пристройка к используемым помещениям, переделка памятника как внутри него, так и снаружи, размещена наружная реклама, вывески (пристроен тамбур, размещены рекламные конструкции, вывески, заменены окна, размещены кондиционеры, произведен ремонт помещений), что является нарушением требований охранного обязательства и, соответственно, положений статьи 55 Федерального закона № 73-ФЗ.

Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.

Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.

В соответствии с пунктом «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы охраны памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 76 Конституции Российской Федерации по указанным вопросам издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Специальным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, является Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В преамбуле к Федеральному закону № 73-ФЗ говорится о том, что государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 3 данного Федерального закона (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 245-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Согласно статье 4 Федеральному закону № 73-ФЗ объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:

- объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;

- объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;

- объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

 Пунктом 3 статьи 64 Федерального закона № 73-ФЗ установлено: отнести памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Решение исполкома Новосибирского областного Совета народных депутатов от 16.02.1987 № 53 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Новосибирской области» (вместе с «Перечнем исторических памятников, подлежащих государственной охране как памятники местного значения», «Перечнем памятников архитектуры, подлежащих государственной охране как памятники местного значения», «Перечнем памятников искусства Новосибирской области,

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2015 по делу n А27-17118/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт  »
Читайте также