Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2010 по делу n А75-728/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

18 июня 2010 года

                                                          Дело №   А75-728/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2010 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кливера Е.П.,

судей Золотовой Л.А., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Леоновой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3720/2010) Линейного отдела внутренних дел на станции Сургут (далее – ЛОВД на станции Сургут; Отдел; заинтересованное лицо)

на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26.03.2010 по делу № А75-728/2010 (судья Дроздов А.Н.), принятое

по заявлению открытого акционерного общества «Нижневартовскавиа» (далее – ОАО «Нижневартовскавиа»; заявитель)

к ЛОВД на станции Сургут,

о признании незаконным решения от 18.11.2009 № 7/19260 и обязании совершить действия,

при участии в судебном заседании представителей:

от ЛОВД на станции Сургут − Анфертьевой А.А. по доверенности от 24.02.2010, действительной до 31.12.2010 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);

от ОАО «Нижневартовскавиа» – Королевой Г.В. по доверенности от 27.02.2010 № 17, действительной до 31.12.2010 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ); Бобырь П.П. по доверенности от 08.06.2010, действительной до 31.12.2010 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ); Кирилюк Ж.Н. по доверенности от 08.06.2010 № 34, действительной до 31.12.2010 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ),

установил:

 

ОАО «Нижневартовскавиа» обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к ЛОВД на станции Сургут, в котором просило:

- признать незаконным решение от 18.11.2009 № 7/19260 об отказе в продлении срока действия разрешения на хранение и использования служебного оружия и патронов к нему;

- обязать заинтересованное лицо продлить Обществу разрешение на хранение и использование служебного оружия и патронов к нему.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26.03.2010 требование Общества удовлетворено.

В качестве правового обоснования принятого судебного акта суд первой инстанции, сославшись на положения Воздушного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства РФ от 01.12.2005 № 711 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 14.08.1992 № 587», Положение о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 897, пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения.

Не согласившись с принятым решением, Отдел обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и вынести новый судебный акт – об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Податель жалобы считает, что судом первой инстанции неверно применены нормы материального права.

ОАО «Нижневартовскавиа» в письменном отзыве на апелляционную жалобу и в устном выступлении в суде апелляционной инстанции просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании участвующие в деле лица поддержали свои доводы по мотивам, изложенным выше.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, дополнения к апелляционной жалобе, письменный отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

27.01.2009 в связи с окончанием срока действия разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему от 03.05.2005 серии РХИ № 0083772 в ЛОВД на станции Сургут обратилось ОАО «Нижневартовскавиа» для замены названного разрешения.

06.02.2009 в адрес Общества поступило уведомление об отказе в выдаче лицензии (разрешения) серии УО № 001 (без даты) с письмом от 05.02.2009 № 7/2101.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.06.2009 по делу № А75-2479/2009 решение ЛОВД на станции Сургут об отказе в выдаче разрешения на хранение и использование служебного оружия и патронов к нему, представленное уведомлением об отказе в выдаче лицензии (разрешения) серии УО № 001 (без даты) и письмом от 05.02.2009 № 7/2101, признано незаконным (Т. 1 л.д. 95-101).

На основании указанного решения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о повторном рассмотрении пакета документов, ЛОВД на станции Сургут было повторно рассмотрено заявление Общества на продление срока действия разрешения, хранения и использования оружия и патронов к нему юридическими лицами (РХИ).

18.11.2009 письмом исх. № 7/19260 заинтересованное лицо сообщило Обществу об отказе в замене и выдаче разрешения серии РХИ (т. 1 л.д. 47-51), со ссылками на статью 10 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», статью 83 Воздушного кодекса Российской Федерации.

В письме от 05.02.2009 № 7/2101, адресованном Обществу, заинтересованное лицо указало, что «юридическими лицами с особыми уставными задачами являются предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применение служебного оружия. Службы авиационной безопасности не могут быть субъектами указанных правоотношений, поскольку являются структурными подразделениями авиапредприятий, а не самостоятельными юридическими лицами (т. 1 л.д. 53).

Полагая, что отказ ЛОВД на станции Сургут, изложенный в письме от 28.11.2009 № 7/19260, является незаконным, противоречит правам и законным интересам ОАО «Нижневартовскавиа», последнее обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

26.03.2010 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принял обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 83 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.

Согласно статье 84 ВК РФ авиационная безопасность обеспечивается посредством:

1) предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома;

2) охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц;

3) исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза;

4) предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с Законом Российской Федерации «О милиции»;

5) реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.11.2005 № 142 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности», пунктом 3 которых также установлено, что авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.

Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности (далее – САБ) аэропортов, подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

САБ аэропортов и САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.

САБ аэропорта, САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) оснащаются служебным оружием и специальными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также техническими средствами досмотра, охраны и контроля доступа, автотранспортом, средствами связи и другими необходимыми материальными средствами.

Вопросы, связанные с оформлением, выдачей, продлением срока действия и аннулированием лицензии на приобретение, в том числе служебного оружия и патронов, регулируются Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее – Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ).

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежит лицензированию. Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации. Заявление о выдаче лицензии рассматривается указанными органами в течение месяца со дня его подачи. В заявлении указываются сведения о видах оружия, которое планируется приобрести, и мерах, принятых для обеспечения учета и сохранности оружия. Заявитель также обязан представить учредительные и регистрационные документы юридического лица или документы, удостоверяющие личность гражданина, и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы.

Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются:

- непредставление заявителем необходимых сведений либо представление им неверных сведений;

- невозможность обеспечения учета и сохранности оружия либо необеспечение этих условий;

- другие предусмотренные настоящим Федеральным законом основания.

Статьей 10 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ определен круг субъектов, имеющих право на приобретение оружия, к которым, в том числе отнесены юридические лица с особыми уставными задачами.

Из материалов дела следует, что к видам деятельности ОАО «Нижневартовскавиа» согласно пункту 3.4.22 устава Общества, утвержденного руководителем территориального управления Министерства имущественных отношений РФ по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 20.10.2004 № 1146, отнесено, в том числе обеспечение мер авиационной безопасности (т. 1 л.д. 19).

Во исполнение указанной задачи, в соответствии с нормами ВК РФ, Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности», утвержденных Приказом Минтранса России от 28.11.2005 № 142, Обществом создано структурное подразделение служба авиационной безопасности (САБ), которая осуществляет комплекс мероприятий по обеспечению гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в ее деятельность, а также усиливает меры безопасности в период повышенной угрозы воздушному транспорту или чрезвычайных обстоятельств.

ОАО «Нижневартовскавиа» имеет сертификат соответствия на вид аэропортовой деятельности – авиационная безопасность № 2051080271, сроком действия до 20.03.2010, выданный Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (т. 1 л.д. 69, 70).

Кроме того, Общество имеет лицензию на осуществление деятельности по обеспечению авиационной безопасности серии ДА № 004192 от 29.12.2007 сроком действия до 29.12.2012 (т. 1 л.д. 65, 67), в том числе на охрану воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц, исключение возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющих веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза, предполетный досмотр, а также послеполетный досмотр в случае его проведения в соответствии с законом РФ «О милиции», реализацию мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе осуществляемых с участием правоохранительных органов.

При таких обстоятельствах ОАО «Нижневартовскавиа», имея в своей структуре службу авиационной безопасности, отвечающую всем предъявляемым к ней требованиям законодательства, что подтверждено, в том числе органами по сертификации и лицензионным органом в сфере осуществления деятельности по обеспечению авиационной безопасности, является юридическим лицом с особыми уставными задачами, которое может претендовать на получение лицензии на приобретение оружия и патронов к нему.

Более того, согласно статье 4 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ к служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.

Предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами.

При этом, как указано выше, согласно пункту 5 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности», утвержденные Приказом Минтранса России от 28.11.2005 № 142, службы авиационной безопасности аэропорта оснащаются служебным

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2010 по делу n А46-14773/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также