Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2011 по делу n А46-1826/2011. Отменить решение полностью и принять новый с/а
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ
03 октября 2011 года Дело № А46-1826/2011 Резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании 22 - 29 сентября 2011 года. Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2011 года. Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Зориной О.В. судей Семеновой Т.П., Смольниковой М.В., при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Зинченко Ю.О., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6383/2011) негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Омская объединенная техническая школа ДОСААФ России Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» на решение Арбитражного суда Омской области от 29 июня 2011 года, принятое по делу № А46-1826/2011 (судья Луговик С.В.) по иску негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования техническая школа ДОСААФ России Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ОГРН 1045513017880, ИНН 5507071760) к Военному комиссариату Омской области (ОГРН 1025500745270, ИНН 5503019462), Министерству финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360) о взыскании 16 675 461 рубля 00 копеек, при участии в деле в качестве третьего лица Министерства обороны Российской Федерации, при участии в судебном заседании представителей: от негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Омская объединенная техническая школа ДОСААФ России Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» – Деревянко А.С. по доверенности от 15.02.2011; после перерыва - начальник Змиев С.А. (личность удостоверена паспортом); Змиева М.С. по доверенности от 23.05.2011. от Министерства обороны Российской Федерации – Лесняк С.К. по доверенности от 04.04.2011; установил:
Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования техническая школа ДОСААФ России Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (далее –Учреждение, истец, податель жалобы) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением о взыскании с Военного комиссариата Омской области (далее – Комиссариат), а при недостаточности денежных средств с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин России) задолженности по оплате услуг, связанных с подготовкой граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в 2008-2009 годах в размере 16 675 461 руб. Определением Арбитражного суда Омской области от 25.04.2011 по делу № А46-1826/2011 по ходатайству истца на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее – Минобороны России). В порядке статьи 49 АПК РФ истец уточнил заявленные требования, заявив о солидарном взыскании с Комиссариата и Минобороны России, а при недостаточности денежных средств с Российской Федерации в лице Минфина России за счет средств казны Российской Федерации 15 530 745 руб. Решением Арбитражного суда Омской области от 29.06.2011 по делу № А46-1826/2011 в удовлетворении исковых требований отказано. Не соглашаясь с указанным решением суда, Учреждение в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новый судебный акт о полном удовлетворении исковых требований. Податель жалобы, мотивируя свои доводы, ссылался на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, не соответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Так, истец считает, что расходы, понесенные Учреждением вследствие осуществления подготовки граждан, подлежащих призыву на военную службу, подлежат компенсации государством в силу прямого указания закона. Настаивает на том, что спорная задолженность подлежит взысканию с Комиссариата. Указывает на уточнение исковых требований, заявленных в суде первой инстанции, о солидарном взыскании с Комиссариата и Минобороны России спорной суммы и на то, что суд первой инстанции немотивированно отклонил уточнение иска. Полагает необоснованным вывод суда первой инстанции о нераспространении на истца положений о порядке компенсации расходов федеральных учреждений, регламентированных письмом Казначейства Российской Федерации от 26.04.2006 № 42-7.1-15/5.1-192. В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Считает, что судом первой инстанции допущены грубые процессуальные нарушения. Представитель Минобороны России возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе. Представитель на вопрос суда, о том, каким образом Минфин России финансировало деятельность Министерства обороны Российской Федерации, не ответил, но пояснил, что Комиссариат от Министерства обороны Российской Федерации финансирование не получал. Представитель Минфина России, надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, в судебное заседание не явился. В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом без их участия. Рассмотрев материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей истца, Комиссариата и Минобороны России, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для частичной отмены решения Арбитражного суда Омской области от 29.06.2011 по делу № А46-1826/2011. Как усматривается из материалов дела, настоящий спор, переданный на разрешение арбитражного суда, возник вследствие неоплаты расходов истца, связанных с подготовкой в период с 01.10.2008 по 25.06.2009 граждан, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учетным специальностям. Фактически истцом в указанный период было обучено 547 специалистов для Вооруженных сил Российской Федерации. Стоимость услуг по их подготовке составила 15 530 745 руб. Данное обстоятельство подтверждено актом сдачи-приема от 01.07.2009 (том 1 листы дела 22-23), по которому заказчик в лице военного комиссара Омской области принял оказанные Омским областным советом РОСТО (ДОСААФ) услуги, в числе которых услуги, оказанные Учреждением. В акте указано на надлежащее качество оказанных услуг. Данное обстоятельство также подтверждено приказами о зачислении призывников для обучения по программам подготовки водителей транспортных средств категории «С» и «Д», водителей колесных бронетранспортеров, приказами о выпуске этих специалистов. Несмотря на принятие результата оказанных услуг Омскому областному совету РОСТО (ДОСААФ) в целом и истцу в частности было отказано в их оплате со ссылкой на отсутствие заключенного между Минобороны России и образовательными организациями РОСТО (ДОСААФ) государственного контракта на оказание услуг по подготовке военно-обученных специалистов в спорный период (ответ вр.и.о. начальника Штаба Сибирского военного округа от 03.08.2009 исх. № 19/5/2383 – том 1 лист дела 28). В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Порядок компенсации таких расходов определен в Правилах компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 704 (далее Правила № 704). Из положений подпункта 4 пункта 2, абзаца второго пункта 4 названных Правил следует, что компенсации подлежат, в том числе, расходы организаций и граждан, связанные с подготовкой граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в образовательных учреждениях общественных объединений по направлению военного комиссариата. Компенсация осуществляется путем перечисления на счета получателей компенсации (образовательных учреждений общественных объединений и транспортных организаций) на основании их счетов средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства федеральному казенному учреждению, находящемуся в ведении Министерства обороны Российской Федерации. При этом государственным заказчиком мероприятий, связанных с подготовкой граждан Российской Федерации по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата, а также с организацией и проведением призыва граждан Российской Федерации на военную службу указано Минобороны России. В соответствии с пунктом 3 упомянутых выше Правил компенсация расходов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации. На основании указанных нормативных актов расходы, понесенные организациями в связи с подготовкой граждан Российской Федерации по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата, компенсируются за счет средств федерального бюджета в силу прямого указания закона. Поэтому надлежащим ответчиком по иску об исполнении расходных обязательств государства является Российская Федерация в лице главного распорядителя бюджетных средств - Министерства обороны Российской Федерации. В обоснование исковых требований о взыскании спорной задолженности с Комиссариата истец ссылается на пункт 26 раздела II Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007 № 1132, согласно которому на военные комиссариаты возложены задачи по организации работы по подготовке граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования. Однако данный пункт возлагает на военные комиссариаты задачи по организации работы по подготовке граждан по военно-учетным специальностям, но не обязанности по выплате компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». В то же время, суд апелляционной инстанции считает необходимым указать следующее: Приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 июня 2005 г. № 251 «О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что Командующим войсками военных округов предписано осуществлять через военные комиссариаты компенсацию расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в порядке, определенном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 704 (пункт 4). Таким образом, Министр обороны России своим приказом допустил возможность осуществления финансирования расходов образовательных учреждений (в том числе связанных с подготовкой граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин) через военные комиссариаты, если федеральное казенное учреждение (в ранее действовавшей редакции - учреждение, находящееся в ведении Министерства обороны Российской Федерации) для этой цели не создавалось. Суд апелляционной инстанции в судебном заседании по рассмотрению апелляционной жалобы предложил представителю Министерства обороны РФ представить доказательства наделения какого-либо федерального казенного учреждение в ведении Министерства обороны РФ функциями по финансированию расходов образовательных учреждений по подготовке граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин и наделения его финансированием для этих целей. Для предоставления таких доказательств в заседании суда был объявлен перерыв, после которого представитель Минобороны России не явился. Поэтому суд апелляционной инстанции считает не доказанным наличие какого-либо иного учреждения, полномочного финансировать услуги образовательных учреждений (в том числе связанных с подготовкой граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин), помимо Комиссариата. Соответственно предъявление к нему Учреждением иска суд считает правомерным. Удовлетворение же такого иска было бы правомерным при условии, если бы в ходе рассмотрения дела был установлен факт действительного предоставления средств на вышеуказанные цели Комиссариату, поскольку при отсутствии такого финансирования Комиссариат не является ни стороной договорного, ни стороной законного обязательства перед истцом. В настоящем деле удовлетворение иска за счет Комиссариата суд апелляционной инстанции считает невозможным, поскольку, как указал Комиссариат при рассмотрении дела и как подтвердил представитель Минобороны Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2011 по делу n А70-3082/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|