Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2012 по делу n А46-16094/2010. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

22 мая 2012 года

                                               дело №   А46-16094/2010

Резолютивная часть постановления объявлена  15 мая 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  22 мая 2012 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Зиновьевой Т.А.,

судей  Глухих А.Н., Еникеевой Л.И.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мироновой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1951/2012) муниципального образования город Омск в лице Департамента финансов и контроля Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 31 января 2012 года по делу № А46-16094/2010 (судья Баландин В.А.), принятое по иску открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 11», (ИНН 5406323202, ОГРН 1055406226237) к муниципальному образованию город Омск в лице Департамента финансов и контроля Администрации города Омска (ИНН 5503023701, ОГРН 1025500741067) о взыскании 351 331 940 рублей 93 копеек,

при участии в деле третьих лиц: Администрации города Омска, Департамента городского хозяйства Администрации города Омска, муниципального предприятия города Омска «Тепловая компания»,

 

при участии в судебном заседании представителей:

от муниципального образования город Омск в лице Департамента финансов и контроля Администрации города Омска – Зайцева Ю.А. (удостоверение, доверенность № 03-06/5974 от 30.11.2010 сроком действия один год); представитель Окишев К.В. (удостоверение,  доверенность № 126 от 24.03.2011 сроком действия три года);

от Администрации города Омска – Яковлев К.А. (удостоверение, доверенность № 02-24/4219 от 15.07.2011, сроком действия один год);

от открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 11»  – Семёнова А.Л. (паспорт, доверенность № 03-03/533оф от 19.09.2011 сроком действия один год);

от муниципального предприятия города Омска «Тепловая компания» – представитель Давыдов В.Н. (паспорт, доверенность № 5249-ип от 29.12.2011 сроком действия до 31.12.2012);

от Департамента городского хозяйства Администрации города Омска – представитель не явился, извещен,

установил:

открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 11» (далее –    ОАО     «ТГК№11»,    истец)    обратилось    в    Арбитражный    суд    Омской    области с    исковым заявлением к муниципальному образованию город Омск в лице Департамента финансов и контроля Администрации города Омска (далее – Департамент финансов, ответчик) о взыскании за счет средств казны муниципального образования убытков в сумме 351 331 940 руб. 93 коп.

Определениями от 09.02.2011 и 21.12.2011 участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, суд первой инстанции привлек Администрацию города Омска, Департамент городского хозяйства Администрации города Омска, муниципальное предприятие города Омска «Тепловая компания».

До вынесения итогового судебного акта истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика убытки в сумме 277 107 452 руб. 51 коп.

Суд первой инстанции принял уточнение иска.

Решением Арбитражного суда Омской области от 31 января 2012 года по делу № 46-16094/2010 исковые требования с учетом уточнения удовлетворены в полном объеме. С муниципального образования город Омск в лице Департамента финансов и контроля Администрации города Омска (ИНН 5503023701, ОГРН 1025500741067) в пользу открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 11» (ИНН 5406323202, ОГРН 1055406226237) за счет средств казны муниципального образования взысканы убытки в сумме 277 107 452 руб. 51 коп., а также государственная пошлина в сумме 200 000 руб.

Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент финансов и контроля обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что совокупность необходимых обстоятельств для взыскания убытков в настоящем деле не установлена. Податель жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции о том, что в исковом периоде 2008-2010 года действовавшие на территории города Омска нормативы потребления коммунальной услуги горячего водоснабжения граждан и тарифы на оплату этой услуги не соответствовали нормам Правил № 307 и СанПин 2.1.4.2496-09. По мнению ответчика, судом первой инстанции нарушена норма статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.  Нормативные правовые акты города Омска об установлении нормативов потребления и тарифов не оспорены и не признаны недействительными, в связи с чем подлежали применению. Единственным нормативом для горячего водоснабжения являлся месячный объем воды, потребляемый одним человеком, который измеряется в кубических метрах воды на одного человека. Данные о количестве тепловой  энергии, необходимой для нагрева воды до заданной температуры, не используются. Ответчик не согласен с представленным истцом расчетом. Кроме того, Департамент финансов и контроля оспаривает доказательственную силу заключения эксперта, ссылаясь на отсутствие надлежащим образом подтвержденных исходных данных. Эксперт не выполнял каких-либо теплотехнических, физических, гидравлических или иных расчетов, а ограничился анализом данных приборов учета и справок о температуре теплоносителя; проводил только анализ температуры горячей воды. Податель жалобы также считает муниципальное образование городской округ город Омск ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу ОАО «ТГК-11» указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Администрация города Омска в письменном отзыве на апелляционную жалобу (с дополнением) указывает, что обжалуемое решение подлежит отмене, в удовлетворении исковых требований ОАО «ТГК № 11» следует отказать.

ОАО «ТГК № 11» представлены дополнения к отзыву на апелляционную жалобу. Истец указывает, что расчет суммы исковых требований сформирован на основании данных о затратах на тепловую энергию для подогрева горячей воды, нарушения качества предоставления коммунальных услуг в спорный период в расчете учтены.

Департаментом финансов и контроля представлены письменные пояснения по делу, в которых ответчик не согласен с применением увеличенных нормативов по горячему водоснабжению, а также дополнения к апелляционной жалобе.

В заседание суда апелляционной инстанции представители Департамента городского хозяйства Администрации города Омска не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 123 АПК РФ.

На основании части 1 статьи 266 части 5 статьи 156 АПК РФ  судебное заседание проведено в отсутствие неявившегося участника процесса.

В судебном заседании 05.05.2012 объявлялся перерыв до 15.05.2012. Об объявлении перерыва судебного заседания, а также времени и месте его продолжения участвующие в деле лица извещены надлежащим образом путем размещения объявления на официальном сайте Восьмого арбитражного апелляционного суда в сети «Интернет».

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента финансов и контроля поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель ОАО «ТГК-11» возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 Представители Администрации города Омска и МП г. Омска «Тепловая компания» поддержали доводы апелляционной жалобы ответчика.

 Истец и ответчик заявляли суду апелляционной инстанции ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.

 На основании части 2 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.

Документы, представленные для обоснования возражений относительно апелляционной жалобы в соответствии со статьей 262 настоящего Кодекса, принимаются и рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции по существу.

Ходатайство ответчика о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств на основании части 2 статьи 268 АПК РФ судом апелляционной инстанции удовлетворено, поскольку непринятие данных документов могло бы привести к вынесению неправильного постановления (пункт 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции»).

Представленные истцом в обоснование возражений на доводы апелляционной жалобы документы также приобщены к материалам дела.

Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы с дополнениями и отзывы на нее с дополнениями, заслушав участвующих в заседании суда представителей, проверив законность обжалуемого судебного акта, а также правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО «ТГК № 11» осуществляет обеспечение горячей водой населения, проживающего на территории города Омска.

В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее - Правила № 307), к коммунальным услугам, предоставляемым потребителю, отнесены услуги по горячему водоснабжению, то есть круглосуточному обеспечению потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.

Согласно пунктам 9 и 49 Правил № 307 при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.

В пункте 5 Приложения № 1 к Правилам № 307 установлено требование к качеству горячего водоснабжения - обеспечение температуры горячей воды в точке разбора для открытых систем централизованного теплоснабжения не менее 60°С.

Согласно   пункту 2.4           санитарно-эпидемиологических   правил   и   норм  СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 № 20, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С.

Начиная с 2006 года (даты вступления в силу Правил № 307) установлено обязательное к соблюдению требование к качеству горячего водоснабжения - обеспечение температуры горячей воды в точке разбора для открытых систем централизованного теплоснабжения не менее 60°С, а с 01 сентября 2009 года указанное требование распространяется и на закрытую систему теплоснабжения.

Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 4.1. статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктам 2, 4 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (далее - Правила № 306), Постановлением Мэра города Омска от 05.04.2005 № 217-п «Об обеспечении жителей города жилищно-коммунальными услугами» (далее Постановление № 217-п) утверждены нормативы потребления предоставляемых коммунальных услуг для населения города Омска.

В пункте 3 Приложения 1 к Постановлению № 217-п определены нормативы потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению для жилых домов и общежитий в зависимости от степени благоустройства. В каждом из нормативов установлены следующие составляющие: 1) расход воды в куб.м/чел., 2) расход теплоэнергии на подогрев воды - в Гкал/чел при потреблении без приборов учета и в Гкал/куб.м при потреблении с приборами учета.

В последнем случае - норматив расхода теплоэнергии на подогрев воды при потреблении ГВС населением, имеющим приборы учета, установлен в 0,0433Гкал/куб.м., расход теплоэнергии при потреблении без приборов учета на подогрев 1 куб.м. воды независимо от степени благоустройства также одинаков и также составляет 0,0433 Гкал/куб.м.

При расчете нормативов потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению использован единый расход тепловой энергии на подогрев 1 куб.м. воды вне зависимости от степени благоустройства и наличия приборов учета в размере 0,0433 Гкал.

Как следует из писем, направленных в адрес ОАО «ТГК № 11» структурными подразделениями Администрации города Омска, количество тепловой энергии, учтенное при утверждении норматива потребления населением коммунальной услуги по горячему водоснабжению, позволяет нагреть горячую воду до температуры 55°С.

В пункте 11 Правил № 306 зафиксирована обязательность соответствия нормативов потребления коммунальных услуг требованиям к качеству коммунальных услуг, предусмотренному законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Пунктом 27 данных Правил предусмотрено, что в норматив горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода горячей воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству коммунальной услуги.

Размер платы за коммунальные услуги, в том числе за горячее водоснабжение, определяется расчетным путем по формулам и в порядке, установленном Правилами

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2012 по делу n А46-6036/2010. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также