Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2013 по делу n А81-5232/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 03 декабря 2013 года Дело № А81-5232/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2013 года Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2013 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Золотовой Л.А., судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А., при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9204/2013) Тазовского муниципального унитарного дорожно-транспортного предприятия на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31.07.2013 по делу № А81-5232/2012 (судья Полторацкая Э.Ю.), принятое по заявлению Тазовского муниципального унитарного дорожно-транспортного предприятия (ИНН 8910002565, ОГРН 1028900689432) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ямало-Ненецкому автономному округу (ОГРН 1048900316948, ИНН 8904038130) о взыскании излишне взысканной пени по налогу на прибыль в размере 4 637 988 руб. 52 коп., а также процентов, начисленных в порядке пункта 9 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации, при участии в судебном заседании представителей: от Тазовского муниципального унитарного дорожно-транспортного предприятия – Шелестный Василий Васильевич по доверенности исх. № 132 от 17.02.2012 сроком действия до 31.12.2013, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации; от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ямало-Ненецкому автономному округу - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;
установил:
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31.07.2013 по делу № А81-5232/2012, заявленные ТМУДТП требования удовлетворены частично, признаны недействительными решения Инспекции №№ 23916, 23900, 23898 о проведенных зачетах в счет реструктурированной задолженности в общей сумме 4 637 988 руб. 52 коп., в том числе по решению №23916 в сумме 1 584 153 руб. 60 коп.., по решению № 23900 в сумме 2 875 333 руб. 42 коп., по решению № 23898 в сумме 178 501 руб. Требования заявителя о взыскании с налогового органа излишне взысканного налога в счет несуществующей задолженности и взыскания процентов в порядке пункта 5 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации оставлены без удовлетворения. Отказывая в удовлетворении требований Предприятия о возврате излишне взысканной пени по налогу на прибыль в размере 4 637 988 руб. 52 коп., а также процентов в порядке пункта 5 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции сослался на отсутствие в материалах рассматриваемого дела доказательств, подтверждающих наличие у налогоплательщика на момент рассмотрения дела судом первой инстанции переплаты по налогу на прибыль в размере, определенном в поданном заявлении, периода и оснований ее образования. Не согласившись с вынесенным судебным актом в части отказа, ТМУДТП обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить в обжалуемой части отменить, вынести в указанной части новый судебный акт о взыскании с налогового органа вышеназванной суммы. По мнению подателя жалобы, основанием для возврата излишне взысканной пени по налогу на прибыль в размере 4 637 988 руб. 52 коп., а также процентов в порядке пункта 5 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации является подтвержденный справкой №176 от 01.12.2010 факт отсутствия у заявителя недоимки и наличия переплаты по налогу на прибыль по состоянию на 01.12.2010 в федеральный бюджет в размере 225 543 руб. 48 коп., в окружной бюджет ЯНАО в размере 4 638 822 руб. 08 коп., т.е. на общую сумму 4 864 365 руб. 56 коп. В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы апелляционной жалобы с учетом ее дополнений. Инспекция, надлежащим образом уведомленная о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, ходатайства об его отложения не заявила, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанного лица в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав явившегося в судебное заседание представителя заявителя, установил следующие обстоятельства. В соответствии со статьей 115 Федерального закона от 22.02.1999 № 36-ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год» Правительству Российской Федерации было предоставлено правомочие по определению порядка и сроков проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами. Во исполнение данного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 03.09.1999 № 1002 «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом». В соответствии с пунктом 5 данного постановления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления было рекомендовано осуществлять реструктуризацию задолженности организаций по обязательным платежам соответственно в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты одновременно с осуществлением реструктуризации обязательных платежей в федеральный бюджет с учетом Порядка, утвержденного настоящим постановлением. Постановлением главы Тазовского района ЯНАО от 30.08.2001 № 96, принятым в соответствии со статьей 124 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год» и постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 №1002 «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом», утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом (далее по тексту – Порядок), в том числе в соответствии с постановлением Губернатора ЯНАО от 17.07.2001 № 522 «О порядке реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по пеням и штрафам перед окружным бюджетом» утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед муниципальным бюджетом (далее по тексту – Порядок 1). 01.12.2001 Межрайонной Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тазовскому району (правопредшественник заинтересованного лица) было принято решение №22 о предоставлении Тазовскому муниципальному унитарному дорожно-транспортному предприятию права на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также по начисленным штрафам и пеням во все уровни бюджетов. На основании указанного решения Обществу было предоставлено право на реструктуризацию задолженности в сумме 26 391 000 руб., в том числе: 13 213 000 руб. - недоимка по налогам, 13 178 000 руб. - задолженность по пеням, путем предоставления рассрочки ее уплаты. В состав указанной задолженности на основании заявлений о предоставлении реструктуризации, в том числе входила недоимка по налогу на прибыль организаций в сумме 2 603 000 руб.(1 265 000 руб. в федеральный бюджет и 1 338 000 руб. в местный бюджет), а также пени по налогу на прибыль всего в сумме 4 656 000 руб.(1 766 000 – федеральный бюджет, 2 890 000- местный бюджет) (т. 1 л.д.47-51). Согласно графикам погашения задолженности, являющимся приложением к решению о реструктуризации, гашение задолженности должно было производиться заявителем ежеквартально по налогам и сборам с 1 квартала 2001 года по 4 квартал 2006 года (т. 5 л.д.48-49 (федеральный), л.д. 46-47(местный), а по пеням и штрафам с 1 квартала 2007 года по 4 квартал 2011 года (т. 1 л.д.52, т. 5 л.д.40 (федеральный), т.1 л.д.53, т. 5 л.д.41 (местный). 01.12.2010 налоговый орган вынес решения о проведении самостоятельного зачета переплаты по налогу на прибыль организаций в счет погашения реструктурированной задолженности, а именно: - № 23989 (т. 1 л.д.39) переплаты, зачисляемой в федеральный бюджет в сумме 178 501 руб. 50 коп. в счет погашения реструктурированной задолженности в федеральный бюджет; - № 23900 (т.1 л.д.40) переплаты, зачисляемой в бюджет субъекта РФ в сумме 2 875 333 руб. 42 коп. в счет погашения реструктурированной задолженности, зачисляемой до 1 января 2005 года в местные бюджеты, мобилизуемый на территории муниципального образования; - № 23916 (т.1 л.д. 41) переплаты, зачисляемой в бюджет субъекта РФ в сумме 1 584 153 руб. 60 коп. в счет погашения реструктурированной задолженности в федеральный бюджет; Всего зачтено в счет погашения реструктурированной задолженности по пени по налогу на прибыль организаций 4 637 988,52 руб., в том числе в федеральный бюджет-1 762 655 руб. 10коп. и 2 875 333 руб. 42 коп. в местный бюджет. Предприятие, не согласившись с произведенным зачетом, обратилось в налоговый орган с заявлением от 24.05.2012 № 434 о возврате сумм переплаты. Письмом от 04.06.2012 Инспекция направила в адрес заявителя информацию о реструктурированной задолженности с обоснованием правомерности произведенного зачета (т. 1 л.д.44-46). Предприятие, полагая, что указанные зачеты произведены в счет несуществующей недоимки, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о возврате зачтенной переплаты в сумме 4 637 988 руб. 52 коп. и признании решений о зачете от 01.12.2010 недействительными. 31.07.2013 Арбитражный суд Ямало - Ненецкого автономного округа вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего. Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пени, штрафов. Подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации установлена корреспондирующая указанному выше праву налогоплательщиков обязанность налоговых органов осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом. При этом порядок зачета и возврата излишне уплаченных сумм налога, сбора, пеней, штрафа определен статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном указанной статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму (пункт 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации). Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и о сумме излишне уплаченного налога (пункт 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации). В силу положений пунктов 4 и 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам или возврат указанной суммы осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. При этом согласно пункту 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности). Пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено Кодексом. Пунктом 9 той же статьи предусмотрено, что налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Согласно пункту 1 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.06.2001 № 173-О, норма статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации позволяет налогоплательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих прав. В то же время данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Пунктом 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» также предусмотрено, что в случае отказа налогового Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2013 по делу n А75-3055/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|