Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2014 по делу n А81-3581/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК),Удовлетворить ходатайство (заявление) (АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

16 июня 2014 года

                                                    Дело №   А81-3581/2013

Резолютивная часть постановления объявлена  05 июня 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме  16 июня 2014 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.

судей  Золотовой Л.А., Кливера Е.П.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3181/2014) администрации муниципального образования поселок Ягельный на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.02.2014 по делу № А81-3581/2013 (судья Сеитов Э.М.), принятое по заявлению Администрации муниципального образования поселок Ягельный к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании недействительным предписания отдела надзорной деятельности по муниципальному образованию г. Надым и Надымский район Управления надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу от 21.05.2013 № 59-ГО,

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,

установил:

администрация муниципального образования поселок Ягельный (далее - заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания отдела надзорной деятельности по муниципальному образованию г. Надым и Надымский район Управления надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – административный орган, заинтересованное лицо) от 21.05.2013 № 59-ГО.

Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.02.2014 по делу № А81-3581/2013 в удовлетворении заявленного администрации требования о признании недействительным предписания от 21.05.2013 № 59-ГО отказано.

Администрация не согласилась с указанным решением и обжаловала его в апелляционном порядке, просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование своей апелляционной жалобы заявитель ссылается на следующее:

- план гражданской обороны разработан и согласован с начальником Управления по делам ГО и ЧС Администрации муниципального образования Надымский район В.В. Сахаровым (том 2 л.д. 60-110), и согласно пункту 7 акта оценки готовности муниципального образования поселок Ягельный к пожароопасному периоду 2013 года от 26.03.2013 данное мероприятие считается обеспеченным;

- Управлением по делам ГО и ЧС Администрации муниципального образования Надымский район была разработана и направлена для применения в муниципальном образовании поселок Ягельный «Программа обучения работающего населения» (письмо от 13.03.2012 № 2900/АБ-24 «О направлении программ обучения»);

- в постановлении Администрации от 01.04.2008 № 25 «О создании учебно-консультационного пункта по гражданской обороне и чрезвычайных ситуациям при Администрации муниципального образования п. Ягельный» отражено данное направление работы в создании, оснащении и функционировании учебно-консультационного пункта по гражданской обороне и курсов ГО, и согласно пункту 5 акта оценки готовности муниципального образования поселок Ягельный к пожароопасному периоду 2013 года от 26.03.2013 данное мероприятие считается обеспеченным;

- согласно выписки из бюджета муниципального образования поселок Ягельный, резервный фонд составляет 50 000 рублей, и согласно пункту 4 акта оценки готовности муниципального образования поселок Ягельный к пожароопасному периоду 2013 года от 26.03.2013 данное мероприятие считается обеспеченным;

- в связи с отсутствием ставки специалиста ГО и ЧС в штатном расписании Администрации, решение задач в области гражданской обороны возложено на заместителя Главы Администрации муниципального образования поселок Ягельный, данные полномочия отражены в должностной инструкции;

- в Администрацию Управлением по делам ГО и ЧС Надымского района было направлено письмо о том, что директор департамента гражданской защиты и пожарной безопасности ЯНАО И.В. Булаев уполномочен на согласование нормативно-правовых актов в области ГО и ЧС;

- статьи 1 и 2 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» не определяют необходимость создания на уровне муниципальных образований комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики. Кроме того, в силу статьи 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и Постановления Правительства РФ от 03.10.1998 № 1149 «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне» муниципальное образование поселок Ягельный не относится к группе по гражданской обороне;

- территория муниципального образования поселок Ягельный находится на заболоченной территории, учитывая положения Водного кодекса Российской Федерации и методических рекомендаций МЧС РОССИИ по выполнению мероприятий гражданской обороны по срочному захоронению трупов, запрещено размещение кладбищ и скотомогильников;

- муниципальное образование поселок Ягельный не входит в перечень сельских поселений, расположенных в зоне светомаскировки;

- протокол заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в муниципальном образовании поселок Ягельный от 25.03.2013 № 1 свидетельствует о проделанной работы в данном направлении и согласно пункту 6 акта оценки готовности муниципального образования поселок Ягельный к пожароопасному периоду 2013 года от 26.03.2013 данное мероприятие считается обеспеченным;

- полномочия по созданию объектов гражданской обороны возложены только на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- Распоряжение Администрации 25.03.2013 № 22-р «О своевременном оповещении и информировании населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного характера на территории муниципального образования поселок Ягельный» направлено на организацию данных мероприятий и Акт проведения проверки системы оповещения Администрации от 23.04. 2013 свидетельствует о том, что система оповещения имеется в наличии, работает устойчиво в дежурном режиме и режиме оповещения.

Оспаривая доводы подателя жалобы, административный орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

До начала судебного заседания от администрации и административного органа поступили письменные ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей, которые судом апелляционной инстанции удовлетворены.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые в порядке статьи 123  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

На основании статей 156, 266 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

17.05.2013 и 21.05.2013 на основании распоряжений от 25.04.2013 № 59-ГО должностными лицами административного органа проведена плановая выездная проверка на предмет реализации полномочий в области гражданкой обороны в отношении Администрации, по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский район, п. Ягельный.

В ходе проведения проверки были выявлены нарушения требований в области гражданской обороны.

По окончании проверки в соответствии со статьями 16, 17 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» были оформлены акт проверки №59-ГО от 21.05.2013, а также выдано обязательное для исполнения предписание №59-ГО от 21.05.2013.

Администрация, полагая, что указанное предписание незаконно и необоснованно, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

04.02.2014 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 №868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, №28, ст. 2882) Правительство Российской Федерации постановлением от 21.05.2007 №305 утвердило Положение о государственном надзоре в области гражданской обороны (далее по тексту - Положение). Пунктом 2 указанного Положения установлено, что государственный надзор в области гражданской обороны осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы (далее - органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны).

В силу пункта 4 Положения органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своих полномочий организуют и осуществляют надзор за выполнением установленных требований в области гражданской обороны, в том числе правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты и другой специальной техники и имущества гражданской обороны.

В соответствии с требованиями пункта 5 Положения государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется лицами, перечень должностей которых утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (приложение к приказу МЧС России от 31.10.2011 №652 «Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченных осуществлять государственный надзор в области гражданской обороны»).

Пунктом 4 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны (утв. Приказом МЧС России от 26.06.2012 №358) установлено, что предметом государственного надзора является проверка выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), а также должностными лицами и гражданами (далее - субъекты надзора) требований и мероприятий в области гражданской обороны, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Согласно статье 1 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

Согласно пункту 1 предписания № 59-ГО, в нарушение статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, статьи 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ, пункта 5 постановления Правительства РФ от 26.11.2007 № 804, пункта 3 приказа МЧС России от 16.02.2012 № 70, пункта 5 приказа МЧС России от 14.11.2008 № 687, администрацией не разработан план гражданской обороны и защиты населения.

Так, в пункте 2 статьи 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» закреплено, что органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения.

В силу пунктов 5, 6 Приказа МЧС № 687 ведение гражданской обороны на муниципальном уровне и в организациях заключается в выполнении мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2014 по делу n А70-13937/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также