"Ревизии и проверки бюджетных учреждений. Что должен знать бухгалтер?" (под общ. ред. Ю.А. Васильева) ("Аюдар Пресс", 2009)
"Аюдар Пресс", 2009
РЕВИЗИИ И ПРОВЕРКИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ БУХГАЛТЕР? Под общей редакцией Ю.А.Васильева ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ Инструкция N 25н - Инструкция по бюджетному учету, утвержденная Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н. Инструкция N 148н - Инструкция по бюджетному учету, утвержденная Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н. Указания о порядке применения бюджетной классификации - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н. Положение о порядке исчисления средней заработной платы - Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы". Положение о порядке исчисления средней заработной платы - Постановление Правительства РФ от 11.04.2003 N 213 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы". Постановление Правительства РФ N 987 - Постановление Правительства РФ от 24.12.2008 N 987 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов". Порядок ведения кассовых операций - Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 N 40. Методические рекомендации по применению КОСГУ - Методические рекомендации по применению классификации операций сектора государственного управления, Приложение к Письму Минфина России от 21.07.2009 N 02-05-10/2931. Закон о государственных закупках - Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Закон о бухгалтерском учете - Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Закон о федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов - Федеральный закон от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов". Рекомендации N АФ-100/03 - Рекомендации по применению законодательства РФ при осуществлении выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, доведенные Письмом Минобрнауки России от 25.04.2006 N АФ-100/03. Федеральный закон N 213-ФЗ - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". Федеральный закон N 212-ФЗ - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". Федеральный закон N 255-ФЗ - Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В УЧРЕЖДЕНИИ 1.1. Роль учетной политики в организации внутреннего контроля Учетная политика является главным распорядительным документом бухгалтерской службы любого бюджетного учреждения. Согласно абз. 2 п. 1 Инструкции N 148н бюджетный учет ведется исходя из норм БК РФ и Закона о бухгалтерском учете, которые обязывают составлять учетную политику все осуществляющие учет организации и учреждения. В соответствии с п. 2 Инструкции N 148н государственная учетная политика реализуется через: - план счетов бюджетного учета; - порядок отражения операций по исполнению бюджетов и кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ на счетах бюджетного учета; - перечень типовых корреспонденций счетов бюджетного учета (Приложение 1 к Инструкции N 148н); - иные вопросы организации бюджетного учета. Однако учетная политика включает не только выбранные варианты ведения и методологию учета, но и различные приложения, в которых раскрываются практические способы реализации требований законодательства. Ниже приведены в виде схемы основные приложения к учетной политике бюджетного учреждения. -------------------¬ ---------T----------+ Учетная политика +----------T---------¬ ¦ ¦ +--------T---------+ ¦ ¦ -----+-----¬ ¦ --------+-----¬ ¦ -------+------¬ ¦ --------+--------¬ ¦ Рабочий ¦ ¦ ¦Формы учетных¦ ¦ ¦ Технология ¦ ¦ ¦ Порядок ¦ ¦ план ¦ ¦ ¦ документов ¦ ¦ ¦ обработки ¦ ¦ ¦ инвентаризации ¦ ¦ счетов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информации ¦ ¦ ¦ ¦ L----------- ¦ L-------------- ¦ L-------------- ¦ L----------------- ---------+-------¬ --------+-------¬ ---------+--------¬ ¦ Правила ¦ ¦Правила системы¦ ¦ Иные вопросы ¦ ¦документооборота¦ ¦ внутреннего ¦ ¦ организации ¦ ¦ ¦ ¦ контроля ¦ ¦ бюджетного учета¦ L----------------- L---------------- L------------------ Каждое из перечисленных приложений к учетной политике является обязательным. При этом выделить главное приложение проблематично, так как при отсутствии любого из них учетная политика будет неполной, а система учета - непроработанной, не позволяющей должным образом соблюдать требования законодательства. Для вышеуказанных приложений, отдельные из которых взаимосвязаны, учетная политика является тем основанием, которое объединяет их в единую структуру и придает документам официальный статус. Ведь именно учетную политику запрашивают контролирующие органы при проверках учреждений. Принимают во внимание данный документ и судебные инстанции, разрешая спорные ситуации в пользу учреждений. Поэтому только в составе приложений к учетной политике будут применяться и исполняться в полной мере положения о внутреннем контроле, о документообороте, о расчетах с подотчетными лицами и другие необходимые в системе внутреннего контроля учреждения документы. 1.2. Положение о внутреннем контроле Положение о внутреннем контроле является одним из определяющих документов по контролю деятельности бюджетного учреждения, от правильности составления которого во многом зависит финансовый порядок в бюджетном учреждении. По-другому и быть не может: нормы бюджетного законодательства не дают послаблений учреждениям, обязывая их к контролю на очень высоком уровне. В широком понимании внутренний контроль можно охарактеризовать как процесс управления деятельностью учреждения с целью эффективного и результативного использования бюджетных ресурсов, сохранности его финансовых и нефинансовых активов, соблюдения установленных требований и представления достоверной отчетности. 1.2.1. Система внутреннего контроля Система внутреннего контроля также может быть ориентирована на обеспечение эффективности деятельности, приносящей доход учреждению. Кроме того, она может включать иные мероприятия и вопросы, подлежащие внутреннему контролю. -------------------------------------------------¬ ¦ Основные элементы системы внутреннего контроля ¦ L-----T------------------T-----------------T------ ------------------+-----¬------------+----------¬------+------------------¬ ¦ Наблюдение за работой ¦¦ Выявление допущенных ¦¦ Принятие мер ¦ ¦ бюджетного учреждения ¦¦ отклонений и ¦¦ по предупреждению ¦ ¦ и ее проверка ¦¦ нарушений ¦¦ и устранению нарушений ¦ L------------------------L-----------------------L------------------------- Для бухгалтера система внутреннего контроля в большей степени включает надзор и проверку: 1) соблюдения требований бюджетного законодательства; 2) точности и полноты составления документов и регистров бухгалтерского учета; 3) предотвращения возможных ошибок и искажений в учете и отчетности; 4) исполнения приказов и распоряжений руководства учреждения; 5) контроля за сохранностью финансовых и нефинансовых активов учреждения. Учреждению как получателю бюджетных средств следует организовать систему внутреннего контроля во исполнение норм Инструкции по составлению и представлению отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной Приказом Минфина России от 13.11.2008 N 128н (далее - Инструкция N 128н). Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля являются одним из приложений к пояснительной записке к годовой отчетности бюджетных учреждений (форма по ОКУД 0503160). Бюджетному учреждению в обязательном порядке следует указать тип и наименование контрольных мероприятий, выявленные нарушения и принятые меры по их устранению. Перечисленные сведения характеризуют результаты проведенных в отчетном периоде мероприятий по внутреннему контролю за соблюдением требований бюджетного законодательства и финансовой дисциплины, эффективным использованием материальных и финансовых ресурсов, а также за правильным ведением бюджетного учета и составлением бюджетной отчетности. Состояние системы внутреннего контроля проверяется Федеральной службой финансово-бюджетного надзора. Руководствуясь п. 86 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденного Приказом Минфина России от 04.09.2007 N 75н, ревизоры службы бюджетного надзора могут проконтролировать наличие и состояние текущего контроля за движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования, сохранностью и фактическим наличием продукции, денежных средств и материальных ценностей, достоверностью объемов работ и услуг. 1.2.2. Обязанности по внутреннему контролю В системе внутреннего контроля бюджетного учреждения задействованы в той или иной степени все сотрудники. При этом кто-то больше контролирует, а кто-то чаще исполняет обязательные предписания. Если ориентироваться на финансовую деятельность, то ее курируют следующие структуры: планово-финансовый отдел, бухгалтерия, юридический отдел, контрольно-ревизионный отдел и другие подразделения. Через бухгалтерию проходят почти все документы бюджетного учреждения, которые обрабатываются, принимаются к бухгалтерскому учету. Поэтому работников бухгалтерии можно считать исполнителями и контролерами в одном лице, которые участвуют во многих контрольно-ревизионных мероприятиях. Часто руководитель доверяет разработать и составить положение о внутреннем контроле бухгалтерии - "первой линии" контроля учреждения. Ведь именно она заинтересована в том, чтобы правильно и своевременно отчитаться перед бюджетом обо всех выделенных учреждению и затраченных им средствах. Однако ошибочно считать, что всю работу по внутреннему контролю можно возложить на учетных работников. При наличии возможностей руководитель может поручить заняться внутренним контролем отдельному подразделению или комиссии по внутреннему контролю учреждения. В состав такой комиссии могут входить работники администрации, бухгалтерии, юридической службы и т.д. Главное при этом, чтобы подразделение контроля было независимым и представляло отчеты только назначившему его руководству. Тогда объективность выводов такой службы может быть не ниже оценки состояния дел в учреждении, которая дается внешними ревизорами - государственными органами. Отметим, службы внутреннего контроля могут быть созданы органами исполнительной власти (органами местной администрации) (ст. 270.1 БК РФ). Данные подразделения занимаются разработкой и контролем за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения учета, а также подготовкой и организацией мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств. 1.2.3. Структура положения о внутреннем контроле Вся работа системы внутреннего контроля должна осуществляться по определенным правилам, зафиксированным в отдельном положении о внутреннем контроле. Разработку данного документа следует начать с его общей структуры. Как правило, она включает следующие разделы: цели и задачи контроля, методы, процедуры и порядок проведения внутренних проверок, перечень лиц, на которых возложены обязанности по их проведению, перечень основных вопросов, подлежащих проверке. В каждом из перечисленных разделов выделяются дополнительные подразделы, в которых от общих норм бюджетное учреждение переходит к отраслевым особенностям контроля отдельных операций. Для того чтобы бухгалтер четко представлял, насколько объемен документ о внутреннем контроле, приведем его основные разделы: 1. Организация внутреннего контроля. 2. Требования, предъявляемые к участникам системы внутреннего контроля. 3. Обработка и контроль оформляемых бюджетным учреждением документов. 4. Особенности осуществления внутреннего контроля отдельных операций. 5. Обязанности работников, исполняющих нормы положения о внутреннем контроле. 6. Права и обязанности лиц, контролирующих соблюдение положения о внутреннем контроле. 7. Отчетность по соблюдению положения о внутреннем контроле. 8. Рассмотрение обращений, заявлений и жалоб контролируемых лиц. Организация системы внутреннего контроля является основным разделом, в нем прописываются процедуры и методы контроля, применяемые учреждением. 1.2.4. Процедуры контроля Процедуры контроля представляют собой кирпичики в фундаменте всей системы контроля, посредством которых учреждения выстраивают и применяют выбранную методику внутреннего контроля. ------------------------------¬ ¦ Основные процедуры контроля ¦ L------------T-T-T------------- ----------------------- ¦ L------------------------¬ -------------+------------¬ ---------+--------------¬ ----------+---------¬ ¦ Согласование ¦ ¦ Утверждение ¦ ¦Проверка исполнения¦ ¦документа в подразделении¦ ¦документа руководителем¦ ¦ документа ¦ L-------------------------- L------------------------ L-------------------- Согласование Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июнь
|