Гарантии независимости судьи - носителя государственной власти. социально-правовые аспекты
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ
АСПЕКТЫ
/"Российский судья", 2005, N 5/
Г.Т.
ЕРМОШИН
Независимый - ни от кого или
чего
не зависящий; вольный,
свободный,
неподчиненный, ничем не
связанный,
самостоятельный, сам себе
господин.
Независимость - состояние,
положение.
В. Даль.
Толковый словарь
живого великорусского языка
Ермошин Г.Т.,
профессор кафедры конституционного права
Российской академии правосудия.
1.
Независимость судьи в системе принципов
деятельности судебной власти
Судьи
независимы и подчиняются только
Конституции Российской Федерации и
федеральному закону. Без этого
конституционно закрепленного <*>
качества, "состояния, положения" судьи не
может быть правосудия.
--------------------------------
<*> Часть 1 ст. 120
Конституции РФ.
Однако, как и понятие
самостоятельности органов судебной власти,
содержание принципа независимости судей не
раскрывается ни в самой Конституции, ни в
законодательстве о судебной власти.
Более того, законодатель в системе
принципов деятельности судебной власти не
предоставил однозначно определенного
места принципу независимости судей.
Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР" от 8
июля 1981 г. N 976 <*> установил место принципа
независимости судей и подчинения их только
закону (ст. 12) в системе общих положений
(Глава I Общие положения).
--------------------------------
<*> В редакции
Закона Российской Федерации от 16 июля 1993 г. N
5451-1.
В Федеральном конституционном
законе "О Конституционном Суде Российской
Федерации" от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ <*> ст. 29
"Независимость" находится в главе IV
"Принципы конституционного
судопроизводства", в то время как ст. 13
"Гарантии независимости судьи
Конституционного Суда Российской
Федерации" включена в главу II "Статус судьи
Конституционного Суда Российской
Федерации".
--------------------------------
<*>
Далее - ФКЗ о КС РФ.
В Федеральном
конституционном законе "О судебной системе
Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. N
1-ФКЗ <*> ст. 5 "Самостоятельность судов и
независимость судей" <**> включена в главу
1 "Общие положения", а не в главу 2 "Основы
статуса судьи".
--------------------------------
<*> Далее - ФКЗ о судебной системе.
<**> Более подробно о соотношении
самостоятельности судов с независимостью
судей см. комментарий Х.Б. Шейнина, В.М.
Лебедева и Т.Г. Морщаковой к ст. 5
Федерального конституционного закона о
судебной системе в кн.: Комментарий к
законодательству о судебной системе
Российской Федерации / Под ред. Т.Г.
Морщаковой. М.: Юристъ, 2003. С. 44 -
68.
Федеральный конституционный закон "Об
арбитражных судах в Российской Федерации"
от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ <*> в ст. 6 главы 1
"Общие положения" также определяет
независимость судей в качестве одного из
основных принципов деятельности
арбитражных судов в Российской
Федерации.
--------------------------------
<*>
Далее - ФКЗ об арбитражных
судах.
Федеральный конституционный закон
"О военных судах Российской Федерации" от 23
июня 1999 г. N 1-ФКЗ в ст. 5 "Самостоятельность
военных судов и независимость судей
военных судов" главы I "Общие положения"
дополняет положение о независимости судей
военных судов принципом неподотчетности их
в своей деятельности по осуществлению
правосудия. В то же время глава III "Статус
судей военных судов", установив в ст. 26, что
статус судей военных судов и Военной
коллегии определяется Конституцией
Российской Федерации, Федеральным
конституционным законом "О судебной
системе Российской Федерации", Законом
Российской Федерации "О статусе судей в
Российской Федерации", настоящим
Федеральным конституционным законом,
федеральными конституционными законами и
федеральными законами, не содержит ни
единого упоминания о независимости
судей.
Интересна трансформация
принципа независимости судей в Законе
Российской Федерации "О статусе судей в
Российской Федерации" <*>. В момент
первого своего нормативного закрепления в
редакции Закона от 26 июня 1992 г. N 3132-1 он был
сформулирован так: "В своей деятельности по
осуществлению правосудия судьи независимы,
подчиняются только закону и никому не
подотчетны" (ч. 4 ст. 1 "Судьи - носители
судебной власти").
--------------------------------
<*> Далее - Закон о статусе судей.
В 1995 г.
Федеральным законом от 21 июня 1995 г. N 91-ФЗ эта
норма была изменена, и в настоящее время она
действует в следующей редакции: "Судьи
независимы и подчиняются только
Конституции Российской Федерации и закону.
В своей деятельности по осуществлению
правосудия они никому не подотчетны".
Как видно из сравнения текстов,
независимость судьи тем самым была
вынесена за рамки осуществления
правосудия, и правовой статус лица,
облаченного судейскими полномочиями, стал
принципиально иным. Принцип независимости
судьи распространился на всю его
жизнедеятельность. Другой вопрос: как все
это повлияло на реальное положение
судьи-гражданина в обществе и
государстве?
С самого момента
вступления в должность судьи гражданин
пересекает границы обычного гражданского
состояния, вступая в иное измерение своей
жизни. Так, гражданин, впервые назначенный
Указом Президента Российской Федерации или
Советом Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации на должность судьи,
может приступить к исполнению судейских
полномочий только после публичного
принятия присяги. Принятие присяги судьи -
не только акт торжественной клятвы честно и
добросовестно исполнять свои обязанности,
осуществлять правосудие, подчиняясь только
закону, быть беспристрастным и
справедливым, как велят долг судьи и
совесть. Принятие присяги судьи является
одновременно и актом, свидетельствующим о
признании обществом, государством и самим
гражданином независимости судьи даже от
тех инстанций, которые его назначили на эту
должность.
В соответствии с Европейской
хартией о статусе судей "целью статуса
судьи является обеспечение компетентности,
независимости и беспристрастности, которых
каждый гражданин вправе ожидать от
судебных инстанций и от каждого судьи,
которому доверена защита его прав. Статус
исключает возможность принятия и
применения любых нормативных положений и
процедур, способных поколебать доверие к их
компетентности, независимости и
беспристрастности" <*>.
--------------------------------
<*> Европейская
хартия о статусе судей, п. 1.1, ч. 1 "Общие
принципы". Цит. по: Сборник нормативных
актов о суде и статусе судей Российской
Федерации. Вып. 3: В 2 кн. М.: Альфа-М, 2004. Кн. 2. С.
257.
Судья является носителем судебной
власти, лицом, замещающим государственную
должность высшего ранга в иерархии
государственных должностей,
олицетворяющих властные структуры
государства Российского, лицом, лично и
непосредственно действующим от имени
государства при осуществлении своих
должностных обязанностей.
Поэтому не
требует объяснений необходимость
всемерного обеспечения независимого
исполнения судьей возложенных на него
государственных обязанностей. Но
одновременно права и обязанности судьи
определяют его особое положение и в
обществе как гражданина. Именно это особое
положение, по сути дела, является гарантией
обеспечения тех его прав и обязанностей,
которые судья реализует, непосредственно
осуществляя правосудие, осуществляя свои
властные правомочия.
С этой точки
зрения нам представляется, что принцип
независимости судьи - это такое положение,
состояние гражданина, облеченного
судейскими полномочиями, при котором ничто
не может помешать ему, верша правосудие,
руководствоваться только Конституцией
Российской Федерации и законом.
Это, в
свою очередь, подразумевает необходимость
особого поведения судьи не только в
судейской мантии, но и во всей его жизни.
Даже выступая в личном качестве как
гражданин, судья не имеет права
представлять какие бы то ни было
государственные или общественные органы,
политические партии и движения,
государственные, общественные, иные
предприятия, учреждения и организации,
должностных лиц, государственные и
территориальные образования, нации,
социальные группы.
При вынесении
судебного решения он обязан в силу принципа
независимости действовать в условиях,
исключающих постороннее воздействие на
свободу его волеизъявления, не вправе
запрашивать или получать от кого бы то ни
было указания по вопросам, принятым к
предварительному изучению либо
рассматриваемым судом и т.д.
Независимость судей - это неотъемлемая
составляющая самостоятельности судебной
власти, и с этой точки зрения сами по себе
меры организационно-правового,
социально-правового, кадрового характера,
направленные на обеспечение независимости
судей как носителей государственной
судебной власти при осуществлении
правосудия, являются объективно
необходимыми обществу.
2. Гарантии
независимости судьи - носителя
государственной власти
Судья легко
уязвим, ибо его деятельность носит
публичный характер, даже если и
рассматривается частный спор. На судью
смотрят, его оценивают все, а не только
участники споров.
В то же время и вне
собственно судебной деятельности судья не
может забывать о своем статусе судьи и
предъявляемых к нему требованиях,
закрепленных как в законодательстве о
статусе судьи, так и в актах органов
судейского сообщества, в частности в
Кодексе судейской этики <*>.
--------------------------------
<*> Утвержден VI
Всероссийским съездом судей 1 декабря 2004
г.
С этой точки зрения судья с момента
назначения на должность находится в зоне
особых требований, о чем он постоянно
должен помнить.
Строго говоря, ни
государственно-правовыми способами, ни
общественными мерами нельзя обеспечить
независимость кого бы то ни было. Скорее,
это характеристика уровня самосознания
конкретного субъекта, которое проявляется
как внутренне присущее ему свойство
личности, воспитываемое на самом раннем
этапе формирования человека как
гражданина.
Внешними мерами
воздействия можно лишь сломать или
поддержать это свойство личности, но нельзя
заставить обрести независимость при
изначальном ее отсутствии. В этом-то и
заключается сложность отбора кадров в
судейское сообщество. Мы можем только
говорить и рассуждать об интегральном
общем уровне наличия данного качества у
судей как носителей государственной
власти, опираясь на некие эмпирические
показатели.
С другой стороны, реальными
гарантиями независимости можно поддержать
и развить у конкретного судьи чувство
независимости.
Провозглашение принципа
независимости судьи без соответствующих
надлежащих мер, являющихся гарантиями его
реализации, было бы пустой декларацией,
лозунгом.
Уже в самом начале
формирования современной судебной системы
России при утверждении Концепции судебной
реформы Верховный Совет РСФСР постановил
рассматривать в качестве одного из
важнейших направлений судебной реформы
совершенствование системы гарантий
независимости судей и подчинения их только
закону <*>.
--------------------------------
<*>
Постановление Верховного Совета РСФСР "О
Концепции судебной реформы в РСФСР" от 24
октября 1991 г. N 1801-1 // Ведомости Съезда
народных депутатов РСФСР. 1991. N 44. Ст.
143.
Гарантии независимости судьи
устанавливаются Конституцией Российской
Федерации и федеральным законом. "Они
представляют собой систему правовых
средств, необходимых для осуществления
правосудия, судебной защиты прав и свобод
граждан, общественных объединений и
организаций, юридических лиц и государства,
а также решения других задач
судопроизводства, закрепляемых, в
частности, Законом РФ "О статусе судей в
Российской Федерации", Гражданским
процессуальным кодексом, Арбитражным
процессуальным кодексом,
Уголовно-процессуальным кодексом и другими
правовыми актами" <*>.
--------------------------------
<*> Лебедев В.М. В
кн.: Комментарий к законодательству о
судебной системе Российской Федерации / Под
ред. Т.Г. Морщаковой. М.: Юристъ, 2003. С.
48.
Исходя из того что речь идет о мерах
обеспечения независимости судьи,
приведенная выше трактовка гарантий его
независимости кажется нам явно смещенной
сугубо в процессуальную сторону
жизнедеятельности судьи, в то время как
речь должна идти о непосредственной защите
независимости личности судьи-гражданина
как носителя судебной власти. Такая защита
хотя и имеет конечной целью обеспечение
осуществления правосудия, судебной защиты
прав и свобод граждан и субъектов
экономической деятельности, но лишь
опосредованно, через защиту личности
судьи-гражданина от внешнего влияния и
давления в ходе всей его жизнедеятельности,
а не только при осуществлении судейских
полномочий.
Именно в таком ключе в свое
время была изменена редакция ч. 4 ст. 1 Закона
о статусе судей, о чем было сказано выше.
Таким образом, говоря о гарантиях
независимости судей, необходимо
рассмотреть вопрос о том, существует ли в
реальности комплекс мер, обеспечивающих
судье как гражданину возможность
осуществлять свои функции носителя
государственной власти независимо от любых
попыток воздействия на него со стороны, и,
во-вторых, есть ли механизм противодействия
в случае такого реального воздействия.
В связи с этим представляется обоснованным
всю совокупность гарантий независимости
судьи разделить как минимум на три группы -
гарантии процессуальной независимости
судьи, организационно-правовые гарантии
независимости судьи как субъекта
самостоятельной государственной судебной
власти и социально-правовые гарантии судьи,
о которых собственно и пойдет речь ниже.
Гарантии процессуальной независимости
судьи - это установленная законом процедура
осуществления правосудия,
предусматривающая полную свободу и
самостоятельность судьи в рамках судебного
процесса; запрет под угрозой
ответственности чьего бы то ни было
вмешательства в деятельность по
осуществлению правосудия; неподотчетность
судьи непосредственно при осуществлении им
правосудия и др.
Организационно-правовые гарантии
независимости судьи как субъекта
самостоятельной государственной судебной
власти - это установленные законом порядок
отбора кандидатов в судьи, продвижения по
службе, присвоения квалификационных
классов, привлечения к дисциплинарной,
административной и уголовной
ответственности, применения
оперативно-розыскных мер, ограничения
гражданских прав и свобод, приостановления
и прекращения полномочий судьи и т.д.
Основным в реализации
организационно-правовых гарантий
независимости судей является участие
системы органов судейского сообщества.
Социально-правовые гарантии независимости
судьи - это установленный законом особый
порядок обеспечения жизнедеятельности
гражданина, облеченного судейскими
полномочиями, и членов его семьи как в
период осуществления им судейских
полномочий, так и при уходе в отставку:
неприкосновенность судьи, особая защита
государством жизни и здоровья судей и
членов их