Императивность в международном частном праве(в.в. кудашкин)

Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 1 августа 2004 года
В.В. КУДАШКИН
Кудашкин Владимир Васильевич - руководитель Группы законодательного обеспечения деятельности федерального государственного унитарного предприятия "Рособоронэкспорт", доктор юридических наук.
1. Объективные предпосылки императивности
в международном частном праве
Международные частные отношения опосредуют частные связи, возникающие между субъектами (людьми, социальными группами, государствами), при взаимодействии различных систем внутригосударственных отношений.
В силу того, что указанные отношения выходят за рамки конкретной системы внутригосударственных отношений, они объективно затрагивают в той или иной мере суверенные интересы государств, связанных с ними, и вследствие этого претендующих на регулирование возникающих при таком взаимодействии отношений средствами своей национально-правовой системы. Уже сам межсистемный характер международных частных отношений объективно предполагает заинтересованность связанных с ними государств в их регулировании национальными средствами. Этот суверенный интерес и является одной из главных и основных объективных предпосылок императивности в международном частном праве.
Императивность в международном частном праве - это правовое явление, и в силу этого в той или иной форме оно призвано в определенных формах воздействовать на правовые отношения с иностранным элементом. Однако ключ к пониманию не юридической, а фактической природы императивности находится в исследовании характера опосредуемых ею отношений.
В основе международных частных отношений, регулируемых в императивном порядке, лежит суверенный интерес в правовом воздействии на эти отношения, имеющие межсистемный характер, т.е. связанные с различными национально-правовыми системами, исключительно национальными средствами в целях удовлетворения жизненных внутригосударственных потребностей. При этом под указанными потребностями следует понимать не только потребности государства, но и потребности общества и каждого индивида, осознанные государством, обеспечившим вследствие этого их защиту правовыми регуляторами, имеющими в своей основе императивный характер.
Международные частные отношения активно взаимодействуют с несколькими национальными системами. Это объективный процесс. В результате такого взаимодействия происходит их взаимовлияние друг на друга. Процессы взаимодействия и взаимовлияния основаны на балансе интересов международного сотрудничества и национального суверенитета. Этот баланс подвижен, и необходим механизм, способный обеспечить динамику взаимодействующих национальных интересов при правовом регулировании международных частных отношений. Основным средством такого механизма является коллизионное право, призванное посредством системы коллизионных привязок обеспечить взаимодействие национальных правовых систем. При этом часть этих коллизионных привязок носит императивный характер, ибо государство считает, что именно такой характер этих привязок наиболее полно отвечает суверенным интересам.
Одновременно с объективным существованием межсистемных отношений, основанных на интересах взаимодействия систем внутригосударственных отношений и опосредующих их национальных правовых систем, объективно существуют отношения, основанные исключительно на национальном интересе. Природа этого интереса в большинстве случаев обусловлена свойствами объектов материального мира либо особой ценностью для национальных интересов социального явления, выступающего в качестве объекта общественного отношения. Указанные отношения пытаются уже не взаимодействовать, а взаимовлиять на другую систему внутригосударственных отношений и соответствующую ей национальную правовую систему, причем влиять в одностороннем порядке, т.е. обеспечивать реализацию только своих интересов и исключать реализацию интересов, лежащих в основании других внутригосударственных и национальных правовых систем. Речь идет об отношениях, опосредуемых оговоркой о публичном порядке, императивными нормами международного частного права (МЧП), имеющими особое значение, обходом закона и т.д.
Фактическая природа императивности как правового явления МЧП имеет национальное содержание. Она призвана обеспечить реализацию национальных интересов в межсистемных общественных отношениях путем обеспечения правового регулирования на условиях и в порядке, определенных конкретной национальной правовой системой.
Юридическая природа императивности в МЧП основана на природе средств правового воздействия на эти общественные отношения, включающих сочетание запретов и ограничений, устанавливающих запретительный и разрешительный порядок правового регулирования международных частных отношений, а также позитивных обязываний, предписывающих поступать субъектам правоотношений с иностранным элементом прямо установленным в них способом.
2. Объекты императивного правового регулирования в МЧП
Вместе с тем в реальности существует весьма серьезная проблема определить границы императивного воздействия национальных правовых систем при их взаимодействии друг с другом. Она заключается в том, что речь идет о международных частных отношениях и априори эти отношения связаны с различными национальными правовыми системами. Особенность указанных отношений (их межсистемный характер) объективно предполагает особый вид правового регулирования - коллизионный или материально-правовой. То есть международное (межсистемное) частное отношение в силу того, что имеет однозначную внутригосударственную принадлежность, в конечном итоге должно регулироваться не несколькими, а одной вполне конкретной правовой системой.
Строго национальный характер указанного правового регулирования обусловливает необходимость применения адекватных правовых средств. Именно государство устанавливает, на каких условиях, в каком порядке (императивном или диспозитивном) регулируются правоотношения между их субъектами в области международного частного права. При этом в рамках МЧП объектами императивного правового регулирования, исходя из национальных интересов, выступают следующие группы отношений:
определение применимого права;
непосредственное правовое регулирование международных частных отношений средствами национальной правовой системы;
исключение применения иностранного права.
3. Правовые формы императивности в МЧП
Природа объектов императивного правового регулирования обусловливает природу правовых явлений в национальной правовой системе.
Как системные явления международные частные отношения обладают такими свойствами, как адаптивность к восприятию другой системы внутригосударственных отношений, которая обеспечивается соответствующими правовыми средствами. Эти правовые средства формируют устойчивые связи, повторяющиеся из раза в раз, определенного характера и направленности, которые закреплены в рамках международного частного права. В целом они представляют определенные принципы, которые характеризуют международное частное право. К наиболее значимым из них относятся: автономия воли участников этих отношений; признание и учет объективной связи международного частного отношения с конкретной национально-правовой системой при функционировании системы внутригосударственных отношений; равенство и самостоятельность участников международных частных отношений и др. Указанные средства носят диспозитивный характер.
С другой стороны, существует такое свойство системы внутригосударственных отношений, как ее устойчивость. Соответственно должны быть средства, обеспечивающие эту устойчивость.
Комплекс таких средств различен по своему характеру и составу. В своей совокупности они формируют принципы взаимоотношений между системой внутригосударственных отношений и соответствующей ей подсистемой международных частных отношений, находящихся в отношениях координации и субординации. Отношения координации обеспечиваются прежде всего на принципах равноправия различных систем внутригосударственных отношений через посредство подсистемы международных частных отношений, всестороннего учета интересов сторон правоотношения, имеющего связь с различными национальными правовыми системами. Правовое регулирование указанных отношений также носит диспозитивный характер.
Отношения субординации между системой и подсистемой построены на принципах обеспечения потребностей прежде всего системы внутригосударственных отношений в целях сохранения ее устойчивости, которая находит практическое воплощение в сохранении суверенитета и независимости государства, являющегося ключевым элементом этой системы. Причем набор правовых средств, обеспечивающих устойчивость, различен. Одни из них носят активный характер, направленный на прямое воздействие системы на подсистему международных частных отношений (в правовой надстройке такая связь между системой и подсистемой осуществляется посредством так называемых императивных норм, имеющих особое значение), другие носят пассивный характер, призванный не прямо воздействовать на международные частные отношения, а только предотвращать негативные последствия функционирования этой подсистемы. В свою очередь здесь необходимо различать, что часть этих средств относится к самой подсистеме, т.к. направлена на защиту ее относительно локализованной целостности, в правовой надстройке, она реализуется через посредство запрета обхода закона. Другая часть относится к системе внутригосударственных отношений и включает в себя прежде всего оговорку о публичном порядке. Общим для указанных отношений является императивный характер их правового регулирования.
В целом же системная обусловленность правовых явлений определяет существование нескольких видов правовых форм (средств) императивности, опосредующих взаимодействие национальных правовых систем. К ним относятся:
А) правовые формы императивности, опосредующие взаимодействие национальных правовых систем: 1) императивные коллизионные нормы; 2) императивные нормы международного частного права, имеющие особое значение;
Б) правовая форма императивности, обеспечивающая устойчивость подсистемы международного частного права при взаимодействии национальных правовых систем, - обход закона;
В) правовая форма императивности, обеспечивающая устойчивость системы внутригосударственных отношений при взаимодействии национальных правовых систем, - оговорка о публичном порядке.
3.1. Правовые формы императивности, опосредующие
взаимодействие национальных правовых систем
3.1.1. Императивные коллизионные нормы
Правовое регулирование общественных отношений, в которых один элемент связан с иностранной системой внутригосударственных отношений, осуществляется через коллизионное право, которое выполняет служебную функцию по правовому опосредованию международных частных отношений <*>. Опосредованное (коллизионное) правовое регулирование международных частных отношений обусловлено межсистемным характером этих отношений и привязанностью к конкретной национальной правовой системе средств их правового регулирования.
------------------------------------
<*> См.: Madl F., Vikas P. The law of coflicts and foreign trade. Bp., 1987. P. 20 - 21; Raape L., Sturm F. International Privatrecht. 1977. Bd 1. S.5.
Сущность коллизионного метода заключается не в том, чтобы правовыми средствами непосредственно урегулировать специфичное общественное отношение, а в том, чтобы отыскать объективно существующую связь между правоотношением с иностранным элементом и национальной правовой системой, связать их друг с другом и только таким опосредованным способом, используя объективно применимое материальное право, урегулировать международное частное отношение. В этой связи В. Корецкий подчеркивает, что "участие коллизионной нормы в регулировании бесспорно, ибо она - неразрывное звено правового воздействия" <*>.
------------------------------------
<*> Корецкий В. Международное хозяйственное право: (Ориентировка в понятии) // Вестник советской юстиции. 1928. N 22. С. 665.
Специфика коллизионных норм состоит в том, что они направлены на обеспечение взаимодействия различных систем внутригосударственных отношений в целях обеспечения их функционирования. Взаимодействие систем осуществляется на уровне подсистемы международных частных отношений через посредство коллизионных правоотношений. Системные качества коллизионных правоотношений направлены именно на обеспечение такого взаимодействия. Другое дело, что, исходя из специфики предмета правового регулирования, т.е. конкретных международных частных отношений, содержание коллизионной нормы и соответствующего правоотношения могут быть различными, но это содержание определятся уже не системными качествами коллизионного права, а его системно-функциональными особенностями.
В основе системно-функциональных свойств коллизионных норм лежат свойства материальных правоотношений, которые в свою очередь определяются характером лежащих в их основе международных частных отношений. Названные системно-функциональные свойства не затрагивают системно-структурных свойств международных частных отношений. Они лишь отражают специфику предмета правового регулирования не как системного явления, а как самостоятельного явления объективной действительности. В силу специфических свойств отдельных объектов социальной действительности в их правовом опосредовании применяется императивный коллизионный метод.
Императивный характер коллизионного регулирования может сложиться в силу различных причин объективного и субъективного характера. Это может быть связано и с конкретными установками различных социальных сил в государстве, интересами самой системы, определяемыми удобством использования такого характера коллизионного регулирования, в силу особенностей развития доктрины, обосновывающей именно такой способ взаимодействия и т.д. Однако следует подчеркнуть, что императивный характер коллизионного регулирования международных частных отношений, исходя из их природы, не исключает взаимодействие различных систем внутригосударственных отношений, а как раз направлен на обеспечение такого взаимодействия через определение в императивном порядке объективно применимого права. Через посредство коллизионного права, в т.ч. в той его части, которую составляют императивные коллизионные нормы, обеспечивается устойчивость системы внутригосударственных отношений, определяющей рамки и пределы воздействия на международные частные отношения иностранной национальной правовой системы.
Природа коллизионного метода правового регулирования, сутью которой является обеспечение взаимодействия национальных правовых систем в целом, настолько сильна, что даже в сферах доминирования исключительных государственных интересов не существует специальных коллизионных норм, определяющих регулирование международных частных отношений в этой сфере. Анализ коллизионного права показывает, что в указанных специфичных областях социальной действительности,

Коллизионные правоотношения в международном частном праве(в.в. кудашкин)  »
Комментарии к законам »
Читайте также