Статья 199. уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации. (в ред. федерального закона от 08.12.2003 n 162-фз)

1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) в особо крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 199.1 настоящего Кодекса признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей.
Комментарий к статье 199
Статьей 199 УК РФ, излагаемой в настоящем Комментарии в ее новом содержании, принятом Федеральным законом РФ от 08.12.2003 N 162-ФЗ, предусматривается уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации. Содержание диспозиции настоящей статьи полностью изменилось.
1. Объект преступления.
1.1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организаций относится к преступлениям в экономической сфере деятельности. Преступления этого вида посягают на общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного бюджета. То есть в конечном итоге пострадавшим по данному преступлению является государство. А поэтому следует учитывать повышенное внимание правоохранительных органов к налогоплательщикам, нередко выражающееся в обвинительном уклоне проводимых проверочных акций при расследовании уголовных дел данной категории.
1.2 Практика многих налогоплательщиков, действительно, направлена на уклонение от уплаты налогов. На сегодняшний день налоговыми органами выявляется множество изощренных способов сокрытия налогооблагаемой базы, искажения сведений о доходах или расходах организаций, которые ведут к уменьшению налоговых платежей в бюджеты.
1.3. В качестве противовесов этому государство выработало теоретико-практические принципы для конкретного руководства налоговыми и иными государственными органами. Суть этих принципов сводится к следующему:
- презумпция облагаемости, под которой понимается необходимость налогообложения всех объектов, за исключением тех, которые исключены законом. В налоговых правоотношениях понятие "презумпция облагаемости" означает, что налогоплательщик в отношении любого налога сам должен доказать то, что он не заплатил его на вполне законных основаниях;
- неосторожная" вина налогоплательщика, т.е. совершение налогового правонарушения не только умышленно, но и по неосторожности (легкомыслию или небрежности);
- принцип приоритета содержания над формой, т.е. оценка юридических актов налогоплательщика (договоров, соглашений, сделок) не по названиям или формулировкам в них, а по реально возникшим отношениям.
Например, налогоплательщик с целью сдачи помещения в аренду и получения таким образом неучтенной прибыли за счет арендных платежей заключил договор о совместной деятельности, согласно которому в качестве своего взноса предоставил партнеру "возможность размещения его работников" на своих площадях (довольно распространенная форма).
Налоговые органы приоритетным в этих правоотношениях считают отношения, связанные с арендой, что влечет для организации-арендатора соответствующие санкции;
разновидностью данного принципа является принцип приоритета "реальной цели сделки" над декларируемой сторонами. К примеру, предприятие после заключения договора займа, взятого у другого предприятия, рассчитывалось с последним собственной продукцией. При этом с полученного займа не уплачивался НДС. Налоговый орган усмотрел здесь скрытую форму сделки купли-продажи, где самая обычная предоплата за поставляемый товар с целью уклонения от уплаты налога отражалась в форме денежного займа (см.: Постановление Президиума ВАС РФ от 17.09.96 N 367/96 // Вестник ВАС РФ. 1996. N 12);
- принцип установленной формы. Суть этого принципа в государственном установлении специальных форм отчетной бухгалтерской документации, утверждения образцов бланков, установлении сроков сдачи отчетов. Не допускается произвольный учет, применение бланков неустановленных образцов и т.д.;
- приоритет административного (налогового) права над гражданским. То есть во главу отношений налогоплательщика с государством ставятся преимущественно административно-властные рычаги, а не гражданско-правовые нормы. В соответствии с ч. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
А.В. Брызгалин выделяет пять основных политико-правовых способов, при которых государство борется с уклонением от уплаты налогов, называя каждый из них "доктриной". Например, доктрина "деловая цель", доктрина "существо над формой" и т.д. (см.: Мифы, опасности и пределы налоговой оптимизации // Консультант. 1999. N 21. С. 69 - 78).
Применяя указанные принципы (доктрины) на практике, налоговые органы добиваются пополнения доходной части бюджета. Однако нередко, руководствуясь этой методикой, работники налоговых служб и правоохранительные органы переносят ее в сферу уголовно-правовых отношений, где изложенные принципы совершенно неприемлемы.
Отсюда и необоснованно возбужденные дела лишь по одному факту посягательства на объект преступления, ущемление прав конкретных граждан, которым необоснованно предъявляются обвинения в уклонении от уплаты налогов с организаций.
2. Объективная сторона.
2.1. Объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, составляет уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.
Таким образом, важнейшими признаками объективной стороны данного состава преступления является: 1) непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах является обязательным; 2) включение в налоговую декларацию или другие документы заведомо ложных сведений.
2.2. Если непредставление налоговой декларации или других документов не связано с какими-либо иными действиями неплательщика налогов и (или) сборов и совершается в форме бездействия, то включение заведомо ложных сведений в указанные документы, как правило, сопряжено с совершением иных действий, направленных на придание незаконному акту правомерного характера.
2.3. Такие действия могут подпадать под нарушения правил бухгалтерского и иного (например, складского) учета. Однако если таких нарушений не выявлено или если такие нарушения совершены не с прямым умыслом на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов, то в таком случае будет отсутствовать и объективная сторона преступления.
2.4. А. Нарушения правил бухгалтерского учета.
Незаконно возбужденными можно считать уголовные дела, когда есть факт неуплаты налога, сбора, но отсутствуют такие признаки состава, как включение в бухгалтерскую и иную отчетность заведомо ложных сведений о доходах или расходах.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона РФ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. На основании таких (называемых "первичными") документов и ведется бухгалтерский учет. Формы, образцы и порядок ведения первичной учетной документации предусматриваются приказами Минфина РФ.
Приказ Минфина РФ от 13.01.2000 N 4н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" утратил силу в связи с изданием Приказа Минфина РФ от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций". Бланки этих документов утверждаются Минфином и Госкомстатом РФ. Например, Приказом МФ РФ от 12.11.96 N 97 "О годовой бухгалтерской отчетности организаций" была утверждена форма N 1 "Бухгалтерский баланс". С января 2000 г. действует новая форма бухгалтерского баланса, утвержденная Приказом МФ РФ от 13.01.2000 N 4н. Постановлением Госкомстата РФ от 30.12.96 N 152 утверждены формы федерального государственного статистического учета и т.д.
Бланки указанных выше официальных документов, как правило, распространяются в официальных киосках по продаже деловой литературы при налоговых инспекциях, административных органах, в арбитражных судах и т.д.
Ст. 13 указанного выше Закона "О бухгалтерском учете" предусмотрено, что бухгалтерская отчетность состоит из: бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и приложений к ним, пояснительной записки, а в случаях, предусмотренных законодательством, и аудиторского заключения. Названные документы призваны давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также финансовых результатах ее деятельности. Эти документы подписываются лицом, ответственным согласно приказу по предприятию за организацию бухгалтерского учета, и главным бухгалтером.
Если бухгалтерская отчетность составляется при соблюдении всех правил, установленных законодательством, она считается достоверной.
Ведение же бухгалтерского учета с грубыми нарушениями, наличие в бухгалтерской документации не соответствующих действительности сведений, неотражение в отчетах истинного размера объектов налогообложения при определенных условиях могут свидетельствовать об умышленном уклонении от уплаты налогов.
Ниже будут приведены некоторые конкретные примеры заведомого искажения сведений о доходах или расходах и о сокрытии других объектов налогообложения. Однако общим для них является то, что:
- эти деяния незаконны, т.е. они противоречат нормам какого-либо закона (например, Налогового кодекса РФ и др.);
- они направлены на уменьшение налоговых обязанностей или полное от них освобождение;
- они сопровождаются внесением в бухгалтерскую отчетность недостоверных (ложных) сведений;
- целью этих деяний является создание у налоговых органов ложного представления об объектах обложения налогом у налогоплательщика;
- эти деяния совершаются как в форме действия, так и путем бездействия.
В первом случае имеет место внесение в документы заведомо ложных сведений, искажающих их истинное содержание. Во втором - преступление совершается путем неотражения в таких документах отдельных операций или реальных результатов, что в конечном итоге также ведет к созданию заведомо ложной картины хозяйственной деятельности.
2.5. Б. Налоговые ошибки.
Необходимо отличать заведомо искаженные (ложные) сведения в налоговой декларации или иных документах, представление которых обязательно согласно налоговому законодательству, в форме сокрытия объектов налогообложения с целью уклонения от уплаты налога от налоговых ошибок, в силу которых лицо, подписавшее отчет, добросовестно заблуждалось или произвело неверный расчет, ошиблось в цифровых итогах (показателях).
Во втором случае отсутствует субъективная сторона преступления - умысел, а значит, нет никаких оснований не только для привлечения лица к уголовной ответственности, но и для возбуждения уголовного дела (о субъективной стороне преступления см. ниже).
У

Следующая статья »
К тексту закона »
Читайте также