Некоторые вопросы гуманизации карательной политики россии на современном этапе(с.м. зубарев)

РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ <*>
--------------------------------
<*> Статья подготовлена при информационной поддержке СПС "".
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 25 декабря 2003 года
С.М. ЗУБАРЕВ
Зубарев С.М., кандидат юридических наук, доцент Государственного университета управления (г. Москва).
В последнее время в научной литературе все чаще говорят о необходимости корректирования карательной политики нашего государства <*>, эта позиция находит понимание и на официальном уровне. Президент России В.В. Путин в ежегодном послании Федеральному Собранию страны 18 апреля 2002 года отметил, что "нам крайне важна гуманизация уголовного законодательства и системы наказаний. Наша главная цель - добиться неотвратимости наказания, а не его чрезмерной суровости" <**>.
--------------------------------
<*> Зубков А.И. Карательная политика России на рубеже тысячелетий. М., 2000; Рябинин А.А. Проблемы наказания на новом этапе совершенствования уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. Домодедово, 2000; Зубкова В.И. Уголовное наказание и его социальная роль: теория и практика. М., 2002 и др.
<**> Послание Президента РФ Федеральному Собранию "России надо быть сильной и конкурентоспособной" // Российская газета. 19.04.2002. N 71.
На наш взгляд, изменение взглядов государства на исполнение уголовных наказаний обусловлено следующими причинами. Корректировка уголовной и уголовно-исполнительной политики в первую очередь важна с точки зрения минимизации социологического парадокса наказания, заключающегося в том, что чем шире и суровее применяется в обществе наказание, тем в большей степени общество расписывается в своем бессилии <*>. По числу осужденных на 100 тыс. населения Россия занимает одно из первых мест в мире, практически каждый третий взрослый мужчина поражен клеймом судимости лично или через своих близких родственников <**>, что приводит к тому, что наказание утрачивает свою общую предупредительную роль, не удерживает граждан от совершения преступлений. Лица, отбывшие лишение свободы, возвращаясь в общество, распространяют и пропагандируют криминальные традиции и обычаи среди населения, особенно среди молодежи, что является одной из причин роста преступности среди несовершеннолетних и других неустойчивых граждан, способствует повышению криминогенного потенциала общества. Мы согласны с теми авторами, которые считают, что корректировка карательной политики должна осуществляться в рамках Конституции РФ, в рамках правового поля, установленного и реализуемого в соответствии с ее буквой и духом. Без формирования понимания механизма защиты прав и свобод личности, системного подхода к решению данной проблемы (где на первое место должны быть выдвинуты вопросы социально-экономического, политического и общественного свойства, а право, принуждение, кара должны выступать лишь как необходимые элементы этой системы), без формирования гражданского общества и системы морально-нравственных ценностей строить политику защиты прав и интересов личности, законности и правопорядка на должном уровне невозможно <***>.
--------------------------------
<*> Старков О.В., Милюков С.Ф. Наказание: уголовно-правовой и криминопенологический анализ. СПб., 2001. С. 112.
<**> По данным профессора В.В. Лунеева, за период с 1961 по 1991 годы число осужденных составило 27,5 млн. чел., а за предшествующие 30 лет их число составляло 45 - 50 млн. чел. См.: Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М., 1997. С. 434 - 436.
<***> Зубков А.И., Зубкова В.И. Проблемы реформирования уголовной (карательной) политики на современном этапе // Журнал российского права. 2002. N 5.
Изменение карательной политики государства во многом связано с вопросом обеспечения прав, свобод и законных интересов осужденных, от направленности политики в пенитенциарной сфере зависят как судьбы этих людей, их жизнь, физическое и нравственное здоровье <*>, так и состояние безопасности (в широком смысле) общества в целом. Наглядным примером такой взаимосвязи является проблема туберкулеза и иных инфекционных заболеваний. В колониях и тюрьмах содержится 405 тыс. человек, страдающих различными заболеваниями, в том числе почти 87 тыс. больных туберкулезом и свыше 37 тыс. ВИЧ-инфицированных <**>, результативность лечения которых в условиях изоляции вызывает сомнение ввиду нехватки медикаментов, современного оборудования. Не случайно в 2002 г. в УИС умерло 4259 осужденных, в том числе от туберкулеза 1227, от ВИЧ-инфекции - 68 человек <***>. Развитие социально опасных инфекций в местах лишения свободы ставит под угрозу соблюдение прав осужденного на жизнь и здоровье и, как следствие, влечет распространение инфекций в обществе, т.е. превращается в общенациональную проблему. Соответственно изменение уголовно-исполнительной политики призвано не только в большей мере обеспечить права, свободы и законные интересы определенной группы граждан (осужденных), но и выполнить важную социальную задачу по охране жизни, здоровья и других прав всех членов общества.
--------------------------------
<*> В последние годы общая численность осужденных, отбывающих лишение свободы, составляет около 1 млн. человек. Только в исправительных колониях в 2002 г. содержалось 748,7 тыс. чел., в 2001 г. - 692,5 тыс. чел., в 2000 г. - 778,3 тыс. чел. См. подробнее: Уголовно-исполнительная система Российской Федерации // Российская юстиция. 2002. N 5; Российская юстиция. 2001. N 5; Российская юстиция. 2000. N 9.
<**> Уголовно-исполнительная система в 2001 - 2002 годах (сравнительный анализ): Информационно-аналитический сборник. Тверь, 2003. С. 3.
<***> Основные показатели деятельности УИС Министерства юстиции РФ в 2002 г.: Ежегодный статистический сборник. Тверь, 2003. С. 33.
Кроме того, на содержание исправительных учреждений и их персонала общество вынуждено затрачивать огромные материальные и финансовые средства, отвлекая их от других направлений социального развития. Если в 1999 г. из федерального бюджета на нужды уголовно-исполнительной системы было выделено 10,4 млрд. рублей, то в 2003 г. уже 45,98 млрд. рублей. Для сравнения: в текущем году на здравоохранение выделяется 31,5 млрд. руб., на культуру - 13,98 млрд. руб., на социальную помощь - 10,56 млрд. руб. <*> В последние три года значительно выросло количество средств в федеральном бюджете, целенаправленно выделяемых на содержание спецконтингента (с 10774099,5 тыс. руб. в 2001 г. до 15834853,3 тыс. руб. в 2003 г.), но даже этих ассигнований явно не достаточно, чтобы создать нормальные условия жизнеобеспечения в следственных изоляторах, исправительных колониях и тюрьмах. Простые расчеты показывают, что в 2003 г. на содержание одного человека в указанных учреждениях было запланировано примерно 17,5 тыс. рублей в год, или около 48 рублей в день. Таким образом, выделяемые бюджетные средства не позволяют улучшить условия отбывания наказания теперешнего количества осужденных, но в случае сокращения их численности освобожденные средства могли бы стать существенным стимулом для решения многих социальных проблем. Данное обстоятельство также требует модернизации системы исполнения уголовных наказаний.
--------------------------------
<*> Федеральный закон от 24.12.2002 N 176-ФЗ (ред. от 11.11.2003) "О федеральном бюджете на 2003 год".
Корректировка карательной политики государства тесно связана с проблемой развития альтернативных видов уголовных наказаний. Еще в процессе работы над новым уголовным и уголовно-исполнительным законодательством данному вопросу уделялось большое внимание. В частности, В.И. Селиверстов и И.В. Шмаров констатировали: "Отличительная особенность системы уголовных наказаний, закрепленных новым УК, - широкий набор наказаний, альтернативных лишению свободы" <*>. Однако система этих наказаний не нашла должного подтверждения даже в Особенной части УК РФ. По данным В.К. Дуюнова (на 1 января 2002 г.), в ее 260 статьях содержатся 542 санкции, из них 236 (43,7%) содержат только один вид наказания, а все остальные - альтернативные (56,3%). При этом 89 санкций (16,5%) содержат по два альтернативных вида, 147 (27,2%) - по три вида наказания, 54 (10%) - по четыре вида, 15 (2,6%) - по пять видов <**>. Но и в этих санкциях, по нашему мнению, альтернативность носит условный характер. Если обратиться к анализу одной из наиболее распространенных в правоприменительной практике статей - 158 (кража), то можно заметить, что в ее санкциях, особенно в части 1, предусматривается широкий спектр наказаний (пять видов). Так, возможно применение штрафа, обязательных работ, исправительных работ, ареста и лишения свободы. После исключения отлагательных норм, реальную альтернативу лишению свободы составят штраф и исправительные работы, т.е. наказания, исполнение которых в настоящее время сильно затруднено.
--------------------------------
<*> Селиверстов В.И., Шмаров И.В. Уголовно-исполнительный кодекс: концепция и основные положения // Законность. 1997. N 5. С. 6.
<**> Дуюнов В.К. Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике. Курск, 2000. С. 390 - 392.
Это подтверждается результатами рассмотрения уголовных дел судами за период с 1996 по 2001 гг. В 2001 г. применение к осужденным санкций материального характера, по сравнению с 1996 г., значительно сократилось: исправительных работ с 8,4 до 5,2%, штрафа с 13,0 до 6,3%, чему в немалой степени способствовали обнищание населения и безработица. Еще более снизилось применение других альтернативных наказаний, в частности лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - с 5243 до 159 человек (с 0,46 до 0,01%). Вследствие этого возросло применение иных уголовно-правовых мер (в 1996 г. - отсрочка исполнения приговора и условное осуждение, в 2001 г. - условное осуждение к лишению свободы и исправительным работам) - с 44,5 до 57,5% <*>. В 2002 г. положение с применением альтернативных наказаний продолжало ухудшаться. Так, число осужденных к исправительным работам по сравнению с 2001 г. снизилось в 2 раза (было осуждено 26 тыс., или 3,4% от общего числа осужденных, в 2001 году - 55,4 тыс.), применение штрафов сократилось с 55,3 тыс. до 26,7 тыс. (3,5%). На 18,9% уменьшилось число лиц, которым назначено дополнительное наказание в виде конфискации имущества (2002 год - 3,7 тыс. лиц, в 2001 году - 4,6 тыс.) <**>.
--------------------------------
<*> См.: Работа судов Российской Федерации по рассмотрению уголовных дел в 1997 году // Российская юстиция. 1998. N 6. С. 55 - 58; Общая характеристика судимости в России в 2001 году // Российская юстиция. 2002. N 9.
<**> Работа судов Российской Федерации в 2002 году // Российская юстиция. 2003. N 8.
Таким образом, система наказаний, закрепленная в уголовном законодательстве, и сложившаяся практика ее реализации в современных условиях не создают реальной альтернативы лишению свободы. Поэтому корректирование норм, определяющих содержание и порядок исполнения отдельных видов альтернативных наказаний, введение отложенных их видов могут стать одним из путей выхода из нынешней критической ситуации.
С трансформацией политики в области исполнения наказаний тесно связана передача уголовно-исполнительной системы под юрисдикцию Министерства юстиции России. Сегодня уже очевидно, что смена ведомственной принадлежности не явилась формальным актом переподчинения. Речь идет об изменении качественного состояния самой системы, она стала более открытой и демократичной, менее формализованной. Тем не менее современные тенденции социально-политического развития общества и государства все больше ориентируют учреждения и органы УИС на решение задач прежде всего по гуманизации исполнения уголовных наказаний и социальной реабилитации осужденных со всеми вытекающими отсюда последствиями аксеологического (ценностного), правового, экономического, организационно-управленческого и психолого-педагогического характера.
Корректирование карательной политики государства непосредственно отражается в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве. Так, в течение 2001 - 2002 гг. было принято шесть федеральных законов, 15 постановлений Правительства, направленных на совершенствование системы исполнения уголовных наказаний. Федеральным законом от 9 марта 2001 г. N 25-ФЗ <*> были скорректированы правила назначения исправительного учреждения. Новая редакция п. "а" ч. 1 ст. 58 УК РФ расширила возможности направления в колонии-поселения не только лиц, совершивших преступления по неосторожности, но и осужденных за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести, ранее не отбывавших лишения свободы. Изменение базового законодательства повлекло за собой изменение УИК РФ и подзаконных нормативных актов, проведение организационных мероприятий по созданию сети колоний-поселений для указанной категории лиц <**>. Осуществление нормативных указаний позволило сократить наполняемость исправительных колоний общего режима (по сравнению с 2001 г. в 2002 г. количество осужденных в них уменьшилось на 15,2% <***>), несколько улучшить положение как в самих учреждениях, так и в уголовно-исполнительной системе в целом.
--------------------------------
<*> ФЗ от 9 марта 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в УК РФ, УПК РСФСР, УИК РФ и другие законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1002.
<**> По состоянию на 01.01.2003 в колониях-поселениях для лиц, совершивших умышленные преступления небольшой или средней тяжести, содержалось 8783 чел., в колониях-поселениях для лиц, совершивших преступления по неосторожности, - 1477 осужденных // Основные показатели деятельности УИС Министерства юстиции РФ в 2002 г.: Ежегодный статистический сборник. Тверь, 2003. С. 9.
<***> Уголовно-исполнительная система в 2001 - 2002 годах (сравнительный анализ): Информационно-аналитический сборник. Тверь, 2003. С. 4.
Исключительно важным для функционирования следственных изоляторов явилось введение с 1 июля 2002 года в действие Уголовно-процессуального кодекса РФ и его положения о том, что только суд вправе принимать решение об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и продлении срока содержания. Это позволило сократить численность лиц, содержащихся в следственных изоляторах, за два года в целом по уголовно-исполнительной системе страны в два раза и довести ее в среднем до установленных лимитов наполнения. В целом введение в действие указанных федеральных законов привело в 2002 г. к сокращению численности лиц, содержащихся в местах лишения свободы, на 103 тысячи человек (11%), в том числе в следственных изоляторах - на 66 тысяч человек (33%) <*>.

Комментарии к законам »
Читайте также