О гарантиях уголовно-правовой защиты безопасности личности

В.П. КАШЕПОВ
Кашепов Владимир Петрович - заведующий отделом уголовного законодательства и судоустройства ИЗиСП, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ.
Обеспечение безопасности личности от преступных посягательств представляет одну из основных обязанностей правового государства. Конституцией Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина (ст. 45).
Осуществление этой важнейшей государственной функции, непосредственно связанной с обязанностью государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ), требует создания системы гарантий, включающей многообразные организационные средства и правовые формы решения этих задач. Сфера общественных отношений, возникающих в процессе организации и реализации государственной защиты личности от угроз и посягательств преступников, охватывает широкий круг правового регулирования, осуществляемого правовыми системами уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права. Системообразующим в этом комплексе правовых связей и институтов выступает широко понимаемое уголовно-правовое воздействие, основным предметом, целью и содержанием которого следует признать уголовно-правовую защиту прав и интересов личности потерпевших от преступных посягательств.
Гарантированность государственной защиты прав и свобод человека и гражданина непосредственно связана с обязанностью государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ). Чтобы обеспечить выполнение этой важнейшей государственной функции, Конституция РФ предусматривает систему гарантий, включающую многообразные правовые и организационные способы и формы осуществления этой задачи.
Предметом этой защиты является прежде всего безопасность личности, под которой мы понимаем, исходя из положений Закона РФ "О безопасности" <*>, состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. При этом сфера жизненно важных интересов состоит из совокупности потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности как социального существа, участника (субъекта) тех или иных общественных отношений <**>.
--------------------------------
<*> См.: Ведомости РФ. 1992. N 15. Ст. 769 (в ред. ФЗ от 25 июля 2002 г.).
<**> Подобное содержание категориального понятия "личность" разделяют С.И. Никулин (см.: Российское уголовное право. Особенная часть / Под ред. М.П. Журавлева, С.И. Никулина. М., 1998. С. 20), А. Агафонов (см.: Личность как объект уголовно-правовой охраны // Уголовное право. 2004. N 2. С. 6).
Значительная роль в реализации этого направления деятельности государственных органов и прежде всего охраны безопасности личности принадлежит уголовно-правовому регулированию, осуществлению охранительной функции уголовного права. Организация уголовно-правовой охраны защищенности человека от преступных посягательств представляет лишь часть значительной и многоаспектной проблемы обеспечения безопасности личности. Ее социологический и политический аспекты широко обсуждаются в последнее время общественностью и правоведами в средствах массовой информации и в специальной юридической печати. Трагические события последнего времени (массовые террористические акты, криминальные посягательства в виде террористических актов в отношении видных общественных и государственных деятелей, целенаправленное истребление сотрудников правоохранительных органов, рост числа тяжких насильственных преступлений против жизни и здоровья граждан, а также явная неспособность правоохранительных органов обеспечить режим безусловной защиты права на безопасность граждан, на неприкосновенность их личности от многообразных преступных посягательств) вызвали к жизни постановку и обсуждение таких проблем, как соотношение конституционных прав на свободу и гарантий безопасности, эффективность ныне используемых средств обеспечения безопасности, потребовали вновь вернуться к вопросу о выполнении Россией международно-правовых обязательств, в частности об исключении смертной казни из числа уголовных наказаний, несмотря на увеличение проявлений организованной преступности, возрастание числа особо тяжких посягательств на безопасность граждан и др.
Становится очевидным, что провозглашенная в Конституции РФ государственная защита прав и свобод граждан и прежде всего права на личную безопасность и физическую неприкосновенность от преступных посягательств фактически не гарантируется в полной мере и вследствие этого зачастую воспринимается населением страны лишь как благое пожелание законодательной власти, романтическое устремление, далекое от реального состояния дел в решении задач преодоления или хотя бы сдерживания роста совершения наиболее одиозных, насильственных преступлений, наносящих тяжкий вред здоровью и имуществу многих граждан.
Это состояние получает свое отражение в такой социологической характеристике, как "социально-психологическое самочувствие" населения, и выражается в критическом отношении к правоохранительным органам, в неверии в их способность оградить людей от преступных посягательств, а если преступление состоялось - в нежелании должностных лиц этих органов во многих случаях признать недостатки своей предупредительной работы, обеспечить восстановление социальной справедливости по конкретному делу (раскрыть преступление, добиться наказания действительно виновных, возместить потерпевшим материальный и моральный ущерб). Отсюда распространенность мнения, зачастую подогреваемого сенсационными разоблачениями средств массовой информации, о низком уровне профессионализма сотрудников правоохранительных органов, о всеобщей коррупционной зараженности системы органов уголовной юстиции.
Есть ли основания сомневаться в беспристрастности, эффективности и безошибочности деятельности правоохранительных органов в соблюдении законности, если даже руководители государства обращают внимание правоохранительных органов на необходимость не успокаиваться на известных достижениях и еще очень многое сделать, чтобы заслужить доверие населения.
Факты, многолетние статистические данные о состоянии криминогенной обстановки в стране, сведения о раскрываемости преступлений и результатах их судебного рассмотрения убеждают в обоснованности такой постановки вопроса и основательности критических оценок со стороны общественного мнения.
Так, множество убийств, даже видных общественных и государственных деятелей, остаются нераскрытыми, несмотря на заверения руководителей прокуратуры и МВД. Вообще ежегодно не раскрывается 5 - 7 тысяч убийств, несколько десятков тысяч вооруженных разбойных нападений и грабежей и много иных преступных посягательств. Утверждение руководителей правоохранительных ведомств и некоторых научных работников, что в России процент раскрываемости значительно выше, чем в некоторых зарубежных странах, вряд ли может успокоить встревоженных граждан.
Органы безопасности проявили поразительную неспособность предупреждать и предотвращать массовые террористические акты; индивидуальные же террористические акты вообще не всегда учитываются ими как таковые. Ответственность должностных лиц за это бездействие не предусматривается.
Низкая раскрываемость, практика отказа потерпевшим в возбуждении уголовных дел по фактам нападений, бездействие следствия и другие нарушения конституционного права на правосудие дополняются либеральной судебной практикой, когда ежегодно 55 - 57% судебных разбирательств по уголовным делам (даже по тяжким и средним по тяжести преступлениям против жизни, здоровья, достоинства или имущества граждан) завершается условным осуждением, обоснованно воспринимаемым населением, далеким от юридических тонкостей правоприменения, как неоправданное освобождение виновных от ответственности и справедливого наказания.
Характеристику недостатков правоохранительной практики, неблагополучия в законодательном регулировании правоприменения в сфере противодействия преступности можно было бы продолжить, однако ограниченность объема журнальной статьи вынуждает обратиться к конкретике темы - состоянию уголовного законодательства как легального, наиболее понятного населению и эффективного средства борьбы с преступностью, правовой охраны безопасности личности.
В последние годы многое сделано для усиления уголовно-правового потенциала в борьбе с преступностью. Вместе с тем опыт научно-консультативной работы сотрудников Института законодательства и сравнительного правоведения свидетельствует о неоднозначности, противоречивости и даже хаотичности этого процесса. Известная непоследовательность, парадоксальность законодательной практики, вероятно, объясняется тем, что она осуществляется, преодолевая интенсивное воздействие различных внешних сил, многих заинтересованных сторон: правоохранительных ведомств, утверждающих, что без нужных им изменений законодательства невозможна борьба с преступностью; популизма депутатов, у которых их избиратели спрашивают, сколько может продолжаться криминальный беспредел в стране, объявляющей себя правовым государством, и поэтому они стремятся продемонстрировать свою активность в законодательной инициативе, что нередко приводит к нестабильности уголовного законодательства.
В общей теории права содержание и характер функций конкретной отрасли права определяются социальной ролью, выполняемой ею в организации (упорядочении) общественных отношений. Эта роль характеризуется особенностями ее направленности и методом правового регулирования. Функциональная направленность российского уголовного права вытекает из тех общих задач, которые ставит перед ним действующее уголовное законодательство. Статья 2 УК РФ в своей первой части устанавливает: "Задачами настоящего Кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений".
Изложенная законодательная формула утверждает содержание социальной направленности российского уголовного права как структурного элемента основной его функции, состоящей в охране от преступных посягательств личности, общества и государства. Специально выделяя среди задач УК РФ предупреждение преступлений, законодатель тем самым устанавливает, что в комплекс характерных черт реализации правоохранительной функции включается не только применение уголовной ответственности, но и предупреждение преступлений <*>.
--------------------------------
<*> См.: Филимонов В.Д. Охранительная функция уголовного права. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 55 - 56.
При этом приоритетное значение законодатель придает охране безопасности личности. Под обеспечением безопасности личности путем уголовно-правовой охраны понимается выполнение этой отраслью права задач предупреждения преступных посягательств на неприкосновенность человека и, в частности, противодействия преступлениям против жизни и здоровья граждан, против свободы, чести и достоинства личности.
Государственная защита личности человека предполагает использование уголовно-правовых средств его защиты от преступных посягательств путем установления запрета этих общественно опасных действий, применения уголовной ответственности и угрозы уголовным наказанием за их совершение.
Обеспечение безопасности человека уголовно-правовыми средствами имеет двустороннюю направленность. Конституция РФ провозглашает приоритет личности в системе ценностей российского государства: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" (ст. 2).
Обеспечение безопасности человека означает охрану широкого спектра его законных интересов и прежде всего его права на жизнь, здоровье, достоинство, неприкосновенность личности, жилища, собственности, тайну межличностных отношений, свободу политических убеждений и конфессиональной принадлежности.
Государственная защита личности находит свое наиболее полное проявление: 1) в установлении уголовной ответственности за преступные посягательства на названные ценности и 2) применении норм уголовного права. Суровость уголовной ответственности призвана оказывать сдерживающее воздействие на неустойчивых членов общества и не только способствовать исправлению преступников, но и предупреждать совершение преступлений. Гуманным и справедливым в сфере уголовно-правовых отношений следует считать не одностороннее послабление лицам, совершившим преступления, причинившим вред и страдания иным лицам, а прежде всего учет и соблюдение прав и законных интересов пострадавших от преступлений граждан. Поэтому гуманным и оправданным будет применение строгих мер наказания к лицам, посягающим на жизнь и здоровье граждан, совершающим тяжкие и особо тяжкие преступления. Гуманистическая цель применения уголовного закона и его направленность на защиту личности потерпевших от преступных посягательств получает свое законченное правовое выражение во многих институтах Общей части и составах преступлений Особенной части УК РФ.
Изменение системы приоритетов в реализации охранительной функции уголовного права, выдвижение на первый план задачи защиты личности нашли свое отражение прежде всего в концептуальных основах УК РФ, в изменении его структуры и первостепенности задач, в особенностях средств уголовно-правового воздействия. Подведение итогов почти десятилетнего действия и развития нового уголовного законодательства подтвердило его общее соответствие задачам противодействия криминальным посягательствам.
В Общей части УК признается значение таких основополагающих принципов уголовного права, как справедливость и гуманизм, а в Особенной части в иерархии общественно опасных посягательств на первое место выдвигаются запреты посягательств на жизнь и здоровье граждан, на их имущественные интересы, на неприкосновенность личности и ее достоинство. Вместе с тем очевидно, что смена приоритетов в выборе главенствующих объектов уголовно-правовой защиты не должна вести к снижению эффективности государственного противодействия преступности. Конституционный статус гражданина может быть в полной мере обеспечен только авторитетными государственными органами, располагающими необходимым правовым инструментарием в виде уголовного законодательства, адекватного криминогенной ситуации в стране, неукоснительно соблюдающими законность, следующими вышеназванным принципам уголовного права и защищенными правом должностными лицами правоохранительных органов.
Эффективное противодействие преступности требует наступательности, использования всех возможностей уголовно-правовых запретов и альтернативных санкций для предупреждения и пресечения преступных посягательств.

Комментарии к законам »
Читайте также