Новое в российском акционерном законодательстве (центр деловой информации еженедельника экономика и жизнь, 2002)

ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ"
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 1 марта 2002 года
Г.С. ШАПКИНА
Шапкина Галина Сергеевна - судья Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве России; член - корреспондент РАЕН; заслуженный юрист Российской Федерации.
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ"
В Федеральный закон "Об акционерных обществах" <*>, действующий с 1 января 1996 года, внесены существенные изменения и дополнения <**>. Они вступили в силу с 1 января 2002 года <***>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1. Далее - Закон об акционерных обществах, Закон в ред. 1995 г.
<**> См.: Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах". "Российская газета" от 9 августа 2001 г. Далее - Закон от 7 августа 2001 г.
<***> П. п. 35 и 36 Закона от 7 августа 2001 г., которыми внесены изменения в ст. ст. 48 и 49 Закона (о компетенции общего собрания акционеров и принятии, а также обжаловании решений общего собрания), вступили в силу со дня опубликования указанного Закона, т.е. с 9 августа 2001 г.
Принятие поправок к Закону, затрагивающих все основные его разделы (66 статей из 94), можно рассматривать как продолжение процесса развития российского акционерного законодательства. Значение этих мер определяется прежде всего положением, которое занимают акционерные общества в современной российской экономике. На 1 июля 2001 года в России насчитывалось около 60 тыс. открытых и более 370 тыс. закрытых обществ. Данная форма была использована как основная при преобразовании десятков тысяч крупных и средних государственных и муниципальных предприятий в негосударственные коммерческие структуры. Немало таких обществ создано и вне рамок приватизации. В этих условиях каждая новация в правовом регулировании акционерного предпринимательства затрагивает интересы весьма широкого круга лиц.
Анализ внесенных поправок дает возможность выделить несколько наиболее существенных тенденций и подходов, характерных для развития современного акционерного законодательства.
1. Обновление акционерного законодательства осуществляется в рамках его сложившейся системы. Сохраняется структура Закона об акционерных обществах, являющегося комплексным актом, содержащим развернутую регламентацию порядка создания и деятельности акционерных обществ и опирающимся в своей основе на общие положения и принципы Гражданского кодекса Российской Федерации <*>.
--------------------------------
<*> Далее - ГК РФ, Кодекс.
Совершенствование законодательства проводится главным образом путем пересмотра некоторых ранее принятых норм, введения в Закон новых положений, учитывающих изменения в экономической и социальной сферах, устранения выявленных в нем недостатков и пробелов. Использован накопленный в последние годы опыт правоприменительной практики <*>.
--------------------------------
<*> Учтены, в частности, некоторые положения, содержащиеся в Постановлениях Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (Вестник ВАС РФ. 1996 г. N 9); от 2 апреля 1997 г. N 4/8 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" (Вестник ВАС РФ. 1997. N 6).
Нельзя не отметить кодификационное значение указанных мер. Оперативное реагирование государства на происходящие изменения в экономике, возникающие новые проблемы нередко осуществляется путем издания актов текущего законодательства. Последующее перенесение из них в кодифицированный акт норм, затрагивающих принципиальные вопросы правового регулирования соответствующих отношений и рассчитанных на длительный период действия, является одним из условий поддержания законодательства в надлежащем состоянии, что важно с юридико - технической точки зрения и необходимо для правильного применения и исполнения законов.
В этой связи можно назвать Федеральный закон от 5 марта 1999 г. "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" <*>, Указ Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. N 1210 "О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера" <**> и ряд других актов, изданных после принятия Закона об акционерных обществах и содержащих немало норм, важных для регулирования складывающихся в этой сфере отношений. Часть их перенесена в рассматриваемый Закон.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1999. N 10. Ст. 1163.
<**> СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4142.
Решаются отдельные вопросы унификации правового регулирования предпринимательской деятельности. Примером может служить сближение норм Закона об акционерных обществах и Закона об обществах с ограниченной ответственностью <*>.
--------------------------------
<*> См.: Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 8 февраля 1998 г. СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785. Этот Закон принят позднее, и при его подготовке были учтены отдельные недоработки и неточности, выявленные в Законе об акционерных обществах, найдены более удачные решения. Сейчас они в значительной мере отражены в Законе об акционерных обществах.
2. В принятом Законе заметно выражено стремление законодателя усилить правовую защиту акционеров путем более четкого закрепления их прав, введения дополнительных гарантий, обеспечивающих реализацию этих прав, исключения из Закона отдельных норм, допускавших ограничение их.
Это проявляется в повышении роли общего собрания акционеров - высшего органа управления общества (ст. ст. 28, 49), усилении защиты интересов акционеров при реорганизации общества (ст. ст. 18, 19) <*>. Сюда же относится законодательное закрепление правила, согласно которому выпускаемые обществом дополнительные акции (при увеличении уставного капитала), оплачиваемые за счет имущества общества, распределяются исключительно среди его акционеров, причем всех (ст. 28). Предусмотрен предельный срок выплаты акционерам объявленных дивидендов - не позднее 60 дней после принятия решения об их выплате, если уставом общества или решением общего собрания акционеров не определена иная дата (ст. 42). Этот перечень можно продолжить. Указанные меры не решают всех проблем защиты прав акционеров, но, несомненно, являются шагом в данном направлении.
--------------------------------
<*> Не все дополнения, касающиеся прав акционеров, содержат новизну; иногда в них воспроизводятся достаточно известные общие положения гражданского законодательства. Так, п. 1 ст. 2 Закона дополнен указанием о том, что акционеры вправе отчуждать свои акции без согласия других акционеров и общества. В прежней редакции Закона такая норма содержалась в п. 2 ст. 7 и относилась к акционерам открытых обществ. Между тем это право является частью закрепленных в ГК правомочий собственника, который может владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом (ст. 209 ГК). Акционер, будучи собственником акций, может распоряжаться ими, в том числе самостоятельно принимать решение об отчуждении их, независимо от наличия в Законе приведенного указания. Включение его в Закон можно объяснить тем, что ранее действовавшее Положение об акционерных обществах (утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 601. СП РСФСР. 1991. N 6. Ст. 92) ограничивало право участников закрытого общества на отчуждение акций, предусматривая, что для этого необходимо было получить согласие большинства акционеров общества. Такое ограничение неправомерно ущемляло права собственника и фактически утратило силу с момента введения в действие части первой ГК РФ. Предусмотренное Кодексом и Законом преимущественное право акционеров закрытого общества на приобретение акций, отчуждаемых другими акционерами этого общества, относится лишь к вопросу выбора покупателя акций.
3. Внесенные в Закон дополнения направлены на защиту интересов кредиторов общества. Выполнение обществом ранее установленной обязанности информировать своих кредиторов о намеченной реорганизации либо об уменьшении уставного капитала обеспечивается введением контроля за соблюдением этого требования. Общество обязано теперь представлять органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, доказательства направления кредиторам и публикации соответствующей информации. При отсутствии таких доказательств не должна проводиться регистрация обществ (иных юридических лиц), созданных в результате реорганизации, а также изменений, вносимых в устав в связи с уменьшением уставного капитала (ст. ст. 15 и 30) <*>. Эта мера создает кредиторам дополнительные гарантии, позволяющие воспользоваться предоставленным им правом требовать в указанных случаях досрочного исполнения или прекращения обязательств и возмещения убытков.
--------------------------------
<*> Аналогичные нормы содержатся в ст. ст. 20 и 51 Закона об обществах с ограниченной ответственностью.
4. Более развернуто регламентируются вопросы, связанные с поддержанием экономической стабильности акционерного общества, снижением неоправданных рисков в его деятельности, обеспечением большей надежности (экономической состоятельности) общества как делового партнера. Усиливается, в частности, контроль за внесением учредителями и другими приобретателями акций реальных вкладов в уставный капитал общества при его создании и размещении дополнительных акций; расширяется круг случаев, когда требуется обязательное привлечение независимого оценщика для определения стоимости имущества, вносимого в счет оплаты акций. Установлены более жесткие требования по поддержанию необходимого уровня чистых активов общества по отношению к размеру его уставного капитала. Введены нормы, предусматривающие дополнительные основания принудительной ликвидации общества при несоблюдении им требований законодательства (ст. ст. 34 и 35 Закона), и др.
5. К числу явно прослеживающихся тенденций в развитии современного акционерного законодательства следует отнести более активное использование публично - правового метода регулирования <*>. Хотя Закон сохраняет возможность решения многих вопросов деятельности общества в его уставе и в других внутренних документах, в нем появилось значительно больше императивных норм, норм - предписаний и запретов.
--------------------------------
<*> О соотношении частно - правового и публично - правового элементов в регулировании гражданских правоотношений см. в кн. В.Ф. Яковлева "Россия: экономика, гражданское право". М.: РИЦ ИСПИ РАГС, 2000. С. 166 и сл.
Возрастает степень государственного воздействия и контроля за деятельностью общества, в том числе за соблюдением прав наименее защищенных его участников <*>. Публичный интерес государства заключается в данном случае в том, чтобы исключить или, по крайней мере, максимально сократить правонарушения в этой сфере, изжить те негативные явления и многочисленные злоупотребления, которыми сопровождалось развитие акционерного предпринимательства в течение нескольких последних лет <**>. Более жесткий подход к регулированию связанных с предпринимательством отношений в нынешних условиях оправдан, но, разумеется, без нарушения основных принципов ведения коммерческой деятельности в акционерной форме.
--------------------------------
<*> Введены, например, положения, которые в значительной мере должны ограничить возможность ущемления прав так называемых миноритарных акционеров при реорганизации обществ (особенно при выделении и разделении) и консолидации акций, которые проводились иногда лишь в интересах крупных акционеров, с целью "выдавливания" из общества держателей одиночных или небольших пакетов акций.
<**> В.Ф. Яковлев пишет, что важнейшей задачей формирования новой правовой системы Российской Федерации, т.е. по существу создания новой технологии государственного воздействия на общественные, в том числе экономические, отношения является отработка оптимального соотношения публичного и частного права. Он же отмечает, что под публичным интересом понимаются не столько интересы государства, сколько совокупные интересы граждан данного общества. Государство же должно выступать в качестве выразителя публичных интересов и представлять общество в целом. См.: указ. соч. С. 167.
Оценивая изменения и дополнения, внесенные в Закон об акционерных обществах в целом, нельзя не отметить, что наряду с удачными решениями встречаются и не вполне обоснованные новации; некоторые вопросы получили лишь частичное разрешение (поэтому при характеристике измененного Закона в ряде случаев уместно говорить именно о тенденциях развития законодательства, но не об исчерпывающем решении проблемы в целом).
Вряд ли можно признать обоснованным (и в теоретическом, и в практическом плане) включение в Закон норм, допускающих появление дробных акций <1>. Это нововведение не согласуется с одним из главных принципов, заложенных в основу акционерной формы предпринимательства, - неделимости акции <2>, что отличает указанные общества от других коммерческих структур. Вопрос о возможности деления акции на доли возникал в законодательстве и практике отдельных стран более ста лет назад, но идея не получила поддержки. И.Т. Тарасов, исследовавший эту проблему, характеризовал такой подход как аномальное явление <3>. Г.Ф. Шершеневич связывал неделимость акции с понятием об акционерном капитале, разбитом на известное число равных долей, в котором акция является наименьшей единицей. Отказ от общепринятого подхода к акции как ценной бумаге, наделяющей каждого ее владельца равным объемом прав, не отличающимся от прав других владельцев таких же акций, лишает ее в значительной мере тех универсальных свойств, которые обеспечивают свободное и беспроблемное обращение акций <4>.
--------------------------------
<1> Возможность образования дробных акций предусмотрена п. 3 ст. 25 в ред. Закона от 7 августа 2001 г. в случаях: а) осуществления преимущественного права на приобретение акций, продаваемых акционерами закрытого общества; б) осуществления преимущественного права на приобретение дополнительных акций; в) при консолидации акций. Дробная акция согласно этой норме Закона предоставляет ее владельцу права в объеме соответствующей части целой акции, которую она составляет, и обращается наравне с целыми акциями. Вместе с тем Закон исключает возможность выпуска дробных акций при увеличении уставного капитала за счет имущества общества путем размещения дополнительных

Комментарии к законам »
Читайте также