Статья 99 конституции рф,
не употребляя слова "обычай", тем не менее
закрепляет давно сложившееся правило,
согласно которому "первое заседание
государственной думы открывает старейший
по возрасту депутат". по мнению е.в.
колесникова, именно на основе
соответствующих обычаев изданы указы
президента рф о дне государственного флага,
о символике россии, о возвращении некоторым
городам и населенным пунктам их старинных
названий; введена процедура инаугурации
(вступления в должность) избранных народом
президентов и губернаторов, принятия ими
присяги. сохраняется обычай увековечивать
память выдающихся людей - государственных и
общественных деятелей, полководцев,
писателей, поэтов, художников; лиц, погибших
в великой отечественной войне.. что
касается неправовых (общегражданских)
обычаев, то их великое множество, и те из
них, которые носят прогрессивный характер,
право поддерживает; к другим относится
безразлично (нейтрально), поскольку они не
причиняют никакого вреда, с третьими
(вредными) ведет борьбу, стремится
вытеснить их (пьянство, некоторые местные
традиции горских народов - калым, выкуп
невесты, кровная месть, феодально-байские
пережитки в семье, разного рода
предрассудки, отдельные нормы шариата,
публичные казни). есть обычаи, которые
связаны с религиозной или расовой
нетерпимостью, неравенством полов и т.д.
Но, например, ношение холодного оружия
как атрибута национального костюма
допускается. Снисходительно относятся к
умыканию невесты (чаще всего - с согласия
"похищаемой") при условии, что жених ее не
обесчестил. Хотя по закону такое деяние
наказуемо. Право, государство подходят к
тем или иным обычаям дифференцированно -
старые, неугодные отсекаются; новые,
полезные поощряются. Следует иметь в виду,
что в обычаях есть немало консервативного,
застывшего, неприемлемого. Это - наслоение
ушедших времен. В связи с развитием в
России рыночных отношений и переходом от
запретительных методов правового
регулирования к дозволительным роль
юридических обычаев возрастает. К этому
ведет расширение экономической свободы
личности, действие принципа "не запрещенное
законом разрешено", стимулирование
предпринимательства, частной
инициативы. Право и религия. Как
известно, церковь отделена от государства,
но она не отделена от общества, с которым
связана общей духовной, нравственной,
культурной жизнью. Она оказывает мощное
воздействие на сознание и поведение людей,
выступает важным стабилизирующим
фактором. Все представители
религиозных организаций, объединений,
конфессий, общин, которые существуют на
территории Российской Федерации,
руководствуются при реализации ими
конституционного права на свободу совести
как своими внутрирелигиозными правилами и
убеждениями, так и действующим
законодательством РФ. В настоящее время
только Русская Православная Церковь
насчитывает 127 епархий, свыше 19 тыс.
приходов и 478 монастырей. Последним
основным правовым актом, регулирующим
деятельность всех видов религий в России
(христианство, ислам, иудаизм, буддизм),
является Федеральный закон "О свободе
совести и религиозных объединениях" от 26
сентября 1997 г. <*>.
-------------------------------- <*> СЗ РФ. 1997. N 39. Ст.
4465; Российская газета. 2000. 30 марта. Данный
Федеральный закон определяет также
взаимоотношения между церковью и
официальной властью, в нем переплетаются
правовые и некоторые религиозные нормы.
Церковь уважает право, законы,
установленный в государстве порядок, а
государство гарантирует возможность
свободной религиозной деятельности, не
противоречащей принципам общественной
морали и гуманизма. Свобода
вероисповедания - важнейшая черта
гражданского демократического общества.
Возрождение религиозной жизни, уважение
чувств верующих, восстановление порушенных
в свое время храмов - несомненное духовное
достижение новой России. О тесной
взаимосвязи права и религии говорит тот
факт, что многие христианские заповеди,
такие, например, как "не убий", "не укради", "не
лжесвидетельствуй", и другие закреплены в
законе и рассматриваются им как
преступления. В мусульманских странах
право вообще основывается в значительной
мере на религиозных догматах (нормах адата,
шариата), за нарушение которых
предусмотрены весьма суровые наказания.
Шариат - это исламское (мусульманское)
право; адат - система обычаев и традиций.
В первые годы советской власти у нас тоже
допускалось в порядке исключения
применение подобных норм в некоторых
местностях Средней Азии и Кавказа. А,
например, в Чечне они до сих пор
применяются, но уже без одобрения
федеральных властей. В 1997 г. чеченский
шариатский суд приговорил несколько
человек, в том числе одну женщину, к
расстрелу и приговор публично был приведен
в исполнение. Религиозные нормы как
обязательные правила поведения верующих
содержатся в таких известных исторических
памятниках, как Библия, Коран, Талмуд, Сунна,
священные книги буддизма, а также в текущих
решениях различных соборов, коллегий,
собраний духовенства, руководящих структур
церковной иерархии. В Конституции РФ
говорится: "1. Российская Федерация -
светское государство. Никакая религия не
может устанавливаться в качестве
государственной или обязательной. 2.
Религиозные объединения отделены от
государства и равны перед законом" (ст. 14).
"Каждому гарантируется свобода совести,
свобода вероисповедания, включая право
исповедовать индивидуально или совместно с
другими любую религию или не исповедовать
никакой, свободно выбирать, иметь и
распространять религиозные и иные
убеждения и действовать в соответствии с
ними" (ст. 28). "Гражданин Российской
Федерации в случае, если его убеждениям или
вероисповеданию противоречит несение
воинской службы, а также в иных
установленных федеральным законом случаях
имеет право на замену ее альтернативной
гражданской службой" (ч. 3 ст. 59). Однако закон
об альтернативной гражданской службе до
сих пор не принят. Следует отметить, что
в последнее время свобода вероисповедания
все чаще стала вступать в противоречие с
идеями прав человека, гуманизма,
нравственности и других общепризнанных
ценностей. Сегодня в России действует около
10 тыс. так называемых "нетрадиционных"
религиозных объединений. Не все из них
выполняют действительно общественно
полезные или, по крайней мере, безвредные
функции. Имеются отдельные культовые
группы, чья деятельность далеко
небезобидна и носит, по сути дела, социально
деструктивный, морально осуждаемый
характер, особенно зарубежных, в том числе
католических, протестантских сект.
Штаб-квартиры некоторых религиозных
сообществ находятся в США, Канаде и других
странах. В средствах массовой
информации обращается внимание на то, что,
как только граждане РФ начали проявлять
массовый интерес к религии, в страну хлынул
поток всевозможных миссионеров с
настойчивым намерением втянуть в орбиту
своих вероучений как можно больше людей.
Открывают у нас свои представительства,
центры, резиденции. Известно, что на
протяжении десятков лет религиозные
устремления советских граждан всячески
глушились, подавлялись, но потом вдруг все
сразу было разрешено. В результате возник
процесс, который фактически стал
неуправляемым и не отвечающим
общественному благу. Из одной крайности
ударились в другую. Недаром некоторые
религиозные структуры называются
тоталитарными, например такие, как "Белое
братство", "Свидетели Иеговы", "Адвентисты
Седьмого дня", "Мормоны", "Глобальная
стратегия", "Харизматическая церковь",
"Церковь последнего завета", движение
"пятидесятников", ваххабитов и др. Их
тоталитаризм состоит в том, что они
пытаются всю жизнь человека поставить под
свой контроль; ограничивают всякие иные
связи и отношения - личные, общественные,
семейные, гражданские; отговаривают от
службы в армии; навязывают свои правила;
стремятся полностью завладеть душой
"верующего", подчинить себе его волю.
Человеку, попавшему в ту или иную секту,
трудно потом из нее выйти. Иногда от члена
секты требуют жертвоприношения, на этой
почве совершаются ритуальные убийства и
самоубийства. Как невиданный вандализм,
оскорбление чувств верующих, разжигание
религиозной вражды и экстремизма была
расценена российской общественностью
акция на выставке-распродаже в столичном
Манеже, где каждый желающий мог за
небольшую плату разрубить православные
иконы или нарисовать на них свастику, т.е.
надругаться. По данному факту было
возбуждено уголовное дело. Таким
образом, в сфере реализации права на
свободу совести зародились и активно
распространяются негативные тенденции,
которым право, власть, законы должны
эффективно противостоять, не допускать
разрушения многообразного духовного мира
личности, благотворного влияния на жизнь
общества традиционного для нашей страны
православия, других цивилизованных
религий. Право и корпоративные нормы.
Корпоративные нормы - это правила
поведения, по которым живут и действуют
различные общественные организации,
движения, объединения, ассоциации, фонды,
центры, союзы и другие образования
негосударственного характера
(профессиональные, творческие, научные,
женские, молодежные, ветеранские,
просветительские, спортивные, культурные,
экологические, оборонные, технические и
т.д.). Эти правила содержатся в
соответствующих уставах, решениях,
положениях, программах, других документах
указанных структур. Корпоративные нормы
тесно связаны с правовыми, особенно теми,
которые определяют порядок образования,
регистрации и деятельности общественных
организаций и объединений. Специфика
корпоративных норм во многом зависит от
специфики той или иной организации, а
многообразие норм - от разнообразия форм
общественной самодеятельности граждан.
Конституция РФ провозглашает: "Каждый имеет
право на объединение, включая право
создавать профессиональные союзы для
защиты своих интересов. Свобода
деятельности общественных организаций
гарантируется" (ч. 1 ст. 30). "Общественные
объединения равны перед законом" (ч. 4 ст.
13). Однако существуют и определенные
ограничения. Так, в упомянутой ст. 13 (ч. 5)
говорится: "Запрещается создание и
деятельность общественных объединений,
цели которых или действия которых
направлены на насильственное изменение
основ конституционного строя и нарушение
целостности Российской Федерации, подрыв
безопасности государства, создание
вооруженных формирований, разжигание
социальной, расовой, национальной и
религиозной розни". При этом признается
политическое многообразие,
многопартийность, фиксируется, что никакая
идеология не может устанавливаться в
качестве государственной или обязательной.
Хотя само собой разумеется, что у
Российского государства есть определенные
жизненные идеалы и ориентиры.
Корпоративные нормы - один из видов
социальных норм, они входят в общую
нормативно-регулятивную систему общества.
Нормы общественных организаций
регламентируют в основном их внутренние
вопросы и отношения (цели, задачи, функции,
права и обязанности членов, условия
вступления и выхода или отчисления,
формирование руководящих органов, меры
ответственности, взыскания, членские
взносы и т.д.). Некоторым общественным
организациям государством делегировано
право издавать отдельные
нормативно-правовые акты, например
профсоюзным, кооперативным, хозяйственным,
коммерческим и др. В этом случае
создаваемые ими нормы опираются уже на
принудительную силу государственной
власти, за их нарушение могут последовать
юридические санкции. Немало подобных норм
содержится в уставах конкретных
кооперативов. Нередко эти уставы просто
дублируют нормы соответствующих
ведомственных инструкций и поэтому мало
чем отличаются от правовых, за исключением
сугубо внутриорганизационных. В период
выборов многие общественные объединения,
политические партии, движения выступают
субъектами государственно-правовых
отношений, они имеют право выдвигать своих
кандидатов в депутаты, назначать своих
представителей в избирательные комиссии,
при этом несут соответствующие обязанности
и ответственность за соблюдение
законодательства. Правовые и
политические нормы. Право и политика
традиционно рассматриваются как явления
тесно взаимосвязанные и
взаимообусловленные. Достаточно сказать,
что преобладающая часть всей внутренней и
внешней политики любого государства
реализуется через право, законы, а
последние, в свою очередь, выступают
выразителями и проводниками этой политики.
Если же иметь в виду такой ведущий правовой
акт, как конституция, то она, как известно,
закрепляет основы, принципы, цели,
направления государственной политики,
фиксирует и гарантирует политические права
и свободы граждан, их участие в
государственной и
общественно-политической жизни страны.
Конституция представляет собой
политико-юридический документ. Со
времен Аристотеля политика обычно
трактуется как искусство управления
людьми, обществом, государством. Управление
же осуществляется опять-таки с помощью
права, юридических средств и институтов.
Особенно это характерно для правовых