Обжалование решений таможенных органов(в.в. егиазарова, а.н. сошников)

В.В. ЕГИАЗАРОВА, А.Н. СОШНИКОВ
В.В. Егиазарова, кандидат юридических наук.
А.Н. Сошников.
Лица, привлекаемые к ответственности за нарушения таможенных правил, или их представители вправе обжаловать постановления по делам о нарушениях таможенных правил в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством. Такое право вытекает из положений Конституции Российской Федерации, Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и непосредственно Таможенного кодекса Российской Федерации. Следует отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что отдельные положения Конституции Российской Федерации распространяются не только на физических, но и на юридических лиц. В частности, по мнению Конституционного Суда, статья 46 Конституции Российской Федерации предусматривает возможность обжалования юридическими лицами в суд решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 года N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции" и письмо Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 1997 года N 4994).
Порядок и сроки обжалования постановления по делу
Таможенный кодекс Российской Федерации определяет различный порядок обжалования постановлений по делам о нарушениях таможенных правил. Соответственно видам этих постановлений можно выделить:
- порядок обжалования постановлений о наложении взыскания за нарушения таможенных правил;
- порядок обжалования постановлений о прекращении производства по делу о нарушении таможенных правил и о возвращении дела для дополнительного производства;
- порядок обжалования постановлений о возбуждении уголовного дела о преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, или о направлении материалов об этих преступлениях в другие правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Рассмотрим каждый из них в отдельности.
В соответствии со статьями 370 и 371 Таможенного кодекса Российской Федерации постановление таможенного органа о наложении взыскания за нарушение таможенных правил может быть обжаловано как физическими, так и юридическими лицами в течение двадцати дней со дня вынесения постановления. Однако если физические лица могут обжаловать указанное постановление по своему усмотрению как в суд общей юрисдикции, так и в вышестоящий таможенный орган, то для юридических лиц и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, предусмотрена обязательная досудебная процедура обжалования: прежде чем обращаться в суд, они должны обжаловать постановление таможенного органа о наложении взыскания в вышестоящий таможенный орган. Несоблюдение этой процедуры влечет возвращение искового заявления или оставление иска без рассмотрения (п. 6 ст. 108 и п. 5 ст. 87 АПК РФ).
В практике таможенных органов неоднократно возникал вопрос, не противоречит ли обязательный порядок досудебного обжалования, установленный для юридических лиц, части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой решения органов государственной власти могут быть обжалованы в суд. Однако из данного положения Конституции не следует вывод о том, что лицо может обратиться с жалобой в суд без соблюдения установленного федеральным законом порядка, включающего, в том числе, требования о подсудности, форме и содержании жалобы, сроке обжалования, а также о соблюдении досудебной процедуры обжалования.
В связи с изложенным представляется, что статья 371 Таможенного кодекса Российской Федерации не лишает юридических лиц и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, права на обращение в суд, а лишь определяет порядок, в котором должно производиться обжалование. Кроме того, указанная статья устанавливает для этих лиц дополнительные гарантии государственной защиты их прав и свобод, закрепленные частью 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации, предусматривая возможность устранения допущенных нарушений уже на стадии ведомственного контроля.
В случае пропуска упомянутых сроков обжалования постановления о наложении взыскания по уважительным причинам они могут быть восстановлены по ходатайству лица, привлеченного к ответственности, либо его представителя соответственно вышестоящим таможенным органом или судом общей юрисдикции. Таможенный кодекс Российской Федерации, равно как и Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, не устанавливает перечень причин, которые являются уважительными. Возможность признания той или иной причины уважительной определяется в каждом конкретном случае лицом, принимающим решение о восстановлении сроков.
В практике таможенных органов нередко возникают ситуации, когда физические лица подают жалобу одновременно и в вышестоящий таможенный орган, и в суд общей юрисдикции. Реже, но все же имеют место случаи, когда две жалобы одновременно подаются юридическим лицом и арбитражный суд в нарушение установленной процедуры обжалования принимает жалобу к рассмотрению. В этой связи возникает вопрос, может ли вышестоящий таможенный орган рассмотреть подобную жалобу по существу либо он должен отказать в ее рассмотрении. На законодательном уровне эта проблема не урегулирована. Однако учитывая, что с принятием жалобы судом предмет обжалования сохраняется, в связи с чем препятствия для рассмотрения жалобы вышестоящим таможенным органом отсутствуют, представляется, что по ней может быть принято решение в любой момент до вынесения решения судом. Рассматривая жалобу, по которой уже принято судебное решение, вышестоящий таможенный орган выходит за рамки своих полномочий.
Подача жалобы на постановление таможенного органа о наложении взыскания за нарушение таможенных правил приостанавливает исполнение наложенного взыскания до вступления в силу решения по этой жалобе (ст. 376 ТК РФ). При этом подразумевается, что жалоба должна быть подана в установленные сроки и в установленном порядке либо, несмотря на их несоблюдение, быть принята соответствующим органом к рассмотрению.
В соответствии со статьей 372 Таможенного кодекса Российской Федерации жалоба на постановления о прекращении производства по делу и о возвращении дела для дополнительного производства может быть подана в пятидневный срок со дня их вынесения только в вышестоящий таможенный орган. При этом Таможенный кодекс Российской Федерации закрепляет положение, в соответствии с которым решение вышестоящего таможенного органа по жалобе является окончательным. Очевидно, что это положение не соответствует статье 46 Конституции Российской Федерации, согласно которой любые решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Частью 2 статьи 372 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что постановления таможенного органа, выносимые по материалам, содержащим признаки уголовно наказуемого деяния, обжалуются в порядке, предусмотренном уголовно - процессуальным законодательством.
Стоит обратить внимание на то, что в соответствии с частью 2 статьи 357 и частью 10 статьи 365 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенный орган уведомляет лицо, привлекаемое к ответственности за нарушение таможенных правил, о вынесении постановлений о наложении взыскания и о прекращении производства по делу. При вынесении иных постановлений по делу таможенный орган не обязан извещать лицо, привлекаемое к ответственности, о результатах его рассмотрения. При этом сроки их обжалования значительно короче, чем сроки обжалования постановления о наложении взыскания, а возможности восстановления срока обжалования не предусмотрено.
Подробнее остановимся на процедуре обжалования постановлений по делу в вышестоящий таможенный орган.
Форма и содержание жалобы
Нормативные правовые акты по таможенному делу не устанавливают обязательных реквизитов жалобы на постановление по делу о нарушении таможенных правил, однако следует отметить, что при отсутствии определенных сведений жалоба может не быть принята к рассмотрению вышестоящим таможенным органом либо процесс рассмотрения затянется на длительное время. Такими сведениями являются: фамилия, имя, отчество (наименование) лица, подающего жалобу, или его представителя, если жалоба подается через представителя; реквизиты обжалуемого постановления (каким таможенным органом, по какому делу и в отношении кого вынесено); предъявляемые требования. Желательно в жалобе также указать: наименование таможенного органа, в который подается жалоба; почтовый адрес лица, подающего жалобу, или его представителя, если жалоба подается через представителя; обстоятельства дела; основания жалобы (причины несогласия с решением таможенного органа); перечень прилагаемых к жалобе документов; дата ее составления.
Необходимость указания именно почтового адреса связана с тем, что по этому адресу вышестоящим таможенным органом будет направлено уведомление о принятом решении. В случае, когда адрес, указанный на конверте, не совпадает с адресом, указанным в жалобе, решение, как правило, направляется по адресу, указанному в самой жалобе. Если же адрес не указан вовсе, то на таможенном органе сохраняется обязанность рассмотреть поданную жалобу и принять по ней решение, однако уведомление о принятии указанного решения остается в таможенном органе с соответствующей отметкой. Исключение составляют случаи, когда лицо обращается в таможенный орган за получением ответа лично либо направляет дополнительное заявление, в котором сообщает адрес, по которому должно быть направлено уведомление.
Жалоба подается в письменной форме и подписывается лицом, ее подающим. Если постановление по делу обжалуется юридическим лицом, то указывается должностное положение лица, подписавшего этот документ.
Вместе с жалобой представляются оригиналы документов либо их должным образом заверенные копии, на которых лицо основывает свои требования (в случае их отсутствия в материалах дела), а при подаче жалобы представителем лица, привлекаемого к ответственности, - также документы, подтверждающие его полномочия.
Место обжалования
Жалоба должна быть подана в надлежащий орган, которым является вышестоящий таможенный орган (таможенный орган, обладающий правомочиями контроля в отношении другого таможенного органа и осуществляющий непосредственное руководство его деятельностью). В связи с тем, что система таможенных органов имеет жесткое вертикальное подчинение, представляется, что у одного таможенного органа не может быть несколько вышестоящих. Подача жалобы в ненадлежащий таможенный орган либо влечет отказ в ее рассмотрении, либо инициирует длительное "путешествие" документов из одного таможенного органа в другой. То же самое происходит при подаче жалобы на постановление таможенного органа по делу в ненадлежащий государственный орган или администрацию Президента Российской Федерации, что случается достаточно часто.
Согласно статье 8 Таможенного кодекса Российской Федерации систему таможенных органов образуют:
- Государственный таможенный комитет Российской Федерации;
- региональные таможенные управления Российской Федерации;
- таможни Российской Федерации;
- таможенные посты Российской Федерации.
Государственный таможенный комитет Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет общий контроль за деятельностью всех таможенных органов. В соответствии с приведенной выше структурой каждое региональное таможенное управление контролирует таможни, находящиеся в регионе его деятельности, каждая таможня, в свою очередь, - таможенные посты, расположенные на подведомственной ей территории. Соответственно, жалоба на постановление таможенного поста подается в таможню, на постановление таможни - в региональное таможенное управление, а на постановление регионального таможенного управления - в ГТК России.
Решением ГТК России отдельные таможни могут быть подчинены непосредственно ГТК России (п. 1.1 Общего положения о таможне Российской Федерации, утвержденного Приказом ГТК России от 10 января 1996 года N 12). В настоящее время таможнями центрального подчинения являются Шереметьевская, Чкаловская, Домодедовская, Внуковская, Энергетическая. Постановления по делам о нарушениях таможенных правил, вынесенные этими таможнями, обжалуются в ГТК России, минуя региональные таможенные управления.
В 1996 году было начато создание специализированных оперативных таможен. Задачей этих органов является борьба с нарушениями в сфере таможенного дела на территории, подчиненной тем региональным таможенным управлениям, на базе правоохранительных блоков которых они были созданы. Однако при создании оперативных таможен не было учтено иерархическое построение, установленное Таможенным кодексом Российской Федерации. Эти таможни имеют двойное подчинение: региональному таможенному управлению, на территории которого они действуют, - по вопросам материально - технического обеспечения и Главному управлению по борьбе с контрабандой ГТК России - по вопросам правоохранительной деятельности. Если следовать функциональной направленности работы оперативных таможен, обжалование их постановлений должно производиться в ГТК России, а если системе таможенных органов, установленной Таможенным кодексом Российской Федерации, - в региональные таможенные управления, на базе которых такие таможни были созданы. На практике такие жалобы рассматриваются региональными таможенными управлениями.
Сроки рассмотрения жалобы
Если при подаче жалобы соблюдены все приведенные выше требования, она принимается к рассмотрению. В соответствии со статьей 375 Таможенного кодекса Российской Федерации общий срок ее рассмотрения составляет один месяц со дня поступления в вышестоящий таможенный орган. При этом установлено, что жалоба, не требующая дополнительного изучения и проверки, рассматривается безотлагательно, но не позднее пятнадцати дней со дня ее поступления. Формулировка статьи "не требующая дополнительного изучения и проверки" предполагает возможность рассмотрения жалобы без непосредственного изучения материалов дела о нарушении таможенных правил. Учитывая, что на практике практически все решения принимаются по результатам изучения как жалобы, так и дела о нарушении таможенных правил, срок рассмотрения жалобы редко бывает меньше одного месяца.
В порядке исключения установленный месячный срок может быть продлен, но не более чем до трех месяцев. Таким образом, общий срок рассмотрения жалобы не может превышать три месяца. Срок рассмотрения продлевается начальником вышестоящего таможенного органа или его заместителем, а для жалоб, рассматриваемых ГТК России, - начальником соответствующего структурного подразделения

Ответственность за нарушения таможенных правил: виды взысканий и правила их наложения(в.в. егиазарова)  »
Комментарии к законам »
Читайте также