Новые положения законодательства об исполнительном производстве
ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
С.И.
ГЛАДЫШЕВ
Гладышев Сергей Иванович -
ведущий юрисконсульт Юридического
управления
Внешэкономбанка.
Происходящие в стране
экономические преобразования, переход к
рыночной форме хозяйствования
предопределили насущную необходимость в
судебной реформе, одним из частных вопросов
которой явилась проблема невозможности
эффективного принудительного исполнения
судебных актов и актов других органов.
Низкий уровень исполнения судебных решений
уже давно является тревожным симптомом
тяжелого недуга правоисполнительной
структуры. Ее несовершенство не так сильно
было заметно в период существования
командно - административной системы, когда
можно было обратиться за содействием в
партийные или вышестоящие хозяйственные
структуры. В настоящее время основная часть
решений по гражданским делам судов общей
юрисдикции и решения арбитражных судов
исполняются с большим трудом.
Механизм
принудительного исполнения судебных
решений формировался в иных условиях и по
своей природе не был рассчитан на реальное
обращение взыскания на имущество
юридических и физических лиц по долговым
обязательствам. Исполнение судебных
решений - заключительный этап защиты
нарушенных прав и интересов. Реализация
юрисдикционного акта и есть в большинстве
случаев тот результат, по которому можно
судить об эффективности
правоприменительной деятельности. Тем
самым, неисполнение решений судов делает
бессмысленным их вынесение и,
следовательно, саму судебную деятельность
по гражданским делам, что, по существу,
означает отказ в государственной защите
прав граждан и организаций.
Принимая во
внимание, что увеличение эффективности
исполнения судебных решений может привести
к увеличению притока платежей в бюджет, в 1995
г. Верховный Суд Российской Федерации и
Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации в порядке законодательной
инициативы внесли в Государственную Думу
проекты Федеральных законов "Об
исполнительном производстве" и "О судебных
приставах", разработанных с участием
Министерства юстиции РФ. 21 июля 1997 года
Президентом РФ были подписаны Федеральные
законы "Об исполнительном производстве" и "О
судебных приставах", которые вступили в
силу с 6 ноября 1997 года. Тем самым, с
принятием названных Законов
исполнительное производство перестает
регулироваться ГПК (проект нового ГПК не
содержит положений об исполнительном
производстве) и суды освобождаются от не
свойственных им функций исполнения
собственных решений, а тем более
постановлений несудебных органов.
Однако следует заметить, что, несмотря на
принятие и вступление в силу Закона "Об
исполнительном производстве", гл. 38 ГПК
РСФСР до настоящего момента официально не
отменена и тем самым формально вступает в
противоречие с нормами указанного
Закона.
Прежде чем приступить к
рассмотрению положений Закона "Об
исполнительном производстве" (в дальнейшем
именуется Закон), касающихся института,
регулирующего порядок обращения взыскания
на имущество должника, следует сразу
оговориться, что изложенный ниже
комментарий рассчитан на совершение
исполнительного производства в отношении
должника - юридического лица, и поэтому
будут рассматриваться те нормы и положения
Закона, которые в большей степени
соответствуют выбранной теме.
Наиболее
эффективным способом реализации судебного
решения является добровольное исполнение
его должником, однако в случае если должник
не исполняет предписание судебного акта
добровольно, к нему могут быть применены
меры принудительного исполнения.
Применение подобных мер возможно при
наличии предусмотренных законом оснований
(ст. 44 Закона), а именно:
предъявление в
установленном федеральным законом
надлежащим образом оформленного
исполнительного документа; принятие
судебным приставом - исполнителем
постановления о возбуждении
исполнительного производства; истечение
срока, установленного судебным приставом -
исполнителем для добровольного
исполнения.
Сами по себе меры
принудительного исполнения представляют
собой различные виды обращения взыскания
на имущество должника. Термин "имущество"
является родовым и согласно ст. 128 ГК
включает в себя не только вещи, но также
деньги, ценные бумаги и имущественные
права. Наиболее употребительной мерой
принудительного исполнения является
обращение взыскания на имущество должника,
поэтому именно этой мере мы уделим
наибольшее внимание. Положения о порядке
обращения взыскания на имущество должника,
об аресте и реализации данного имущества
содержатся в главах 4 и 5 Закона, причем
глава 5 является специальной (применяется,
если должником является организация) и
имеет приоритетный характер по отношению к
главе 4, включающей в себя общие
положения.
Понятие "обращение взыскания
на имущество" имеет широкое значение и
согласно ст. 46 Закона включает в себя арест
(опись), изъятие и принудительную
реализацию имущества (с целью получения его
денежного эквивалента). Арест имущества
должника в соответствии со ст. 51 Закона
включает опись имущества, объявление
запрета распоряжаться им, а при
необходимости - ограничение права
пользования имуществом, его изъятие или
передача на хранение. Виды, объемы и сроки
ограничения определяются судебным
приставом - исполнителем в каждом
конкретном случае с учетом свойств
имущества, значимости его для собственника
или владельца, хозяйственного, бытового или
иного использования и других факторов.
Случаи применения ареста строго
регламентированы и перечислены в Законе
(ст. 51). Арест применяется:
для
обеспечения сохранности имущества
должника, которое подлежит последующей
передаче взыскателю или дальнейшей
реализации (при наличии постановления
судебного пристава - исполнителя об
открытии исполнительного производства);
при исполнении судебного акта о
конфискации имущества должника; при
исполнении определения суда о наложении
ареста на имущество, принадлежащее
ответчику и находящееся у него или у других
лиц.
Статья 59 Закона разъясняет, что
входит в понятие "имущество" должника -
организации, а также в каком порядке
накладывается арест и осуществляется
реализация этого имущества. В статье 59
прямо говорится о трех очередях. К
четвертой очереди согласно ст. 49 Закона
можно отнести заложенное должником
имущество, взыскание на которое может быть
обращено при недостаточности у должника
иного имущества (то есть если не хватило
свободного от обременения имущества,
указанного в первых трех очередях) с
соблюдением установленных гражданским
законодательством прав залогодержателя.
При этом залогодержатель, оставивший за
собой заложенное имущество, обязан
удовлетворить требования кредиторов,
пользующиеся преимуществом перед его
требованием, из стоимости заложенного
имущества в размере, не превышающим
стоимости этого имущества. Статья 46
предусматривает предельный размер и объем
взыскания, который определяется в
соответствии с размером и объемом,
необходимым для исполнения
исполнительного документа с учетом
взыскания исполнительного сбора и расходов
по совершению исполнительных действий.
Закон подробно регламентирует, на какое
имущество должника взыскание налагается в
приоритетном порядке.
Итак, в силу
сложившейся практики в составе имущества,
отнесенного статьей 59 Закона к первой
очереди, взыскание по исполнительным
документам прежде всего обращается на
денежные средства должника в рублях и
иностранной валюте и иные ценности
(например, ценные бумаги), в том числе
находящиеся в банке (ст. 46 Закона). При этом в
соответствии со ст. 57 Закона наличные
денежные средства в рублях и иностранной
валюте, хранящиеся в сейфах кассы должника
и находящиеся в изолированном помещении
этой кассы или иных помещениях, подлежат
изъятию немедленно по их обнаружении.
Изъятые денежные средства в рублях в тот же
день сдаются в банк для перечисления на
счет взыскателя в размере долга, на счет
внебюджетного фонда развития
исполнительного производства в размере
суммы исполнительского сбора, для
зачисления в бюджеты всех уровней, а
оставшиеся средства, предназначенные для
покрытия расходов по совершению
исполнительных действий, вносятся на
депозитный счет подразделения судебных
приставов - исполнителей. В том же порядке
распределяются средства, полученные от
продажи валюты должника, при взыскании
задолженности в рублях (ст. 47 Закона).
Изъятые наличные денежные средства в
иностранной валюте согласно ст. 47 Закона
судебный пристав - исполнитель не позднее
следующего дня после дня изъятия сдает для
продажи в банк, имеющий право продажи
иностранной валюты на внутреннем валютном
рынке Российской Федерации. Обязательному
изъятию в силу ст. 51 Закона, помимо денежных
средств в рублях и иностранной валюте,
подлежат драгоценные металлы и драгоценные
камни, ювелирные и другие изделия из золота,
серебра, платины и металлов платиновой
группы, драгоценных камней и жемчуга, а
также лом и отдельные части таких изделий.
После изъятия наличных денежных средств,
если их удалось выявить у должника,
судебный пристав принимает меры по
наложению ареста на денежные средства,
находящиеся на счетах и во вкладах в банках
(ст. 57 Закона).
При отсутствии у должника
денежных средств, достаточных для
удовлетворения требований взыскателя,
взыскание обращается на денежные средства
должника в валюте. Сумма задолженности
может быть рассчитана по курсу ЦБ РФ на
момент наложения ареста на денежные
средства должника. Если у судебного
пристава - исполнителя нет сведений о
наличии или отсутствии у должника денежных
средств и иных ценностей, то он обращается с
запросом в налоговые органы, которые
обязаны дать ответ в 3-дневный срок (ст. 46
Закона).
Следует подчеркнуть, что
порядок обращения взыскания на денежные
средства должника, изложенный в главах 4 и 5
Закона, применяется только при обращении в
банк судебного пристава - исполнителя, но
никак не взыскателя. Поэтому, если
обращение взыскания на денежные средства
на счете должника в банке осуществляется по
требованию судебного пристава -
исполнителя, то здесь неважно, взыскиваются
ли по исполнительному листу рубли или
валюта; в этом случае Закон предписывает
накладывать арест на денежные средства
вообще, однако в размере, достаточном для
удовлетворения требования взыскателя.
Если исполнительный документ поступил в
банк должника от взыскателя, то банк будет
производить взыскание либо в рублях, либо в
конкретной валюте, указанной в
исполнительном документе. Нередко имеет
место ситуация, когда в банк поступает
исполнительный документ на взыскание
денежной суммы, например, в немецких марках.
А в данном банке, предположим, должник имеет
как расчетный рублевый, так и несколько
валютных счетов, причем на всех счетах
находятся крупные суммы денежных средств,
за исключением валютного счета в немецких
марках, остаток по которому - ноль. В этом
случае банк возвращает исполнительный
документ с отметкой о невозможности
полного или частичного исполнения
вследствие отсутствия денежных средств,
хотя в реальности совокупной суммы
денежных средств должника с лихвой хватило
бы на погашение задолженности.
Самостоятельно или по указанию взыскателя
(хотя бы взыскатель и знал о наличии у
должника денежных средств в иной валюте)
банк произвести перерасчет из одной валюты
в другую не может. Почему? Потому что банк
или иная кредитная организация согласно ст.
5 Закона не являются органами
принудительного исполнения. Такая
прерогатива предоставлена Законом
исключительно судебному приставу -
исполнителю.
В данной ситуации
взыскатель может изменить порядок
исполнения в соответствии со ст. 355 ГПК
РСФСР, ст. 205 АПК, к примеру, с взыскания
задолженности в одной валюте на взыскание в
другой валюте или рублях (при этом следует
помнить, что изменение порядка исполнения
не является основанием для перерыва срока
исполнительной давности). Однако и это не
дает ему полной гарантии хотя бы потому,
что, во-первых, законодательство не
ограничивает организации в количестве
открываемых счетов, а во-вторых, должник
может произвести конвертацию денежных
средств в иную "безопасную" от взыскания
валюту. Следует добавить, что банки нередко
предупреждают своих клиентов о поступлении
инкассового поручения и исполнительного
листа с тем, чтобы должник успел изменить
номер счета или конвертировать денежные
средства. Поэтому после неудачной погони за
счетами должника взыскателю остается
только обратиться к судебному приставу -
исполнителю.
Также имеют место другие
случаи, когда изыскатель обращается в банк
с просьбой указать реквизиты необходимого
счета должника для предъявления к данному
счету инкассового поручения по
исполнительному документу. В этих случаях
банку следует руководствоваться ст. 857 ГК,
предписывающей ему предоставлять сведения,
составляющие банковскую тайну, только
самим клиентам или их представителям.
Государственным органам и их должностным
лицам такие сведения могут быть
предоставлены исключительно в случаях и в
порядке, предусмотренных законом.
Взыскатель же может получить сведения об
имеющихся у должника денежных средствах и
иных ценностях, находящихся на счетах в
банках, обратившись с запросом в налоговую
инспекцию по месту нахождения должника.
Статья 46 Закона ему такую возможность
предоставляет. Однако это вовсе не
означает, что взыскатель обязан ею
воспользоваться. Ранее имел место иной
порядок обращения взыскания на имущество
должника, по которому взыскание
производилось после получения взыскателем
отметки банка, обслуживающего счет
должника, о недостаточности денежных
средств должника для удовлетворения
требований взыскателя. Отметка банка
служила доказательством соблюдения
взыскателем указанного порядка. При
отсутствии данного доказательства
изыскатель не вправе был обратиться к
судебному приставу - исполнителю для
наложения взыскания на имущество должника
(п. 2 Временного положения о порядке
обращения взыскания на имущество
организаций, утвержденного Указом
Президента РФ от 14.02.96). Теперь же в случае
если взыскатель не смог самостоятельно
найти должника и его имущество, то согласно
ст. 28 Закона розыск должника и его имущества
может проводиться через службу судебных
приставов - исполнителей.
Нельзя также
оставить без внимания другой случай, когда
судебный пристав - исполнитель возвращает
взыскателю исполнительный документ с
указанием, что исполнительное производство
не может быть проведено в связи с тем, что
исполнительный документ предусматривает
взыскание задолженности в иностранной
валюте, а все исчисления и расчеты на
территории Российской Федерации
производятся в рублях. В соответствии со ст.
140, 317 ГК использование иностранной валюты, а
также платежных документов в иностранной
валюте при осуществлении расчетов на
территории Российской Федерации по
обязательствам допускается в случаях, в
порядке и на условиях, определенных законом
или в установленном им порядке. Письмом
Государственного арбитража СССР N С-13/ОП-107
от 04.09.90 "О предъявлении и рассмотрении
претензий и исков в иностранной валюте"
предусмотрено: при предъявлении
предприятием, учреждением, организацией
претензии и иска в иностранной валюте сумма