"Комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 г. n 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (постатейный) (Смушкин А.Б.)
Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 21 апреля 2006 года Одобрен Советом Федерации 26 апреля 2006 года Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона Комментарий к статье 1 1. Комментируемая статья определяет конкретный предмет регулирования рассматриваемого Закона. Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления - неотъемлемое право каждого гражданина. Оно представляет собой не только средство осуществления и охраны прав и свобод граждан, но и своеобразное средство общественного контроля над деятельностью государственного и муниципального аппарата, а также, в идеале, способ оптимизации его деятельности (гражданин в своем обращении указывает на определенные проблемы или предлагает пути их решения). Как верно отметила еще в 1959 г. Н.А. Ямпольская, "процесс развития субъективных прав заключается в активных действиях граждан по охране и защите своих прав и таким образом способствующих укреплению законности" <*>. Кроме того, как отметил в 2005 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию от 25 апреля 2005 г., "сама власть... обязана открывать все новые возможности для укрепления в стране институтов реальной демократии. Отказывать собственному народу, самим себе в способности жить по демократическим законам - это значит не уважать себя, своих сограждан, это значит не понимать прошлого и не видеть будущего", а также: "Мы исходим из того, что иметь в стране развитые демократические процедуры не просто необходимо, но и экономически выгодно. Быть с обществом в ответственном диалоге - политически целесообразно. И поэтому современный российский чиновник обязан учиться разговаривать с обществом не на командном жаргоне, а на современном языке сотрудничества, языке общественной заинтересованности, диалога и реальной демократии. Это наша базовая позиция, и мы будем ей строго следовать" <**>. -------------------------------- <*> Ямпольская Н.А. О субъективных правах советских граждан и их гарантиях // Вопросы советского государственного права. М., 1959. С. 62. <**> Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. 25 апреля 2005 г. // www.kremlin.ru. Закон г. Москвы от 18 июня 1997 г. N 25 "Об обращениях граждан" (в ред. Закона г. Москвы от 21.06.2000 N 21) отмечал, что обращения граждан - важное средство укрепления связей органов государственной власти города и органов местного самоуправления по реализации их конституционного права на непосредственное участие в городском самоуправлении, в восстановлении нарушенных прав и свобод, обеспечении социальной справедливости. Многопрофильность функций обращения неоднократно подчеркивалась и в науке. Так, по мнению Н.Ю. Хаманевой, обращение можно рассматривать как одну из форм их участия в управлении, в решении государственных и общественных дел, как инструмент охраны прав граждан, как гарантию их защиты, как способ восстановления нарушенного права, как источник информации для органов и должностных лиц <*>. Алистратов Ю.Н. рассматривал право граждан на обращение в трех аспектах: -------------------------------- <*> Хаманева Н.Ю. Конституционное право граждан на подачу обращений (проблемы законодательного регулирования) // Государство и право. 1996. N 11. С. 10; Конституция СССР и расширение судебной защиты прав граждан // Советское государство и право. 1978. N 11. С. 65. - как личное субъективное право, составная часть правового статуса человека и гражданина; - как одна из форм непосредственной демократии. При этом под формами непосредственной демократии понимаются способы непосредственного волеизъявления граждан и их объединений, имеющие целью решение общественно значимых вопросов, оказание влияния на принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления решения, контроль над действиями и внесение корректив в их работу в соответствии с интересами субъектов волеизъявления; - как элемент обратной связи между гражданами и формируемыми ими органами государственной власти и местного самоуправления и в этом смысле - неотъемлемой составной частью системы представительной демократии <*>. -------------------------------- <*> Алистратов Ю.Н. Право граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления в условиях становления демократического правового государства в России: Автореф. дис. ... к.ю.н. 12.00.02. М., 1995. С. 3. Статья 33 Конституции Российской Федерации предоставляет гражданам Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 2 Основного закона, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. 2. Некоторые нормативные акты субъектов Федерации закрепляют не только право граждан на обращение в государственные и муниципальные органы, но и в любые организации вообще. Так, ст. 40 Конституции Республики Алтай (Основного закона) (принята Законом Республики Алтай от 7 июня 1997 г. N 21-4, ред. от 18.10.2005) гласит: граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, должностным лицам, руководителям предприятий независимо от форм собственности, которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленные законом сроки. Решения государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, ущемляющих права граждан, могут быть обжалованы в суд. Закон Свердловской области от 9 января 1998 г. N 4-ОЗ "Об обращениях граждан" пошел еще дальше и позволил гражданам обращаться в органы государственной власти Свердловской области и к их должностным лицам, в органы местного самоуправления муниципальных образований и к должностным лицам органов местного самоуправления, в органы территориального общественного самоуправления, а также в органы управления организаций, находящихся на территории Свердловской области, и к их руководителям, в связи с признанием, соблюдением, защитой прав, свобод и законных интересов граждан. Указанные нормы, на наш взгляд, более отвечают интересам граждан. Зачастую гражданину необходимо обратиться с предложением или жалобой, например, в товарищество собственников жилья или другую негосударственную организацию, комментируемый же Федеральный закон не налагает на данные организации обязанностей по рассмотрению обращений. Между тем проект Федерального закона "Об обращениях граждан" <*> содержал специальные положения о рассмотрении обращений на предприятиях, учреждениях, общественных и иных организациях. Согласно ст. 15 Проекта, рассмотрение обращений и прием заявителей на предприятиях и иными субъектами предпринимательской деятельности независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, в учреждениях, общественных и иных организациях, иных структурах, не входящих в систему органов государственной власти, осуществляется их руководителями и уполномоченными ими сотрудниками в соответствии с нормами настоящего Федерального закона. -------------------------------- <*> Федеральный закон "Об обращениях граждан" (проект) // Российская юстиция. 2004. N 6. На предприятиях, осуществляющих розничную торговую деятельность, проводящих работы по оказанию населению услуг, в доступном для покупателей (заказчиков) месте должна находиться книга отзывов, предложений и жалоб, заверенная подписью и печатью руководителя органа местного самоуправления, на чьей территории предприятие находится. Эта книга ежегодно проходит перерегистрацию. Работники предприятия не должны чинить каких-либо препятствий покупателям (заказчикам), желающим сделать запись в книге, для чего им создаются необходимые условия. Эти же правила распространяются и на деятельность, осуществляемую индивидуальными предпринимателями. При проверках, проводимых на предприятиях, в организациях и у индивидуальных предпринимателей органами государственного контроля (надзора), указанная книга обязательно предъявляется для проверки, о чем проверяющими делается отметка. При принятии Закона в окончательной редакции данная норма использована не была. Больший, чем в Федеральном законе, спектр потенциальных адресатов обращения предусматривает и Закон Республики Мордовия от 1 июня 2000 г. "О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Мордовия". Согласно ч. 1 ст. 4 указанного Закона, граждане в соответствии с настоящим Законом вправе лично или через своих представителей обращаться: - к Главе Республики Мордовия; - в Государственное Собрание Республики Мордовия и к его должностным лицам; - в Правительство Республики Мордовия, иные органы исполнительной власти и к их должностным лицам; - в органы местного самоуправления Республики Мордовия и к их должностным лицам; - в органы территориального общественного самоуправления и к их руководителям; - в органы управления организаций и к их руководителям; - в иные органы и к иным должностным лицам, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращениях вопросов. В законодательстве стран - участников Содружества Независимых Государств также уделяется большое внимание регулированию возможности обращения граждан в негосударственные организации. Так, согласно ст. 2 Закона Туркменистана от 14 января 1999 года "Об обращениях граждан и порядке их рассмотрения", граждане Туркменистана в соответствии с Конституцией и законами Туркменистана имеют право вносить в письменной или устной форме в государственные, общественные и иные органы, предприятия, организации и учреждения всех форм собственности предложения об улучшении их деятельности, обращаться с заявлениями и жалобами. 3. Закон Республики Узбекистан от 6 мая 1994 года "Об обращениях граждан" (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан. 1994. N 5. Ст. 140) (действует в редакции Закона от 13 декабря 2002 г. N 446-II) прямо регламентирует возможность обращения граждан в средства массовой информации с последующей пересылкой обращения в компетентный государственный или муниципальный орган или должностному лицу. Согласно ст. 5 Закона, обращения граждан, поступившие в государственные органы из редакций газет, журналов, телевидения, радио и других средств массовой информации, рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные Законом. Обращения граждан, направленные в средства массовой информации, могут использоваться для изучения и отражения общественного мнения в соответствии с законодательством о средствах массовой информации. В Российской Федерации, наоборот, ч. 2 ст. 42 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (с изменениями от 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 21 июля 2005 г.) закрепляет, что редакция не обязана отвечать на письма граждан и пересылать эти письма тем органам, организациям и должностным лицам, в чью компетенцию входит их рассмотрение. Между тем многие граждане, воспринимая буквально лозунг о том, что "пресса - это четвертая власть", направляют свои обращения в редакции газет, журналов, теле- и радиопрограмм, рассчитывая во многих случаях как на реакцию компетентных органов и лиц, на вышедший в свет (в эфир) репортаж, так и на непосредственную пересылку своего обращения органам, полномочным решать возникшую проблему. 4. Закон Республики Бурятия от 16 сентября 1997 г. "О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Бурятия" содержит принципиально важную норму. На основании ст. 8 данного Закона, "в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права гражданин может обратиться с индивидуальной жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты". Аналогичное право закреплено в Законе Кабардино-Балкарской Республики от 22 мая 1997 г. "Об обращениях граждан". Гражданин Кабардино-Балкарской Республики имеет право обратиться с индивидуальной жалобой против государства в Европейскую комиссию по правам человека и иные международные контрольные органы, если на территории Кабардино-Балкарской Республики и Российской Федерации исчерпаны все доступные средства защиты (административные и судебные). В Республике Башкортостан, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права в области прав человека и гражданина, граждане имеют право обратиться с индивидуальной жалобой в Европейскую комиссию по правам человека и иные международные контрольные органы, если исчерпаны все установленные законодательством Республики Башкортостан средства защиты, в том числе и их право обращения в государственные органы Российской Федерации (ст. 9 Закона Республики Башкортостан от 7 апреля 1997 года N 85-з "Об обращениях граждан в Республике Башкортостан"). На федеральном уровне подобное право закреплено в части 3 статьи 46 Основного закона Российской Федерации. К таким межгосударственным органам относятся: Комиссия ООН по правам человека, Комитет по правам человека, Европейский Суд по правам человека. В соответствии с практикой Европейской комиссии, которая в полной мере применима и к деятельности нового единого Европейского Суда по правам человека, основа правила исчерпания внутренних средств защиты состоит в том, что до рассмотрения дела в международном судебном органе у государства должна быть возможность возмещения предполагаемого ущерба при помощи внутренних средств в рамках собственной правовой системы <1>. Однако частное лицо освобождается от обязанности прибегнуть к определенным внутригосударственным средствам защиты в случае, если обстоятельства его дела свидетельствуют о неэффективности и бездейственности этих средств <2>. Процедуры несудебного характера относятся к категории внутренних средств защиты, подлежащих исчерпанию, в том случае, если они гарантируют эффективную правовую защиту против действий властей. Лицо, подавшее жалобу, должно использовать имеющиеся средства защиты вплоть до высшей инстанции, но только тогда, когда апелляция к вышестоящей судебной инстанции может оказать решающее влияние на решение дела по существу <3>. Европейская комиссия также считала, что требование об исчерпании всех внутренних средств защиты не должно применяться, если соответствующий национальный суд в полной мере не является независимым, что говорит об отсутствии гарантий Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июнь
|