"управление качеством медицинской помощи в многопрофильном лечебно - профилактическом учреждении. методические рекомендации"(утв. минздравом рф 09.10.2002 n 2002/92)


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННОГО
ЗДОРОВЬЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ МОСКОВСКОЙ
МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ ИМ. И.М.СЕЧЕНОВА
СТАВРОПОЛЬСКАЯ КРАЕВАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА
УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель Министра
А.И.ВЯЛКОВ
9 октября 2002 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
N 2002/92
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
В МНОГОПРОФИЛЬНОМ ЛЕЧЕБНО - ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Аннотация
В методических рекомендациях изложены основные принципы антикризисного управления многопрофильным вневедомственным лечебно - профилактическим учреждением с использованием модели непрерывного повышения качества медицинской помощи. В доступной форме продемонстрирована последовательность внедрения индустриальных методов менеджмента качеством через этапы стандартизированного контроля и обеспечения качества, после определения эффективных способов измерения и мониторирования лечебно - диагностического процесса.
Методические рекомендации могут быть полезны руководителям органов управления здравоохранением и лечебно - профилактических учреждений, врачам - экспертам, клиницистам любого профиля, аспирантам, ординаторам и студентам медицинских вузов, слушателям системы последипломного профессионального образования.
Методические рекомендации разработаны в НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова МЗ РФ С.Л.Вардосанидзе и Ю.Э.Восканяном под редакцией зав. отделом стандартизации в здравоохранении доктора медицинских наук, профессора П.А.Воробьева.
Апробация и внедрение результатов НИР выполнены в Ставропольской краевой клинической больнице.
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
- Зам. директора НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А.Семашко РАМН доктор медицинских наук, профессор А.Л.Линденбратен;
- Профессор кафедры управления, экономики и медицинского страхования Российского государственного медицинского университета доктор медицинских наук Е.И.Дубинина.
На протяжении многовековой истории развития как зарубежного, так и отечественного здравоохранения качество медицинской помощи оставалось актуальной и сложной проблемой, решение которой определялось соответственно проводимой в каждой стране политике в организации медицинской помощи населению.
В нашей стране долгие годы в условиях монопольной государственной системы здравоохранения качество, как и другие важнейшие составляющие отечественной медицины, в основном декларировалось и сводилось к субъективному ретроспективному выборочному контролю результатов по историям болезней закончивших лечение больных. Лишь в особых случаях при развитии тяжелых осложнений и летальных исходов экспертизу качества проводили уполномоченные руководством органа или учреждения здравоохранения специалисты соответствующего профиля.
Радикальные преобразования в здравоохранении России последнего десятилетия, в частности, введение обязательного и добровольного медицинского страхования, повышение стоимости всех видов обследования и лечения при одновременном снижении государственного финансирования лечебно - профилактических учреждений обосновали необходимость изучения соответствующего зарубежного опыта и потребовали поиска новых форм и методов организации работы медицинского персонала. Это способствовало формированию в России по опыту стран с развитым здравоохранением так называемой модели стандартизированного контроля качества медицинской помощи.
Модель стандартизированного контроля предполагала принцип аудита качества медицинской помощи со стороны представителей страховых компаний (вневедомственный контроль) и администрации больницы (внутриведомственный контроль) на основе имеющихся отраслевых и региональных медико - экономических стандартов (МЭС). Модель стандартизированного контроля, получив свое развитие, в некоторых лечебно - профилактических учреждениях трансформировалась в модель обеспечения качества, которая характеризовалась комплексным управлением качеством на всех этапах лечебно - диагностического процесса с учетом необходимости в определенном виде медицинских услуг, а также оценки удовлетворенности пациента лечебно - диагностическим процессом и его результатом.
Как показал зарубежный и отечественный опыт внедрение моделей стандартизированного контроля и обеспечения качества медицинской помощи привело к уменьшению общей стоимости лечения. Вместе с тем, при этом сохранились негативные черты, присущие бюрократическому стилю управления: несовершенство разработанных стандартов, стабильность и недостоверность используемых индикаторов качества лечебно - диагностического процесса, антагонистические отношения между персоналом и администрацией учреждения, не позволяющие в максимальной степени реализовать творческие возможности каждого из сотрудников и т.д.
Учитывая сложившуюся ситуацию, в начале 90-х годов в ряде зарубежных клиник, а в последние годы в некоторых крупных многопрофильных лечебно - профилактических учреждениях России, в частности, в Ставропольской краевой клинической больнице разработана и внедрена в повседневную работу адаптированная к условиям Российского здравоохранения модель непрерывного повышения качества медицинской помощи. Она была основана на применении индустриальных методов всеобщего управления качеством и неслучайно впоследствии названа индустриальной моделью менеджмента качеством в медицине.
Политика модели непрерывного повышения качества медицинской помощи (индустриальной модели) формируется на основе единого для разработчиков модели, исполнителей и потребителей медицинских услуг определения качества медицинской помощи. При этом под качеством медицинской помощи понимают степень соответствия ее результата наилучшему из научно - прогнозируемых. Способ организации лечебно - диагностического процесса, направленный на достижение заданного результата, называется управлением или менеджментом качеством медицинской помощи.
Индустриальные методы сегодня в большинстве стран являются эталоном управления качеством в медицине. Индустриальная модель управления качеством медицинской помощи является частным случаем модели непрерывного повышения качества и по аналогии с промышленным производством предусматривает управление результатом путем совершенствования технологии лечебно - диагностического процесса.
Ее основу составляют: процессный анализ, ориентация на непрерывное совершенствование обозначенных процессов, вовлечение в управление всего персонала, постепенный отказ от массового инспекционного контроля в пользу контроля технологии работ со стороны исполнителей и стратегическое планирование с учетом будущих потребностей населения в характере и объеме медицинской помощи.
Эффективность индустриальной модели управления связана с минимизацией стоимости медицинских услуг, прогрессивным увеличением клинической результативности лечения и доступности медицинской помощи для населения.
Являясь наиболее сложной для социального восприятия и требующая соответствующей организационно - методической базы, индустриальная модель управления качеством медицинской помощи может быть внедрена только при наличии определенных условий (критерии готовности), которые приведены ниже.
1. Готовность персонала:
a. большинство сотрудников знает основные модели управления качеством и знакомы с системой оценочных критериев;
b. большая часть персонала готова к самоуправлению:
c. высокий уровень профессиональной подготовки персонала.
2. Готовность администрации:
а. администрация знает, как управлять качеством;
b. управление качеством - основная цель работы администрации;
c. независимость администрации в принятии решений по вопросам качества.
3. Готовность организации лечебно - диагностического процесса:
a. разработаны стандарты оказания медицинской помощи по основным нозологическим единицам;
b. определены основные индикаторы качества лечебно - диагностического процесса;
c. есть специалисты по качеству в каждом подразделении;
d. высокие исходные клиническая результативность и экономическая эффективность лечебно - диагностического процесса.
4. Готовность материально - технической базы:
a. оснащенность современным диагностическим оборудованием;
b. наличие автоматизированной системы управления основным потоком медицинской документации;
c. наличие высокотехнологичных методов лечения, не уступающих по эффективности современным аналогам в ведущих медицинских учреждениях.
Технология и последовательность становления индустриальной модели управления в лечебно - профилактическом учреждении следующая.
В каждом случае лидером организации формулируется и излагается на общем собрании трудового коллектива политика учреждения в области качества, которая после обсуждения в подразделениях становится основным принципом работы для всего персонала.
Учитывая приведенные выше критерии готовности, внедрение индустриальной модели управления происходит в несколько этапов: этап стандартизированного контроля - этап обеспечения качества - этап непрерывного повышения качества (или собственно индустриальная модель управления).
Основными задачами стандартизированного контроля являются: разработка стандартов оказания медицинской помощи по основным нозологическим формам и унифицированной оценки качества лечения пациентов. Для стандартизации объемов медицинских услуг рекомендуется использовать опыт системы диагностических родственных групп, принятой в США и ряде Европейских стран. При этом медицинский стандарт включает унифицированные эталоны гарантированного объема диагностических, лечебных и профилактических процедур, а также требований к результатам лечения конкретных заболеваний с учетом категории сложности курации (трудозатрат) и экономических нормативов. Учитывая специфику работы и неравнозначные экономические и медико - социальные условия, отраслевые стандарты оказания медицинской помощи должны являться лишь ориентиром для составления собственных стандартизированных объемов медицинских услуг. То же касается и системы оценки качества лечения. В последнем случае в каждом учреждении должны быть разработаны карты экспертизы качества, учитывающие соответствие сроков лечения, объем медико - диагностических процедур и стоимости лечения, предусмотренным в стандарте. Система оценки качества медицинской помощи должна быть унифицированной как для внутрибольничной, так и для вневедомственной экспертизы и, по возможности, использовать балльную шкалу.
Следующим этапом во внедрении индустриальной модели управления является становление системы обеспечения качества медицинской помощи, которая предусматривает создание надстройки по управлению качеством в каждом подразделении, независимое от внешней экспертизы мониторирование лечебно - диагностического процесса с помощью индикаторов качества, коррекцию политики в области качества с учетом мнения персонала и оценки удовлетворенности пациентов, обучение персонала вопросам управления качеством. Надстройка по управлению качеством предусматривает выделение ответственного лица по управлению качеством в масштабах всего стационара (обычно заместителя главного врача по клинико - экспертной работе), а в каждом подразделении - специалистов по качеству. В ходе создания надстройки по управлению качеством следует особое внимание уделить конструктивному взаимодействию руководителей клинических кафедр и персонала лечебно - профилактического учреждения. Учитывая большое влияние на медицинский персонал профессиональной школы управления, для повышения эффективности внедрения модели обеспечения качества рекомендуется широко использовать традиционные формы организации лечебно - диагностического процесса: утренние конференции в подразделениях, клинические конференции и разборы, обходы, общебольничные конференции и совещания, заседания балансовой и клинико - экспертной комиссий (КЭК), где вопросы управления качеством должны стать приоритетными. Формирование основных положений политики в области качества лучше всего осуществлять с учетом изучения мнения руководителей клинических кафедр и персонала учреждения методом анонимного независимого анкетирования.
Основным способом управления качеством лечебно - диагностического процесса на этапе его обеспечения является мониторирование с помощью индикаторов качества и регистрация отклонений от их эталонных значений. С этой целью необходимо определить интегральные индикаторы качества, реально отражающие состояние медицинской помощи в стационаре; рассчитать их эталонные значения для всего стационара и для каждого из подразделений; внедрить систему регистрации отклонений от эталонных значений индикаторов в виде журналов внутренней экспертизы; определить критические отклонения от эталонных значений; сформировать рабочие группы по улучшению и устранению критических отклонений.
В табл. 1 представлены индикаторы качества, наиболее объективно отражающие течение лечебно - диагностического процесса и его результаты, рекомендуемые нами к широкому использованию в практической сети, в частности в многопрофильном стационаре.
Таблица 1
Индикаторы качества лечебно - диагностического
процесса в многопрофильном стационаре
-----------------------------------------------------------------¬
¦Средний койко - день (сут.) ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦Частота длительных госпитализаций (> 30 суток) % ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦Оборот койки (чел.) ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦Средний койко - день до операции (сут.) ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦Средний койко - день после операции (сут.) ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦Хирургическая активность (%) ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦Общая частота внутрибольничной инфекции (ВБИ) в % ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦Частота внутрибольничной инфекции после операций (%) ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦Частота незапланированных возвратов в операционную (%) ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦Частота незапланированных ранних регоспитализаций (%) ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦Частота переводов на лечение в другие ЛПУ (%) ¦
+----------------------------------------------------------------+

<письмо> департамента госконтроля лексредств и медтехники минздрава рф от 09.10.2002 n 291-22/171<о препарате "ново-пассит">  »
Медицинское законодательство »
Читайте также