Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Мордовия от 25.02.2013 № 57

 

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 25 февраля 2013 года № 57

г.Саранск

 

 

Об утверждении плана мероприятий

("дорожной карты") "Повышение эффективности

и качества услуг в сфере социального обслуживания

населения Республики Мордовия (2013-2018 годы)"

 

(В редакции постановлений Правительства Республики Мордовия

от 20.05.2013 г. № 186; от 06.09.2013 г. № 364; от 16.12.2013 г. № 553;

от 28.04.2014 № 183; от 20.07.2015 № 434; от 20.06.2016 № 314;

от 26.12.2016 № 652)

 

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012- 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р, и приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 282 "О плане мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)" Правительство Республики Мордовия (В редакции Постановления Правительства Республики Мордовия от 20.07.2015 № 434)

 

постановляет:

 

1. Утвердить прилагаемый План мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Мордовия (2013-2018 годы)" (далее - "дорожная карта").

2. Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия:

совместно с исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия, указанными в "дорожной карте", обеспечить реализацию мероприятий "дорожной карты" в установленные сроки;

осуществлять методическое сопровождение и мониторинг реализации "дорожной карты";

обеспечить достижение целевых показателей и индикаторов, определенных "дорожной картой";

представлять в сроки, установленные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, информацию (отчеты) о ходе выполнения мероприятий "дорожной карты".

 

 

Председатель Правительства

Республики Мордовия В. Сушков

 

 

 

Утвержден

постановлением Правительства

Республики Мордовия

от 25 февраля 2013 года № 57

(изложен в редакции

постановления Правительства

Республики Мордовия

от 26 декабря 2016 года № 652)

Согласован

первым заместителем Министра труда и социальной защиты Российской Федерации

_____________А.В. Вовченко

«____» _________2016 г.

 

План мероприятий («дорожная карта»)

«Повышение эффективности и качества услуг

в сфере социального обслуживания населения

Республики Мордовия (2013-2018 годы)»

 

I. Общее описание

 

1. План мероприятий («дорожная карта») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Мордовия (2013-2018 годы)» (далее - «дорожная карта») разработан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 282 «О плане мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)».

«Дорожная карта» является документом, отражающим план стратегического развития сферы социального обслуживания населения Республики Мордовия на период с 2013 по 2018 годы.

Реализация «дорожной карты» призвана обеспечить достижение основной цели, выраженной в обеспечении доступности, существенного повышения эффективности и качества предоставления населению Республики Мордовия услуг в сфере социального обслуживания.

Достижению данной цели будет способствовать модернизация системы социального обслуживания населения Республики Мордовия, основанная на совершенствовании региональной законодательной и нормативной правовой базы, предусматривающей:

предоставление социальных услуг населению с учетом оценки индивидуальной потребности;

возможность участия при оказании социальных услуг населению негосударственных организаций, индивидуальных предпринимателей, благотворителей и добровольцев;

внедрение независимой оценки качества предоставления социальных услуг и осуществление эффективного контроля за их предоставлением;

реализация мероприятий по укреплению материально-технической базы государственных организаций социального обслуживания населения Республики Мордовия;

сокращение очередности на стационарное социальное обслуживание в психоневрологические интернаты, в том числе путем развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому.

В Республике Мордовия функционирует и планомерно развивается сеть учреждений социального обслуживания граждан. Основными приоритетными направлениями государственной политики в сфере социального обслуживания с 2013 года являются:

совершенствование предоставления гражданам государственных услуг в сфере социального обслуживания населения, исходя из требований к качеству и доступности;

совершенствование системы социального обслуживания граждан, в первую очередь граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности;

повышение престижа профессии социальных работников, привлечение в сферу социального обслуживания молодых кадров.

Численность населения Республики Мордовия на 1 января 2013 г. составляла 818 566 человек, из них пенсионеров 250 539 человек, на 1 января 2016 г. - 807 453 человек, из них пенсионеров 254 315 человек.

По состоянию на 1 января 2013 г. система социального обслуживания населения Республики Мордовия состояла из 55 учреждений социального обслуживания населения, в том числе: 4 психоневрологических интернатов, 18 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, 2 детских домов-интернатов, 4 реабилитационных центров для несовершеннолетних, 1 социального приюта для детей и подростков, 1 дома ночного пребывания, 1 комплексного центра социального обслуживания, 23 государственных казенных учреждения социальной защиты населения и 1 территориального фонда социальной поддержки населения, предоставляющего срочные социальные услуги.

Расходы на содержание государственных учреждений социального обслуживания населения Республики Мордовия в 2013-2018 годах представлены в таблице, в тыс. рублей:


Наименование расходов

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

Расходы на содержание государственных учреждений

952 285,1

1 044 959,6

1 050 277,0

1 181 361,5

1 302 194,0

1 398 945,5

Объем средств на оплату труда с начислениями

625 604,6

730 845,3

727 381,2

844 881,0

919 658,6

993 251,3

Средства республиканского бюджета, в том числе:

827 132,2

894 672,1

869 690,4

984 601,5

1 104 567,4

1 199 813,8

объем средств на оплату труда с начислениями

619 448,4

726 556,4

724 349,5

842 277,0

916 645,6

990 164,3

Внебюджетные средства, в том числе:

125 152,9

150 287,5

180 586,6

196 760,0

197 626,6

199 131,7

объем средств на оплату труда с начислениями

6 156,2

4 288,9

3 031,7

2 604,0

3 013,0

3 087,0


Динамика численности получателей социальных услуг и количества предоставленных социальных услуг представлена в таблице:

 

п/п

Наименование показателей

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

1.

Общая численность получателей социальных услуг, в том числе по формам социального обслуживания:

150 233

117 860

17 808

20 331

 

в стационарной форме социального обслуживания

2694

2732

2736

2746

 

в полустационарной форме социального обслуживания

2283

2057

472

794

 

в форме социального обслуживания на дому

4965

5407

6220

8384

 

срочных социальных услуг

140 291

107 664

8380

8407

2.

Количество предоставленных услуг, в том числе по формам социального обслуживания:

4 777 695

4 869 269

7 834 034

8 128 592

 

в стационарной форме социального обслуживания

3 275 863

3 364 599

4 558 702

4 731 187

 

в полустационарной форме социального обслуживания

72 994

83 877

305 266

318 682

 

в форме социального обслуживания на дому

1 286 591

1 312 848

2 961 216

3 069 850

 

срочные социальные услуги

142 247

107 945

8 850

8 873

3.

Среднесписочная численность социальных работников

924

868

774

772

 

Анализ динамики численности получателей социальных услуг и количества предоставленных социальных услуг показал, что наблюдается снижение общей численности получателей срочных социальных услуг и в полустационарной форме и роста с 2015 года количества оказанных социальных услуг.

Это обусловлено вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 442-ФЗ), в соответствии с которым введены индивидуальный подход к установлению получателям необходимых им социальных услуг исходя из потребности гражданина в социальных услугах, а также основания, по которым гражданин может быть признан нуждающимся в социальном обслуживании. Таким образом, с 1 января 2015 г. при предоставлении социальных услуг применяется принцип индивидуальной потребности, конкретизирован перечень срочных социальных услуг, а также изменен алгоритм расчета численности получателей срочных социальных услуг и полустационарной форме (до вступления в силу Федерального закона № 442-ФЗ получатель социальной услуги в течение отчетного периода неоднократно учитывался при расчете общего количества граждан, получивших услугу).

До вступления в силу Федерального закона № 442-ФЗ предоставление социальных услуг на дому на территории Республики Мордовия осуществлялось в соответствии с постановлениями Правительства Республики Мордовия от 29 декабря 2004 г. № 479 «О Порядке социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов и семей с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации», от 14 апреля 2014 г. № 139 «Об оценке индивидуальной нуждаемости граждан в предоставлении социального обслуживания на дому».

Социальное обслуживание на дому предоставлялось гражданам пожилого возраста (женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет) и инвалидам (в том числе детям-инвалидам), нуждающимся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению.

Среди перечня социальных услуг, регулярно оказываемых гражданам во всех формах социального обслуживания, востребованными являлись социально-бытовые, социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги.

26 августа 2013 г. постановлением Правительства Республики Мордовия № 357 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Мордовия» в Порядок социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов и семей с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, утвержденный постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 декабря 2004 г. № 479, внесены изменения в части:

пересмотра механизма зачисления граждан на надомное социальное обслуживание, которое осуществлялось на основе оценки индивидуальной нуждаемости граждан исходя из потребности граждан в социальных услугах, необходимых для преодоления их трудной жизненной ситуации;

введено понятие о комиссии по оценке индивидуальной нуждаемости граждан в предоставлении социального обслуживания на дому и составления ею акта оценки индивидуальной нуждаемости;

предусмотрено межведомственное взаимодействие с органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, для предоставления справки о размере пенсии (содержащихся в ней сведений).

В соответствии с вышеуказанными документами социальные услуги, входящие в республиканский перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставлялись гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустационарных условиях учреждениями социального обслуживания бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты в зависимости от категорий граждан, с учетом среднедушевого дохода. Плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов производилась в размере 7260 рублей, но не более 75% получаемой гражданином трудовой или социальной пенсии. С граждан, чей доход ниже величины прожиточного минимума пенсионеров, установленного в Республике Мордовия, плата за стационарное обслуживание не взималась.

Стоимость социальных услуг, входящих в республиканский перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам учреждениями социального обслуживания, определялась исходя из тарифов на платные социальные услуги, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 26 мая 2006 г. № 212 «О Республиканском перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными учреждениями социального обслуживания населения, и Тарифах на платные социальные услуги».

С 2015 года в Республике Мордовия стоимость социальных услуг регулируется в соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 8 декабря 2014 г. № 594 «Об установлении порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг», а также приказом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 10 декабря 2014 г. № 398 «Об утверждении прямых (косвенных) расходов, непосредственно связанных с предоставлением гражданину (физическому лицу или семье) социальной услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг».

Тарифы на социальные услуги во всех формах социального обслуживания рассчитаны индивидуально для каждой социальной услуги в зависимости от типа и вида организации на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг. Тарифы на социальные услуги применяются с 2015 года и не пересматривались.

Во исполнение Федерального закона № 442-ФЗ в Республике Мордовия разработаны и приняты следующие нормативные правовые акты:

Закон Республики Мордовия от 10 сентября 2014 г. № 67-З «Об установлении размера предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно в Республике Мордовия»;

Закон Республики Мордовия от 10 сентября 2014 г. № 68-З «О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Мордовия в сфере социального обслуживания граждан»;

Закон Республики Мордовия от 12 ноября 2014 г. № 86-З «О перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Республике Мордовия»;

постановление Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. № 234 «О разработке и реализации государственных программ Республики Мордовия»;

постановление Правительства Республики Мордовия от 18 февраля 2013 г. № 48 «Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области социальной поддержки и защиты граждан, семьи, поддержки материнства, отцовства и детства, реабилитации инвалидов, безработных и иных категорий граждан, проживающих на территории Республики Мордовия, а также благотворительную деятельность»;

постановление Правительства Республики Мордовия от 18 ноября 2013 г. № 504 «Об утверждении государственной программы Республики Мордовия «Социальная поддержка граждан» на 2014-2020 годы»;

постановление Правительства Республики Мордовия от 23 апреля 2014 г. № 158 «О внесении изменений в Положение о Министерстве социальной защиты населения Республики Мордовия»;

постановление Правительства Республики Мордовия от 18 августа 2014 г. № 381 «О региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания в Республике Мордовия»;

постановление Правительства Республики Мордовия от 18 августа 2014 г. № 391 «Об утверждении номенклатуры организаций социального обслуживания в Республике Мордовия»;

постановление Правительства Республики Мордовия от 20 октября 2014 г. № 527 «Об утверждении размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания»;

постановление Правительства Республики Мордовия от 20 октября 2014 г. № 528 «Об утверждении нормативов для организаций социального обслуживания Республики Мордовия»;

постановление Правительства Республики Мордовия от 10 ноября 2014 г. № 554 «Об утверждении Положения об определении размера и порядка выплаты компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Республики Мордовия, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), при получении у них гражданином социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг»;

постановление Правительства Республики Мордовия от 24 ноября 2014 г. № 563 «Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Республике Мордовия»;

постановление Правительства Республики Мордовия от 24 ноября 2014 г. № 564 «Об определении индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг»;

постановление Правительства Республики Мордовия от 8 декабря 2014 г. № 594 «О порядке утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг»;

постановление Правительства Республики Мордовия от 8 декабря 2014 г. № 595 «О межведомственном взаимодействии органов государственной власти Республики Мордовия в сфере социального обслуживания»;

приказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 30 июня 2014 г. № 203 «Об обеспечении бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг, предоставляемых ими социальных услугах, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги, в том числе через средства массовой информации, включая размещение информации на официальных сайтах в сети «Интернет»;

приказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 8 июля 2014 г. № 215 «О формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг»;

приказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 20 августа 2014 г. № 139 «Об утверждении Плана мероприятий по повышению кадрового потенциала работников системы социальной защиты населения Республики Мордовия на 2015 год»;

приказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 20 августа 2014 г. № 140 «Об утверждении учебно-тематического Плана постоянно действующего семинара по повышению кадрового потенциала государственных гражданских служащих Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия, руководителей и специалистов государственных учреждений, подведомственных Министерству, на 2015 год»;

приказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 13 октября 2014 г. № 330 «Об утверждении Порядка расходования государственными организациями социального обслуживания населения Республики Мордовия средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг»;

приказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 22 октября 2014 г. № 340 «Об утверждении Положения об организации поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания в Республике Мордовия в соответствии с федеральными законами и законами Республики Мордовия»;

приказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 22 октября 2014 г. № 341 «О ведении учета и отчетности в сфере социального обслуживания в Республике Мордовия»;

приказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия 22 октября 2014 г. № 342 «Об утверждении Плана мероприятий по формированию и развитию рынка социальных услуг, в том числе по развитию негосударственных организаций социального обслуживания»;

приказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 22 октября 2014 г. № 343 «О разработке и апробации методик и технологий в сфере социального обслуживания»;

приказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 10 декабря 2014 г. № 398 «Об утверждении прямых (косвенных) расходов, непосредственно связанных с предоставлением гражданину (физическому лицу или семье) социальной услуги, тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг».

Кроме того, в целях совершенствования нормативных правовых актов Республики Мордовия, а также их приведения в соответствие требованиям федерального законодательства дополнительно приняты:

постановление Правительства Республики Мордовия от 25 апреля 2016 г. № 219 «О внесении изменений в Положение о Министерстве социальной защиты населения Республики Мордовия»;

приказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 22 июля 2014 г. № 229 «Об утверждении формы акта о предоставлении срочных социальных услуг»;

приказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 17 декабря 2014 г. № 408 «О внесении изменений в приказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 8 июля 2014 г. № 215 «О формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг»;

приказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 25 декабря 2014 г. № 471 «Об осуществлении отдельных полномочий Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия, установленных порядками предоставления социальных услуг, утвержденными постановлением Правительства республики Мордовия от 24 ноября 2014 г. № 563 «Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Республике Мордовия», подведомственными государственными организациями социального обслуживания»;

приказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 31 декабря 2014 г. № 490 «О внесении изменений в приказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 30 июня 2014 г. № 203 «Об обеспечении бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг, предоставляемых ими социальных услугах, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги, в том числе через средства массовой информации, включая размещение информации на официальных сайтах в сети Интернет;

приказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 16 февраля 2015 г. № 24-ОД «О внесении изменений в приказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 25 декабря 2014 г. № 471 «Об осуществлении отдельных полномочий Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия, установленных порядками предоставления социальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 ноября 2014 г. № 563»;

приказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 3 августа 2015 г. № Л - 137 «Об утверждении учебно-тематического Плана постоянно действующего семинара по повышению кадрового потенциала государственных гражданских служащих Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия, руководителей и специалистов государственных учреждений, подведомственных Министерству, на 2016 год».

В Республике Мордовия утверждены стандарты предоставления социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг. Социальное обслуживание осуществляется на основании индивидуальных потребностей гражданина и размера среднедушевого дохода гражданина. Основополагающий принцип современного социального обслуживания - ориентация на индивидуальную потребность пожилых граждан в тех или иных социальных услугах.

Среди перечня социальных услуг в форме социального обслуживания на дому в 2016 году наиболее востребованными являются:

социально-бытовые услуги - 98,1% (в 2013 году - 99,01%);

социально-медицинские услуги - 91,51% (в 2013 году - 90,50%);

социально-психологические - 12,73 % (в 2013 году - 0,9%);

социально-правовые услуги - 2,7% (в 2013 году - 0,5);

услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов - 4,2% (в 2013 году - 0).

Среди перечня социальных услуг, востребованных в стационарной и полустационарной форме социального обслуживания, являются социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, а также услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов.

Постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 ноября 2014 г. № 564 «Об определении индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг» утвержден Порядок определения индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг и Типовое положение о Комиссии по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг.

Оценка индивидуальной нуждаемости проводится для предоставления социального обслуживания на дому гражданам, нуждающимся в постоянной или временной посторонней помощи в случае, если существуют обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности в соответствии со статьей 15 Федерального закона № 442-ФЗ.

Для изучения возможности выполнения гражданами различных видов жизнедеятельности, за основу взяты две шкалы: шкала оценки возможностей выполнения элементарной деятельности (шкала Бартела) и шкала оценки возможностей выполнения сложных действий (шкала Лаутона) в целях определения:

зависимости от любой посторонней помощи (физической, словесной, наблюдения);

возможностей самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности;

выраженности и предполагаемой длительности нуждаемости в посторонней помощи, причин ее вызывающих.

В целях реализации Федерального закона № 442-ФЗ, постановления Правительства Республики Мордовия от 24 ноября 2014 г. № 563 «Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Республике Мордовия» и постановления Правительства Республики Мордовия от 24 ноября 2014 г. № 564 «Об определении индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг», а также с целью оптимизации рабочего времени социального работника при предоставлении социальных услуг с 28 ноября 2014 г. в Республике Мордовия действует приказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия № 387 «Об определении индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг», которым определен хронометраж рабочего времени социального работника при предоставлении социальных услуг на дому, методика оценки индивидуальной нуждаемости граждан в социальных услугах с выделением 10 степеней нуждаемости и рекомендуемый объем социального обслуживания, исходя из степени индивидуальной потребности в социальных услугах.

Применение индивидуального хронометража рабочего времени социального работника позволяет оценить специфику деятельности каждого социального работника, фактические условия оказания услуг (территориальные условия, плотность населения, доступность населенных пунктов и развития инфраструктуры в них). Проведенный хронометраж рабочего времени позволил установить среднее время выполнения каждого вида социальных услуг, количество услуг, предоставляемых каждому клиенту и определить трудозатраты социальных работников при предоставлении социальных услуг. Таким образом, «дорожной картой» в 2015 году предусматривалось охватить социальными услугами 5 751 человека, однако с вводом вышеуказанного приказа фактическое число получателей социальных услуг составило 6 220 человек. Соответственно, нагрузка на 1 социального работника составила 8 человек при планируемой нагрузке 6,3.

В 2016 году с учетом Методических рекомендаций по определению норм нагрузки социального работника в сфере социального обслуживания, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 октября 2015 г. № 725, внесены изменения в приказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 28 ноября 2014 г. № 387 «Об определении индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг», в соответствии с которыми нормы нагрузки определяются дифференцированно в зависимости от формы социального обслуживания и места оказания социальной услуги (благоустроенный сектор/неблагоустроенный сектор), что позволило установить нагрузку на одного социального работника 10,1 человек с учетом тяжести физического состояния клиента и реальных трудозатрат, и, как следствие, выявить резервы для увеличения охвата населения социальными услугами.

В целях обеспечения формирования системы общественного контроля в системе социального обслуживания населения в 2013 году в Министерстве социальной защиты населения Республики Мордовия создан Общественный совет, в состав которого вошли представители науки и образования, социально-ориентированных некоммерческих организаций, профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания.

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Федерального закона № 442-ФЗ в Республике Мордовия организована работа по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания.

Начиная с 2013 года в Республике Мордовия организовано ежегодное проведение независимой оценки качества работы организаций, оказывающих услуги в сфере социального обслуживания. Так, в 2013 году проведена оценка 15 (27%) учреждений системы социального обслуживания, в 2014 году - всех учреждений системы, в 2015 году - 11 (20%) учреждений системы, занявших последние места в рейтинге по итогам проведенной в 2014 году независимой оценки качества, в 2016 году - 27 (51,9%) учреждений.

Во исполнение приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 80 «Об организации деятельности, связанной с функционированием системы независимой оценки качества работы организаций, оказывающих услуги в сфере социального обслуживания» приказом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 28 марта 2016 г. № ОД-68 утверждены:

план Министерства по организации и проведению независимой оценки качества работы организаций, оказывающих услуги в сфере социального обслуживания Республики Мордовия, на период 2016-2018 годов (далее - План);

порядок рассмотрения результатов независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере социального обслуживания Республики Мордовия.

С учетом Плана предусмотрен ежегодный охват независимой оценкой в 2016 году не менее 50% учреждений системы социального обслуживания населения Республики Мордовия, в 2017-2018 годах - не менее 35 процентов.

По итогам независимой оценки Общественный совет направляет в Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия предложения по улучшению качества работы подведомственных государственных учреждений, которые учитываются при разработке планов по организации работы по улучшению качества работы каждого учреждения.

В Республике Мордовия проводится работа по развитию стационарозамещающих технологий и методик предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому.

В Республике Мордовия в Государственном учреждении социальной защиты населения «Социальная защита по Старошайговскому району Республики Мордовия» в отделениях дневного пребывания по работе с гражданами пожилого возраста и инвалидами в рамках оказания социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания реализуется технология «Детский сад» для пожилых», направленная на социализацию пожилых людей, повышение уровня здоровья и физической активности, работоспособности, оказание помощи в борьбе со стрессами и психосоматическими заболеваниями, содействие сохранению у пожилых граждан позитивного отношения к жизни. «Детский сад» для пожилых» рассчитан на размещение 30 граждан пожилого возраста и инвалидов на период 3-4 месяца.

При реализации технологии «Детский сад» для пожилых» используются следующие методики: занятие лечебной физкультурой, целью которой является профилактика различного рода заболеваний; занятия на тренажерах, которые содействуют укреплению и поддержанию здоровья пожилых; ароматерапия, способствующая улучшению общего физического состояния пожилых людей; су-джок терапия; психологические занятия, позволяющие пожилым людям справиться с негативными переживаниями, способствующие снятию эмоционального напряжения; организация досуга, предоставляющая возможность гражданам пожилого возраста приятно и с пользой для себя проводить свободное время, удовлетворять культурные и духовные потребности.

Таким образом, в рамках реализации вышеназванной технологии пенсионеры могут разрешить возникшие психологические проблемы, получить консультацию юриста, медицинского работника, пообщаться друг с другом.

«Детский сад» для пожилых» в 2016 году посетит не менее 57 граждан пожилого возраста и инвалидов, в 2017 - не менее 57 граждан, в 2018 году - не менее 58 граждан.

Кроме того, в форме социального обслуживания на дому используются следующие технологии работы с пожилыми гражданами и инвалидами: «Мини-праздник на дому» (с охватом граждан в 2016 году не менее 58 человек, в 2017 году - не менее 58 человек, в 2018 году - не менее 64 человек); «Лет десяток с плеч долой», позволяющие сохранять и продлевать социальную активность граждан пожилого возраста, устранять социальную изоляцию одиноко проживающих граждан, а также формировать позитивный взгляд на жизнь, удовлетворять потребности в коммуникации и признании (с охватом граждан в 2016 году не менее 15 граждан, в 2017 году - не менее 15 граждан, в 2018 году - не менее 18 граждан).

В системе социального обслуживания населения Республики Мордовия функционируют две стационарные организации социального обслуживания детей-инвалидов: Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения Республики Мордовия «Потьминский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» на 50 мест, где проживают 40 детей-инвалидов (в том числе 33 ребенка, оставшихся без попечения родителей) и ГБСУСОССЗН РМ «Темниковский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками» на 40 мест, где проживают 22 ребенка-инвалида (в том числе 21 ребенок, оставшийся без попечения родителей).

В целях приведения деятельности стационарных организаций социального обслуживания для умственно отсталых детей и детей с физическими недостатками в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» в 2016 году с участием специалистов Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Республики Мордовия проведена работа по пересмотру рекомендаций психолого-медико-педагогических комиссий о возможности обучения детей по основным обучающим программам, в том числе адаптированным.

В настоящее время 100% воспитанников Потьминского детского дома-интерната для умственно отсталых детей обучаются по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей с умственной отсталостью; 100% воспитанников Темниковского детского дома-интерната для детей с физическими недостатками обучаются по общеобразовательным программам основного общего и среднего (полного) образования.

Образовательные услуги реализуются педагогами образовательных организаций на основании договора, заключенных между детскими домами-интернатами и общеобразовательными организациями.

В ГБСУСОССЗН РМ «Темниковский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками» условия проживания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, соответствуют требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».

В Потьминском детском доме-интернате существующие планировочные решения жилого корпуса не позволяют создать условия проживания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по принципам семейного воспитания в воспитательных группах, размещаемых в помещениях по квартирному типу.

В соответствии с приказом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 1 декабря 2016 г. № ОД-316 «О приведении деятельности ГБСУСОССЗН РМ «Потьминский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден План мероприятий, согласно которому в 2017-2018 годах планируется проведение капитального ремонта комплекса зданий Дома отдыха локомотивных бригад, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, станция Потьма, ул. Октябрьская, д.25Б, с целью последующего перевода детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Детское отделение, где будут созданы требуемые условия для размещения воспитанников по квартирному типу, предусматривающие реализацию принципа семейного воспитания.

Мероприятия по приведению детских организаций социального обслуживания детей-инвалидов в соответствие с основными положениями постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» реализуются согласно Плану мероприятий по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Мордовия на период 2014-2017 годов, утвержденному приказом Министерства образования Республики Мордовия от 18 декабря 2014 г. № 1080 «Об утверждении Плана мероприятий по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, в Республике Мордовия на период с 2014 по 2017 годы».

В целях развития на территории Республика Мордовия волонтерского движения и привлечения молодежи к оказанию социальных услуг заключено Соглашение от 30 сентября 2015 г. № 07-156 о сотрудничестве между Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия и Государственным комитетом Республики Мордовия по делам молодежи, в соответствии с которым в 2016 году волонтерскими отрядами, функционирующими на территориях муниципальных районов Республики Мордовия, в учреждениях социального обслуживания было проведено 75 мероприятий, в том числе проведено 26 концертов, 8 экскурсий к объектам культурного наследия; 7 акций по сбору вещей; оказана помощь в благоустройстве территорий и озеленении, уборке жилых помещений, а также организован сбор лекарственных трав.


Информация по документу
Читайте также