Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Нижегородской области от 28.02.2013 № 427-р

 

 

 

 

 

                ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

                            РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

 

      от 28 февраля 2013 года                           N 427-р

 

 

   Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение
  эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания
         населения Нижегородской области на 2013-2018 годы"
     

 

   (В редакции Распоряжения Правительства Нижегородской области

                от 11.04.2013 г. N 741-р; от 01.02.2017 № 94-р)       

     
     В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от  7
мая 2012 года  N 597 "О  мероприятиях по реализации  государственной
социальной политики", Программы поэтапного совершенствования системы
оплаты  труда  в  государственных  (муниципальных)  учреждениях   на
2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства  Российской
Федерации от 26 ноября 2012  года N 2190-р, приказа Минтруда  России
от 29  декабря 2012  года N  650 "Об  утверждении плана  мероприятий
("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере
социального обслуживания населения (2013-2018 годы)":
     1. Утвердить прилагаемый  План  мероприятий ("дорожную  карту")
"Повышение  эффективности  и  качества  услуг  в  сфере  социального
обслуживания  населения  Нижегородской области  на  2013-2018  годы"
(далее - "Дорожная карта").
     2. Министерству финансов  Нижегородской области по  предложению
министерства социальной политики Нижегородской области предусмотреть
средства на реализацию "Дорожной карты" при формировании  областного
бюджета на соответствующий финансовый год.
     3. Министерству  социальной   политики  Нижегородской   области
обеспечить представление  в Министерство труда  и социальной  защиты
Российской Федерации отчета о ходе исполнения мероприятий  "Дорожной
карты" по  форме и  в  порядке, утвержденным  Министерством труда  и
социальной защиты Российской Федерации.
     4. Рекомендовать органам местного самоуправления  Нижегородской
области принять участие в реализации "Дорожной карты".
     5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на
заместителя Губернатора,   заместителя  Председателя   Правительства
Нижегородской области Д.В.Сватковского.
     
     
     И.о. Губернатора                                     В.А.Иванов

 

УТВЕРЖДЕН

распоряжением Правительства

Нижегородской области

от 28 февраля 2013 года № 427-р

(в редакции распоряжения

Правительства Нижегородской области

от 1 февраля 2017 года № 94-р)

 

 

 

ПЛАН

мероприятий ("дорожная карта")

"Повышение эффективности и качества услуг в сфере

 социального обслуживания населения Нижегородской

области на 2013-2018 годы"

    

I. Общее описание "дорожной карты"

 

1. Реализация плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Нижегородской области на 2013-2018 годы" (далее - "дорожная карта") направлена на развитие системы социального обслуживания в Нижегородской области, повышение ее уровня, качества и эффективности.

"Дорожная карта" разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 2190-р, в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 282 "О плане мероприятий ("дорожной карте") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)", с целью повышения эффективности деятельности системы социального обслуживания в Нижегородской области, обеспечения доступности и качества услуг в сфере социального обслуживания в соответствии с современными требованиями, повышения с 1 января 2018 года средней заработной платы социальных работников до 100,0% от среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности).

Для решения указанных задач планируется проведение мероприятий по совершенствованию деятельности государственных организаций социального обслуживания, привлечению организаций негосударственного сектора к оказанию социальных услуг, проведению эффективной кадровой политики, повышению престижа профессии социального работника, развитию стационарозамещающих технологий.

В Нижегородской области по состоянию на 1 января 2016 года проживает 3255,1 тысячи человек, из них граждан старше трудоспособного возраста - 886,4 тысяч человек (27,2%). Получатели социальных услуг от общего количества проживающих граждан - 1066,4 тысяч человек (32,8%), из них получатели социальных услуг старше трудоспособного возраста -710,7 тысяч человек (66,6%).

Ежегодно наблюдается увеличение численности и доли граждан старше трудоспособного возраста в населении региона: в 2013 году - 849,2 тысячи человек (25,8%), из них получателей социальных услуг - 566,1 тысяч человек (66,7%), в 2014 году - 860,9 тысяч человек (26,3%), из них получателей социальных услуг - 573,9 тысячи человек (66,7%), в 2015 году - 873,4 тысячи человек (26,6 %), из них получателей социальных услуг -582,2 тысячи человек (66,7 %).

Количество инвалидов в Нижегородской области составляет 310,8 тысяч человек, из них получателями социальных услуг являются 206,6 тысячи человек (66,5%).

В Нижегородской области прогнозируется рост численности граждан старше трудоспособного возраста и в 2018 году удельный вес этой категории населения составит около 28%. Процесс старения населения в области продолжается. В связи с чем, нагрузка на систему социального обслуживания граждан увеличивается.

Развитие сети организаций социального обслуживания в Нижегородской области осуществляется исходя из возрастного состава населения, географических особенностей региона, плотности населения и транспортной доступности организаций социального обслуживания населения.

В номенклатуру учреждений социального обслуживания в Нижегородской области включены организации, осуществляющие стационарное, полустационарное социальное обслуживание и социальное обслуживание на дому.

Для развития рынка социальных услуг созданы все необходимые условия: сформирована нормативная правовая база, оказывается методическая помощь организациям социального обслуживания, организованы мероприятия по обеспечению доступа негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги, к рынку социальных услуг и бюджетным средствам по возмещению затрат за оказанные социальные услуги.

2. Анализ ситуации, сложившейся в сфере социального обслуживания в Нижегородской области.

2.1. Организациями социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам предоставляется более 100 наименований социальных услуг. Ежегодно внедряются новые формы и технологии их предоставления. С 2013 по 2016 годы внедрено более 120 новых технологий и форм работы, в том числе: в 2013 году - 16, в 2014 году - 29, в 2015 году - 37, в 2016 году - 48.

Внедрение новых технологий и форм предоставления социальных услуг позволило нарастить количество социальных услуг, предоставляемых одному получателю. В 2013 году на одного получателя приходилось в среднем - 52 услуги, в 2014 году - 54,2, в 2015 году - 56,8, в 2016 году - 62,3.

Ежегодно отмечается рост числа получателей социальных услуг за счет внедрения новых форм и технологий.

Таблица 1

Получатели социальных услуг по формах социального обслуживания

 

Формы социального обслуживания

Получатели социальных услуг

 

2013 год

(факт)

2014 год

(факт)

2015 год

(факт)

2016 год

(факт)

2017 год

(прогноз)

2018 год

(прогноз)

 

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Всего:

987765

100,0

1022848

100,00

1065886

100,0

1066459

100,0

1067635

100,0

1068400

100,0

Стационарная

19595

2,0

19795

1,9

19950

1,9

19984

1,9

20014

1,9

20044

1,9

На дому

36745

3,7

38983

3,8

39236

3,7

39602

3,7

40631

3,8

41146

3,9

Полустационарная,

931425

94,3

964070

94,3

1006700

94,4

1006870

94,4

1006990

94,3

1007210

94,2

в т.ч. срочные социальные услуги

673272

68,2

734525

71,8

765040

71,7

766829

71,9

769000

72,0

772000

72,0

 

Сложившаяся система социального обслуживания в Нижегородской области позволяет своевременно предоставлять гражданам широкий спектр социальных услуг.

По состоянию на 1 декабря 2016 года в систему социального обслуживания граждан в Нижегородской области входят 183 государственных организаций, из них:

1) в стационарной форме социального обслуживания (103 организации):

47 домов-интернатов общего профиля для граждан пожилого возраста и инвалидов на 2843 места; 10 психоневрологических интернатов для лиц, страдающих психическими расстройствами на 4254 места; 3 детских дома-интерната для умственно отсталых детей на 368 мест; 3 санаторно-реабилитационных центра для инвалидов на 340 мест; 1 пансионат для ветеранов войны и труда на 160 мест; 1 санаторно-реабилитационный центр для несовершеннолетних на 163 места; 6 социальных приютов для детей и подростков на 148 мест; 28 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних на 804 места; 4 социально-реабилитационных центра для инвалидов на 200 мест.

В данных учреждениях содержание и обслуживание проживающих граждан и детей осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства: обеспечиваются комфортные условия проживания в соответствии с санитарными нормами; предоставляется полноценное и сбалансированное питание; для лиц, полностью утративших степень самообслуживания, обеспечен полноценный уход; созданы условия, обеспечивающие свободное передвижение для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Также идет постоянный поиск и внедрение инновационных технологий социального обслуживания (применяется в организациях социального обслуживания более 600 технологий).

С целью повышения качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе с психическими расстройствами, проживающих в стационарной форме социального обслуживания, в 2016 году применяется более 70 технологий, такие как: "Арт - терапия" - песочная терапия, направлена на повышение самооценки человека, реализации им своего творческого потенциала, охвачено - 4650 человек; "Гарденотерапия" - занятия проходят в садах, а также в иных местах, богатых своей растительностью, охвачено - 7300 человек; "Виртуальный туризм" - технически реализуется посредством демонстрации слайд - шоу и видеофильмов с использованием компьютерной техники и кинопроектора, охвачено - 9350 человек, "Лечебная трудотерапия" - шитье, создание картин, фоторамок - направлена на профилактику одиночества, охвачено - 8500 человек, "Спортивная оздоровительная терапия" - направлена на участие граждан пожилого возраста и инвалидов в физкультурно - оздоровительных мероприятиях, охвачено - 9300 человек.

Реализация технологий позволяет положительно влиять на здоровье, физическое и психическое состояние граждан пожилого возраста и детей. В 2013 году применялось - 25 технологий, охвачено - 16480 человек, в 2014 году- 35, охвачено - 16700 человек; в 2015 году - 41, охвачено - 17260 человек; в 2016 году -70, охвачено - 17890 человек, в 2017 году (прогноз) - 83, планируется охватить - 18900 человек, в 2018 году (прогноз) - 90, планируется охватить - 19250 человек.

Оценка соответствия организаций Нижегородской области, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года № 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - постановление Правительства РФ № 481), проводилась на основании совместного приказа министерства образования, министерства здравоохранения и министерства социальной политики Нижегородской области от 18 августа 2016 года № 3082/2349/465. Данным приказом утвержден план мероприятий ("дорожная карта") проведения оценки соответствия организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и утвержден состав межведомственной экспертной группы. В сентябре-октябре 2016 года в 3 детских домах-интернатах для умственно отсталых детей проведены проверки межведомственными экспертными группами на соответствие организаций положениям указанного постановления.

По результатам проведенных проверок бюджетные стационарные организации социального обслуживания для детей с ограниченными возможностями здоровья, подведомственные министерству социальной политики Нижегородской области: ГБУ "Замятинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", ГБУ "Арзамасский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", ГБУ "Автозаводский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", в которых проживают на 1 декабря 2016 года 354 воспитанника, соответствуют требованиям постановления Правительства.

Благодаря планомерно проводимой, начиная с 2013 года, оптимизации сети стационарных учреждений, структуры коечной мощности, создания новых мест, развитию стационарозамещающих технологий социального обслуживания, удалось в 2016 году полностью ликвидировать очередь в стационарные учреждения (психоневрологические интернаты). В 2013 году очередь составляла - 419 человек, в 2014 году - 319 человек, в 2015 году - 218 человек.

Прогнозный показатель охвата в стационарной форме социального обслуживания составит в 2017 году - 20014 человек, в 2018 году - 20044 человека (в 2013 году - 19595 человек, в 2014 году - 19795 человек, в 2015 году - 19950 человек, в 2016 году - 19984 человек);

2) в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания (59 организаций):

59 центров социального обслуживания населения (государственные бюджетные учреждения "Комплексные центры социального обслуживания населения" и "Центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов"), представляющие собой многопрофильные социальные учреждения, осуществляющие деятельность в каждом городе и районе Нижегородской области (далее - центры социального обслуживания).

В центрах социального обслуживания функционируют телефонные справочные службы "единый социальный телефон", служба "телефон доверия", веб - диспетчерские службы для заказа "социального такси". Для удовлетворения познавательных интересов граждан функционируют университеты "третьего возраста", школы: безопасности; психологической устойчивости для пожилых; финансовой грамотности; активного долголетия, клубы "социального туризма". Полученные знания помогают пожилым адаптироваться к современным условиям, разбираться в нормах действующего законодательства, вести здоровый и активный образ жизни, эффективно вести домашнее хозяйство. Данными формами охвачено ежегодно более 365 тысяч граждан.

С целью социальной адаптации граждан пожилого возраста в современной информационной среде во всех центрах социального обслуживания успешно функционируют компьютерные классы для пенсионеров. В общей сложности с 2013 по 2016 годы прошли обучение навыкам компьютерной грамотности около 18000 человек. В 2017 - 2018 годах планируется обучить 7300 человек.

В центрах социального обслуживания созданы условия для формирования позитивных интересов, организации досуга граждан пожилого возраста и инвалидов, вовлечения их в разнообразные виды художественного и прикладного творчества. Для граждан открыто около 400 клубов и кружков различной направленности, которые ежегодно посещают более 85 тыс. человек.

Особое внимание центрами социального обслуживания уделяется одиноким гражданам пожилого возраста, инвалидам и участникам Великой Отечественной войны. Для них в Нижегородской области создана сеть бесплатных служб, обеспечивающих удовлетворение их потребности в социальных услугах и различных видах помощи: "социальный сервис", "тревожная кнопка".

Во исполнение пункта 6.2 протокола координационного совета по реализации государственной программы "Развитие здравоохранения Нижегородской области на 2013 - 2020 годы" (сокращение смертности граждан) от 21 июля 2015 года № 108/15 в 2015 году специалистами по социальной работе и социальными работниками центров социального обслуживания проводились подворные обходы граждан старше трудоспособного возраста, охват граждан составил более 750 тысяч человек.

На основании совместного приказа министерства здравоохранения Нижегородской области, министерства социальной политики Нижегородской области и Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Нижегородской области от 5 декабря 2012 года № 2896/1212/401 "О порядке взаимодействия между медицинскими организациями, аптечными организациями, организациями социального обслуживания и Управлениями (Отделами) Пенсионного Фонда Российской Федерации по обеспечению граждан Нижегородской области лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения" специалисты по социальной работе и социальные работники осуществляют доставку на дом гражданам пожилого возраста и инвалидом лекарственных препаратов, назначенных по медицинским показаниям врачом. В 2016 году лекарственные препараты доставлены 35420 гражданам (в 2013 году охвачено - 29570 человек, в 2014 году - 31740, в 2015 году - 32286 человек).

В рамках принятой Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2015 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 года № 164-р, министерством социальной политики Нижегородской области разработан план мероприятий на 2016 - 2020 годы по реализации в Нижегородской области первого этапа Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2015 года (далее - План 1).

Реализация мероприятий Плана 1 улучшит качество жизни граждан старшего поколения в зависимости от их индивидуальной нуждаемости и потребностей, обеспечит более эффективное использование их потенциала и участия в жизни общества.

С модернизацией системы социального обслуживания граждан в Нижегородской области меняются подходы к организации труда социальных работников.

В 2017 году во всех центрах социального обслуживания социальные работники, предоставляющие социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, переходят на планшетные компьютеры, оснащенные автоматизированной программой учета клиентов и предоставляемых услуг "Мобильный учет". Данная модернизация позволит снизить непроизводственные затраты рабочего времени, оптимизировать труд социальных работников, сократить бумажный документооборот, высвободить время для предоставления социальных услуг, уделить внимание качеству обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, оперативности решения их проблем.

Ожидаемый результат проделанной работы - увеличение количества получателей социальных услуг, в том числе в форме социального обслуживания на дому, число которых в 2017 году составит - 40631 человек, что на 3% больше, чем в 2016 году - 39602 человека. Значение показателя норматива получателей социальных услуг в Нижегородской области в 2016 году составляет 7,7 человек на одного социального работника (по среднесписочной численности социальных работников). Прогнозное значение числа получателей социальных услуг в форме социального обслуживания на дому составит: в 2017 году - 40631 человек, в 2018 году - 41146 человек (в 2013 году - 36745 человек, в 2014 году - 38983 человека, в 2015 году - 39236 человек, в 2016 году - 39602 человека). Таким образом, прогнозное значение показателя норматива получателей социальных услуг на одного социального работника (по среднесписочной численности социальных работников) в Нижегородской области составит в 2017 году - 7,9 человек, в 2018 году - 8,0 человек).

Расчет средней нагрузки на одного социального работника проводился с учетом проведенного в июне 2016 года мониторинга нагрузки на социального работника на селе и в городе, а также места оказания социальной услуги (благоустроенный сектор/ неблагоустроенный сектор), хронометража рабочего времени социального работника и Методических рекомендаций по определению норм нагрузки на социального работника в сфере социального обслуживания, утвержденных приказом Минтруда России от 15 октября 2015 года № 725;

3) в полустационарной форме социального обслуживания (21 организация):

1 центр социально - трудовой реабилитации граждан на 89 мест, обслуживающий граждан без определенного места жительства и занятий; 5 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями на 100 мест; 15 центров социальной помощи семье и детям на 421 место, оказывающих социально - психологические, социально - педагогические, социально-медицинские, социально - бытовые, социально - правовые и другие виды социальных услуг.

Прогнозный показатель охвата в полустационарной форме социального обслуживания, с учетом центров социального обслуживания, составит в 2017 году -1006990 человек, в 2018 году - 1007210 человек (в 2013 году - 931425 человек, в 2014 году - 964070 человек, в 2015 году - 1006700 человек, в 2016 году - 1006870 человек).

Наиболее востребованными у получателей социальных услуг Нижегородской области являются срочные социальные услуги, предоставляемые в полустационарной форме социального обслуживания центрами социального обслуживания. Каждое второе обращение гражданина за срочной социальной услугой - это содействие в оформлении документов граждан на социальное обслуживание, содействие в оформлении документов на оказание материальной помощи, оказание помощи в оформлении на восстановление документов.

Прогнозный показатель охвата граждан срочными социальными услугами составит в 2017 году - 769000 человек, в 2018 году - 772000 человек (в 2013 - 673272 человека, в 2014 - 734525 человек, в 2015 году - 765040 человек, в 2016 году - 766829 человек). В связи с растущим спросом на срочные социальные услуги, в 2017 году продолжится открытие социально - консультативных отделений в центрах социального обслуживания граждан (в 2015 году - 29 отделений, в 2016 году - 24, в 2017 году - 6).

Расходы областного бюджета на финансовое обеспечение деятельности государственных организаций социального обслуживания ежегодно возрастают, что позволяет своевременно и в полном объеме выплачивать заработную плату работникам организаций, оказывать услуги, соответствующие стандартам качества.

Таблица 2

Объем средств, направленных на содержание организаций социального

 обслуживания населения Нижегородской области (с учетом

предпринимательской и иной приносящий доход деятельности)

с 2013 по 2016 годы и прогноз на 2017 - 2018 годы

млн. рублей

Наименование показателя

 

Годы

 

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Общий объем средств на обеспечение деятельности организаций социального обслуживания населения, в т.ч.

 

4 916,3

5 507,9

5 278,9

5 395,8

6 659,4

6 694,4

средства областного бюджета

 

4 282,3

4 792,0

4 468,0

4 504,9

5 768,5

5 803,5

средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

из них:

634,0

715,9

810,9

890,9

890,9

890,9

расходы на выплату заработной платы с начислениями, в т.ч.

 

3 474,0

4 113,0

4 500,8

4 465,9

5 136,5

5 253,0

средства областного бюджета

 

3 296,8

3 896,6

4 283,5

4 219,0

4 889,6

5 006,1

средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности из них:

177,2

216,4

217,3

246,9

246,9

246,9

расходы на выплату заработной платы с начислениями социальных работников, в т.ч.

1 142,9

1 446,0

1 484,7

1 512,0

1 753,1

2 324,7

средства областного бюджета

 

1 106,3

1 404,5

1 450,3

1 478,1

1 719,2

2 290,8

средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

36,6

41,5

34,4

33,9

33,9

33,9

 

В указанных расходах более 70% составляют средства на выплату заработной платы. Оставшиеся средства направляются организациями социального обслуживания на оплату коммунальных услуг, приобретение продуктов питания, медикаментов, мягкого инвентаря, уплату налогов, прочих материальных запасов, текущий ремонт.

С 1 января 2016 года в систему социального обслуживания входят - 9 негосударственных организаций и 1 индивидуальный предприниматель, которые включены в Реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области, из них:

- в форме стационарного обслуживания - 2 коммерческие организации (обслужен - 51 человек, предоставлено 280,7 тыс. социальных услуг);

- в полустационарной форме социального обслуживания - 2 социально ориентированные некоммерческие организации (обслужено - 20 человек, предоставлено 1,5 тыс. социальных услуг);

- в форме социального обслуживания на дому - 5 коммерческих организаций и 1 индивидуальный предприниматель (обслужено - 162 человека, предоставлено 26,3 тыс. социальных услуг).

В целях возмещения затрат поставщикам социальных услуг (негосударственным организациям), в Нижегородской области принято постановление Правительства Нижегородской области от 9 декабря 2015 года № 807 "Об утверждении Порядка предоставления субсидии за счет средств областного бюджета на выплату компенсаций расходов поставщиков социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа)".

В 2016 году 5 негосударственным организациям и 1 индивидуальному предпринимателю, не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), выплачены компенсации за предоставленные гражданам, включенным в регистр получателей социальных услуг в Нижегородской области, социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой предоставления социальных услуг, в сумме 7 876,7 тысяч рублей.

С вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" в Нижегородской области были сохранены перечень и объемы социальных услуг, предоставляемых населению. Сохранилась и структура потребления социальных услуг, опирающаяся на фактическую нуждаемость граждан в конкретных видах помощи. Потребность граждан в социальных услугах, предоставляемых организациями социального обслуживания, ежегодно возрастает.

Таблица 3

Потребность граждан в социальных услугах, предоставляемых

организациями социального обслуживания

 

Формы социального обслуживания

 

Количество услуг, ед.

 

Факт

2013 г.

Факт

2014 г.

Факт

2015 г.

Факт

2016 г.

Прогноз

2017 г.

Прогноз

2018 г.

 

ед.

%

ед.

%

ед.

%

ед.

%

ед.

%

ед.

%

Социальное обслуживание на дому

10765626

21,7

11701767

21,7

13001963

21,7

13123247

21,8

13464236

22,0

13634896

22,4

Стационарная форма социального обслуживания

34912335

70,4

37948190

70,4

42164656

70,4

42406098

70,4

42407652

70,2

42408135

69,8

Полустационарная форма социального обслуживания, в том числе срочные социальные услуги

3909679

 

 

1330551

7,9

 

 

2,7

4249651

 

 

1446251

7,9

 

 

2,7

4721834

 

 

1606946

7,9

 

 

2,7

4732960

 

 

775981

7,8

 

 

1,3

4744068

 

 

889145

7,8

 

 

1,4

4766524

 

 

978059

7,8

 

 

1,5

Всего

49587640

100

53899608

100

59888453

100

60262305

100

60616056

100

60809555

100

 

В Нижегородской области утверждены стандарты предоставления социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг. Социальное обслуживание осуществляется на основании индивидуальных потребностей гражданина и размера его среднедушевого дохода.

Законодательством Нижегородской области предельная величина среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно установлена в размере полуторной величины прожиточного минимума.

Дополнительно в Нижегородской области социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, входящие в перечень социальных услуг предоставляются бесплатно, независимо от величины среднедушевого дохода, инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов и ветеранов боевых действий, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.

В области планируется продолжить внедрение альтернативных форм ухода за гражданами пожилого возраста, дальнейшее развитие стационарозамещающих технологий, что позволит гражданам указанных категорий оставаться в привычных для них домашних условиях.

С момента внедрения стационарозамещающих технологий: "санатории на дому" (проведение оздоровительных мероприятий и диспансеризации на дому узкими специалистами здравоохранения и социальной защиты с учетом рекомендаций врача), "службы сиделок" (в течение всего периода, пока дееспособного родственника нет дома, социальная сиделка оказывает весь спектр необходимых бытовых и гигиенических услуг), "школы ухода" (обучение членов семей маломобильных и немобильных граждан пожилого возраста базовым знаниям, умениям и навыкам в уходе за тяжелобольными (гигиена, уход, измерение давления и температуры, кормление, профилактика и лечение пролежней), "гостевые семьи" (временное проживание граждан пожилого возраста и инвалидов в чужой семье, в результате чего у обслуживаемого улучшается качество жизни, преодолеваются проблемы одиночества), "соседская помощь" (соседи по квартире, дому, даче оказывают всемерную помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам) охват граждан, указанными стационарозамещающими технологиями, увеличивается. В 2013 году охват - 4200 человек, в 2014 году охват - 5378 человек, в 2015 году охват - 7100 человек, в 2016 году охват - 10300 человек, в 2017 году (прогноз) охват - 12300 человек, в 2018 году (прогноз) охват - 15100 человек.

Кроме того, в Нижегородской области успешно практикуется технология "специализированные жилые дома для граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее - спецжилдома).

Технология направлена на улучшение качества и продления жизни граждан пожилого возраста и инвалидов. В спецжилдомах граждане проживают под круглосуточным контролем как специалистов по социальной работе, так и медицинских работников, которые могут оказать помощь гражданам в любое время. Данная технология практикуется в 6 центрах социального обслуживания граждан Нижегородской области.

В спецжилдомах в 2013 году проживало - 283 человек; в 2014 году - 273 человек; в 2015 году - 281 человек; в 2016 году - 287 человек, в 2017 году (прогноз) - 289 человек, в 2018 году (прогноз) - 289 человек.

Также центры социального обслуживания применяют в своей работе разнообразные социально - оздоровительные технологии: "группы здоровья", "школы здоровья", "школы диабета". Граждане пожилого возраста и инвалиды получают массаж, физиолечение, фитотерапию, оксигенотерапию, ароматерапию, сеансы лечебной физкультуры, оздоровительной ходьбы, релаксации. В центрах социального обслуживания открыты социально - оздоровительные кабинеты и группы здоровья для граждан пожилого возраста.

Прогнозный показатель охвата стационарозамещающими технологиями составит в 2017 году - 25,8 тысяч человек, в 2018 году - 28,4 тысяч человек (в 2013 году - 15,1 тысяч человек, в 2014 году - 16,7 тысяч человек, в 2015 году - 17,2 тысяч человек, в 2016 году - 20,8 тысяч человек).

С целью своевременного оказания социально - медицинских услуг, расширения объема профилактических и оздоровительных мероприятий систематически увеличивается медицинская составляющая деятельности организаций социального обслуживания.

Количество организаций социального обслуживания, в которых действуют физиокабинеты, в 2013 году составляло - 65, в 2014 году - 72, в 2015 году - 83, в 2016 году - 88, в 2017 (прогноз) - 93, в 2018 году - (прогноз) - 104.

Стоматологические кабинеты функционируют во всех психоневрологических интернатах (10 организаций), домах - интернатах для умственно - отсталых детей (3 организации) и в 27 крупных домах - интернатах для граждан пожилого возраста и инвалидов.

В результате принятых мер социально - медицинские услуги в 2013 году получили - 10,3 тыс. человек, в 2014 году - 11,6 тыс. человек, в 2015 году - 12,1 тыс. человек, 2016 году - 12,9 тыс. человек, в 2017 году прогнозируется - 13,3 тыс. человек, в 2018 году - более 13,6 тыс. человек.

Все учреждения социального обслуживания, оказывающие социально - медицинские услуги, имеют лицензии на осуществление медицинской деятельности.

С целью повышения качества предоставления социальных услуг и увеличения продолжительности жизни граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных организациях, на базе ГБУ "Нижегородский областной реабилитационный центр для инвалидов" работает кафедра "лечебной физкультуры, кардиологии и неврологии" (соглашение с федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Нижегородская государственная медицинская академия" Министерства здравоохранения Российской Федерации о сотрудничестве с 2015 года), организованы школы здоровья, занятия в которых проводятся сотрудниками профильных кафедр медицинской академии. В 2015 - 2016 годах проведены комплексные осмотры 543 человек, проживающих в стационарных учреждениях.

Учитывая увеличение спроса на социально - оздоровительные услуги граждан разных категорий, в 2017 году на базе 4 социально - реабилитационных центров для инвалидов создаются социально - оздоровительные центры (перепрофилирование), что позволит увеличить категории граждан (с 2 до 8), которые будут иметь право на получение социальных услуг по разным социально - оздоровительным технологиям. Данная мера направлена на расширение получателей услуг разных категорий, а также  на эффективное использование площадей, технического и медицинского оборудования организаций социального обслуживания (увеличение числа получателей услуг в 2 раза).

В связи с предпринимаемыми министерством социальной политики Нижегородской области и стационарными учреждениями мерами по улучшению качества предоставления проживающим в стационарных учреждениях различных услуг, повышением внимания к медицинской составляющей деятельности стационарных организациях, на протяжении последних лет складывается положительная динамика роста продолжительности жизни проживающих в стационарных организациях.

Половина получателей социальных услуг проживает в сельской местности, для решения экстренных социальных проблем граждан и детей, проживающих в отдаленных сельских населенных пунктах Нижегородской области, функционируют 78 мобильных бригад в рамках деятельности отделений срочной социальной помощи центров социального обслуживания.   Проведенный анализ работы мобильных бригад в 2016 году показал, что мобильные бригады стали охватывать отдаленные малонаселенные сельские пункты области, в том числе населенные пункты, где недостаточно развита социальная инфраструктура и коммунально - бытовое устройство.

Таблица 4

Численность граждан, проживающих в сельской местности

и получивших услуги мобильных бригад

 

 

Год

Граждане, получившие услуги,

человек

Охват населения,

человек

 

Количество населенных пунктов

2013

11000

755407

962

2014

11154

756420

978

2015

11376

765240

982

2016

11568

838940

986

2017

11800

1001189

1035

2018

12000

1280182

1240

 

Для оперативного решения проблем граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в удаленных населенных пунктах области, в состав выездных бригад включаются медицинские работники, специалисты по социальной работе, психологи, юрисконсульты. Кроме того, при необходимости, в состав мобильных бригад могут входить представители прокуратуры, полиции, здравоохранения, образования, органов опеки и попечительства, средств массовой информации, администрации районов и сельских поселений, специалисты других служб.

Выезды мобильных бригад осуществляются в соответствии с планом либо в течение суток в случае необходимости оперативного решения возникающих у граждан проблем.

Вместе с тем, для повышения доступности предоставления социальных услуг гражданам в отдаленных сельских населенных пунктах с 1 января 2016 года увеличена на 60 единиц сеть специалистов по участковому принципу за счет перераспределения имеющейся штатной численности работников организаций социального обслуживания. Штат участковых специалистов в центрах социального обслуживания граждан, предоставляющих услуги на базе 327 сельских администраций, в 2016 году составил 375 человек, что позволило охватить более 111,6 тысяч человек, в 2017 году планируется охватить 122,8 тысяч человек, в 2018 году - 135,0 тысяч человек (в 2013 году - 150 человек, охват - 45,0 тысяч человек, в 2014 году - 280 человек, охват - 84,0 тысячи  человек, в 2015 году 315 человек, охват - 94,5 тысячи человек).

Кроме того, с 1 января 2017 года создаются 11 "выездных социальных магазинов", предоставляющих услуги по обеспечению граждан продуктами питания и товарами первой необходимости по сниженным ценам с охватом граждан пожилого возраста - 10,0 тысяч человек в 93 населенных пунктах, в 2018 году (прогноз) - 12,8 тысяч человек в 121 населенном пункте.

Большое внимание в Нижегородской области уделяется добровольческой (волонтерской) деятельности в социальной сфере. На 1 декабря 2016 года в области к деятельности в сфере социального обслуживания населения привлечено 2,6 тысяч волонтеров, которыми оказана волонтерская помощь более 9,0 тысяч гражданам. Волонтеры оказывают помощь детям-инвалидам и инвалидам с детства, страдающим психическими расстройствами, гражданам пожилого возраста; ухаживают за местами захоронений, поздравляют с памятными и праздничными датами; осуществляют уборку помещений, придомовой территории; колку дров, копку огородов, очистку территории от снега. Ежегодно волонтерами проводятся мероприятия, направленные на поддержку пожилых граждан, собираются добровольные пожертвования граждан на ремонт жилья ветеранов. В преддверии празднования годовщины Победы в Великой Отечественной войне, "Международного Дня пожилых людей", "Международного Дня инвалидов" волонтеры области организовывают торжественные встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, пожилыми гражданами; размещают специальные поздравительные наклейки на подъездах или домах, где живут ветераны.

Основной состав волонтеров - это школьники средних и старших классов в возрасте от 10 до 17 лет, студенты средних специальных и высших учебных заведений в возрасте от 18 до 24 лет.

Межведомственнное взаимодействие органов исполнительной власти Нижегородской области по вопросам развития волонтерского движения в сфере социального обслуживания, создание в каждой организации социального обслуживания волонтерских ячеек из наиболее активных волонтеров позволит довести численность волонтеров в 2017 году - до 2,8 тысяч волонтеров, в 2018 году - до 3 тысяч человек, а количество граждан, получивших помощь или поддержу волонтеров, до 9,5 тысяч человек в 2017 году и до 10 тысяч человек в 2018 году.

С начала реализации "дорожной карты" в Нижегородской области проводится работа по улучшению материально-технической базы организаций социального обслуживания. За счет средств, получаемых из Пенсионного фонда Российской Федерации и средств областного бюджета ежегодно проводятся работы по капитальному и текущему ремонту зданий и помещений организаций социального обслуживания.

За период с 2013 по 2016 годы было отремонтировано 20 объектов в 12 организациях социального обслуживания на общую сумму 40556,32 млн. рублей, в том числе:

в 2013 году - 2 организации социального обслуживания;

в 2014 году - 3 организации социального обслуживания;

в 2015 году - 2 организации социального обслуживания;

в 2016 году - 5 организаций социального обслуживания.

В целях ликвидации очередности в психоневрологические интернаты в 2016 году в собственность Нижегородской области приобретено здание вместе с технологическим и медицинским оборудованием стоимостью 75 млн. рублей.

В организациях социального обслуживания ветхих и аварийных зданий нет.

Особое внимание министерством социальной политики Нижегородской области уделяет вопросам противопожарной безопасности организаций социального обслуживания. По состоянию на 1 декабря 2016 года все организации социального обслуживания с круглосуточным (массовым) пребыванием людей оборудованы программно-аппаратными комплексами "Стрелец-Мониторинг" и нормативным количеством первичных средств пожаротушения. Размещение проживающих в учреждениях с круглосуточным пребыванием людей осуществляется с учетом наиболее эффективного использования путей эвакуации.

В целях выполнения мер пожарной безопасности в учреждениях с круглосуточным пребыванием людей в 2016 году осуществлялись проверки технического состояния систем вентиляции, аварийного освещения, противопожарного оборудования и исправности первичных средств пожаротушения, состояния основных и запасных выходов, путей эвакуации, подъездных путей, ревизия электрооборудования, замеры сопротивления изоляции силовой и осветительной электросети.

Информация о степени огнестойкости зданий и сооружений организаций социального обслуживания Нижегородской области, с круглосуточным пребыванием людей представлена в приложении 1 к "дорожной карте".

Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года № 272, в части разработки, согласования и утверждения паспортов безопасности организациями социального обслуживания, находящимися в ведении Нижегородской области, признанными местами массового пребывания людей, в 2016 году выполнены министерством социальной политики Нижегородской области в полном объеме.

На все организации социального обслуживания, находящиеся в ведении Нижегородской области, разработаны паспорта безопасности. Указанные паспорта согласованы с руководителями территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальных подразделений государственного пожарного надзора, начальником управления Федеральной службы безопасности России по Нижегородской области и утверждены установленным порядком.

Для улучшения качества предоставления услуг организациями социального обслуживания за счет средств областного бюджета и внебюджетных средств с 2013 по 2016 годы приобретено более 400 единиц технологического оборудования, 3484 единиц медицинского оборудования, 17 единиц автотранспорта, в том числе:

в 2013 году - 45 и 600 единиц соответственно;

в 2014 году - 80 и 751 единиц соответственно;

в 2015 году - 115 и 803 единиц соответственно и 2 единицы автотранспорта;

в 2016 году - 160 и 1330 единиц соответственно и 15 единиц автотранспорта.

В рамках организации "дорожной карты" с 2014 по 2016 годы проведена работа по оптимизации организаций социального обслуживания, в результате которой сокращено 687,25 штатных единиц отдельных категорий работников, и экономия бюджетных средств, направленных на повышение заработной платы социальных работников, составила 762,5 млн. рублей, в том числе:

2014 год - сокращено 247,5 штатных единиц отдельных категорий работников. Сумма экономии от оптимизации направлена на повышение заработной платы социальных работников и составила 97,3 млн. рублей (прирост к 2013 году);

2015 год - сокращено 283,75 штатных единиц отдельных категорий работников. Сумма экономии от оптимизации направлена на повышение заработной платы социальных работников и составила 296,1 млн. рублей (прирост к 2013 году);

2016 год - сокращено 156,0 штатных единиц отдельных категорий работников. Сумма экономии от оптимизации направлена на повышение заработной платы социальных работников и составила 369,1 млн. рублей (прирост к 2013 году).

В 2017 году сокращение штатной численности социальных работников не запланировано.

С целью проведения независимой оценки качества предоставления социальных услуг, организациями социального обслуживания в Нижегородской области образован Общественный совет при министерстве социальной политики Нижегородской области (далее - Общественный совет). В соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 10 сентября 2013 года № 1844-р "О формировании в Нижегородской области независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги" Общественный совет ежегодно осуществляет проверку качества предоставления социальных услуг гражданам организациями социального обслуживания. В 2016 году независимая оценка проведена в отношении 96 учреждений социального обслуживания. Качество работы организаций социального обслуживания оценено положительно, утверждены рейтинговые оценки данных организаций и перечень учреждений для оценки качества услуг на 2017 год (95 учреждений). Начиная с 2016 года результаты независимой оценки размещаются на едином портале - официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (www.bus.gov.ru).

2.2. Проблемами в сфере социального обслуживания являются:

1) необходимость укрепления материально - технической базы организаций социального обслуживания, в первую очередь стационарных учреждений, с целью улучшения условий проживания граждан, в том числе проживающих в зданиях IV - V степени огнестойкости.

Материально - техническая база 103 стационарных организаций включает в себя более 500 зданий и хозяйственных построек, из них 8 организаций имеют 16 жилых зданий IV - V степени огнестойкости, в которых проживают 1 тысяча человек. Министерством социальной политики Нижегородской области запланированы следующие мероприятия по переводу граждан из зданий V-IV степени огнестойкости на свободные места в другие стационарные организации, имеющие здания более высокой степени огнестойкости:

В 2017 году из 8 зданий в 5 домах - интернатах ("Вадский дом-интернат для престарелых и инвалидов", "Сокольский дом-интернат для престарелых и инвалидов", "Калининский дом-интернат для престарелых и инвалидов" (Ветлужский район), "Воротынский дом - интернат для престарелых и инвалидов") на 200 мест с круглосуточным проживанием людей и 1 здания в 1 социально - реабилитационном центре для несовершеннолетних на 19 мест, имеющие IV и V степени огнестойкости, проживающие граждане будут переселены на свободные места в стационарные организации (приложение 1 к "дорожной карте").

В государственном бюджетном учреждении "Понетаевский психоневрологический интернат" (Шатковский район) в 2017 году будет проведена замена деревянных лестничных маршей на металлические в 2 зданиях.

Из 5 зданий 2 психоневрологических интернатов ("Ветлужский психоневрологический интернат", "Понетаевский психоневрологический интернат" (Шатковский район) на 594 места с круглосуточным проживанием людей, имеющие IV и V степени огнестойкости, проживающие граждане переселяются на свободные места или в другие стационарные организации (приложение 1 к "дорожной карте").

Условия проживания граждан в организациях социального обслуживания населения соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям. Предписания контролирующих органов пожарного надзора по Нижегородской области по IV - V степени огнестойкости зданий организаций социального обслуживания на 1 декабря 2016 года не имеются.


Информация по документу
Читайте также