Расширенный поиск
Постановление Администрации Алтайского края от 31.12.2010 № 596 АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
31.12.2010 N 596
г.Барнаул
Об утверждении долгосрочной целевой
программы "Стимулирование развития
жилищного строительства в Алтайском
крае" на 2011-2015 годы
(Наименование в редакции Постановления Администрации Алтайского
края от 10.04.2012 г. N 178)
(В редакции Постановления Администрации Алтайского края
от 10.04.2012 г. N 178)
В целях обеспечения населения Алтайского края доступным, качественным жильем путем реализации механизмов поддержки и развития жилищного строительства и стимулирования спроса на рынке жилья постановляю: 1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Стимулирование развития жилищного строительства в Алтайском крае" на
2011-2015 годы. (В редакции Постановления Администрации Алтайского
края от 10.04.2012 г. N 178)
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Ишутина Я.Н. Губернатор Алтайского края А.Б. Карлин
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации
Алтайского края от 31.12.2010 N 596
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Стимулирование развития жилищного строительства
в Алтайском крае" на 2011-2015 годы
(Наименование в редакции Постановления Администрации Алтайского
края от 10.04.2012 г. N 178)
ПАСПОРТ
долгосрочной целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Алтайском крае"
на 2011-2015 годы
(Наименование в редакции Постановления Администрации Алтайского
края от 10.04.2012 г. N 178)
Наименование программы долгосрочная целевая программа "Стимулирование развития жилищного строительства в
Алтайском крае" на 2011- 2015 годы (далее
- "Программа") (В редакции Постановления Администрации Алтайского края
от 10.04.2012 г. N 178)
Основание для разработки решение Координационного совета Алтайского программы края по реализации приоритетных
национальных проектов от 31 мая 2010 года
Государственный заказчик Администрация Алтайского края программы
Основные разработчики управление Алтайского края по строительству программы и архитектуре, Территориальный орган Федеральной службы государственной
статистики по Алтайскому краю, АНО
"Институт развития регионов", Главное
управление экономики
и инвестиций Алтайского края, Главное
управление имущественных отношений
Алтайского края, Главное управление
Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий
ядерных испытаний
на Семипалатинском полигоне, управление
Алтайского края по образованию и делам молодежи, управление Алтайского края по
жилищно-коммунальному хозяйству,
управление Алтайского края по
промышленности и энергетике, КАУ "Государственная экспертиза Алтайского
края", АКГУП "Алтайстройзаказчик", ОАО
"Краевое агентство по жилищному
ипотечному кредитованию", ООО "Алтайская ипотечная корпорация"
Цель и задачи программы основной целью Программы является обеспечение населения Алтайского края доступным, качественным жильем путем
реализации механизмов поддержки и
развития жилищного строительства и
стимулирования спроса на рынке жилья основными задачами Программы являются:
создание условий для реализации программы
социально-экономического развития
Алтайского края на период до 2012 года,
краевой программы "Комплексное развитие
Алтайского Приобья";
создание условий для развития массового
жилищного строительства, в том числе малоэтажного;
оказание содействия при разработке и
утверждении документов территориального
планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке
территорий муниципальных образований
Алтайского края;
поддержка обеспечения земельных участков,
предназначенных для жилищного
строительства, социальной, коммунальной и
дорожной инфраструктурой;
развитие производственной базы
строительного комплекса Алтайского края,
создание условий для применения в жилищном
строительстве новых технологий и
материалов, отвечающих требованиям
энергоэффективности, экономичности и
экологичности;
оказание содействия муниципальным
образованиям Алтайского края в
финансировании строительства и
реконструкции объектов коммунальной
инфраструктуры и обеспечении
благоустроенным жильем граждан,
проживающих в помещениях, не отвечающих установленным требованиям;
создание условий для развития ипотечного
жилищного кредитования и деятельности
участников рынка ипотечного жилищного кредитования;
обеспечение жилыми помещениями отдельных
категорий граждан
Важнейшие целевые достижение годового объема ввода жилья: индикаторы и показатели в 2011 году - до 700 тыс. кв. метров,
программы в 2012 году - до 755 тыс. кв. метров,
в 2013 году - до 860 тыс. кв. метров, в 2014 году - до 1000 тыс. кв. метров,
в 2015 году - до 1170 тыс. кв. метров;
достижение доли жилья экономического
класса не менее 75 % от общего объема жилья, введенного в эксплуатацию (класс
энергоэффективности "С"), при этом
средняя рыночная стоимость 1 кв. метра
жилья категории экономического класса не
должна превышать уровень, установленный
приказом Министерства
регионального развития Российской
Федерации; увеличение доли годового объема ввода
малоэтажного жилья с 54,3 % в 2009 году
до 65 %
от общего объема ввода жилья по краю в
2015 году;
увеличение уровня обеспеченности населения
жильем с 21 кв. метра на человека
в 2009 году
до 23,3 кв. метра на человека в 2015 году;
снижение доли аварийного жилья в жилищном
фонде с 0,15 % в 2009 году до 0,01 % в
2015 году;
повышение доступности жилья для населения
Алтайского края и снижение коэффициента
доступности приобретения жилья
(соотношение средней рыночной стоимости
стандартной квартиры общей площадью 54 кв.
метров и среднего годового совокупного
денежного дохода семьи, состоящей из 3
человек) с 4,99 в 2009 году до 3,5
в 2015 году; ежегодный прирост доли семей, имеющих
возможность приобрести жилье,
соответствующее стандартам обеспечения
жилыми помещениями, с помощью собственных
и заемных средств, на 2 %, с увеличением
значения данного показателя к 2015 году
до 30 %;
предоставление ипотечных жилищных
кредитов на сумму 43,9 млрд. рублей с
увеличением объемов ипотечного жилищного
кредитования в 2,9 раза:
с 3,36 млрд. рублей в 2009 году до
12 млрд. рублей в 2015 году
Срок реализации программы 2011-2015 годы
Исполнители основных управление Алтайского края по строительству мероприятий программы и архитектуре, Главное управление экономики
и инвестиций Алтайского края, Главное
управление имущественных отношений
Алтайского края, Главное управление
Алтайского края по социальной защите
населения и преодолению последствий
ядерных испытаний
на Семипалатинском полигоне, управление
Алтайского края по образованию и делам
молодежи, управление Алтайского края по
жилищно-коммунальному хозяйству, управление
Алтайского края по промышленности и
энергетике, управление Алтайского края по
транспорту, дорожному хозяйству и связи;
управление Алтайского края по
государственному регулированию цен и
тарифов, Главное управление сельского
хозяйства Алтайского края, инспекция
государственного строительного надзора,
контроля и надзора в области долевого
строительства Алтайского края, КАУ
"Государственная экспертиза Алтайского
края", АКГУП "Алтайстройзаказчик", ОАО
"Краевое агентство по жилищному ипотечному кредитованию" (по согласованию), ООО
"Алтайская ипотечная корпорация" (по
согласованию), органы местного
самоуправления (по согласованию)
Объемы и источники общий объем средств, привлекаемых для финансирования программы реализации Программы, составляет
258,31 млрд. рублей , в том числе: средства федерального бюджета -
6,04 млрд. рублей,
средства краевого бюджета -
20,72 млрд. рублей,
средства местных бюджетов -
6,49 млрд. рублей.
Реализация программы осуществляется в
рамках бюджетных ассигнований на
очередной финансовый год. По итогам конкурсных отборов при возникновении
обязательств федерального бюджета.
средства внебюджетных источников -
225,06 млрд. рублей, в том числе средства населения,
коммерческих организаций и кредитные
ресурсы -
220,79 млрд. рублей,
средства государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-
коммунального хозяйства, ОАО "Агентство
по ипотечному жилищному кредитованию" -
4,27 млрд. рублей.
Реализация программы осуществляется в
рамках бюджетных ассигнований на очередной
финансовый год
Ожидаемые конечные улучшение жилищных условий населения результаты реализации Алтайского края за счет обеспечения ввода
программы в 2011-2015 годах 4,485 млн. квадратных
метров жилья;
увеличение годового объема ввода жилья с
654,3 тыс. кв. метров в 2009 году
до 1,17 млн. кв. метров в 2015 году с
созданием условий для увеличения годового объема ввода жилья к 2020 году до
2,44 млн. кв. метров и достижения
годового объема ввода жилья на 1
проживающего до 1 кв. метра; увеличение уровня обеспеченности жильем
населения Алтайского края до 23,3 кв.
метров общей площади на человека в
2015 году; увеличение уровня предложения жилых
помещений на конкурентном рынке жилищного
строительства за счет комплексного
освоения территорий и инженерного
обустройства площадок, отведенных для
массового малоэтажного жилищного
строительства;
увеличение доли годового объема ввода
малоэтажного жилья до 65 % от общего
объема ввода жилья по краю в 2015 году;
обеспечение Алтайского края и его
муниципальных образований документами
территориального планирования и
градостроительного зонирования;
формирование Барнаульской агломерации в
рамках соответствующего соглашения от
14.10.2009, обеспечивающей создание
предпосылок для развития социальной,
инженерной, транспортной инфраструктуры,
объектов жилищно-гражданского
строительства;
При утверждении Алтайскому краю дополнительного лимита предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. системная подготовка отдельных территорий
муниципальных районов и городов Алтайского
края под комплексную жилую застройку, с достижением объемов ввода жилья на таких
площадках до 25 % от общего годового объема
ввода жилья в крае;
формирование маневренного жилищного фонда; оценка эффективности и разработка
механизма создания рынка арендного жилья;
увеличение объема ввода в эксплуатацию
жилья экономического класса до 75 % от общего объема ввода жилья;
сокращение сроков строительства объектов с
учетом параллельного получения всех
согласований от идеи проекта до сдачи объекта в эксплуатацию от 1209 до 995 дней;
обеспечение строительного комплекса
основными строительными материалами,
производимыми на территории Алтайского края;
ежегодный прирост доли семей, имеющих
возможность приобрести жилье,
соответствующее стандартам обеспечения
жилыми помещениями, с помощью собственных
и заемных средств, на 2 %, с увеличением
значения данного показателя к 2015 году
до 30 %
Система контроля за контроль и мониторинг реализации исполнением Программы Программы обеспечивается:
Администрацией Алтайского края;
Главным управлением экономики и
инвестиций Алтайского края;
Координационным советом по реализации
приоритетных национальных проектов в
Алтайском крае при Губернаторе Алтайского
края, созданным в соответствии с
распоряжением Администрации края
от 19 января 2006 года N 9-р; рабочей группой по реализации
приоритетного национального проекта
"Доступное и комфортное жилье - гражданам России", состав которой утвержден распоряжением Администрации края от 18 мая 2010 года N 153-р. Введение
Алтайский край - это крупный индустриально-аграрный регион, который входит в состав Сибирского федерального округа (далее - СФО).
Край образован в 1937 году и расположен на юго-востоке Западной Сибири - в географическом центре России. По площади (168 тыс. кв. км) край занимает 24 место в Российской Федерации и 10 место в СФО. На территории края проживает 2,5 млн. человек. В административном отношении Алтайский край разделен на 11 городских округов, 60 муниципальных районов, в нем насчитывается 697 сельских и 6 городских поселений. По числу городских округов и муниципальных районов край занимает 1 место в России, что говорит о сложности и важности вопроса обеспечения территории края градостроительной документацией. Значительная часть добавленной стоимости формируется базовыми секторами экономики края - промышленностью и сельским хозяйством. На промышленность приходится 20 % валового регионального продукта края (по России и СФО - свыше 30 %). Доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте края (15,2 %) одна из самых высоких в России (5-7 %). Алтайский край занимает лидирующие места в России по площади пашни и зернового клина, вносит свой вклад в продовольственную безопасность регионов Сибири, Дальнего Востока и России в целом. Однако аграрная специализация края определяет сравнительно низкий среднекраевой уровень доходов населения региона и ограничивает его инвестиционные возможности. В Алтайском крае в 2007 году принята стратегия развития региона на период до 2025 года, в основу которой заложен кластерный подход. Особенно важное значение для Алтайского края в целях обеспечения продовольственной безопасности страны имеет краевая программа "Комплексное развитие Алтайского Приобья" общей стоимостью около 590,7 млрд. рублей, включающая 89 инвестиционных проектов. Важнейшей задачей, решаемой Администрацией Алтайского края, является обеспечение комплексного развития территории региона, основанного на приоритетах роста, экономически целесообразном размещении объектов производственного, социально-культурного и жилищного назначения, обеспечивающих существующие и планируемые потребности населения. Система программных мероприятий отражена в утвержденной законом Алтайского края от 6 апреля 2010 года N 25-ЗС программе социально-экономического развития Алтайского края на период
до 2012 года. Одним из приоритетных векторов развития Алтайского края
при этом является повышение эффективности и надежности функционирования объектов инфраструктуры, в том числе увеличение объемов ввода жилья, обеспечение его доступности для граждан, создание комфортных и безопасных условий проживания в нем. Решение этой задачи в 2005-2010 годах осуществлялось программно-целевым методом в рамках реализации утвержденной законом Алтайского края от 9 декабря 2005 года N119-ЗС краевой целевой программы "Улучшение жилищных условий населения в Алтайском крае на период до 2010 года", разработанной на основе положений федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Реализация указанной программы позволила в 2005 году остановить падение показателей ввода жилья в регионе и обеспечить в 2005-2008 годах среднегодовой рост объемов ввода жилья на уровне 113,6 %, что на 5,3 % выше среднероссийского показателя, а также существенно снизить влияние финансово-экономического кризиса на строительный комплекс края в 2009-2010 годах, организовать работу по обеспечению края и муниципальных образований градостроительной документацией, в значительной степени обновить производственную базу промышленных предприятий и строительных организаций, ввести в эксплуатацию 17 новых технологических линий, около двадцати новых производств по изготовлению малоэтажных жилых домов различных конструкций, что в основном обеспечило собственными строительными материалами возрастающие потребности строительного комплекса края, реализовать меры по увеличению покупательского спроса населения на жилье за счет привлечения средств путем развития ипотечного жилищного кредитования,
на цели которого в 2005-2009 годах привлечено более 34 млрд. рублей. В Алтайском крае созданы необходимые условия для развития рынка жилья: сформирована законодательная база, система долгосрочного жилищного кредитования, подрядные строительные организации объединены
в саморегулируемые организации в строительстве. Материальная база строительной индустрии и строительных материалов имеет достаточный запас производственных мощностей. 1. Характеристика проблемы
и обоснование необходимости ее решения
программными методами
1.1. Развитие жилищной сферы в Алтайском крае
Жилищный фонд Алтайского края в настоящее время составляет 52 миллиона квадратных метров общей площади жилых домов, в том числе: 27 миллионов квадратных метров - в городах и поселках городского типа; 25 миллионов квадратных метров - в сельской местности.
В среднем в 2005-2009 годах ежегодный прирост жилищного фонда Алтайского края составлял 1 % в год. Объем общей площади жилья, введенного в эксплуатацию в 2005-2009 годах, имеет поступательную тенденцию роста. Динамика жилищного строительства характеризуется следующими показателями: Таблица 1.1.1. Основные показатели, характеризующие жилищное строительство в крае |————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|——————————| |Показатель |2005 год |2006 год |2007 год |2008 год |2009 год | |————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|——————————| | Ввод в действие жилых |398,4 |440,6 |598,2 |631,9 | 654,3 | |домов, тыс. кв. метров | | | | | | |общей площади | | | | | | |————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|——————————| |в том числе: | | | | | | |————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|——————————| |за счет бюджетных средств |11,1 |13,7 |1,3 |1,2 | 25,1 | |————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|——————————| |индивидуальными |238,4 |263,3 |360,8 |355,2 | 327,6 | |застройщиками | | | | | | |————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|——————————| |Ввод в действие жилых домов |156 |174 |238 |252 | 262 | |на 1000 человек населения, | | | | | | |кв. метров общей площади | | | | | | |————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|——————————| | Обеспеченность |19,8 |20,0 |20,4 |20,7 | 21,0 | |населения жильем, кв. | | | | | | |метров общей площади на | | | | | | |одного жителя | | | | | | |————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|——————————| |Число квартир во введенных |4583 |5466 |7133 |7514 | 8675 | |жилых домах, единиц | | | | | | |————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|——————————| | Средняя фактическая |12419 |14183 |18085 |23434 | 27682 | |стоимость строительства 1 | | | | | | |кв. метра общей площади | | | | | | |жилых домов (без | | | | | | |индивидуальных), | | | | | | |рублей | | | | | | |————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|——————————| |Цена 1 кв. метра жилья на |16190 |21110 |32760 |37228 | 33117 | |первичном рынке, рублей | | | | | | |————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|——————————| В 2007-2009 годах темп роста объема строительства жилья по краю превышал среднероссийский уровень и средний уровень по регионам СФО. Таблица 1.1.2. Динамика ввода в действие жилых домов
|————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|——————————| |Показатель |2005 год |2006 год |2007 год |2008 год |2009 год | |————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|——————————| |1 |2 |3 |4 |5 | 6 | |————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|——————————| | Введено в действие |398,4 |440,6 |598,2 |631,9 | 654,3 | |жилых домов, тыс. кв. | | | | | | |метров общей площади | | | | | | |————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|——————————| |в % к соответствующему |112,5 |110,6 |135,8 |105,6 | 103,5 | |периоду прошлого года | | | | | | |————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|——————————| |Справочно: в % к | | | | | | |соответствующему периоду | | | | | | |прошлого года | | | | | | |————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|——————————| |Российская Федерация | 106,1 | 116,1 | 121,1 | 104,6 | 93,5 | |————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|——————————| |СФО | 113,2 | 123,3 | 127,3 | 103,7 | 87,1 | |————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|——————————| Наиболее интенсивно строительство жилья ведется в городе Барнауле. В 2005-2009 годах здесь введено в эксплуатацию 1,6 миллиона
квадратных метров общей площади жилых домов, или 59 процентов от общего объема ввода жилья по Алтайскому краю. Опережающими темпами осуществлялось жилищное строительство в городах и поселках городского типа края. В 2009 году в городах и поселках городского типа введено в действие 457,7 тыс. кв. метров жилья, что составило 70,0 % от общего объема ввода жилья по краю (в предыдущие годы этот показатель составлял от 67,3 % до 68,8 %), в сельской местности введено 196,6 тыс. кв. метров. В 2009 году в городах и поселках городского типа жилья введено в 2,3 раза больше, чем в сельской местности. Таблица 1.1.3. Ввод в действие общей площади жилых домов в городской и сельской местности Алтайского края |————————|—————————————————————————————————|————————————————————————————————————| |Годы |Городская местность | Сельская местность | | |——————————|——————————|———————————|———————————|————————————|———————————|
| |введено, |в%к | доля |введено, |в%к | доля в | | |тыс. кв. |прошлому |в общем |тыс. кв. |прошлому | общем | | |метров |году |объеме |метров |году | объеме | | | | |ввода | | | ввода | | | | |жилых | | | жилых | | | | |домов, % | | | домов, % | |————————|——————————|——————————|———————————|———————————|————————————|———————————| |2005 |268,4 |120,3 |67,4 |130,0 |99,3 | 32,6 | |————————|——————————|——————————|———————————|———————————|————————————|———————————| |2006 |294,8 |109,8 |66,9 |145,8 |112,2 | 33,1 | |————————|——————————|——————————|———————————|———————————|————————————|———————————| |2007 |402,3 |136,5 |67,3 |195,9 |134,4 | 32,7 | |————————|——————————|——————————|———————————|———————————|————————————|———————————| |2008 |434,9 |108,1 |68,8 |197,0 |100,6 | 31,2 | |————————|——————————|——————————|———————————|———————————|————————————|———————————| |2009 |457,7 |105,3 |70,0 |196,6 |99,8 | 30,0 | |————————|——————————|——————————|———————————|———————————|————————————|———————————| При общем росте объемов ввода жилых домов значительно увеличилось
и количество построенных квартир. В 2009 году передано под заселение 8675 новых квартир, что в 1,9 раза больше, чем в 2005 году. 10000 | |
9000 | 8675 |
8000 | 7514 |
7000 | 7133 |
6000 | | 5466 5000 | | 4583 4000 | |—————————————————————————————————————————————
2005 2006 2007 2008 2009 Число построенных квартир в Алтайском крае, единиц
Прирост общей площади жилья, введенного в крае за 2005-2009 годы,
позволил увеличить объем ввода общей площади жилых помещений в расчете на 1000 человек населения со 156 кв. метров в 2005 году до 262 кв. метров в 2009 году. Сопутствующее влияние на отмеченный рост оказало также снижение численности населения за указанный период на 2,4 %. По данному показателю край отстает от среднероссийского уровня и среднего уровня по регионам СФО, однако за последние пять лет разрыв сократился с 1,9 до 1,6 раза и с 1,4 до 1,2 раза соответственно. 500 |
| —— *431 ——*451 —— *422 400 |
| —— *304 ——*355 __ *353 __*367 __*320 300 |
| __ *223 __*277 -- *238 --*252 -- *262 200 |
| ---156 -- *174 100 |
|
0 |————————|——————————|————————|———————|————————|——————
2005 2006 2007 2008 2009 ---РФ ____Алтайский край —————СФО Ввод в действие жилых домов в расчете на 1000 человек населения в
Алтайском крае, кв. метров общей площади По количеству введенного жилья на 1000 человек населения среди регионов СФО в 2009 году край занимал восьмое место. Лидером по вводу жилых домов в расчете на 1000 человек населения является г. Белокуриха, причем в 2007-2008 годах ввод жилья в данном муниципальном образовании осуществлялся только за счет средств населения. Также в десятку лидирующих территорий по этому показателю входят города Барнаул, Новоалтайск и Первомайский район. 1500 1000 500 0 0 500 1000 1500 |———————|—————————|——————| |———————|—————————|——————|
405 г.Белокуриха г. Белокуриха 1053 346 г.Барнаул г. Барнаул 598 252 Первомайский район г. Новоалтайск 486 231 Мамонтовский район Первомайский район 327
221 Калманский район Алтайский район 273 198 г. Камень-на-Оби Троицкий район 235 192 Ключевской район Зональный район 219 174 г. Новоалтайск Павловский район 201 160 Тогульский район Егорьевский район 184 159 Завьяловский район Михайловский район 183
2005 2009 Города и районы, вошедшие в первую десятку по вводу
общей площади жилых домов на 1000 человек населения,
кв. метров общей площади
Наблюдается устойчивая тенденция увеличения уровня обеспеченности
населения Алтайского края жильем, который вырос в 2009 году до 21 кв.
метра на 1 человека. По состоянию на 1 января 2010 года в Алтайском крае в стадии незавершенного строительства находилось более 9 тысяч индивидуальных и более 130 многоэтажных жилых домов. Ввод их в эксплуатацию позволит улучшить жилищные условия 24 тысяч семей. За январь-сентябрь 2010 года в Алтайском крае в эксплуатацию введено 5178 новых квартир общей площадью 396 тыс. кв. метров, что на
50,7 тыс.кв. метров меньше, чем за соответствующий период прошлого года. В расчете на одного жителя края объем ввода жилья составил 0,16
кв. метра. По объему введенного жилья край занял пятое место среди субъектов СФО, по темпам ввода - девятое. Падение объемов ввода жилья в 2010 году обусловлено в первую очередь кризисными явлениями в экономике, которые повлекли: падение платежеспособного спроса населения в связи со снижением доходов, в том числе по причине потери работы в связи с сокращением объема производства или банкротства предприятий. Ряд организаций и предприятий края в период экономического кризиса и ухудшения финансово-экономического состояния в целях сохранения квалифицированных кадров был вынужден перейти на особый режим труда с
сокращением рабочего времени и представлением сотрудникам вынужденных
отпусков без сохранения заработной платы. В январе 2010 года общая сумма долга предприятий края своим работникам по заработной плате составляла 155,2 млн. рублей; падение объемов ипотечного жилищного кредитования населения практически в 4 раза (с 13,3 млрд. рублей в 2007 до 3,36 млрд. рублей
в 2009 году). К концу 2008 года повысились требования банков к размеру первоначального взноса по кредиту, к форме подтверждения дохода, был снижен возраст заемщиков до пенсионного. В результате снизились ежемесячные темпы роста объемов ипотечных кредитов. Практически все крупнейшие банки пересмотрели подходы к ценообразованию. Рост стоимости заимствований, неоднократное повышение Банком России ставки
рефинансирования привели к увеличению процентных ставок по кредитам. Процентные ставки по ипотечным кредитам с 01.06.2008 по 01.01.2009 в среднем варьировались от 12 до 16 %, а у отдельных банков достигали 24 %; снижение объемов работ строительно-монтажных организаций. У застройщиков возник дефицит собственных оборотных средств для завершения строительства жилья, обусловленный недоступностью кредитных ресурсов коммерческих банков. Это привело к постепенному выходу с жилищного рынка коммерческих инвестиционных структур и оттоку капитала в отрасли с более коротким сроком окупаемости вложенных средств (сфера услуг, связь, вычислительная техника, оптовая торговля). Все эти факторы в значительной степени повлияли на экономическую ситуацию в строительной отрасли, а особенно в жилищной сфере, и отразились на снижении темпов строительства жилья. В итоге за девять месяцев 2010 года приостановлено строительство порядка 20 многоквартирных жилых домов и практически не начиналось строительство
новых многоэтажных жилых объектов. Мощности подрядных строительных организаций, предприятий строительной индустрии и промышленности строительных материалов Алтайского края сохранены и позволяют в краткие сроки удвоить объем строящегося и вводимого в эксплуатацию жилья. Определяющим в этой сфере является платежеспособный спрос на новые квартиры и дома. 1.2. Источники финансирования развития жилищной сферы
Перспективы развития сферы жилищного строительства определяются инвестициями, направляемыми в данную сферу. Позиционирование государства как гаранта соблюдения права граждан на комфортное жилье должно включать в себя его координирующие действия по развитию строительного комплекса и формированию благоприятных инвестиционных условий для того, чтобы обеспечить заинтересованность строительных организаций в реализации жилищных программ. Привлечение инвестиций в жилищное строительство - одна из главных задач, которую необходимо решить для успешной реализации данной программы, приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Алтайском крае, программы социально-экономического развития
Алтайского края на период до 2012 года. Основная нагрузка в инвестировании жилищной сферы ложится на средства предприятий и организаций и средства населения. В 2009 году на строительство жилых домов в крае было использовано
9548,5 млн. рублей. Таблица 1.2.1. Инвестиции, направленные в строительство жилья (в фактически действовавших ценах) |———————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|———————————|
|Показатель |2005 год |2006 год |2007 год |2008 год | 2009 год |
|———————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|———————————|
| Инвестиции, |3342,9 | 4391,5 | 7043,4 | 8836,5 | 9548,5 |
|направленные на | | | | | |
|строительство жилья, - | | | | | |
|всего, млн. рублей | | | | | |
|———————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|———————————|
| в процентах к общему |15,7 | 15,0 | 16,5 | 15,8 | 21,9 |
|объему инвестиций в | | | | | |
|основной капитал в целом | | | | | |
|по краю | | | | | |
|———————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|———————————|
В видовой структуре инвестиций доля затрат, направляемых на строительство жилья, за последние пять лет увеличилась с 15,7 % до 21,9 %. По доле затрат, направленных на строительство жилья, среди регионов СФО край в 2009 году занимал третье место (в 2005 году - второе место). Одним из источников финансирования развития жилищной сферы являются реализуемые на территории Алтайского края федеральные и региональные жилищные программы, подпрограммы и направления строительства жилых домов, в рамках которых в 2009 году за счет средств бюджетов всех уровней на улучшение жилищных условий было направлено около 1,8 млрд. рублей, новоселами стали 2,4 тысячи семей,
в то же время среднегодовой ввод жилья за счет бюджетов всех уровней составил 4 % от общего объема ввода жилья по Алтайскому краю. Из 2,7 млн. кв. метров введенного в 2005-2009 годах жилья за счет
бюджетных средств введено 52,4 тыс. кв. метров, или 1,9 %. Инвестиции из федерального бюджета направляются в основном на реализацию федеральных целевых программ по обеспечению жильем граждан, перед которыми сохраняются обязательства государства в сфере обеспечения жильем: военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, беженцев и вынужденных переселенцев, граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера, пострадавших от аварий и стихийных бедствий, особо нуждающихся в обеспечении жильем отдельных социально незащищенных категорий граждан и других групп населения. Эти средства в основном использовались на приобретение готовых квартир. Так, в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" предусматривается оплата покупаемого жилья посредством жилищных сертификатов для граждан, уволенных с военной службы, из органов внутренних дел и приравненных к ним лиц. С начала реализации федеральной целевой программы (с 1999 года) для данных категорий граждан приобретено 1834 квартиры. Вторым источником удовлетворения потребности населения в жилье являются собственные средства граждан и кредитные ресурсы банков. В 2005-2009 годах 1,55 млн. кв. метров жилья, или 56,7 % от общего объема, введено индивидуальными застройщиками за счет собственных и привлеченных средств. В 2009 году доля жилищного строительства, осуществляемого населением, в общем объеме введенных жилых зданий в крае была выше, чем в среднем по России, на 2,4 процента, в среднем по регионам СФО - на 11,3 процента. Строительство жилых домов населением является определяющим во всех муниципальных образованиях края. В 2009 году только за счет средств населения было введено жилье в 44 районах и 3 городах края (в
2005 году - в 43 и 3 соответственно). За последние пять лет в 20 районах и 2 городах края жилищное строительство осуществлялось только за счет средств населения. |
300 | |
|
200 | |__ 124,3 142,2 184,3 193,0 181,3 |- -114,1 121,1 176,5 162,2 146,3 100 | |
0 |————|————————|———————|——————|——————|—————
2005 2006 2007 2008 2009 - - - - - Городская местность
————— Сельская местность
Большая часть индивидуальных жилых домов строится в сельской местности. В 2009 году населением в сельской местности введено 181,3 тыс. кв. метров общей площади, что в 1,5 раза больше, чем в 2005 году, и составило 55,3 % от общего объема ввода индивидуальных жилых домов, в
городской местности соответственно 146,3 тыс. кв. метров и 44,7 %. В 2009 году наибольшая часть индивидуальных жилых домов построена
в городах: Барнауле (52,2 % от общего объема ввода городского индивидуального жилья), Бийске (11,5 %), Белокурихе (9,2 %). В Алтайском крае в результате последовательной и целенаправленной
работы по реализации подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Алтайском крае" на 2005-2010 годы краевой целевой программы "Улучшение жилищных условий населения в Алтайском крае на период до 2010 года" развивается система долгосрочного жилищного кредитования, представленная на сложившемся рынке жилья: открытым акционерным обществом "Краевое агентство по жилищному ипотечному кредитованию" (далее - "ОАО "АЖИК") - региональным оператором ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию"); обществом с ограниченной ответственностью "Алтайская ипотечная корпорация" (далее - "ООО "АИК") - сервисным агентом ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию", работающим по его стандартам; кредитными организациями, среди которых лидирующее положение занимает Алтайский банк Сберегательного банка России. За 2005-2009 годы населению Алтайского края на улучшение жилищных
условий выдано 40,45 тысячи жилищных и ипотечных жилищных кредитов на
сумму 34,65 млрд. рублей. С 2010 года застройщикам жилых домов предлагаются новые ипотечные
программы, разработанные ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - "ОАО "АИЖК"): "Стимул", "Новостройка", "Малоэтажное жилье". 1.3. Потребность населения Алтайского края в жилье
Потребность населения Алтайского края в новом жилье обусловлена следующими факторами: на 1 января 2010 года в качестве нуждающихся в улучшении жилищных
условий зарегистрировано 44 тысячи семей, что составляет 5 % от общего количества домохозяйств в Алтайском крае; ежегодно в Алтайском крае в среднем регистрируется 20,7 тысяч семей; в ветхом и аварийном состоянии находится и требует замены 1,2 млн. кв. метров общей площади жилых помещений, или 2,2 % от всего жилищного фонда края. Таким образом, по состоянию на 1 января 2010 года потребность населения, проживающего на территории Алтайского края, в улучшении жилищных условий оценивается в размере 4,2 млн. кв. метров общей площади жилья. 1.4. Градостроительная политика В целях решения задач по стимулированию жилищного строительства проводится градостроительная политика, направленная на разработку документов территориального планирования, обеспечение предложения земельных участков для массового строительства. Так, постановлением Администрации края от 27.10.2009 N 445 утверждена схема территориального планирования Алтайского края. Законодательство в области градостроительной деятельности на краевом уровне сформировано, необходимо продолжить эту работу на муниципальном уровне. В крае приняты:
закон Алтайского края от 29.12.2009 N 120-ЗС "О градостроительной деятельности на территории Алтайского края"; постановление Администрации края от 06.02.2009 N 45 "О создании Единого информационного банка данных субъектов градостроительной деятельности в Алтайском крае"; постановление Администрации края от 14.10.2009 N 431 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Алтайского края"; постановление Администрации края от 27.10.2009 N 445 "Об утверждении схемы территориального планирования Алтайского края"; Абзац. (Исключен - Постановление Администрации Алтайского края от 10.04.2012 г. N 178)
В июле 2010 года начата разработка проекта схемы территориального
планирования Барнаульской агломерации, формирующей единую планировочную структуру, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических связей между населенными пунктами и сложившейся системы расселения. На муниципальном уровне в Алтайском крае утверждены:
схемы территориального планирования 27 муниципальных районов, что
составляет 45 % от числа подлежащих утверждению схем территориального
планирования муниципальных районов; генеральные планы 5 городских округов, что составляет 45 % от числа подлежащих утверждению схем генеральных планов городских округов; генеральный план 1 поселения, что составляет 0,1 % от числа подлежащих утверждению генеральных планов поселений. Правила землепользования и застройки утверждены в 2 муниципальных
образованиях (г. Рубцовск, Санниковский сельсовет Первомайского района). В разработке находятся 123 проекта документов территориального планирования, что составляет 16,5 % от числа подлежащих утверждению документов территориального планирования, и 12 проектов градостроительного зонирования. Утверждены планы реализации документов территориального планирования в 16 муниципальных образованиях. Согласно требованиям градостроительного законодательства с января
2012 года наличие документов территориального планирования и правил землепользования и застройки будет являться необходимым условием для управления территорией. Таким образом, приоритетной задачей в этой сфере становится завершение разработки документов территориального планирования и градостроительного зонирования. Принятие муниципалитетами правил землепользования и застройки, упрощение процедур получения разрешений на строительство и необходимых согласований, обеспечение земельных участков инженерно-коммунальной инфраструктурой - все эти меры направлены на сокращение времени и затрат на строительство объектов. 1.5. Обеспечение земельных участков, предназначенных для комплексной жилой застройки, объектами инженерной, социальной и транспортной
инфраструктуры
В крае имеются территориальные ресурсы для строительства жилья. Общая площадь земельных участков для перспективного комплексного освоения в целях жилищного строительства составляет более 6 тыс. га. Вместе с тем освоение данных площадок идет слабыми темпами. Существенное негативное влияние на рост объемов жилищного строительства оказывает значительное отставание в развитии инженерной
инфраструктуры. Особенно остро стоит вопрос развития инженерных сетей
и подготовки территории в городе Барнауле, где осуществляется интенсивное строительство жилья. Доля стоимости инженерных сетей в стоимости квартир в жилых домах, построенных в центральной части города, достигает 35 %. Выдача технических условий на подключение к инженерным сетям зачастую происходит с учетом необходимости реализации мероприятий по реконструкции существующих сетей или создания новых объектов инженерной инфраструктуры. В итоге нагрузка на 1 кв. метр жилья составляет до 10 тыс. рублей и более. Необходимо реализовать мероприятия по обеспечению земельных участков, планируемых под комплексную жилищную застройку, объектами инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры в городах и районах Алтайского края, прежде всего - на территории муниципальных образований края, участвующих в реализации инвестиционных проектов краевой программы "Комплексное развитие Алтайского Приобья". В целом по Алтайскому краю для приведения инженерных сетей в соответствие с потребностями жилищного строительства необходимо ежегодно вкладывать в их строительство и реконструкцию не менее 30 % от общей суммы средств, направляемых в жилищную сферу. 1.6. Обеспечение организаций, осуществляющих жилищное строительство, строительными материалами и конструкциями В строительный комплекс Алтайского края входят 168 организаций промышленности строительных материалов и строительной индустрии, из которых 22 относятся к группе крупных и средних. Мощности организаций
позволяют обеспечить потребности капитального строительства и ремонтно-эксплуатационных нужд основными видами строительных материалов, изделий и конструкций. В то же время в крае отсутствует производство современных теплоизоляционных материалов на основе базальтового волокна, а также высококачественного облицовочного керамического кирпича. В результате экономического кризиса, снижения инвестиционной активности и спада спроса на продукцию строительной отрасли предприятия промышленности строительных материалов испытывают значительные трудности, связанные с неполной загрузкой производственных мощностей. По итогам 2009 года загрузка производственных мощностей по выпуску цемента составила в крае 39 %, Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|