Расширенный поиск

Постановление Правительства Новосибирской области от 26.02.2015 № 69-п

 

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 26.02.2015 № 69-п 

 

г.Новосибирск

 

О государственной программе Новосибирской области «Устойчивое развитие сельских территорий в Новосибирской области на 2015-2017 годы и на период до 2020 года»

 

 

В соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 28.03.2014 № 125-п «О Порядке принятия решений о разработке государственных программ Новосибирской области, а также формирования и реализации указанных программ», в целях устойчивого развития сельских территорий Новосибирской области Правительство Новосибирской области п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Новосибирской области «Устойчивое развитие сельских территорий в Новосибирской области на 2015-2017 годы и на период до 2020 года».

2. Установить:

1) Порядок финансирования мероприятий, предусмотренных государственной программой Новосибирской области «Устойчивое развитие сельских территорий в Новосибирской области на 2015-2017 годы и на период до 2020 года», согласно приложению № 1 к настоящему постановлению;

2) Порядок предоставления из областного бюджета Новосибирской области местным бюджетам муниципальных образований Новосибирской области иных межбюджетных трансфертов на осуществление мероприятий по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, согласно приложению № 2 к настоящему постановлению;

3) Условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам муниципальных образований Новосибирской области из областного бюджета Новосибирской области на реализацию мероприятий по комплексному обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, согласно приложению № 3 к настоящему постановлению.

3. Признать утратившими силу:

1) постановление Правительства Новосибирской области от 12.05.2014 № 189-п «Об установлении порядка предоставления из областного бюджета Новосибирской области бюджетам муниципальных образований Новосибирской области иных межбюджетных трансфертов на осуществление мероприятий по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов»;

2) постановление Правительства Новосибирской области от 25.06.2014 № 243-п «Об условиях предоставления и расходования субсидий местным бюджетам муниципальных образований Новосибирской области из областного бюджета Новосибирской области на реализацию мероприятий по комплексному обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета».

4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Пронькина В.А.

 

 

 

Губернатор новосибирской области                                       В.Ф. Городецкий

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Новосибирской области

от 26.02.2015 № 69-п

 

 

Государственная программа Новосибирской области

«Устойчивое развитие сельских территорий в Новосибирской области на 2015-2017 годы и на период до 2020 года»

 

 

I. ПАСПОРТ

государственной программы Новосибирской области

«Устойчивое развитие сельских территорий в Новосибирской области

на 2015-2017 годы и на период до 2020 года»

 

Наименование государственной программы

Государственная программа Новосибирской области «Устойчивое развитие сельских территорий в Новосибирской области на 2015-2017 годы и на период до 2020 года» (далее – государственная программа)

Основные разработчики государственной программы

Министерство сельского хозяйства Новосибирской области

Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) государственной программы

Министерство сельского хозяйства Новосибирской области

Исполнители отдельных мероприятий государственной программы

Министерство сельского хозяйства Новосибирской области (далее – Минсельхоз НСО); министерство строительства Новосибирской области; министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области; министерство культуры Новосибирской области; департамент физической культуры и спорта Новосибирской области; министерство здравоохранения Новосибирской области; министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области; министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области; государственное казенное учреждение Новосибирской области «Управление капитального строительства»; государственное казенное учреждение Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области»; администрации муниципальных образований Новосибирской области

Цели и задачи государственной программы

Цель 1 государственной программы:

создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности Новосибирской области.

Для достижения цели 1 необходимо решить задачу государственной программы:

удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.

Цель 2 государственной программы:

стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности.

Для достижения цели 2 необходимо решить задачу государственной программы:

повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социального и инженерного обустройства, в том числе автомобильными дорогами регионального и межмуниципального значения

Перечень подпрограмм государственной программы

Подпрограммы не выделяются

Сроки (этапы) реализации государственной программы

Государственная программа реализуется в 2015-2020 гг.

I этап – 2015-2017 годы;

II этап – 2018-2020 годы

Объемы финансирования государственной программы

Общий объем финансирования государственной программы составляет 14 218 036,33 тыс. руб.,

в том числе по исполнителям мероприятий:

Минсельхоз НСО – 13 353 656,03 тыс. руб., в том числе:

2015 год – 797 657,20 тыс. руб.;

2016 год – 1 244 558,00 тыс. руб.;

2017 год – 1 244 100,03 тыс. руб.;

2018 год – 2 855 589,60 тыс. руб.;

2019 год – 3 299 510,60 тыс. руб.;

2020 год – 3 912 240,60 тыс. руб.

Из них за счет средств федерального бюджета* –

8 116 668,23 тыс. руб., в том числе:

 

2015 год – 358 227,20 тыс. руб.;

2016 год – 805 128,00 тыс. руб.;

2017 год – 804 670,03 тыс. руб.;

2018 год – 1 780 184,00 тыс. руб.;

2019 год – 2 018 845,00 тыс. руб.;

2020 год – 2 349 614,00 тыс. руб.

За счет средств областного бюджета Новосибирской области (далее – областной бюджет) – 2 295 485,8 тыс. руб., в том числе:

2015 год – 181 000,0 тыс. руб.;

2016 год – 181 000,0 тыс. руб.;

2017 год – 181 000,0 тыс. руб.;

2018 год – 476 323,6 тыс. руб.;

2019 год – 571 141,6 тыс. руб.;

2020 год – 705 020,6 тыс. руб.

За счет средств местных бюджетов – 78 703,00 тыс. руб.,

в том числе:

2015 год – 0,0 тыс. руб.;

2016 год – 0,0 тыс. руб.;

2017 год – 0,0 тыс. руб.;

2018 год – 18 980,00 тыс. руб.;

2019 год – 24 825,00 тыс. руб.;

2020 год – 34 898,00 тыс. руб.

За счет внебюджетных источников – 2 862 799,00 тыс. руб., в том числе:

2015 год – 258 430,00 тыс. руб.;

2016 год – 258 430,00 тыс. руб.;

2017 год – 258 430,00 тыс. руб.;

2018 год – 580 102,00 тыс. руб.;

2019 год– 684 699,00 тыс. руб.;

2020 год – 822 708,00 тыс. руб.

Министерство строительства Новосибирской области – 864 380,30 тыс. руб., в том числе:

2015 год – 17 300,00 тыс. руб.;

2016 год – 157 080,30 тыс. руб.;

2017 год – 0,0 тыс. руб.;

2018 год – 230 000,00 тыс. руб.;

2019 год – 230 000,00 тыс. руб.;

2020 год – 230 000,00 тыс. руб.,

из них за счет федерального бюджета* – 864 380,30 тыс. руб., в том числе:

2015 год – 17 300,00 тыс. руб.;

2016 год – 157 080,30 тыс. руб.;

2017 год – 0,0 тыс. руб.;

2018 год – 230 000,00 тыс. руб.;

2019 год – 230 000,00 тыс. руб.;

2020 год – 230 000,00 тыс. руб.

Справочно:

Министерство строительства Новосибирской области (в рамках государственных программ «Развитие здравоохранения Новосибирской области на 2013-2020 годы», «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы», «Культура Новосибирской области» на 2015-2020 годы», «Развитие физической культуры и спорта в Новосибирской области на 2015-2021 годы»)** – 2 590 060,00 тыс. руб., в том числе:

2015 год – 53 200,00 тыс. руб.;

2016 год – 329 288,30 тыс. руб.;

2017 год – 469 296,60 тыс. руб.;

2018 год – 563 477,00 тыс. руб.;

2019 год – 570 908,00 тыс. руб.;

2020 год – 578 785,00 тыс. руб.

Из них за счет средств областного бюджета – 2 564 954,90 тыс. руб., в том числе:

2015 год – 53 200,00 тыс. руб.;

2016 год – 329 288,30 тыс. руб.;

2017 год – 469 296,60 тыс. руб.;

2018 год – 563 477,00 тыс. руб.;

2019 год – 570 908,00 тыс. руб.;

2020 год – 578 785,00 тыс. руб.

За счет средств местных бюджетов – 25 105,10 тыс. руб., в том числе:

2015 год – 973,00 тыс. руб.;

2016 год –2 323,40 тыс. руб.;

2017 год – 1 102,00 тыс. руб.;

2018 год – 6 565,80 тыс. руб.;

2019 год – 6 895,10 тыс. руб.;

2020 год – 7 245,80 тыс. руб.

За счет внебюджетных источников – 0,0 тыс. руб.,

2015 год – 0,0 тыс. руб.;

2016 год – 0,0 тыс. руб.;

2017 год – 0,0 тыс. руб.;

2018 год – 0,0 тыс. руб.;

2019 год – 0,0 тыс. руб.;

2020 год – 0,0 тыс. руб.

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (в рамках государственной программы «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области в 2015-2020 годах»)** – 1 115 685,84 тыс. руб., в том числе:

2015 год – 134 015,40 тыс. руб.;

2016 год – 210 520,40 тыс. руб.;

2017 год – 192 787,51 тыс. руб.;

2018 год – 192 787,51 тыс. руб.;

2019 год – 192 787,51 тыс. руб.;

2020 год – 192 787,51 тыс. руб.

Из них, за счет средств федерального бюджета – 0,0 тыс. руб.,

2015 год – 0,0 тыс. руб.;

2016 год – 0,0 тыс. руб.;

2017 год – 0,0 тыс. руб.;

2018 год – 0,0 тыс. руб.;

2019 год – 0,0 тыс. руб.;

2020 год – 0,0 тыс. руб.

За счет средств областного бюджета – 746 238,64 тыс. руб., в том числе:

2015 год – 84 385,53 тыс. руб.;

2016 год – 144 437,59 тыс. руб.;

2017 год – 129 353,88 тыс. руб.;

2018 год – 129 353,88 тыс. руб.;

2019 год – 129 353,88 тыс. руб.;

2020 год – 129 353,88 тыс. руб.

За счет средств местных бюджетов – 143 279,44 тыс. руб.,

в том числе:

2015 год – 17 010,81 тыс. руб.;

2016 год – 27 373,07 тыс. руб.;

2017 год – 24 723,89 тыс. руб.;

2018 год – 24 723,89  тыс. руб.;

2019 год – 24 723,89  тыс. руб.;

2020 год – 24 723,89 тыс. руб.

За счет внебюджетных источников – 226 167,76 тыс. руб.,

в том числе:

2015 год – 32 619,06 тыс. руб.;

2016 год – 38 709,74 тыс. руб.;

2017 год – 38 709,74 тыс. руб.;

2018 год – 38 709,74 тыс. руб.;

2019 год – 38 709,74тыс. руб.;

2020 год – 38 709,74 тыс. руб.

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области (в рамках государственной программы «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области» в 2015-2020 годах)*** – 1 222 889,44 тыс. руб., в том числе:

2015 год – 190 657,56 тыс. руб.;

2016 год – 172 672,40 тыс. руб.;

2017 год – 214 889,87 тыс. руб.;

2018 год – 214 889,87 тыс. руб.;

2019 год – 214 889,87 тыс. руб.;

2020 год – 214 889,87 тыс. руб.,

Из них за счет федерального бюджета – 445 396,69 тыс. руб., в том числе:

2015 год – 100 144,04 тыс. руб.;

2016 год – 63 674,25 тыс. руб.;

2017 год – 70 394,60 тыс. руб.;

2018 год – 70 394,60 тыс. руб.;

2019 год – 70 394,60 тыс. руб.;

2020 год – 70 394,60 тыс. руб.

За счет средств областного бюджета – 777 492,75 тыс. руб., в том числе:

2015 год – 90 513,52 тыс. руб.;

2016 год – 108 998,15 тыс. руб.;

2017 год – 144 495,27 тыс. руб.;

2018 год – 144 495,27 тыс. руб.;

2019 год – 144 495,27 тыс. руб.;

2020 год – 144 495,27 тыс. руб.

Основные целевые индикаторы государственной программы

1. Ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности и получивших господдержку в рамках программы, всего.

2. В том числе ввод (приобретение) жилья для молодых семей и молодых специалистов.

3. Количество населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых реализованы проекты комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку.

4. Ввод в действие общеобразовательных организаций в сельской местности.

5. Ввод в действие фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности.

6. Ввод в действие плоскостных спортивных сооружений в сельской местности.

7. Ввод в действие учреждений культурно-досугового типа в сельской местности.

8. Ввод в действие распределительных газовых сетей в сельской местности.

9. Ввод в действие локальных водопроводов в сельской местности.

10. Ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции

Ожидаемые результаты реализации государственной программы,

выраженные

в количественно измеримых показателях

1. Ввод жилья за период 2015-2020 годы составит 142,8 тыс. кв.м.

2. Сокращение числа семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в сельской местности, на 30,6% (2040 семей) (всего на 01.01.2014 нуждается

6,656 тыс. семей).

3. В том числе за период реализации мероприятий программы жильем будут обеспечены 1020 молодых семей и молодых специалистов, что позволит сократить число молодых семей и молодых специалистов, нуждающихся в жилье, на 41,4% (количество молодых семей и молодых специалистов, нуждающихся в жилье, на 01.01.2014 составляет 2,464 тыс. семей).

4. Реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку за период 2018-2020 гг. в 8 населенных пунктах, расположенных в сельской местности.

5. Обеспечение эффективной занятости сельского населения и стимулирование притока квалифицированной рабочей силы в количестве 977 человек в муниципальные районы Новосибирской области.

6. Ввод в действие объектов социально-инженерного обустройства в сельской местности за период реализации государственной программы составит:

общеобразовательных организаций – 3,432 тыс. мест;

плоскостных спортивных сооружений – 39,8 тыс. кв.м;

распределительных газовых сетей – 0,2408 тыс. км;

локальных водопроводов – 0,6499 тыс. км;

учреждений культурно-досугового типа – 3,79 тыс. мест;

фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики 6 единиц (за период с 2015 по 2017 годы);

автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения – 39,99 километров

Электронный адрес размещения государственной программы в сети Интернет

http://mcx.nso.ru/Documentation/progr/Pages/default.aspx

*Объем средств федерального бюджета на период 2015-2020 гг. указан исходя из прогнозных значений.

**Объемы средств областного и местных бюджетов, а также объемы средств из внебюджетных  источников указаны справочно.

***Объемы средств за счет всех источников финансирования по министерству транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области указаны справочно.

 

II. Обоснование необходимости реализации государственной программы

 

Одним из направлений развития Новосибирской области в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года является развитие АПК и, в том числе, устойчивое развитие сельских территорий.

Кроме того, наращивание социально-экономического потенциала сельских территорий, придание этому процессу устойчивости и необратимости является стратегической задачей государственной аграрной политики, что закреплено в Федеральном законе от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

Под сельскими территориями (сельской местностью) в государственной программе понимаются сельские поселения в границах муниципальных районов Новосибирской области, а также сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских поселений Новосибирской области, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Перечень сельских населенных пунктов и рабочих поселков, входящих в состав городских поселений Новосибирской области, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, определен постановлением Правительства Новосибирской области от 12.05.2014 № 188-п «Об утверждении перечня сельских населенных пунктов и рабочих поселков, входящих в состав городских поселений, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции».

Под автомобильными дорогами регионального и межмуниципального значения в государственной программе понимаются автомобильные дороги общего пользования с твердым покрытием, ведущими от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции.

Повышение роли и конкурентоспособности аграрного сектора экономики Новосибирской области во многом зависит от повышения уровня и качества жизни на селе, что будет способствовать более полному использованию имеющихся трудовых ресурсов, привлечению и закреплению высококвалифицированных кадров и в целом решению проблемы кадрового обеспечения сельскохозяйственной отрасли с учетом неблагоприятных прогнозов на ближайшие годы в отношении демографической ситуации и формирования трудоресурсного потенциала села в целом по Российской Федерации.

Основными причинами исторически сложившейся неблагоприятной ситуации в комплексном развитии сельских территорий в Российской Федерации, в частности в Новосибирской области, являются остаточный принцип финансирования развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, высокий уровень затратности комплексного развития сельских территорий в связи с мелкодисперсным характером сельского расселения.

Интегральный эффект от негативного социально-экономического развития сельских территорий выражается в сокращении количества сельских населенных пунктов, запустении сельских территорий, выбытии из оборота продуктивных земель сельскохозяйственного назначения.

Этому способствует также крайне низкий уровень комфортности проживания в сельской местности. Важными факторами качества жизни, формирующими предпочтения для проживания в той или иной местности, являются обеспеченность и благоустройство жилищного фонда, наличие инженерных коммуникаций, а также развитие объектов социальной сферы и результативность их деятельности.

В социально-экономическом развитии сельских территорий Новосибирской области, начиная с 2000-х годов и по настоящее время произошли значительные изменения. Численность сельских жителей за данный период сократилась на 15 процентов. В 2013 г. численность сельского населения составила 595,3 тыс. человек или 28 процентов от общей численности населения Новосибирской области.

Важнейшим фактором, оказывающим воздействие на формирование предпочтения для проживания в той или иной местности, является, в том числе, обеспеченность и благоустройство жилищного фонда.

В связи с тем, что номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на 1 работника в сельском хозяйстве в 2013 г. составила 11444 руб. (44,7% к номинальной начисленной среднемесячной заработной плате на 1 работника по Новосибирской области), материальное положение преобладающей части сельского населения не позволяет использовать систему ипотечного кредитования жилищного строительства.

Следует отметить, что в Новосибирской области на 01.01.2014 число семей, проживающих в сельской местности, нуждающихся в улучшении жилищных условий, составляло 6656 единиц, в том числе молодых семей и молодых специалистов 2464 единицы.

Общий объем жилищного фонда по Новосибирской области в 2013 г. составил 61380,1 тыс. кв.м, в том числе объем жилищного фонда в сельской местности – 12865,2 тыс. кв.м или 20,9%.

Кроме того уровень благоустройства сельского жилищного фонда в 2-3 раза ниже городского уровня. В 2013 г. площадь жилищного фонда в сельской местности, оборудованная водопроводом, составляла 57,4% (в среднем по области – 82,3%), канализацией – 37% (в среднем по области – 75,8%), отоплением – 20,5% (в среднем по области – 70,1%), горячим водоснабжением – 13,4% (в среднем по области – 62,8%), обеспеченность населения питьевой водой в 2013 г. составила 45,6%. Темпы роста показателей по благоустройству сельских домовладений за последние годы являются недостаточными для полного развития инженерной инфраструктуры.

Одним из факторов повышения благоустройства жилищного фонда и объектов социальной сферы является газификация. За 2009-2013 гг. в Новосибирской области построено 1348,8 км газораспределительных сетей. Вместе с тем в 2013 г. уровень газификации жилищного фонда в Новосибирской области природным газом (от расчетной потребности) составил 25,25%, в том числе в сельской местности – 9,2%, тогда как в среднем по России данные показатели равны соответственно 64,4% и 53,1%.

Несмотря на достаточно активную газификацию потребителей Новосибирской области в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие газификации территорий населенных пунктов Новосибирской области

на 2012-2016 годы» анализ текущей ситуации выявил ряд проблем: низкое развитие газификации потребителей от существующих источников газоснабжения (газораспределительных станций); невозможность подключения новых потребителей к системе газоснабжения без строительства газораспределительных станций.

Для создания качественных и комфортных условий жизни на селе необходимо обеспечить доступность для сельского населения качественных образовательных, медицинских, культурных, бытовых услуг. Низкий уровень обеспеченности села объектами социально-инженерной инфраструктуры является одним из основных факторов, обуславливающих непривлекательность сельской местности и рост миграционных настроений, особенно среди сельской молодежи.

В 2014 году в сельской местности в Новосибирской области функционировала 631 общеобразовательная организация, где обучалось 61,8 тыс. учащихся, или 22,4% от общего числа школьников.

Анализ состояния базовой инфраструктуры и имущественного комплекса системы образования в сельской местности Новосибирской области показывает наличие следующих укрупненных проблем:

1. Объекты системы образования, построенные в Новосибирской области, не вполне соответствуют новым требованиям СанПиН, из них в проектных решениях не предусматривалось наличие целого ряда целевых помещений и кабинетов. Данная проблема является одной из самых крупных, разрешение которой даст возможность общеобразовательным организациям в сельской местности в Новосибирской области предоставлять качественные образовательные услуги.

2. Наличие ветхих зданий вследствие длительной эксплуатации, высокого процента изношенности, форс-мажорных обстоятельств и размещение ряда общеобразовательных организаций в непрофильных, приспособленных помещениях.

Таким образом, существует необходимость реконструкции и строительства новых объектов системы образования в связи со значительным износом строительных конструкций, низкой мощностью общеобразовательных организаций, аварийным и предаварийным состоянием зданий.

Кроме того, значительное количество сел с небольшой численностью населения и низкой плотностью расселения в сельской местности диктует необходимость содержания широкой сети медицинских организаций, оказывающих преимущественно первичную медико-санитарную помощь, и обусловливают существенные сложности в обеспечении равнодоступности специализированной медицинской помощи сельским жителям, а также в организации работы скорой медицинской помощи на селе.

В настоящее время сеть медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь сельскому населению, представлена 29 центральными районными больницами, 2 районными больницами, 38 офисами общей врачебной практики на базе структурных подразделений центральных районных больниц, 53 участковыми больницами, 106 врачебными амбулаториями, 922 фельдшерско-акушерскими пунктами, 160 домовыми хозяйствами в населенных пунктах с численностью менее 100 человек.

Для значительной части сельских жителей фельдшерско-акушерские пункты (далее – ФАПы) являются самыми доступными подразделениями медицинских организаций. Поэтому первоочередная задача здравоохранения Новосибирской области – сохранение и развитие ФАПов. Тем не менее, доступность первичной медико-санитарной помощи, в том числе врачебной, для населения сел остается на более низком уровне, чем в городе.

Процент износа объектов здравоохранения в отрасли в среднем по региону составляет 60%, большая часть фельдшерско-акушерских пунктов не соответствуют нормативам оказания медицинской помощи.

Также на селе низкий уровень обеспеченности объектами культурно-досугового типа, спортивными сооружениями, библиотеками.

Расчет уровня фактической обеспеченности учреждениями культуры показал, что муниципальных районов Новосибирской области, полностью обеспеченных библиотеками и культурно-досуговыми учреждениями в соответствии с социальными нормативами и нормами обеспеченности населения организациями культуры, нет.

Инженерная инфраструктура зданий, техническое оснащение большинства муниципальных учреждений культуры не вполне соответствуют современным требованиям предоставления услуг в сфере культуры. В настоящее время износ зданий муниципальных учреждений культуры составляет более 70 процентов. Слабая материально-техническая база муниципальных учреждений культуры увеличивает разрыв между культурными потребностями населения области и возможностями их удовлетворения.

В настоящее время наблюдается дефицит плоскостных спортивных сооружений в сельских населенных пунктах Новосибирской области.

Кроме того, следует отметить, что в сельской местности слабо развита транспортная сеть. По плотности автодорог общего пользования с твердым покрытием (их наличие или отсутствие является показателем внутри- и межрегиональной интеграции, экономической активности и конкурентоспособности региона) Новосибирская область занимает место лишь в шестом десятке регионов Российской Федерации, и это заметно снижает ее потенциальные возможности роста. Приоритетом является строительство качественных дорог, обеспечивающих полную транспортную доступность с минимальным временем в пути к г. Новосибирску для всех муниципальных районов Новосибирской области.

Таким образом, к числу основных проблем развития сельских территорий, на решение которых направлена реализация мероприятий государственной программы, можно выделить следующие:

низкий уровень обеспеченности жильем сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов;

низкий уровень обеспеченности общеобразовательными организациями и культурно-досугового типа учреждениями;

низкий уровень газификации домов (квартир), обеспеченности питьевой водой сельского населения;

недостаточный уровень благоустройства жилищного фонда;

низкий уровень материально-технического состояния фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий;

недостаточный уровень обеспеченности сельских районов автомобильными дорогами с твердым покрытием.

В сложившихся условиях сельские поселения Новосибирской области не  в  состоянии эффективно участвовать в удовлетворении жизненных потребностей проживающего на их территории населения без государственной поддержки. Вопрос устойчивого развития сельских территорий Новосибирской области носит комплексный характер и его решение может быть достигнуто с применением программно-целевого подхода.

В Новосибирской области планируются к реализации ряд государственных программ, направленных на решение проблем, связанных с состоянием инженерной и социальной инфраструктуры, в том числе и в сельской местности:

государственная программа Новосибирской области «Развитие здравоохранения Новосибирской области на 2013-2020 годы» (в части мер, направленных на строительство объектов здравоохранения), утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 07.05.2013 № 199-п «Об утверждении государственной программы «Развитие здравоохранения Новосибирской области на 2013-2020 годы»;

государственная программа Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области в 2015-2020 годах» (в рамках подпрограмм «Газификация», «Чистая вода»), утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 16.02.2015 № 66-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области в 2015-2020 годах»;

государственная программа Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы» (в части мер, направленных на развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей), утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 31.12.2014 № 576-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы»;

государственная программа Новосибирской области «Культура Новосибирской области» на 2015-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 03.02.2015 № 46-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Культура Новосибирской области» на 2015-2020 годы»;

государственная программа Новосибирской области «Развитие физической культуры и спорта в Новосибирской области на 2015-2021 годы», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 23.01.2015 № 24-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие физической культуры и спорта в Новосибирской области на 2015-2021 годы»;

государственная программа Новосибирской области «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области» в 2015-2020 годах, утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 23.01.2015 № 22-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области» в 2015-2020 годах».

Учитывая, что каждая отдельная государственная программа направлена на достижение цели без учета развития инженерной и социальной инфраструктур в сельской местности, предусмотренных в рамках других государственных программ, меры, направленные на решение задач в рамках данных государственных программ, зачастую не пересекаются территориально, что приводит к снижению макроэкономического эффекта от их реализации.

В целях формирования комплексного подхода к устойчивому развитию сельских территорий, координации действий областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области в части направления финансовых средств на реализацию мероприятий, направленных на создание благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности с учетом инвестиционной активности в агропромышленном комплексе Новосибирской области, разработана данная государственная программа.

Показателем результативности оказания государственной поддержки являются позитивные изменения в улучшении жилищных условий в сельской местности в ходе реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», в рамках которой выделялись субсидии на строительство (приобретение) жилья.

За период реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» ввод (приобретение) жилых домов в сельской местности составил 45453,9 кв.м, в том числе ввод (приобретение) жилья для молодых семей и молодых специалистов – 23520,2 кв.м.

Реализация программных мероприятий способствовала ежегодному увеличению числа молодых семей, желающих стать ее участниками. По итогам реализации программы жилищные условия улучшили 1257 молодых специалистов.

Вместе с тем, несмотря на положительный эффект от реализации программы социального развития села, реализация программных мероприятий оказалась недостаточной для полного и эффективного использования экономического потенциала сельских территорий и повышения качества жизни сельского населения.

В этой связи необходимо продолжить выполнение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках настоящей государственной программы.

Без дальнейшего осуществления программно-целевого метода сложившаяся на сельских территориях проблемная ситуация усугубится, что ставит под угрозу достижение цели и задач Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, в том числе задач по повышению уровня и качества жизни на селе и созданию социальных основ для экономического роста аграрного сектора экономики области.

В рамках реализации государственной программы планируется создать правовые, организационно-управленческие, финансовые и материально-технические условия, способствующие повышению уровня и качества жизни сельского населения, путем улучшения жилищных условий в сельской местности, повышения уровня инженерного и социального обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности.

В результате реализации государственной программы планируется достичь:

повышения уровня занятости сельского населения;

улучшения жилищных условий 2040 сельских семей, в том числе 1020 молодых семей и молодых специалистов;

повышения уровня обеспеченности сельских населенных пунктов природным газом с 9,2% (оценка 2014 г.) до 20%, повышение уровня населения, обеспеченного питьевой водой, соответствующей нормативам, с 45,6% (в 2014 г.) до 70%;

повышения значимости сельскохозяйственного труда и привлекательности сельского образа жизни.

Государственная политика Новосибирской области сформулирована в следующих основных нормативных документах:

постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»;

постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»;

Закон Новосибирской области от 08.12.2006 № 61-ОЗ «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Новосибирской области»;

Закон Новосибирской области от 02.12.2010 № 10-ОЗ «Об утверждении Программы социально-экономического развития Новосибирской области на 2011-2015 годы»;

постановление Правительства Новосибирской области от 30.12.2013 № 609-п «Об утверждении плана социально-экономического развития Новосибирской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов»;

постановление Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 № 474 «О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года»;

распоряжение Губернатора Новосибирской области от 18.12.2009 № 313-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности сельской экономики и создания условий для сохранения сельского образа жизни на территории Новосибирской области»;

настоящая государственная программа.

Одной из приоритетных целей, предусмотренных Стратегией социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, является обеспечение устойчивого социально-экономического развития села и достойных условий жизни сельского населения на основе диверсификации деятельности и использования всех потенциальных возможностей сельских территорий.

Достижение указанной цели позволит обеспечить продовольственную безопасность Новосибирской области, повысить конкурентоспособность аграрного сектора экономики и благосостояния граждан.

Приоритетом в сфере устойчивого развития сельских территорий является комплексное планирование развития сельских территорий в соответствии с документами территориального планирования и обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых осуществляются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, использование механизмов государственно-частного партнерства и привлечение средств внебюджетных источников для финансирования мероприятий государственной программы, включая средства населения и организаций.

К основным рискам реализации государственной программы относятся:

ухудшение демографической ситуации – один из важных факторов, определяющих уровень развития сельских территорий в сфере трудовых ресурсов, социально-экономического развития и повышения уровня жизни сельского населения. Для снижения влияния данного риска необходимо создавать условия для стабилизации и роста численности населения, привлечения и закрепления молодежи на селе, формирования возможностей для ведения здорового образа жизни;

непривлекательность сельской местности из-за низкого уровня обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, что в значительной степени вызвано неудовлетворительным состояниям общеобразовательных организаций, учреждений культуры, сокращением сети фельдшерско-акушерских пунктов. Для обеспечения престижности проживания на селе необходимо улучшение условий жизнедеятельности через восстановление и развитие благоприятных современных инфраструктурных условий, а также повышение уровня социальной активности сельского населения, формирование в обществе понимания значимости и перспектив развития сельских территорий;

недостаточный уровень финансирования, обусловленный необходимостью прогнозирования и финансового планирования; зависимость реализации государственной программы от привлечения средств из федерального и местных бюджетов, внебюджетных источников; нецелевое и (или) неэффективное использование бюджетных средств в ходе реализации мероприятий государственной программы.

Управление рисками реализации государственной программы будет осуществляться посредством:

использования мер государственной поддержки, планирования бюджетных расходов, привлечения внебюджетных источников финансирования, осуществления финансового контроля;

подготовки и представления в Правительство Новосибирской области ежегодного доклада о ходе и результатах реализации настоящей государственной программы, предложений о ее корректировке.

 

III. Цели и задачи, важнейшие целевые индикаторы

государственной программы

 

Целями государственной программы на период до 2020 года являются:

создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности Новосибирской области;

стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий проживания в сельской местности.

Для достижения этих целей в государственной программе предусматривается решение следующих задач:

удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье;

повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социального и инженерного обустройства, в том числе автомобильными дорогами регионального и межмуниципального значения.

К основным индикаторам реализации государственной программы, характеризующим достижение поставленных целей, относятся:

цель 1 «Создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности Новосибирской области»:

задача 1 цель 1 «Удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье»:

ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности и получивших господдержку в рамках государственной программы, всего;

в том числе ввод (приобретение) жилья для молодых семей и молодых специалистов;

количество населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых реализованы проекты комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в рамках государсвтенной программы;

цель 2 «Стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности»:

задача 1 цель 2 «Повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социального и инженерного обустройства»:

ввод в действие общеобразовательных организаций в сельской местности;

ввод в действие фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности;

ввод в действие плоскостных спортивных сооружений в сельской местности;

ввод в действие учреждений культурно-досугового типа в сельской местности;

ввод в действие распределительных газовых сетей в сельской местности;

ввод в действие локальных водопроводов в сельской местности;

ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции.

Цели, задачи и перечень основных целевых индикаторов приведены в приложении № 1 к государственной программе.

Государственная программа реализуется в два этапа.

Первый этап (2015-2017 годы) предусматривает преодоление существенных различий между муниципальными районами Новосибирской области в уровне и качестве жизни сельского населения посредством государственной поддержки устойчивого развития сельских территорий муниципальных районов Новосибирской области на основе оценки потенциала и перспектив их развития.

В рамках реализации второго этапа (2018-2020 годы) планируется достижение следующих целей:

активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов на сельских территориях Новосибирской области;

формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

содействие в реализации социально значимых инициатив граждан, проживающих в сельской местности;

стимулирование развития существующих традиционных отраслей экономики в сельской местности.

Для решения вышеуказанных задач и достижения целей государственной программы в дальнейшем планируется разработка системы основных мероприятий и целевых индикаторов с учетом экономической ситуации, которая сложится в регионе на момент начала срока реализации данных мероприятий.

 

IV. Система основных мероприятий государственной программы

 

Основные мероприятия государственной программы представляют собой комплекс взаимосвязанных мер, направленных на достижение целевых показателей государственной программы, решение социально-экономических проблем развития сельских территорий на основе принципа комплексного планирования.

В рамках государственной программы планируется реализация следующих основных мероприятий:

Мероприятие 1. Реализация мер, направленных на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.

Краткая характеристика основного мероприятия.

В рамках реализации указанного мероприятия предусмотрено:

оказание государственной поддержки в виде социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности для граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности в Новосибирской области, в том числе молодых семей и молодых специалистов;

предоставление субсидий местным бюджетам муниципальных районов Новосибирской области на реализацию проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности.

Реализация мероприятия будет осуществляться путем предоставления иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам муниципальных районов Новосибирской области на осуществление мероприятий по обеспечению жильем граждан, проживающих в сельской местности.

Для выдачи указанных социальных выплат администрации муниципальных районов Новосибирской области принимают пакет документов, проверяют правильность оформления, а также достоверность представленных документов, и формируют списки участников.

Минсельхоз НСО на основании списков, представленных администрациями муниципальных районов Новосибирской области, формирует список участников мероприятий – получателей социальных выплат и получателей жилья по договору найма жилого помещения в рамках реализации федеральной целевой программы. Сводные списки утверждаются Минсельхозом НСО после заключения соглашения между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Новосибирской области о порядке и условиях предоставления субсидий из федерального бюджета областному бюджету Новосибирской области на реализацию мероприятий федеральной целевой программы.

На основании уточненных списков Минсельхоз НСО формирует реестры получателей социальных выплат, затем согласно реестрам – оформляет свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.

Исполнители данного мероприятия: Минсельхоз НСО, органы местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области.

Предоставление социальных выплат будет осуществляться в соответствии с:

Порядком предоставления из областного бюджета Новосибирской области бюджетам муниципальных образований Новосибирской области иных межбюджетных трансфертов на осуществление мероприятий по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, установленным приложением № 2 к постановлению Правительства Новосибирской области об утверждении настоящей государственной программы;

Порядком формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности в Новосибирской области, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и Порядком выдачи свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности», установленными постановлением Правительства Новосибирской области от 12.05.2014 № 190-п «Об установлении Порядка формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности в Новосибирской области, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и Порядка выдачи свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности».

Методика расчета иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований отражена в приложении № 4 к настоящей государственной программе.

Распределение межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Новосибирской области отражено в таблице 3 плана реализации мероприятий государственной программы «Устойчивое развитие сельских территорий в Новосибирской области на 2015-2017 годы и на период до 2020 года», ежегодно утверждаемого приказом Минсельхоза НСО на очередной год и плановый период.

Предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов Новосибирской области на реализацию проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности планируется с 2018 года.

Реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку предусматривает:

инженерную подготовку площадки под компактную жилищную застройку;

строительство и реконструкцию объектов социальной и культурной сферы (дошкольные образовательные и общеобразовательные организации, амбулаторно-поликлинические учреждения, фельдшерско-акушерские пункты, офисы врачей общей практики, учреждения культурно-досугового типа, спортивные сооружения и площадки);

обеспечение уличного освещения, строительство уличных дорог и тротуаров, озеленение.

Предоставление субсидий будет осуществляться в соответствии с Условиями предоставления и расходования субсидий  бюджетам муниципальных образований Новосибирской области из областного бюджета Новосибирской области на реализацию мероприятий по комплексному обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, установленными приложением № 3 к постановлению Правительства Новосибирской области об утверждении настоящей государственной программы.


Информация по документу
Читайте также