Расширенный поиск

Постановление Правительства Новосибирской области от 19.01.2015 № 10-п

 

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 19.01.2015 № 10-п 

 

г.Новосибирск

 

Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области в 2015-2020 годах»

(В редакции Постановления Правительства Новосибирской области от 01.02.2016 № 7-п)

 

В соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 28.03.2014 № 125-п «О Порядке принятия решений о разработке государственных программ Новосибирской области, а также формирования и реализации указанных программ» и распоряжением Правительства Новосибирской области от 04.02.2014 № 13-рп «О перечне государственных программ Новосибирской области», в целях эффективного решения экологических проблем в Новосибирской области Правительство Новосибирской области п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Новосибирской области «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области в 2015-2020 годах».

2. Установить прилагаемый Порядок финансирования мероприятий, предусмотренных государственной программой Новосибирской области «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области в 2015-2020 годах», согласно приложению № 1 к настоящему постановлению.

3. Установить прилагаемый Порядок предоставления субсидий (условия предоставления и расходования) из бюджета Новосибирской области местным бюджетам на реализацию мероприятий государственной программы Новосибирской области «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области в 2015-2020 годах» согласно приложению № 2 к настоящему постановлению.

4. Установить прилагаемые критерии отбора муниципальных образований Новосибирской области для предоставления субсидий местным бюджетам на реализацию мероприятий государственной программы Новосибирской области «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области в 2015-2020 годах» согласно приложению № 3 к настоящему постановлению.

5. Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (Ким Те Су) обеспечить координацию выполнения мероприятий государственной программы Новосибирской области «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области в 2015-2020 годах». (В редакции Постановления Правительства Новосибирской области от 01.02.2016 № 7-п)

6. Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области подготовить не позднее 31.12.2014 изменения:

1) в постановление Правительства Новосибирской области от 28.09.2011 № 413-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области на 2012-2016 годы»;

2) в постановление Правительства Новосибирской области от 27.09.2013 № 400-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Новосибирской области в 2014-2020 годах».

7. Признать утратившими силу с 01.01.2015:

1) постановление Правительства Новосибирской области от 02.05.2012 № 219-п «О субсидиях местным бюджетам и порядке финансирования мероприятий, предусмотренных долгосрочной целевой программой «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области на 2012-2016 годы»;

2) постановление Правительства Новосибирской области от 09.04.2013 № 134-п «О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 02.05.2012 № 219-п»;

3) постановление Правительства Новосибирской области от 14.10.2013 № 441-п «О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 02.05.2012 № 219-п»;

4) постановление Правительства Новосибирской области от 10.09.2012 № 424-п «О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 28.09.2011 № 413-п»;

5) постановление Правительства Новосибирской области от 18.06.2014 № 231-п «О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 28.09.2011 № 413-п».

8. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Титкова А.П. (В редакции Постановления Правительства Новосибирской области от 01.02.2016 № 7-п)

9. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2015 года.

 

 

 

Губернатор Новосибирской области                                     В.Ф. Городецкий

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Новосибирской области

от 19.01.2015   10-п

 

 

Государственная программа Новосибирской области «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области в 2015-2020 годах»

(В редакции Постановления Правительства Новосибирской области от 01.02.2016 № 7-п)

I. ПАСПОРТ

государственной программы Новосибирской области

 

Наименование государственной программы

Государственная программа Новосибирской области «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области в 2015-2020 годах» (далее – государственная программа)

Основные разработчики государственной программы

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области

Государственный заказчик

Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) государственной программы

Государственный заказчик-координатор –министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (далее – министерство).

Государственный заказчик – департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области (далее – департамент)

Руководитель государственной программы

Министр жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области – Ким Те Су

Исполнители подпрограмм государственной программы, отдельных мероприятий государственной программы

Министерство, органы местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области;

Департамент;

инвестиционные компании, привлекаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и Новосибирской области, в соответствии с официально подтвержденными намерениями;

организации, определяемые заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации и Новосибирской области

Цели и задачи государственной программы

Цель государственной программы: совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления в городских округах и муниципальных районах Новосибирской области, направленное на снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду.

Задачи государственной программы:

Задача 1.

Внедрение глубокой переработки твердых бытовых отходов, образующихся в городе Новосибирске.

Задача 2.

Совершенствование системы управления в сфере обращения с отходами (сбор, транспортировка, переработка и утилизация), образующимися в Новосибирской области.

Задача 3.

Создание условий для легитимного размещения твердых бытовых отходов на территории Новосибирской области.

Задача 4.

Создание инфраструктуры по раздельному сбору отходов в городе Новосибирске.

Задача 5.

Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива на автомобильном транспорте специального назначения муниципальных предприятий коммунального комплекса.

Задача 6.

Обновление автопарка техники специального назначения муниципальных предприятий коммунального комплекса

Перечень подпрограмм государственной программы

Подпрограммы не выделяются

Сроки (этапы) реализации государственной программы

Период реализации государственной программы 2015-2020 годы.

Этапы реализации государственной программы не выделяются

Объемы финансирования программы

Общий объем финансирования государственной программы составляет 4 242 351,8 тыс. руб., в том числе:

2015 год – 55 764,0 тыс. руб.;

2016 год – 3 534 146,0 тыс. руб.;

2017 год – 59 044,2 тыс. руб.;

2018 год – 107 276,7 тыс. руб.;

2019 год – 244 064,0 тыс. руб.;

2020 год – 242 056,9 тыс. руб.;

в том числе по источникам финансирования:

средства областного бюджета Новосибирской области – 619 116,9 тыс. руб., в том числе:

2015 год – 11 226,0 тыс. руб.;

2016 год – 30 565,7 тыс. руб.;

2017 год – 55 088,1 тыс. руб.;

2018 год – 102 237,1 тыс. руб.;

2019 год – 210 000,0 тыс. руб.;

2020 год – 210 000,0 тыс. руб.;

средства местных бюджетов (прогнозные объемы на условиях софинансирования) – 73 857,9 тыс. руб., в том числе:

2015 год – 38,0 тыс. руб.;

2016 год – 703,3 тыс. руб.;

2017 год – 3 456,1 тыс. руб.;

2018 год – 4 539,6 тыс. руб.;

2019 год – 33 564,0 тыс. руб.;

2020 год – 31 556,9 тыс. руб.;

внебюджетные источники – 3 549 377,0 тыс. руб., в том числе:

2015 год – 44 500 тыс. руб.;

2016 год – 3 502 877,0 тыс. руб.;

2017 год – 500,0 тыс. руб.;

2018 год – 500,0 тыс. руб.;

2019 год – 500,0 тыс. руб.;

2020 год – 500,0 тыс. руб.

Общий объем финансирования государственной программы по государственным заказчикам, исполнителям мероприятий:

1. Государственный заказчик-координатор – министерство.

Общий объем финансирования, всего – 4 235 851,8 тыс. руб., в том числе:

2015 год – 55 764,0 тыс. руб.;

2016 год – 3 527 646,0 тыс. руб.;

2017 год – 59 044,2 тыс. руб.;

2018 год – 107 276,7 тыс. руб.;

2019 год – 244 064,0 тыс. руб.;

2020 год – 242 056,9 тыс. руб.;

в том числе по источникам финансирования:

средства областного бюджета Новосибирской области – 612 616,9 тыс. руб., в том числе:

2015 год – 11 226,0 тыс. руб.;

2016 год – 24 065,7 тыс. руб.;

2017 год – 55 088,1 тыс. руб.;

2018 год – 102 237,1 тыс. руб.;

2019 год – 210 000,0 тыс. руб.;

2020 год – 210 000,0 тыс. руб.;

средства местных бюджетов (прогнозные объемы на условиях софинансирования) – 73 857,9 тыс. руб., в том числе:

2015 год – 38,0 тыс. руб.;

2016 год – 703,3 тыс. руб.;

2017 год – 3 456,1 тыс. руб.;

2018 год – 4 539,6 тыс. руб.;

2019 год – 33 564,0 тыс. руб.;

2020 год – 31 556,9 тыс. руб.;

внебюджетные источники – 3 549 377,0 тыс. руб., в том числе:

2015 год – 44 500,0 тыс. руб.;

2016 год – 3 502 877,0 тыс. руб.;

2017 год – 500,0 тыс. руб.;

2018 год – 500,0 тыс. руб.;

2019 год – 500,0 тыс. руб.;

2020 год – 500,0 тыс. руб.

2. Государственный заказчик – департамент.

Общий объем финансирования, всего – 6 500,0 тыс. руб., в том числе:

2015 год – 0,0 тыс. руб.;

2016 год – 6 500,0 тыс. руб.;

2017 год – 0,0 тыс. руб.;

2018 год – 0,0 тыс. руб.;

2019 год – 0,0 тыс. руб.;

2020 год – 0,0 тыс. руб.;

в том числе по источникам финансирования:

средства областного бюджета Новосибирской области – 6 500,0 тыс. руб., в том числе:

2015 год – 0,0 тыс. руб.;

2016 год – 6 500,0 тыс. руб.;

2017 год – 0,0 тыс. руб.;

2018 год – 0,0 тыс. руб.;

2019 год – 0,0 тыс. руб.;

2020 год – 0,0 тыс. руб.

Суммы средств, выделяемые из областного, местных бюджетов и внебюджетных источников, подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей бюджетов всех уровней.

В государственной программе приведена прогнозная (справочная) информация об объемах средств местных бюджетов и внебюджетных источников

Основные целевые индикаторы государственной программы

Основные целевые индикаторы:

1. Доля обезвреживаемых, используемых отходов от объема отходов, образующихся в Новосибирской области.

2. Количество мусороперерабатывающих предприятий, созданных в результате реализации пилотного проекта для города Новосибирска.

3. Потенциально возможная мощность мусороперерабатыващих предприятий, созданных в результате реализации пилотного проекта для города Новосибирска.

4. Доля организаций в сфере обращения с отходами, деятельность которых в единой системе регулируется региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – региональный оператор).

5. Доля муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, обеспеченных полигонами твердых бытовых отходов, отвечающих установленным требованиям, от общего количества муниципальных районов и городских округов Новосибирской области.

6. Доля твердых бытовых отходов, захораниваемых на полигонах твердых бытовых отходов, отвечающих установленным требованиям, от количества твердых бытовых отходов, образующихся у населения муниципальных районов и городских округов Новосибирской области.

7. Количество полигонов твердых бытовых отходов, отвечающих установленным требованиям.

8. Количество районов города Новосибирска, обеспеченных пунктами по раздельному сбору отходов.

9. Доля колесной техники специального назначения, (приобретенной или переоборудованной), использующей компримированный природный газ в качестве моторного топлива, от общего количества приобретенной техники за счет средств областного бюджета, начиная с 2012 года.

10. Количество приобретенной техники специального назначения (для сбора и вывоза отходов)

Ожидаемые результаты реализации программы, выраженные в количественно измеримых показателях

Результатами реализации государственной программы станут:

снижение негативного воздействия отходов на окружающую среду, совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления на территории Новосибирской области;

увеличение доли обезвреживаемых, используемых отходов от объема отходов, образующихся в Новосибирской области, до 47% (аналогичный показатель 2014 года – 40,36%);

создание в 32,4% муниципальных районов и городских округов Новосибирской области условий для легитимного размещения отходов, что выше аналогичного показателя 2014 года (в 2014 году обеспеченность муниципальных районов условиями для легитимного размещения отходов составила 20,6% от общего количества муниципальных районов и городских округов, за исключением г. Новосибирска);

увеличение доли захораниваемых отходов на полигонах, отвечающих установленным требованиям, до 17% (в 2014 году данный показатель составил – 12%);

внедрение до 6,7% от общего количества приобретенной техники за счет средств областного бюджета, начиная с 2012 года, техники специального назначения, работающей на компримированном природном газе, что позволит расширить использование природного газа в качестве моторного топлива на автомобильном транспорте;

обновление автопарка техники специального назначения (для сбора и вывоза отходов) на 49% по отношению к количеству техники, имеющейся у муниципальных предприятий коммунального комплекса на 01.01.2014, что в целом позволит обеспечивать своевременный сбор и вывоз отходов в местах их накапливания;

совершенствование системы управления в сфере обращения с отходами (сбор, транспортировка, переработка и утилизация), образующимися в Новосибирской области, что позволит систематизировать деятельность 50% организаций, осуществляющих деятельность в сфере обращения с отходами в форме единой системы путем регулирования региональным оператором;

применение новых подходов по разделению (сортировке, раздельному сбору), утилизации (использованию), обезвреживанию и размещению отходов на территории города Новосибирска, которая позволит внедрить в рамках пилотных проектов раздельный сбор отходов на территории 4 районов города Новосибирска, что в дальнейшем позволит применить полученный опыт вторичного применения отходов на территории Новосибирской области;

сокращение до 70% доли отходов, образующихся в городе Новосибирске, подлежащих размещению и захоронению, которое произойдет в результате строительства комплексов по глубокой переработке твердых бытовых отходов в рамках реализации пилотного проекта для города Новосибирска, ввода и эксплуатации 2-х мусороперерабатывающих предприятий, что позволит снизить данный показатель на 11,5 процентных пунктов (по данным Генеральной схемы очистки территории города Новосибирска, утвержденной постановлением мэрии города Новосибирска от 17.05.2010 № 137 «Об утверждении Генеральной схемы очистки территории города Новосибирска», доля размещаемых отходов (захораниваемых) по состоянию на 01.01.2014 составила 81,5%);

сокращение объема непереработанных твердых бытовых отходов, подлежащих захоронению на полигонах, более чем на 40 тыс. тонн (после ввода в эксплуатацию 2-х мусороперерабатывающих предприятий и их выхода на проектную мощность данный показатель требует уточнения).

Реализация государственной программы в целом будет способствовать:

привлечению средств частных инвесторов в сферу охраны и защиты окружающей среды;

применению экологически безопасных методов переработки отходов с наименьшими экономическими затратами;

улучшению экологии Новосибирской области;

увеличению рабочих мест за счет строительства предприятий по мусоропереработке;

снижению нагрузки на население и прочих потребителей при применении дотационного тарифа на утилизацию твердых бытовых отходов

Электронный адрес размещения государственной программы

http://minstroy.nso.ru/Documentation/Pages/projectpost.aspx

 

II. Обоснование необходимости разработки государственной программы

 

Для целей настоящей государственной программы применяются следующие понятия:

объект размещения отходов – специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);

полигон твердых бытовых отходов (далее – ТБО) – сооружения для размещения бытовых отходов, построенные и эксплуатируемые в соответствии с проектами;

несанкционированные места размещения отходов – территории, не предназначенные для размещения отходов;

санкционированные места размещения отходов – разрешенные органами местного самоуправления территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не соответствующие установленным требованиям. Являются временными, подлежат обустройству в соответствии с установленными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов ТБО;

утилизация отходов – применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;

отходы эксплуатации автотранспортных средств, образующиеся у населения (физических лиц), – отработанные шины авто-, мототранспорта.

Легитимное размещение ТБО – размещение отходов на специально оборудованных объектах, предназначенных для их размещения, утилизации и захоронения (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Объекты по раздельному сбору отходов включают в себя площадки для раздельного сбора, мусоросортировочные станции, центры сбора компонентов, входящих в состав ТБО, которые могут быть утилизированы (использованы) в целях вовлечения их в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.

Известные в настоящее время и применяемые в практике многочисленные методы обезвреживания отходов можно объединить в группы:

1. Ликвидационные, применяемые исключительно с целью изолировать и по возможности уничтожить растущую массу отходов без использования содержащихся в них ценных веществ. К этой категории относится очень широко применяемое в настоящее время захоронение мусора на свалках различного типа, как открытых, так и усовершенствованных (многоярусные, с земляным перекрытием); сжигание отходов в специальных печах, часто очень крупных по мощности, использование мусора в качестве балласта для выравнивания отрицательных форм рельефа и заполнение ими выработанных карьеров или шахт.

2. Частично ликвидационные, предусматривающие обязательную сортировку, массы отходов на специализированных заводах для выделения наиболее легко утилизируемых категорий мусора — вторичного сырья, органических частей.

По оценочным данным на территории Новосибирской области образуется 3860 тыс. тонн отходов в год. В связи с чем, система обращения с отходами производства и потребления в городских округах и муниципальных районах Новосибирской области нуждается в совершенствовании, внедрении новых механизмов по утилизации, сбору и захоронению отходов.

Принимая во внимание высокую социальную значимость повышения эффективности управления отходами, была разработана и реализовывалась (до 01.01.2015) на территории Новосибирской области с 2012 года долгосрочная целевая программа «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области на 2012-2016 годы», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области   от28.09.2011 №413-п (далее – программа).

В рамках программы были начаты следующие мероприятия:

1. Реализация пилотного проекта по строительству мусороперерабатывающего комплекса в городе Новосибирске, который по завершению строительства позволит перерабатывать до 70% ТБО, образующихся в городе Новосибирске (далее – пилотный проект).

В рамках реализации данного мероприятия осуществлялся поиск потенциального инвестора. В мае 2014 года с потенциальным инвестором заключено соглашение о реализации пилотного проекта, проводятся мероприятия по выбору и согласованию земельных участков на правом и левом берегах Новосибирского района Новосибирской области.

2. Строительство полигонов ТБО, отвечающих установленным требованиям, в первую очередь для обслуживания территорий с относительно высокой плотностью населения в административных центрах муниципальных районов Новосибирской области.

За период 2012-2014 годов в рамках программы построено 5 полигонов ТБО, в 2015 году планируется завершить строительство еще одного объекта.

3. Приобретение техники специального назначения.

В 2012-2014 годах приобретено 140 единиц техники для сбора и вывоза отходов.

4. Развитие системы сбора, утилизации, переработки отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами.

В 2013 году оказана государственная поддержка организациям, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим организацию утилизации отходов электронного и электрического оборудования, в том числе бытовой техники, образующихся у населения, в результате утилизировано 4034 единицы отходов.

5. Развитие системы сбора, обезвреживания особо опасных отходов.

В 2013 году в рамках оказания государственной поддержки организациям, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим организацию утилизации, обезвреживания (уничтожения) медицинских, биологических отходов, образующихся у населения (физических лиц), утилизировано опасных отходов 45,8 тонн. Приобретено и установлено 756 контейнеров для сбора ТБО в частном секторе городских и сельских поселений Новосибирской области.

6. Ликвидация экологического ущерба, вызванного несанкционированным размещением отходов.

В 2013 году ликвидировано 23 несанкционированных места размещения отходов.

Ряд мероприятий с 2015 года, направленных на предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидацию его последствий, будет реализовываться в рамках государственной программы Новосибирской области «Охрана окружающей среды» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 28.01.2015 № 28-п (заказчик-координатор программы –департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области).Несмотря на реализацию вышеуказанных мероприятий в 2012-2013 годах риск негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду сохраняется.

Такие проблемы как: отсутствие глубокой переработки ТБО, недостаточно развитая система управления в сфере обращения с отходами (сбор, транспортировка, переработка и утилизация), несоответствие действующих полигонов для захоронения отходов современным требованиям, отсутствие развитой инфраструктуры по раздельному сбору отходов, а также ежегодное старение автопарка техники специального назначения предприятий коммунального комплекса остаются актуальными и требуют комплексного решения в рамках государственной программы.

В настоящее время на территории Новосибирской области предприятия по глубокой переработке ТБО отсутствуют, что не позволяет уменьшать объемы захоронения отходов и вовлекать в оборот вторичное сырье.

Вместе с тем, представленная ниже структура отходов, образующихся в Новосибирской области, характеризует то, что существенную долю образующихся отходов представляют ТБО.

 

Структура отходов, образующихся в Новосибирской области

 

 

Наибольший экономический и социальный эффект от реализации инвестиционных проектов по переработке ТБО и некоторых видов промышленных отходов может быть достигнут при создании мусороперерабатывающих комплексов. Реализация проекта по созданию таких комплексов требует системного подхода и должна быть направлена на решение технических, технологических, организационных и экономических вопросов.

Ниже приведен прогнозный баланс распределения ТБО (на переработку и захоронение), характеризующий расчетные объемы ТБО, направленные на сортировку, переработку и захоронение, с учетом строительства мусороперерабатывающих предприятий для города Новосибирска.

 

Таблица № 1

 

Прогнозный баланс распределения ТБО (на переработку и захоронение)

 

Показатели

Направления использования, %

Расчетные объемы на 2020 год, тыс. тонн

на сортировку и переработку

на

захоронение

на сортировку и переработку

на захоронение

Всего

70

30

602,1

253,0

ТБО от жилого сектора

селективно собранные

-

100

-

23,3

смешанные

85

15

375,5

66,3

ТБО от организаций

селективно собранные

-

100

-

57,0

смешанные

100

-

132,0

-

КГО

47

53

25,4

28,6

Отходы от содержания территорий

47

53

69,2

77,8

 

КГО – крупно-габаритные отходы.

Таким образом, от общего объема образующихся отходов в год:

объем ТБО, направляемых на сортировку и переработку, составит до 70%;

объем ТБО, направляемых на захоронение, составит до 30%.

Совершенствование системы управления в сфере обращения с отходами (сбор, транспортировка, переработка и утилизация), образующихся в городе Новосибирске.

С момента реализации пилотного проекта и уже по завершению строительства мусороперерабатывающего завода № 1 (далее – МПЗ) потребуется увеличение тарифа на утилизацию ТБО.

Для перехода к переработке отходов, а не их захоронению, повышение тарифа на утилизацию ТБО неизбежно.

Установление экономически обоснованного тарифа на утилизацию отходов путем их глубокой переработки может существенно увеличить размер платежей, осуществляемых населением (в части платы за вывоз и утилизацию ТБО). Искусственное занижение тарифа исключает инвестиционную привлекательность строительства МПЗ, поскольку не обеспечивает возврат инвестиции в течение разумного срока.

Кроме того, для осуществления деятельности регионального оператора потребуется в 2016 году разработка территориальной схемы обращения с отходами, которая позволит отразить схемы потоков отходов на территории Новосибирской области, их количественные характеристики. (Дополнен - Постановление Правительства Новосибирской области от 01.02.2016 № 7-п)

Действие в целях государственной политики сдерживания тарифов (цен) на некоторые виды коммунальных услуг приведет к возникновению выпадающих доходов у организаций коммунального комплекса (региональный оператор), оказывающих услуги в сфере глубокой переработки ТБО в Новосибирской области, для этого необходима реализация мероприятия по возмещению убытков, возникающих в результате государственного регулирования цен (тарифов) на утилизацию ТБО для нужд населения и потребителей, приравненных к населению. (В редакции Постановления Правительства Новосибирской области от 01.02.2016 № 7-п)

Для решения проблемы по легитимному размещению отходов на территории муниципальных районов и городских округов Новосибирской области (без учета города Новосибирска) в рамках первоочередных мероприятий необходимо обеспечить полигонами ТБО до 100% муниципальных районов (в районных центрах) и городских округов Новосибирской области.

Для достижения данного показателя требуется построить дополнительно 28 полигонов, на которых будет захораниваться до 37,2% ТБО, что потребует существенных капитальных вложений (более 1,3 млрд. руб.) и временных затрат.

Исходя из анализа проектируемых и строившихся полигонов, проектирование и прохождение государственных экспертиз проектной документации занимает до 2 лет, строительство и освоение средств в течение 2-3 лет. По приведенным выше показателям достижение 100% значения данного мероприятия потребует его реализации в течение 12-13 лет.

В 2012-2013 годах и первом полугодии 2014 года на территории Новосибирской области построены и введены в эксплуатацию полигоны по приемке и захоронению отходов в селе Северное Северного района, селе Баган Баганского района, рабочем поселке Краснозерское, рабочем поселке Чистоозерное, городе Искитим Новосибирской области, всего 6 полигонов ТБО. Доля муниципальных образований Новосибирской области, обеспеченных полигонами, отвечающих требованиям действующего законодательства Российской Федерации в сфере системы обращения с отходами, составляет – 20,6%, на которых захоранивается 12% бытовых отходов, образующихся у населения муниципальных районов и городских округов.

В рамках реализации государственной программы с учетом выделяемых средств планируется обеспеченность муниципальных районов и городских округов полигонами ТБО до 32,4%, отбор которых будет осуществляться согласно критериям, установленным в приложении № 3 к постановлению. (В редакции Постановления Правительства Новосибирской области от 01.02.2016 № 7-п)

Для развития этого направления по формированию системы раздельного сбора на территории Новосибирской области раздельный сбор необходимо внедрять непосредственно в местах накопления отходов.

В предыдущие годы мероприятия по формированию данной системы практически не реализовывались, в большинстве случаев на придомовых территориях многоквартирных жилых домов осуществлялся сбор отходов в двух направлениях, это бытовые отходы и крупногабаритные, сортировка отходов осуществлялась стихийно непосредственно на полигонах захоронения частными организациями.

В рамках государственной программы формирование системы раздельного сбора планируется начать с пилотных проектов на территории четырех наиболее крупных районов города Новосибирска.

Создание инфраструктуры по раздельному сбору отходов в городе Новосибирске будет способствовать развитию транспортно-логистических объектов для предварительной подготовки отходов к конечному их захоранению, включающих: обустройство площадок для раздельного сбора, устройство станций перегрузки, мусоросортировочных станций, центров сбора компонентов, входящих в состав ТБО, которые могут быть утилизированы (использованы) в целях вовлечения их в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.

В целях обеспечения бесперебойного сбора и вывоза отходов необходимо обновление автопарка техники специального назначения предприятий коммунального комплекса, так как износ транспортных средств составляет 50-70%.

В 2012-2013 годах было приобретено 140 единиц техники, вместе с тем потребность в обновлении остается до настоящего времени в связи с ежегодным выбытием автотранспорта по причине поломки либо истечения срока эксплуатации.

Учитывая на сегодняшний день развитие рынка автотранспорта на газомоторном топливе и принимая во внимание экологический эффект от его использования, необходимо внедрять автомобильный транспорт специального назначения, использующий природный газ в качестве моторного топлива, на сегодняшний день на предприятиях коммунального комплекса такая техника не применяется.

В соответствии с Комплексным планом мероприятий по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива, утвержденным заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковичем от 14.11.2013 № 6819п-П9, субъектам Российской Федерации поручена разработка государственных программ в данном направлении, разработка аналогичной программы планируется на федеральном уровне.

Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива на автомобильном транспорте специального назначения предприятий коммунального комплекса позволит внедрить использование компримированного природного газа на технике специального назначения и в целом расширить его использование в Новосибирской области.

Принимая во внимание развитие рынка газомоторного топлива на территории Российской Федерации возникает потребность в мероприятиях по внедрению и эксплуатации техники, работающей на газомоторном топливе, в рамках государственной программы.

При поэтапном развитии рынка газомоторного топлива в России прогнозируется увеличение потребления компримированного природного газа с  0,4 млрд. куб.м в 2013 году до 10,4 млрд. куб.м к 2020 году, сжиженного природного газа – с 0 до 3,8 млн.т в год.

В городе Новосибирске на территории левого берега действуют две автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС), строительство еще одной станции планируется в Первомайском районе. Первоначальные мероприятия по приобретению транспортных средств для сбора и вывоза отходов, использующих компримированный природный газ в качестве моторного топлива, будут ориентированы на город Новосибирск.

 

III. Цели и задачи, важнейшие целевые индикаторы

государственной программы

 

Выбор приоритетов государственной программы определен Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30.04.2012, Стратегией социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области   от03.12.2007 №474, Концепцией охраны окружающей среды Новосибирской области на период до 2015 года, утвержденной распоряжением Губернатора Новосибирской области  от 17.11.2009 №283-р, Планом социально-экономического развития Новосибирской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области   от30.12.2013 №609-п, Концепцией развития комплекса по сбору, транспортировке, переработке и утилизации твердых бытовых отходов города Новосибирска (одобрена на заседании Правительства Новосибирской области, протокол от 06.08.2012 № 28).

Приоритетами государственной политики в сфере обращения с отходами являются:

совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления, внедрение глубокой переработки вторичного сырья и бытовых отходов, направленное на снижение негативного воздействия на окружающую среду;

создание единой информационной системы об объемах и источниках образования отходов, потребностях во вторичных материальных ресурсах, доступных способах переработки;

совершенствование тарифной политики в сфере сбора и утилизации отходов на территории муниципальных образований для установления экономически обоснованного тарифа;

создание межмуниципальных объектов размещения отходов, предприятий по переработке отходов на основании схем территориального планирования районов и схем санитарной очистки муниципальных образований;

организация системы сбора и обезвреживания в полном объеме ТБО, образующихся на территории муниципальных образований с численностью населения от 5 тыс. человек;

создание полигонов ТБО, отвечающих установленным требованиям, для населенных пунктов с численностью населения до 30 тыс. человек.

Целью государственной программы является совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления в городских округах и муниципальных районах Новосибирской области, направленное на снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

внедрение глубокой переработки ТБО, образующихся в городе Новосибирске;

совершенствование системы управления в сфере обращения с отходами (сбор, транспортировка, переработка и утилизация), образующимися в городе Новосибирске;

создание условий для легитимного размещения ТБО на территории Новосибирской области;

создание инфраструктуры по раздельному сбору отходов в городе Новосибирске;

расширение использования природного газа в качестве моторного топлива на автомобильном транспорте специального назначения муниципальных предприятий коммунального комплекса;

обновление автопарка техники специального назначения муниципальных предприятий коммунального комплекса.

К основным индикаторам реализации государственной программы относятся:

1) доля обезвреживаемых, используемых отходов от объема отходов, образующихся в Новосибирской области;

2) количество мусороперерабатывающих предприятий, созданных в результате реализации пилотного проекта для города Новосибирска;

3) потенциально возможная мощность мусороперерабатывающих предприятий, созданных в результате реализации пилотного проекта для города Новосибирска;

4) доля организаций в сфере обращения с отходами, деятельность которых в единой системе регулируется региональным оператором; (В редакции Постановления Правительства Новосибирской области от 01.02.2016 № 7-п)

5) доля муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, обеспеченных полигонами ТБО, отвечающих установленным требованиям, от общего количества муниципальных районов и городских округов Новосибирской области;

6) доля ТБО, захораниваемых на полигонах ТБО, отвечающих установленным требованиям, от количества ТБО, образующихся у населения муниципальных районов и городских округов Новосибирской области;

7) количество полигонов ТБО, отвечающих установленным требованиям;

8) количество районов города Новосибирска, обеспеченных пунктами по раздельному сбору отходов;

9) доля колесной техники специального назначения (приобретенной или переоборудованной), использующей компримированный природный газ в качестве моторного топлива, от общего количества приобретенной техники за счет средств областного бюджета, начиная с 2012 года;

10) количество приобретенной техники специального назначения (для сбора и вывоза отходов).

Показатель целевого индикатора под номером один является статистическим, показатели индикаторов под номерами со второго по десятый включительно являются расчетными, для расчета плановых и фактических значений показателей применяется методика расчета.

Методика расчета плановых и фактических значений индикаторов приведена в Плане реализации мероприятий государственной программы.

Сведения о плановых значениях индикаторов государственной программы по годам приведены в приложении № 1 к государственной программе.

 

IV. Система основных мероприятий государственной программы

 

Для решения задачи по внедрению глубокой переработки ТБО, образующихся в городе Новосибирске, необходимо строительство 2-х комплексов по глубокой переработке ТБО для города Новосибирска в рамках пилотного проекта.

Реализацию данного мероприятия планируется осуществить за счет внебюджетных источников (инвестиционных вложений).

Правительством Новосибирской области, мэрией города Новосибирска и ООО «Экология-Новосибирск» 12.05.2014 заключено соглашение № 12 «О реализации инвестиционного проекта». Соглашение заключено в целях создания комплекса по сортировке и переработке ТБО для города Новосибирска.

Строительство комплексов по глубокой переработке ТБО для г. Новосибирска планируется осуществить в 2015-2016 годах со сроком выхода первого комплекса на проектную мощность в 2018 году, второго комплекса – в 2019 году. К концу реализации государственной программы ожидается вывести вновь построенные комплексы на потенциально возможную мощность в объеме 600 тыс. тонн отходов в год.

Для решения задачи по совершенствованию системы управления в сфере обращения с отходами (сбор, транспортирование, переработка и утилизация), образующимися в Новосибирской области, планируется реализация следующих мероприятий. (В редакции Постановления Правительства Новосибирской области от 01.02.2016 № 7-п)

Создание в 2015 году юридического лица в виде АО «Экооператор» (далее – АО «Экооператор») при участии Новосибирской области. (В редакции Постановления Правительства Новосибирской области от 01.02.2016 № 7-п)

При создании юридического лица департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области выступит от имени Новосибирской области учредителем АО «Экооператор», примет участие в подготовке устава общества. После регистрации юридического лица АО «Экооператор» совместно с министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области будут сформированы органы управления и ревизионная комиссия общества. (В редакции Постановления Правительства Новосибирской области от 01.02.2016 № 7-п)

В 2016 году планируется проведение конкурсного отбора юридических лиц для присвоения победителю статуса регионального оператора. (В редакции Постановления Правительства Новосибирской области от 01.02.2016 № 7-п)

Планируется, что региональный оператор посредством заключения контрактов с инвесторами образует в Новосибирской области систему по переработке отходов, которая включит в себя сортировочные линии, предприятия по глубокой переработке отходов, как вновь построенные, так и существующие (мусоросортировочный завод № 2) и так далее. Контракты, заключенные с инвесторами, будут включать в себя гарантии по обеспечению построенных за счет инвестиций предприятий отходами, цену переработки единицы отходов, сроки окупаемости. (В редакции Постановления Правительства Новосибирской области от 01.02.2016 № 7-п)

Схема взаимодействия регионального оператора на рынке обращения ТБО приведена ниже. (В редакции Постановления Правительства Новосибирской области от 01.02.2016 № 7-п)

 

 

Создание регионального оператора позволит смягчить экономическую нагрузку на население, связанную с необходимостью повышения тарифа на утилизацию ТБО. Указанный результат планируется достичь путем реализации программы дотаций (предоставления регионального оператора на компенсацию части затрат по оплате услуги утилизации ТБО). (В редакции Постановления Правительства Новосибирской области от 01.02.2016 № 7-п)

Так, с 2018 года планируется ежегодное предоставление дотаций региональному оператору за счет средств областного бюджета Новосибирской области на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на утилизацию ТБО для нужд населения и потребителей, приравненных к населению (механизм предоставления дотаций будет уточнен после создания данного юридического лица). (В редакции Постановления Правительства Новосибирской области от 01.02.2016 № 7-п)

Для осуществления деятельности регионального оператора в 2016 году планируется разработка территориальной схемы обращения с отходами. (Дополнен - Постановление Правительства Новосибирской области от 01.02.2016 № 7-п)

Состав требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами утверждается Правительством Российской Федерации. (Дополнен - Постановление Правительства Новосибирской области от 01.02.2016 № 7-п)

Для решения задачи по созданию условий для легитимного размещения ТБО в городских и сельских поселениях Новосибирской области предусмотрено софинансирование местных бюджетов на проектирование, строительство и реконструкцию полигонов ТБО в городских и сельских поселениях Новосибирской области, за исключением города Новосибирска.В рамках реализации данного мероприятия за счет средств бюджета Новосибирской области и местных бюджетов муниципальных образований будет осуществляться строительство полигонов ТБО на территории Новосибирской области. (В редакции Постановления Правительства Новосибирской области от 01.02.2016 № 7-п)

В рамках реализации мероприятия по строительству полигонов ТБО предполагается построить 9 полигонов ТБО, тем самым создав в 16 муниципальных районах и городских округах Новосибирской области условия для легитимного размещения отходов. В первую очередь для обслуживания территорий с относительно высокой плотностью населения в административных центрах муниципальных районов Новосибирской области (численность обслуживаемого населения не менее 5 тысяч человек).

Для решения задачи по созданию инфраструктуры раздельного сбора отходов в городе Новосибирске потребуется реализация мероприятия по софинансированию расходов местных бюджетов на мероприятия по ее формированию.

В рамках реализации мероприятия в период с 2017 по 2020 год возможно: обустройство площадок для раздельного сбора (являющихся муниципальной собственностью), устройство станций перегрузки, мусоросортировочных станций, центров сбора компонентов, входящих в состав ТБО, которые могут быть утилизированы (использованы) в целях вовлечения их в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии. Реализация данных мероприятий планируется на территории 4 районов города Новосибирска, их очередность определяется мэрией города Новосибирска.

Для решения задачи по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива на автомобильном транспорте специального назначения муниципальных предприятий коммунального комплекса потребуется в период с 2016 по 2020 год реализация мероприятия по софинансированию расходов местных бюджетов на приобретение (или переоборудование) колесной техники специального назначения (для сбора и вывоза отходов), использующих компримированный газ в качестве моторного топлива.

Для решения задачи по обновлению автопарка техники специального назначения предприятий коммунального комплекса потребуется в период с 2016 по 2020 год реализация мероприятия по софинансированию расходов местных бюджетов на приобретение техники специального назначения (для сбора и вывоза отходов).

Порядок финансирования мероприятий, предусмотренных государственной программой, приведен в приложении № 1 к постановлению.

Условия предоставления и расходования субсидий из бюджета Новосибирской области местным бюджетам на реализацию мероприятий государственной программы приведены в приложении № 2 к постановлению.

Критерии отбора муниципальных образований Новосибирской области для предоставления субсидий местным бюджетам на реализацию мероприятий государственной программы приведены в приложении № 3 к постановлению.


Информация по документу
Читайте также