Расширенный поиск

Постановление Правительства Новосибирской области от 31.07.2013 № 322-п

 

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 31.07.2013 N 322-п

 

г.Новосибирск

 

Об утверждении государственной программы Новосибирской области

Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014-2019 годы

 

(В редакции Постановлений Правительства Новосибирской области

от 05.06.2014 г. № 220-п; от 24.11.2014 г. № 463-п;

от 27.04.2015 г. № 161-п; от 31.08.2015 г. № 327-п;

от 14.12.2015 г. № 447-п; от 31.05.2016 г. № 151-п;

от 06.12.2016 г. № 397-п; от 06.06.2017 г. № 211-п;

от 11.07.2017 г. № 267-п)

 

В соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 28.03.2014 № 125-п «О Порядке принятия решений о разработке государственных программ Новосибирской области, а также формирования и реализации указанных программ» Правительство Новосибирской области п о с т а н о в л я е т: (В редакции Постановления Правительства Новосибирской области от 24.11.2014 г. № 463-п)

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014-2019 годы. (В редакции Постановления Правительства Новосибирской области от 24.11.2014 г. № 463-п)

2. Установить:

1) порядок финансирования мероприятий государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014-2019 годы» согласно приложению № 1 к настоящему постановлению;

2) порядок предоставления (условия предоставления и расходования) межбюджетных трансфертов местным бюджетам в рамках реализации государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014-2019 годы» согласно приложению № 2 к настоящему постановлению;

3) порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в рамках реализации государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014-2019 годы» согласно приложению № 3 к настоящему постановлению.

(Пункт в редакции Постановления Правительства Новосибирской области от 24.11.2014 г. № 463-п)

4) порядок предоставления денежной выплаты на улучшение социально-бытовых условий ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам Великой Отечественной войны, супругам погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны в рамках реализации государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014-2019 годы» согласно приложению № 4 к настоящему постановлению. (Дополнен - Постановление Правительства Новосибирской области от 06.12.2016 г. № 397-п)

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Титкова А.П. (В редакции Постановления Правительства Новосибирской области от 31.05.2016 г. № 151-п)

 

 

 

Губернатор области                                                                              В.А.Юрченко

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Новосибирской области

от 31.07.2013 № 322-п

 

 

Государственная программа Новосибирской области

«Развитие системы социальной поддержки населения

и улучшение социального положения семей с детьми

в Новосибирской области на 2014-2019 годы»

 

(В редакции Постановлений Правительства Новосибирской области

от 24.11.2014 г. № 463-п; от 27.04.2015 г. № 161-п;

от 31.08.2015 г. № 327-п; от 14.12.2015 г. № 447-п;

от 31.05.2016 г. № 151-п; от 06.12.2016 г. № 397-п;

от 06.06.2017 г. № 211-п)

 

I. ПАСПОРТ

государственной программы Новосибирской области

 


Наименование государственной программы

«Развитие системы социальной поддержки населения  
и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014-2019 годы» (далее – государственная программа)

Основные разработчики государственной программы

Министерство социального развития Новосибирской области;

министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области;

министерство культуры Новосибирской области;

министерство здравоохранения Новосибирской области;

министерство региональной политики Новосибирской области;

министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области;

департамент физической культуры и спорта Новосибирской области

министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области;

Государственный заказчик государственной программы

Министерство социального развития Новосибирской области

Руководитель государственной программы

Министр социального развития Новосибирской области
Пыхтин С.И.

Исполнители подпрограмм государственной программы, отдельных мероприятий государственной программы

Министерство социального развития Новосибирской области;

министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области;

министерство культуры Новосибирской области;

министерство здравоохранения Новосибирской области;

министерство региональной политики Новосибирской области;

министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области;

министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области;

департамент физической культуры и спорта Новосибирской области;

органы местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области (по согласованию);

государственные учреждения Новосибирской области, подведомственные министерству социального развития Новосибирской области;

государственные учреждения Новосибирской области, подведомственные министерству здравоохранения Новосибирской области;

общественные организации инвалидов;

Религиозная организация «Новосибирская Епархия Русской православной Церкви (Московский Патриархат)»

Цели и задачи государственной программы

Цель 1 государственной программы:

улучшение социального положения семей с детьми, детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем создания комплексных условий для благополучия детей и подростков, обеспечения дружественных семье и детству общественных отношений и инфраструктуры жизнедеятельности.

Задача 1.1. Улучшение качества жизни семей с детьми, детей, в том числе детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Задача 1.2. Повышение доступности и качества отдыха, оздоровления и занятости детей.

Задача 1.3. Обеспечение и защита прав, интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Создание условий для совершенствования системы профилактики преступности и правонарушений несовершеннолетних, социализации и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.

Цель 2 государственной программы:

организация эффективной системы социальной поддержки населения, в том числе социального обслуживания отдельных категорий граждан.

Задача 2.1. Создание социально-экономических, организационных условий для повышения качества жизни граждан пожилого возраста, степени их социальной защищенности, содействие их активному участию в жизни общества.

Задача 2.2. Формирование условий для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным для них  объектам и услугам. Совершенствование системы комплексной реабилитации инвалидов.

Задача 2.3. Создание условий для повышения качества предоставления социальных услуг, улучшения материального положения отдельных категорий граждан, в том числе малоимущих, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации

Перечень подпрограмм государственной программы

В рамках государственной программы подпрограммы не выделяются

Сроки (этапы) реализации государственной программы

2014-2019 годы

(этапы не выделяются)

Объемы финансирования государственной программы

Общий объем финансирования государственной программы, тыс. рублей:

Исполнители

и источники финансирования

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

итого

Министерство социального развития Новосибирской области

17683787,7

18976245,2

21244799,4

22505976,5

21049517,6

21045890,9

122506217,3

Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области

72627,0

4052,0

4180,0

0,0

2000,0

2000,0

84859,0

Министерство культуры Новосибирской области

1016,0

0,0

8686,4

4421,0

4421,0

4421,0

22965,4

Министерство здравоохранения Новосибирской области

9211,3

6023,0

4830,0

2300,0

2300,0

2300,0

26964,3

Департамент физической культуры и спорта Новосибирской области

763,9

0,0

3730,0

1800,0

1800,0

1800,0

9893,9

Министерство региональной политики Новосибирской области

596,2

596,2

596,2

0,0

0,0

0,0

1788,6

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области

7971,3

5687,3

3400,0

1370,0

1370,0

1370,0

21168,6

Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области

0,0

0,0

4830,0

2300,0

2300,0

2300,0

11730,0

Всего, в том числе

17775973,4

18992603,7

21275052,0

22518167,5

21063708,6

21060081,9

122685587,1

федеральный бюджет, в том числе

3603160,0

3795261,6

3656732,2

3304832,8

3291306,3

3288101,8

20939394,7

межбюджетные трансферты

136988,3

136423,5

139585,4

154673,0

154673,0

154673,0

877016,2

областной бюджет Новосибирской области, в том числе

13652121,8

14626573,9

16952976,1

18521452,0

17266821,6

17266399,4

98286344,8

межбюджетные трансферты

4118551,9

3537346,4

3774184,2

4161563,9

4467951,8

4467951,8

24527550,0

местные бюджеты <*>

39993,5

12287,3

12251,8

11610,0

11610,0

11610,0

99362,6

внебюджетные средства <*>

480698,1

558480,9

653091,9

680272,7

493970,7

493970,7

3360485,0

в том числе средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

14442,9

29515,9

21392,2

12058,7

0,0

0,0

77409,7

Основные целевые индикаторы государственной программы

Основные целевые индикаторы:

доля семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, в общей численности семей с детьми, состоящих на учете в органах социальной защиты населения Новосибирской области;

доля детей-инвалидов, получивших социальные и реабилитационные услуги в общем количестве детей-инвалидов, проживающих в Новосибирской области;

доля многодетных семей со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленного в Новосибирской области, получающих ежемесячную денежную выплату в случае рождения после 31.12.2012 третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в общем количестве семей, обратившихся за данной выплатой;

доля оздоровленных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, от численности детей в возрасте 7-17 лет, проживающих в Новосибирской области, находящихся в трудной жизненной ситуации, подлежащих оздоровлению, в текущем году;

(Утратил силу - Постановление Правительства Новосибирской области от 06.12.2016 г. № 397-п)

количество ДОУ и ДОУСОНО, в которых проведены работы по реконструкции, капитальному и текущему ремонту (ежегодно);

(Утратил силу - Постановление Правительства Новосибирской области от 06.12.2016 г. № 397-п)

доля ДОУ и ДОУСОНО, соответствующих требованиям СанПиН (в текущем году от общего количества ДОУ и ДОУСОНО);

(Утратил силу - Постановление Правительства Новосибирской области от 06.12.2016 г. № 397-п)

(Утратил силу - Постановление Правительства Новосибирской области от 06.12.2016 г. № 397-п)

доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в семьи, от общей численности детей этой категории;

доля инвалидов, ветеранов войны и вдов погибших (умерших) участников войны, социально-бытовые условия проживания которых улучшены, от общего количества обратившихся;

доля граждан, обеспеченных жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от общего числа лиц данной категории, нуждающихся в жилых помещениях, право на обеспечение жилыми помещениями у которых уже возникло и не реализовано;

численность граждан, не обеспеченных жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на конец календарного года;

доля несовершеннолетних лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, а также страдающих алкогольной зависимостью, прошедших курс реабилитации и направленных на реабилитацию повторно, от общего количества несовершеннолетних, прошедших курс реабилитации;

численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в отчетном финансовом году;

доля ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов Великой Отечественной войны, супругов погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны, социально-бытовые условия проживания которых улучшены, от общего количества обратившихся;

количество граждан пожилого возраста, вовлеченных в мероприятия по поддержанию их социальной активности и адаптации;

доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов Новосибирской области;

(Утратил силу - Постановление Правительства Новосибирской области от 06.12.2016 г. № 397-п)

(Утратил силу - Постановление Правительства Новосибирской области от 06.12.2016 г. № 397-п)

(Утратил силу - Постановление Правительства Новосибирской области от 06.12.2016 г. № 397-п)

(Утратил силу - Постановление Правительства Новосибирской области от 06.12.2016 г. № 397-п)

(Утратил силу - Постановление Правительства Новосибирской области от 06.12.2016 г. № 397-п)

доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов;

доля инвалидов, получивших социальные услуги по различным направлениям в организациях негосударственного сектора, от общего количества инвалидов, имеющих индивидуальную программу реабилитации инвалида;

количество оказанной адресной помощи отдельным категориям граждан по различным направлениям;

количество сотрудников социальных служб, опеки и попечительства, сотрудников Минсоцразвития НСО и территориальных органов Минсоцразвития НСО, прошедших профессиональную реабилитацию;

соотношение средней заработной платы социальных работников и средней заработной платы в Новосибирской области;

доля граждан, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в организации социального обслуживания населения;

доля некоммерческих организаций (за исключением государственных и муниципальных организаций), оказывающих социальные услуги, от общего количества организаций, оказывающих социальные услуги, в Новосибирской области;

средняя численность получателей услуг на одного социального работника.

Ожидаемые результаты реализации государственной программы, выраженные в количественно измеримых показателях

Реализация мероприятий государственной программы позволит достичь следующих результатов:

снижение доли семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, в общей численности семей с детьми, состоящих на учете в органах социальной защиты населения Новосибирской области, с 3,9% в 2013 году до 1,53% в 2019 году;

доля детей-инвалидов, получивших социальные и реабилитационные услуги, в общем количестве детей-инвалидов, проживающих в Новосибирской области, изменится с 83,8% в 2013 году до 86,0% в 2019 году;

доля многодетных семей со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленного в Новосибирской области, получающих ежемесячную денежную выплату в случае рождения после 31.12.2012 третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в общем количестве семей, обратившихся за данной выплатой, будет ежегодно составлять 100%;

доля оздоровленных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, от численности детей в возрасте 7-17 лет, проживающих в Новосибирской области, находящихся в трудной жизненной ситуации, подлежащих оздоровлению, будет составлять 56,6% в 2019 году;

доля детей школьного возраста, ежегодно охваченных всеми видами отдыха и оздоровления, в общей численности детей школьного возраста Новосибирской области ежегодно будет на уровне 46,0%;

доля ДОУ и ДОУСОНО, в которых проведены работы по реконструкции, капитальному и текущему ремонту, ежегодно будет составлять не менее 6,33%

(Утратил силу - Постановление Правительства Новосибирской области от 31.05.2016 г. № 151-п)

(Утратил силу - Постановление Правительства Новосибирской области от 31.05.2016 г. № 151-п)

увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в семьи, от общей численности детей этой категории, с 77,7% в 2013 году до 91,5% в 2019 году;

доля граждан, обеспеченных жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от общего числа лиц данной категории, нуждающихся в жилых помещениях, право на обеспечение жилыми помещениями у которых уже возникло и не реализовано, будет составлять ежегодно не менее 6,8%

абзац; (Утратил силу - Постановление Правительства Новосибирской области от 06.06.2017 г. № 211-п)

численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, будет составлять не менее 243 человек в год

доля ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов Великой Отечественной войны, супругов погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны, социально-бытовые условия проживания которых улучшены, от общего количества обратившихся, ежегодно будет составлять 100%;

увеличение количества граждан пожилого возраста, вовлеченных в мероприятия по поддержанию их социальной активности и адаптации, с 81560 человек в 2013 году до 133800 в 2019 году;

снижение доли несовершеннолетних лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, а также страдающих алкогольной зависимостью, прошедших курс реабилитации и направленных на реабилитацию повторно, от общего количества несовершеннолетних, прошедших курс реабилитации, с 16,6% в 2016 году до 6,6% в 2019 году;

увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов Новосибирской области с 9,8% в 2013 году до 66,1% в 2019 году;

увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов, до 51,8% в 2019 году;

увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной зашиты, до 74,1% в 2019 году;

увеличение доли приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве объектов органов службы занятости, до 59,1% в 2019 году;

(Утратил силу - Постановление Правительства Новосибирской области от 06.12.2016 г. № 397-п)

(Утратил силу - Постановление Правительства Новосибирской области от 06.12.2016 г. № 397-п)

(Утратил силу - Постановление Правительства Новосибирской области от 06.12.2016 г. № 397-п)

(Утратил силу - Постановление Правительства Новосибирской области от 06.12.2016 г. № 397-п)

(Утратил силу - Постановление Правительства Новосибирской области от 06.12.2016 г. № 397-п)

количество сотрудников социальных служб, опеки и попечительства, сотрудников Минсоцразвития НСО и территориальных органов Минсоцразвития НСО, прошедших профессиональную реабилитацию, ежегодно составит не менее 1100 человек;

соотношение средней заработной платы социальных работников и средней заработной платы в Новосибирской области возрастет с 51,5% в 2013 году до 100% в 2018 году, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

увеличение доли граждан, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в организации социального обслуживания населения, с 98% в 2013 году до 100% к 2019 году.

средняя численность получателей услуг на одного социального работника увеличится с 7,8 человека в 2013 году до 9,9 человека в 2018 году в соответствии с распоряжением Правительства Новосибирской области от 11.04.2017 № 126-рп «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания Новосибирской области» на 2013-2018 годы.

В результате реализации государственной программы планируется:

снижение бедности среди получателей мер социальной поддержки на основе расширения сферы применения адресного принципа ее предоставления;

увеличение доли некоммерческих организаций (за исключением государственных и муниципальных организаций), оказывающих социальные услуги, от общего количества организаций, оказывающих социальные услуги, в Новосибирской области с 6,7% в 2016 году до 11,2% в 2019 году

удовлетворение к 2020 году потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов, включая детей-инвалидов, в постоянном постороннем уходе в сфере социального обслуживания населения;

обеспечение поддержки и содействие социальной адаптации граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию или находящихся в социально опасном положении, в том числе в целях профилактики правонарушений;

преобладание к 2020 году семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций

Электронный адрес размещения государственной программы в сети Интернет

http://www.msr.nso.ru/page/1239


*Прогнозные объемы.

 

II. Обоснование необходимости реализации

государственной программы

 

Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определены исходя из Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 № 474 «О стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года». В государственной программе учтены положения Программы социально-экономического развития Новосибирской области на 2011-2015 годы, утвержденной Законом Новосибирской области от 02.12.2010 № 10-ОЗ «Об утверждении Программы социально-экономического развития Новосибирской области на 2011-2015 годы».

К приоритетным направлениям социальной политики Новосибирской области, определенным указанными правовыми актами, отнесены в том числе:

рост человеческого потенциала региона, повышение уровня и качества жизни его населения;

формирование предпосылок для улучшения демографической ситуации, ориентированной на рост численности населения Новосибирской области;

повышение степени социальной защищенности граждан Новосибирской области, усиление социальной направленности всех управленческих решений;

повышение качества и доступности социальных услуг в сельской местности;

повышение качества социального обслуживания населения и объектов общественной инфраструктуры.

 

Развитие семейной политики

 

В основе семейной политики Новосибирской области – принцип обеспечения для любой семьи условий, способствующих росту и благополучию ее членов, необходимой защиты и содействия для выполнения семьей основной функции по рождению и воспитанию детей в условиях благополучной семьи.

Одним из основных документов, который в ближайшие годы будет определять развитие семейной политики и мероприятия по поддержке детей, является Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

В рамках ее реализации действует Стратегия действий в интересах детей Новосибирской области на 2012-2017 годы, утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 29.12.2012 № 628-п «Об утверждении Стратегии действий в интересах детей Новосибирской области на 2012-2017 годы», основной целью которой является реализация в Новосибирской области государственной политики по улучшению положения детей.

В Новосибирской области по данным Всероссийской переписи населения 2010 года проживает более 310 тысяч семей с детьми в возрасте до 18 лет. Численность детского населения (от 0 до 18 лет) составляет около 462 тысяч человек.

Из общего числа семей с несовершеннолетними детьми число семей, воспитывающих одного ребенка, – 216026 семей, двух детей – 79950 семей, трех и более несовершеннолетних детей – 14172 семьи.

На 01.01.2014 около 148 тысяч детей проживают в семьях, состоящих на учете в органах социальной защиты населения Новосибирской области и нуждающихся в социальной помощи. Всего на учете состоит 84886 семей, из них семьи с детьми-инвалидами – 6161, неполные семьи – 38348, многодетные семьи – 17330.

Особое беспокойство вызывают семьи с детьми и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Именно эта категория детей нуждается в особой заботе государства. Сохраняются случаи жестокого обращения с детьми, а также их гибели по вине родителей или опекунов.

Основной причиной социального сиротства по-прежнему остается лишение родительских прав. Поэтому усилия областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области в деятельности по сокращению численности детей, живущих вне семьи, направлены на предупреждение факторов риска появления семейного неблагополучия, выявление проблем семей и коррекцию отношений на ранней стадии семейного неблагополучия, обеспечение условий для эффективного выполнения семьей своих функций, а также развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Особое внимание требуется семьям группы риска и семьям, в которых родители несовершеннолетних или их законные представители не выполняют свои обязанности по воспитанию. На начало 2014 года на учете в органах социальной защиты населения Новосибирской области состояло 3273 семьи, находящихся в социально опасном положении, воспитывающих 6805 детей (на 01.01.2013 – 4092 семьи, в них детей – 8542). Доля семей, находящихся в социально опасном положении, от общей численности семей, состоящих на учете в органах социальной защиты населения Новосибирской области, на 01.01.2014 составила 3,9%, на 01.01.2013 – 4,86%, на 01.01.2012 – 5,7%. Таким образом, происходит постепенное снижение числа семей данной категории в общей численности семей с детьми, состоящих на учете в органах социальной защиты населения Новосибирской области. Это стало возможно благодаря деятельности новых социальных служб, внедрению новых технологий и форм работы.

По итогам 2013 года число преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, в сравнении с 2012 годом снизилось на 13,2% (с 2452 до  2128 фактов). Число суицидальных попыток, совершенных несовершеннолетними, снизилось со 109 до 105.

За прошедший год совершено 1317 самовольных ухода, в том числе 943 ухода из учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет почти 72% от их общего числа.

В 2013 году сотрудниками полиции во взаимодействии с ведомствами системы профилактики выявлен и поставлен на учет 8661 родитель, отрицательно влияющий на детей, 7443 родителя привлечены к административной ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних по статье 5.35 «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) (на 7,7% меньше, чем в 2012 году); в отношении 42 законных представителей были возбуждены уголовные дела по статье 156 Уголовного кодекса Российской Федерации (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), что на 20,8% меньше, чем в 2012 году; комиссиями по делам несовершеннолетних и защите прав по статье 5.35 КоАП РФ принято 8650 мер воздействия по административным протоколам (в 2012 году – 9084).

Министерством социального развития Новосибирской области (далее – министерство) к 2014 году в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Семья и дети» на 2012-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 29.08.2011 № 374-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Семья и дети» на 2012-2015 годы», на территории Новосибирской области была сформирована система социальных служб, деятельность которых направлена на профилактику социального сиротства, трудной жизненной ситуации, случаев насилия в семье, оказание своевременной помощи детям, нуждающимся в социальной помощи, в том числе с 2013 года – развитие служб, оказывающих помощь детям и женщинам с детьми, пострадавшим от насилия или жестокого обращения, формирование в общественном сознании нетерпимого отношения к жестокому обращению с детьми.

Профилактическая работа по предупреждению семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, случаев жестокого отношения к детям организуется всеми органами и учреждениями системы профилактики.

Работа организуется по следующим направлениям:

развитие системы служб, обеспечивающих своевременное выявление случаев семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми (в том числе участковые службы, мобильные бригады, службы сопровождения замещающих семей при комплексных центрах социального обслуживания населения (далее – КЦСОН);

обеспечение деятельности областных специализированных учреждений, осуществляющих реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации или в социально опасном положении, в том числе подвергшихся насилию;

укрепление института семьи, поддержание престижа материнства и отцовства, развитие и сохранение семейных ценностей, создание в обществе нетерпимого отношения к случаям жестокого обращения с детьми (социальная реклама, публикации в средствах массовой информации), повышение родительской компетентности в вопросах воспитания детей;

повышение уровня квалификации специалистов, работающих с семьями и детьми.

Эффективность используемых современных технологий подтверждает необходимость их всестороннего развития на территории Новосибирской области.

Дальнейшее развитие системы мер, направленных на своевременное выявление семейного неблагополучия и оказание своевременной помощи семьям с детьми и детям в соответствии с индивидуальными потребностями, минимизацию фактов жестокого обращения с детьми и оказание своевременной комплексной помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, будет осуществляться в рамках основного мероприятия 1.1.1. «Реализация комплекса мер «Мир добрый к детям» при финансовой поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. (В редакции Постановления Правительства Новосибирской области от 31.08.2015 г. № 327-п)

В рамках основного мероприятия 1.1.3 «Реализация комплекса мер «В интересах детей» при финансовой поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, будут осуществляться: системные изменения в организации работы по профилактике социального сиротства детей и семейного неблагополучия на территории Новосибирской области; создание программно-целевых механизмов, направленных на сокращение числа лишений родительских прав, выявление, социальное сопровождение и социальную реабилитацию семей, находящихся в социально опасном положении; развитие форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов. (Дополнен - Постановление Правительства Новосибирской области от 31.08.2015 г. № 327-п)

В рамках основного мероприятия 1.3.1 «Реализация комплекса мер «Право на выбор» (в том числе реализация мер, направленных на обеспечение и защиту прав, интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)» при финансовой поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, будет обеспечено создание на территории Новосибирской области условий для совершенствования системы профилактики преступности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных, социализации и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом. (Дополнен - Постановление Правительства Новосибирской области от 14.12.2015 г. № 447-п)

 

Социальная политика в сфере поддержки семей с детьми

 

По данным Пенсионного фонда Российской Федерации на территории Новосибирской области на 01.01.2014 зарегистрирован 7681 ребенок-инвалид (1,6% от общей численности детей), из них на учете в органах социальной защиты населения на 01.04.2014 состоит 6161 семья, в которой проживают 6305 детей-инвалидов (среди них мальчиков – 3623 человека, девочек – 2682). Численность детей с ограниченными возможностями здоровья составляет около 13 тысяч человек. Реабилитационные услуги по итогам 2013 года получили 5152 ребенка.

Возрастной состав детей-инвалидов можно представить следующим образом: от 0-3 лет – 328 детей (5,21%), 3-7 лет – 1381 (21,91%), 7-10 лет – 1259 (19,97%), 10-14 лет – 1748 (27,73%), 14-18 лет – 1589 (25,21%). Среди заболеваний, обусловивших возникновение инвалидности, ведущее место занимают следующие заболевания: детский церебральный паралич – 1350 детей (21,42%), умственная отсталость – 751 (11,92%), болезни нервной системы – 552 (8,76%), болезни уха – 522 (8,28%), психические расстройства – 487 (7,73%), заболевания костно-мышечной системы – 436 (6,92%), эндокринные заболевания – 394 (6,25%), генетические заболевания – 324 (5,14%). Передвигаются с посторонней помощью – 763 ребенка, неспособны к самостоятельному передвижению и нуждаются в постоянной помощи других лиц – 697 детей.

Среди семей, воспитывающих детей-инвалидов, 1804 (29,28%) неполных семьи и 664 (10,78%) полных многодетных.

В общей численности семей, состоящих на учете в органах социального обслуживания населения Новосибирской области, доля семей с детьми-инвалидами составляет 7,3%. Доля одиноких родителей, воспитывающих детей-инвалидов, в общей численности семейных ячеек с несовершеннолетними, где детей воспитывает один из родителей (93821 ячейка), составляет 1,9%.

В Новосибирской области реализуется комплекс мероприятий по реабилитации детей, их социализации, оказанию помощи семьям с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Общим итогом 2013 года стало существенное увеличение доли детей с инвалидностью, получивших реабилитационные услуги в государственных и муниципальных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, от общего количества детей-инвалидов, проживающих в области, которое составило 83,8% при плановом значении 75%.

Вместе с тем недооценка населением значения здорового образа жизни, неудовлетворительное здоровье родителей, нерациональное питание по-прежнему способствуют возникновению инвалидности у детей.

Реализация мер в сфере социального обслуживания семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья включает изменения в системе профилактики детской инвалидности и организации реабилитации и абилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в Новосибирской области через:

совершенствование системы ранней диагностики;

дальнейшее развитие сети специализированных служб, оказывающих медико-психолого-педагогическую помощь детям с проблемами в развитии раннего возраста с использованием современных средств реабилитации и абилитации, инновационных форм и методов работы с детьми;

обеспечение пролонгированного сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с целью максимальной адаптации их в обществе;

всестороннюю поддержку их родителей (законных представителей).

Особую актуальность приобретает ранняя медико-социальная помощь детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья и комплексная социальная помощь семьям с такими детьми. Созданные службы по оказанию ранней помощи подтвердили свою востребованность, существует необходимость их расширения и развития.

Эффективность комплексного социального обслуживания и сопровождения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей основывается на систематическом выявлении, развитии и поддержке детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечении их личной и социальной самореализации.

В реализации данных задач и решении проблем детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья особенно важно обеспечить эффективное взаимодействие специалистов учреждений системы здравоохранения, образования, социальной защиты, общественных организаций.

В учреждениях социального обслуживания населения Новосибирской области организована работа с детьми-инвалидами в зависимости от возраста, состояния здоровья и способностей. Используются инклюзивные технологии.

Организовано пролонгированное сопровождение социальными работниками семей, воспитывающих детей-инвалидов (в 34 муниципальных образованиях Новосибирской области). Услуги в рамках данного направления получили 1276 семей и 1307 детей. Социальным сопровождением охвачено 916 семей, воспитывающих 940 детей с ограниченными возможностями здоровья. Положительная динамика отмечена у 432 детей.

В 7 муниципальных районах Новосибирской области на базе центральных районных больниц действуют палаты для реабилитации детей-инвалидов.


Информация по документу
Читайте также