Расширенный поиск

Постановление Правительства Хабаровского края от 26.06.2012 № 211-пр

 

 

 

                   ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ                    

 

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ  

 

                             N 211-пр
                         
26 июня 2012 г.                                           г. Хабаровск

 

           О государственной программе Хабаровского края              
     "Развитие внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае     
                         (2013 - 2020 годы)"                          

 

     (В редакции Постановления Правительства Хабаровского края

        от 25.02.2013 г. N 28-пр; от 31.12.2013 № 485-пр)             

 

     В  соответствии   с   Постановлением   Правительства   Российской
Федерации от 02 августа 2011 г. N 644 "О федеральной целевой программе
"Развитие внутреннего  и  въездного  туризма  в  Российской  Федерации
(2011  - 2018 годы)", распоряжением Правительства Хабаровского края от

09 октября 2010 г. N 636-рп  концепции  краевой  целевой  программы
"Развитие  внутреннего  и въездного туризма в Хабаровском крае (2013 -
2017  годы)",  в  целях  создания  на  территории  края   современного
эффективного      конкурентоспособного      туристского     комплекса,
обеспечивающего широкие возможности  для  удовлетворения  потребностей
российских  и  иностранных граждан в туристских услугах, Правительство
края постановляет:
     1.  Утвердить     прилагаемую     государственную       программу
Хабаровского   края   "Развитие  внутреннего  и  въездного  туризма  в
Хабаровском  крае (2013 - 2020 годы)" (далее - Программа). (В редакции
Постановления Правительства Хабаровского края от 31.12.2013 № 485-пр)
     2.  Рекомендовать  главам  муниципальных   образований   края   в
установленные   сроки  разработать  муниципальные  программы  развития
туризма  с  учетом  Программы  и  приоритетов  развития  муниципальных
образований края.

 

Губернатор, Председатель
Правительства края                                           В.И.Шпорт

 

 

 

 

 

 

                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                                        Постановлением
                                       Правительства Хабаровского края
                                           от 26 июня 2012 г. N 211-пр
    редакции    Постановления    Правительства   Хабаровского   края

от 31.12.2013 № 485-пр)

 

                      ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

     ХАБАРОВСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА

                 В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ (2013-2020 ГОДЫ)"

 

                               ПАСПОРТ

        государственной программы Хабаровского края "Развитие

          внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае

                          (2013-2020 годы)"

 

 

 

                                                                                           

  Ответственный         -   министерство культуры Хабаровского края (далее также - край)   

  исполнитель                                                                              

                                                                                           

  Соисполнители,        -   министерство экономического развития и внешних связей края;    

  участники                                                                                

                                                                                           

                            министерство промышленности и транспорта края;                 

                                                                                           

                                                                                           

                            министерство строительства края;                               

                                                                                           

                                                                                           

                            администрации городских округов и муниципальных районов        

                            края (по согласованию);                                        

                                                                                           

                                                                                           

                            организации, осуществляющие  деятельность  в  сфере  развития  

                            объектов туристской инфраструктуры (по согласованию)           

                                                                                           

  Цели                  -   создание   современного   эффективного   конкурентоспособного  

  государственной           туристского комплекса,  обеспечивающего  широкие  возможности  

  программы                 для  удовлетворения  потребностей  российских  и  иностранных  

                            граждан в туристских услугах                                   

                                                                                           

  Задачи                -   комплексное развитие рекреационных территорий края;            

  государственной           повышение качества и безопасности туристских услуг;            

  программы                 создание имиджа Хабаровского края как региона, благоприятного  

                            для  развития  туризма,  и   поддержание   статуса   крупного  

                            туристского центра Дальнего Востока                            

                                                                                           

  Подпрограммы          -   в  рамках  реализации   государственной   целевой   программы  

                            "Развитие внутреннего и въездного туризма в Хабаровском  крае  

                            (2013-2020 годы)" (далее -  Программа)  выполнение  отдельных  

                            подпрограмм не предусмотрено                                   

                                                                                           

  Основные              -   организационно-методическое и информационное обеспечение;      

  мероприятия               продвижение регионального туристского продукта (далее также -  

  государственной           турпродукт) на российском и международном рынках;              

  программы                 развитие    туристской,     инженерной     и     транспортной  

                            инфраструктур;                                                 

                            создание Хабаровского туристско-рекреационного кластера;       

                            создание круизного кластера  "Остров  Большой  Уссурийский  -  

                            Шантары";                                                      

                            создание туристско-рекреационного кластера "Северный Сихотэ-   

                            Алинь";                                                        

                                                                                           

                                                                                           

  Основные показатели   -   численность  граждан  Российской  Федерации,  размещенных   в  

  (индикаторы)              коллективных средствах размещения;                             

                            численность иностранных граждан, размещенных  в  коллективных  

                            средствах размещения;                                          

                            количество койко-мест в коллективных средствах размещения;     

                            объем  платных   услуг   гостиниц   и   аналогичных   средств  

                            размещения;                                                    

                            объем платных туристских услуг, оказанных населению            

                                                                                           

  Этапы и сроки         -   2013-2020 годы, в три этапа:                                   

  реализации                I этап - 2013-2014 годы,                                       

  государственной           II этап - 2015-2016 годы,                                      

  программы                 III этап - 2017-2020 годы                                      

                                                                                           

  Ресурсное             -   общий объем  финансирования  Программы  составляет  2  748,54  

  обеспечение               млн. рублей (в действующих ценах),                             

  реализации                в том числе:                                                   

  государственной           средства краевого бюджета - 219,97 млн. рублей,                

  программы за счет         в том числе по годам:                                          

  средств краевого          2013 год - 14,16 млн. рублей,                                  

  бюджета и                 2014 год - 11,27 млн. рублей,                                  

  прогнозная                2015 год - 5,77 млн. рублей,                                   

  (справочная) оценка       2016 год - 5,55 млн. рублей,                                   

  расходов                  2017-2020 годы - 183,22 млн. рублей;                           

  федерального              средства бюджетов  муниципальных  образований  -  94,91  млн.  

  бюджета, бюджетов         рублей,                                                        

  муниципальных             в том числе по годам:                                          

  образований,              2013 год - 0,71 млн. рублей,                                   

  внебюджетных              2014 год - 25,95 млн. рублей,                                  

  средств <*>               2015 год - 18,79 млн. рублей,                                  

                            2016 год - 21,05 млн. рублей,                                  

                            2017-2020 годы - 28,41 млн. рублей;                            

                            средства федерального бюджета - 601,89 млн. рублей,            

                            в том числе по годам:                                          

                            2013 год - 0,00 млн. рублей,                                   

                            2014 год - 76,89 млн. рублей,                                  

                            2015 год - 150,00 млн. рублей,                                 

                            2016 год - 265,00 млн. рублей,                                 

                            2017-2020 годы - 110,00 млн. рублей;                           

                            внебюджетные средства - 1 831,76 млн. рублей,                  

                            в том числе по годам:                                          

                            2013 год - 148,00 млн. рублей,                                 

                            2014 год - 242,57 млн. рублей,                                 

                            2015 год - 378,37 млн. рублей,                                 

                            2016 год - 356,62 млн. рублей,                                 

                            2016-2020 годы - 706,20 млн. рублей.                           

                                                                                           

                                                                                           

  Конечный результат    -   численность  граждан  Российской  Федерации,  размещенных   в  

  реализации                коллективных средствах размещения, увеличится в 1,42 раза;     

  государственной           численность иностранных граждан, размещенных  в  коллективных  

  государственной           средствах размещения, увеличится в 1,62 раза;                  

  программы                 количество койко-мест  в  коллективных  средствах  размещения  

                            увеличится в 1,19 раза;                                        

                            объем  платных   услуг   гостиниц   и   аналогичных   средств  

                            размещения увеличится в 1,79 раза;                             

                            объем  платных   туристских   услуг,   оказанных   населению,  

                            увеличится в 1,70 раза                                         

                                                                                           

 

 

                      1. Характеристика проблемы

 

     1.1.  Общая  характеристика  состояния   туристской   отрасли   и

актуальные проблемы

     Современная  туристская  индустрия  является   одной   из   самых

высокодоходных отраслей в  мировой  экономике.  Доход,  получаемый  от

туризма,  занимает  значительную  часть  в   бюджетах   государств   и

составляет в среднем до 10 процентов валового национального  продукта.

В настоящее время доходы туристской и транспортной отраслей  устойчиво

занимают  четвертое   место   после   доходов   от   экспорта   нефти,

нефтепродуктов и автомобилей и демонстрируют устойчивые  темпы  роста.

По данным Всемирной туристской организации, рост доходов от туризма по

всему миру с поправкой на колебания обменного курса валюты и  инфляции

в 2010 году составил 5 процентов (по отношению к уровню 2009 года) при

росте числа туристов до 6,7 процента.

     Развитие туризма оказывает стимулирующее  действие  и  на  другие

секторы  экономики    том   числе   транспорт,   связь,   торговлю),

способствует   созданию   значительного   количества   рабочих   мест,

увеличению налогооблагаемой базы и поступлений средств  от  налогов  в

бюджеты  всех  уровней  власти.  Следует  отметить,   что   важнейшими

факторами,  оказывающими  влияние  на  доходность  туризма,   являются

природно-климатические  и   историко-культурные   ресурсы,   а   также

политический  климат  и  уровень  благоприятствования  государственной

политики в отношении туризма. Россия занимает 59 позицию (из  139)  во

всем мире в соответствии с рейтингом конкурентоспособности  туристской

отрасли  (TTCI),  а  также  четвертое  место  по  количеству  объектов

мирового природного наследия.

     По прогнозу Всемирной туристской организации, к 2020 году  Россия

войдет в первую десятку самых популярных направлений туризма. Однако в

настоящее время Россию посещает около 20 млн. иностранных граждан, что

составляет  около  2,3  процента  от  мирового  объема   международных

прибытий.  Значение  указанного  показателя  почти  в  4  раза  меньше

аналогичного показателя во Франции (74,20  млн.  человек),  в  2  раза

меньше, чем в Италии (43,20 млн. человек), в 2,5 раза  меньше,  чем  в

КНР (50,60 млн. человек) и США (54,90 млн. человек).

     Хабаровский край является одним  из  крупнейших  и  интереснейших

регионов Российской Федерации. Особенности географического  положения,

историко-экономического освоения, богатейший  природный  и  культурно-

исторический потенциалы позволяют говорить о Хабаровском  крае  как  о

туристском центре Дальнего Востока России.

     Основными составляющими эффективного  развития  туризма  являются

выгодное географическое положение, природный и  культурно-исторический

потенциалы, стабильная экономическая ситуация, сформированная  система

туристской и транспортной инфраструктур.

     Хабаровский край расположен в центре Дальнего Востока, с  северо-

востока и востока регион омывается Охотским  морем,  с  юго-востока  -

Японским.

     Хабаровский край входит в первую пятерку  по  добыче  драгоценных

металлов и  объемам  лесозаготовок  не  только  в  рамках  сложившихся

специализаций дальневосточных субъектов  Российской  Федерации,  но  и

среди российских  регионов  в  целом.  В  Дальневосточном  федеральном

округе Хабаровский край производит основную  долю  лесных  материалов,

продукции машиностроения, включая оборонное авиа- и судостроение.

     Хабаровский край занимает ключевые позиции в единой  транспортной

системе   Дальнего   Востока.   Транспортная    инфраструктура    края

обеспечивает   железнодорожное   сообщение   между    дальневосточными

территориями и  центральными  регионами  России,  между  государствами

Азиатско-Тихоокеанского  региона  и  странами  Восточной  и   Западной

Европы; воздушные, морские перевозки между Россией, Японией, КНР, США,

Сингапуром и Республикой Корея. По  объемам  грузооборота  Хабаровский

край находится на первом месте в Дальневосточном  федеральном  округе,

по объемам пассажирооборота - на втором.

     Протяженность сети железных дорог общего пользования Хабаровского

края   составляет   2,10   тыс.   км.   Основными   являются   участки

Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, ведущих к тихоокеанским

портам России. Хабаровский край находится на пересечении международных

воздушных транспортных коридоров. На территории  края  эксплуатируется

17 аэродромов различных классов, из них 12 являются аэропортами общего

пользования, а пять используются только  для  корпоративных  перевозок

(крупнейшим на Дальнем Востоке является международный  аэропорт  в  г.

Хабаровске).  Протяженность  автомобильных  трасс  общего  пользования

составляет 5,80 тыс. км и сосредоточена в основном на юге края.

     Сформировавшаяся к настоящему времени  сеть  автомобильных  дорог

общего пользования регионального или межмуниципального значения в крае

имеет незавершенный характер, так же как и транспортная система края в

целом, и не обеспечивает круглогодичного  автотранспортного  сообщения

наиболее  развитых  в  экономическом  отношении  южных  и  центральных

районов края с его северной частью. При этом социально-экономическое и

туристское  развитие  края  сопровождается   увеличением   спроса   на

автомобильные транспортные услуги со стороны населения  и  предприятий

различных отраслей экономики.

     Туризм - это одна  из  важнейших  сфер  деятельности  современной

экономики, нацеленная на удовлетворение потребности людей в  отдыхе  и

рекреации и повышение качества жизни населения.

     Преобразование среды проживания населения, в том  числе  за  счет

развития  инфраструктуры  туризма   и   отдыха,   приобретает   особую

актуальность   в   условиях   сокращающейся   численности   населения,

проживающего в Дальневосточном регионе.

     За последние пять лет в Хабаровском крае прослеживается тенденция

незначительного увеличения общего числа въехавших в край российских  и

иностранных туристов,  а  также  снижающиеся  темпы  роста  указанного

показателя. Так, в 2008 году прирост объема  внутреннего  и  въездного

туристских потоков составил менее одного процента, в  2009  году  темп

снизился до 96 процентов к уровню предыдущего года. В  2011  году  был

отмечен рост туристского потока края, в  2012  году  увеличение  числа

туристов составило 6,2 процента.

     Неравномерные и низкие темпы роста туристского потока обусловлены

комплексом причин, в числе которых: износ гостиничного фонда, снижение

соответствия уровня оказываемых услуг растущим потребностям  туристов,

сравнительно высокая  стоимость  туров,  а  также  мировой  финансовый

кризис.

     Коллективные  средства  размещения  являются  одной  из  основных

составляющих туристской инфраструктуры. В крае при наличии стабильного

роста   количества   коллективных   средств   размещения    количество

гостиничных мест в расчете на 1 тыс.  жителей  составляет  4,6  койко-

места, что значительно  ниже  среднеевропейского  уровня  аналогичного

показателя и уровня г. Москвы (12-14 и 10 койко-мест на 1 тыс. жителей

соответственно).

     Для рынка гостиничных услуг Хабаровского края характерен  дефицит

современного   номерного   фонда    гостиниц    туристского    класса,

неравномерное распределение гостиниц на территории края и практическое

отсутствие альтернативных вариантов  размещения  при  наличии  в  мире

устойчивой  тенденции  спроса  на  комфортное  современное  проживание

"эконом-класса". Анализ состояния гостиничной базы  Хабаровского  края

свидетельствует о том, что более половины всех средств размещения края

в настоящее время имеют возможность получения классификации от 2 до  4

звезд, в основном, не принимая дополнительных мер по  доведению  своих

услуг до уровня соответствующих  стандартов.  Для  увеличения  объемов

въездного  туристского  потока  и  развития  туризма   на   территории

Хабаровского края в целом необходима активизация имеющихся ресурсов, а

также строительство новых гостиниц.

     В   настоящее   время   туристский   рынок   края   не   является

привлекательным для крупных гостиничных сетей. Основываясь на  анализе

опыта аттракции указанных инвесторов, решения о строительстве гостиниц

мировых гостиничных сетей на территории России связаны  с  проведением

крупных международных мероприятий (г. Владивосток - проведение саммита

АТЭС), постоянным, установившимся потоком делового туризма (г.  Тюмень

-   центр   нефтегазовой   промышленности,    постоянное    проведение

конференций, круглых столов и т.п.), активным развитием и  пересмотром

существующих известных туристских  брендов  (планы  по  переустройству

"Золотого  кольца  России",  включая  города  Переяславль-Залесский  и

Ярославль),  заключением  договора  франчайзинга  (ООО   "Региональная

Гостиничная Сеть" - города Астрахань, Воронеж, ООО "ИнвестГрупп-Отель"

- г. Геленджик).

     Современный  мировой  туристский  рынок  характеризуется  высокой

степенью конкурентной борьбы, одним из  главных  инструментов  которой

является повышение качества и безопасности туристских услуг.

     Одной из ключевых  составляющих  развития  туристской  отрасли  и

повышения качества и безопасности туристских услуг является подготовка

кадров для  сферы  туризма.  В  настоящее  время  в  Хабаровском  крае

сформировалась непрерывная система кадрового  и  научного  обеспечения

данной сферы.

     В рамках реализации программы довузовской подготовки  кадров  для

сферы туризма осуществляется подготовка учащихся  старших  классов  по

специальности    "Гиды-проводники    и    экскурсоводы".    Подготовку

специалистов со средним профессиональным образованием  на  сегодняшний

день осуществляют четыре образовательных учреждения края. Шесть высших

учебных   заведений   Хабаровского   края   осуществляют    подготовку

специалистов с высшим профессиональным образованием в  сфере  туризма.

Основными поставщиками кадров для туристской отрасли Хабаровского края

являются:  Тихоокеанский  государственный   университет,   Хабаровская

государственная   академия   экономики   и   права,    Дальневосточный

государственный  университет   путей   сообщения   и   Дальневосточная

государственная академия физической культуры.

     Несмотря на принимаемые  меры  в  Хабаровском  крае  по  развитию

системы  образования  в  сфере  туризма,  разрыв  между  потребностями

туристской  отрасли  и   предложением   со   стороны   образовательных

учреждений остается весьма  существенным.  Присутствует  академичность

профильного высшего  образования  при  явном  недостатке  практических

навыков и знаний, подготовка  специалистов  ведется  без  достаточного

учета  содержания  туристско-рекреационных  ресурсов  и  возможностей,

технологий их использования для приема туристов  и  методик  адресного

продвижения   регионального    турпродукта.    Существующая    система

образования в сфере туризма в большинстве своем не  дает  практических

профессиональных  знаний  и  навыков,  что  в  том  числе  связано   с

недостаточным привлечением к преподаванию работников индустрии туризма

и гостеприимства и несоответствием наиболее  востребованных  профессий

(гиды,  экскурсоводы  и  т.д.)   популярным   специализациям   учебных

заведений.

     Численность  занятых  в  туристском  секторе  Хабаровского   края

увеличилась с 2,45 тыс. человек в 2008 году до  2,80  тыс.  человек  в

2012 году (темп 114,2%), однако доля работников  туристской  индустрии

составляет  только  3,0  процента  от  общей  численности  занятых   в

экономике Хабаровского края.

     Для   формирования   конкурентоспособного    туристского    рынка

необходима  эффективная   стратегия   по   продвижению   регионального

турпродукта,  сосредоточенная  на  ключевых  направляющих  туристского

рынка и носящая агрессивный характер, что позволит сделать въездной  и

внутренний туризм доходной составляющей экономики края.

     Одним из главных законов  рекламы  является  значительный  объем,

регулярность  и  продолжительность  воздействия.   Широкая   рекламная

кампания туристских возможностей региона способствует росту количества

иностранных  и  отечественных  туристов,  а,  следовательно,  и  росту

поступлений в его экономику. При этом следует  учитывать  значительный

мультипликативный  эффект   туризма,   развитие   сопутствующих   сфер

экономической деятельности и рост занятости  населения  (косвенно  3-4

иностранных  туриста  обеспечивают  одно  рабочее  место  в  экономике

субъекта Российской Федерации).

     Фактическое количество прибывших в  Хабаровский  край  российских

туристов составило в 2012 году 487,2 тыс. человек, темп 104,3 процента

к уровню  2008  года.  Вместе  с  тем  въезд  иностранных  граждан  за

указанный период сократился на 9,2 процента и  составил  в  2012  году

16,70 тыс. человек.

     Анализ   региональных   особенностей    нормативного    правового

регулирования позволяет сделать вывод о том,  что  в  настоящее  время

Хабаровский край попадает в список субъектов, где нормативная правовая

база, устанавливающая направления краевой государственной  политики  в

сфере туризма,  регулирующая  отношения,  возникающие  при  реализации

права человека на отдых, и способствующая увеличению потока туристов в

край, находится в стадии формирования.

     Главное конкурентное  преимущество  Хабаровского  края  в  рамках

развития  туристской  отрасли  определяется  его   высоким   природным

потенциалом  и  благоприятным   экономико-географическим   положением,

значение которого особенно возросло в условиях глобализации.

     Факторами, способствующими укреплению позиций  Хабаровского  края

как туристского центра на Дальнем Востоке, являются:

     - уникальное культурно-историческое наследие  (место  пересечения

европейской и азиатской культур);

     - высокий природный потенциал;

     - стабильное социально-экономическое положение;

     - наличие "пересекающихся" туристских рынков (потребители  одного

вида  туристских  услуг  с  маркетинговой   точки   зрения   выступают

покупателями смежных турпродуктов);

     - мультимодальность транспортной системы (наличие автомобильного,

речного, воздушного и железнодорожного видов транспорта);

     - достаточный уровень личной и общественной безопасности;

     - широкий комплекс предоставляемых туристских услуг;

     - ориентированность  турпродуктов  на  различные  потребительские

группы.

     Однако    высокий    туристско-рекреационный    потенциал    края

используется  не  в  полной  мере.   Факторами,   сдерживающими   рост

конкурентоспособности  туристского  комплекса  края  на  внутреннем  и

международном рынках туристских услуг, являются:

     -   низкий    уровень    развития    туристской    инфраструктуры

(недостаточность    средств    размещения    и    объектов     досуга,

неудовлетворительное состояние туристских объектов показа, слабая сеть

автомобильных  дорог,  отсутствие  придорожного  сервиса,   отсутствие

современной речной инфраструктуры);

     - низкая оснащенность самолетами в аэропортах края, высокие  цены

на авиаперевозки в северные районы края и монополизм авиаперевозчиков;

     - невысокое качество обслуживания  во  всех  секторах  туристской

индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров;

     -  недостаточная   сформированность   туристского   имиджа   края

вследствие "информационного вакуума" об имеющихся туристских  ресурсах

региона;

     -   несформированная   нормативная   правовая   база   в    сфере

регулирования туризма;

     -   слаборазвитая   обеспечивающая   инфраструктура    туристских

объектов, что является препятствием для привлечения частных инвестиций

в туристскую сферу.

     Совокупность сдерживающих  факторов  и  факторов,  способствующих

развитию  отрасли,  позволяет  рассматривать  Хабаровский   край   как

туристскую территорию,  имеющую  достаточный  потенциал  развития  для

увеличения доли внутреннего и въездного туризма как на общероссийском,

так и на международном туристских  рынках  при  условии  нивелирования

барьеров развития  отрасли.  Для  реализации  туристско-рекреационного

потенциала края необходимо совершенствование  инструментов  и  методов

управления развитием регионального туристского комплекса, направленных

на оптимизацию туристской и сопутствующей инфраструктур  и  механизмов

продвижения услуг посредством  повышения  привлекательности  края  как

туристской территории.

 

     1.2. Варианты решения проблемы

     Для выбора оптимального сценария  Программы  были  рассмотрены  и

проанализированы два различных варианта решения проблемы.

     Первый  вариант  основан  на  включении  в  область   программной

разработки всех территорий муниципальных образований края для оказания

государственной поддержки в развитии туристской инфраструктуры.  Такой

подход имеет преимущество с точки зрения постановки обоснованных целей

Программы, в том числе социально-экономического характера.

     Указанный вариант  решения  проблемы  предусматривает  повышенные

объемы финансирования подготовки и реализации мероприятий Программы за

счет средств краевого бюджета и внебюджетных источников. Вместе с  тем

возникает значительный  риск  завышения  объемов  финансовых  средств,

необходимых для реализации  мероприятий  Программы.  В  рамках  такого

подхода будет обеспечен максимальный охват туристской отрасли на  всей

территории края.

     Однако  отсутствие   взаимной   логической,   технологической   и

функциональной увязки  мероприятий  Программы  приведет  к  размыванию

предпринимаемых усилий и распылению значительных финансовых  ресурсов,

что повлечет, в свою очередь, низкую эффективность и  результативность

предполагаемой инвестиционной активности в сфере туризма.

     Второй вариант решения проблемы - применение кластерного  подхода

возможен  за  счет  концентрации  программных  акцентов  на   развитии

ограниченного числа территорий края, наиболее  перспективных  с  точки

зрения продвижения внутреннего и  въездного  туризма,  в  сочетании  с

проектами,   направленными   на   ускоренное    развитие    туристских

возможностей (маршрутов) и повышение качества услуг.

     Кластерный   подход   предполагает   сосредоточение   в    рамках

ограниченной  территории  предприятий  и   организаций,   занимающихся

разработкой, производством, продвижением  и  продажей  турпродукта,  а

также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными  услугами.  В

рамках формирования  туристско-рекреационных  кластеров  и  на  основе

научно-обоснованных  решений,  а  также  с  использованием  механизмов

государственно-частного партнерства будут  созданы  наилучшие  условия

для развития туристской инфраструктуры, а  также  сферы  сопутствующих

услуг.   Данный   вариант   предусматривает   реализацию   программных

мероприятий и проектов, наиболее эффективно влияющих  на  формирование

туристской инфраструктуры и  туристских  потоков  по  перспективным  с

точки зрения развития внутреннего и  въездного  туризма  направлениям,

обеспечивая тем самым оптимизацию как государственных, так  и  частных

инвестиций.

     Преимуществом  второго  варианта  является  системный  подход   к

решению задач развития внутреннего  и  въездного  туризма  в  крае.  В

результате ежегодного мониторинга и обобщения  результатов  реализации

мероприятий Программы кластерный подход позволит получить  и  обобщить

информацию  о  реальном  положении  дел  в  рассматриваемой   области,

определить  первоочередные  задачи  и  основные  приоритеты,   принять

обоснованные решения о необходимости  дальнейшей  разработки  наиболее

перспективных на данный период времени программ по видам туризма.

     В целом результаты  проведенного  анализа  преимуществ  и  рисков

свидетельствуют о том, что второй вариант  решения  проблемы  развития

внутреннего  и  въездного  туризма   в   рамках   Программы   является

оптимальным. Такой подход к реализации  Программы  обеспечит  создание

действенного   механизма   государственной   поддержки    приоритетных

направлений туризма  на  основе  государственно-частного  партнерства,

рациональное   использование   бюджетных   средств   и    максимальную

координацию  действий  участников  Программы.  Реализация   указанного

сценария предполагает  участие  общественных  институтов  в  выработке

решений  по  проектированию  и   созданию   перспективных   туристско-

рекреационных  кластеров,  создание  новых  рабочих  мест  и  развитие

территорий.

     При  проведении  оценки  территорий  Хабаровского  края  в  целях

определения   наиболее   перспективных   для    создания    туристско-

рекреационных  кластеров  был  произведен  учет  таких  факторов,  как

демографическая  ситуация  и  географическое   положение   территории,

наличие   и   состояние   туристских   ресурсов   (объектов    показа,

достопримечательностей  и  т.д.),  наличие   базовой   инфраструктуры,

транспортная доступность, обеспеченность местами  размещения,  уровень

развития экономики.

     Учитывая  вышеуказанные  факторы,  были  выделены:   Хабаровская,

Комсомольская и Советско-Гаванская агломерации, в пределах  которых  в

настоящее время проживает около 1,0 млн. человек (72%  от  численности

всего населения края). При этом именно  в  данных  агломерациях  остро

стоят проблемы рекреации и отдыха, что является сопутствующим фактором

для развития инфраструктуры туризма в пределах данной территории.

     Выделенные    территории    отличаются    выгодным     экономико-

географическим положением. Советско-Гаванская агломерация  расположена

в прибрежной  зоне  Татарского  залива  с  выходом  в  Охотское  море,

Хабаровская агломерация граничит  с  Китайской  Народной  Республикой,

также город Хабаровск имеет особое значение как административный центр

Хабаровского  края  и   Дальневосточного   федерального   округа.   На

территории  Комсомольской  агломерации   произошло   совмещение   трех

различных типов флоры,  фауны  и  ихтиофауны  (охотского,  сибирского,

маньчжурского); в центре  кластера  находится  равнинное  пространство

бассейна реки Амура, которое является  одной  из  наиболее  живописных

территорий  Хабаровского  края.  Город  Комсомольск-на-Амуре  является

промышленным центром и вторым по величине городом края.

     Помимо  этого,  на  территориях  Хабаровской,   Комсомольской   и

Советско-Гаванской агломераций  сконцентрированы  основные  туристские

ресурсы края, в том числе: культурно-исторические объекты,  этнические

села, заповедники, горнолыжные  базы,  а  также  уникальные  природные

объекты  показа,  термальные  источники  и  т.д.  Более  70  процентов

коллективных средств размещения расположены  в  городах  Хабаровске  и

Комсомольске-на-Амуре, на долю которых приходится более  80  процентов

общей численности размещенных в них в 2010 году лиц.

     Указанные   агломерации   также   отличаются    более    высокими

показателями экономического роста в сравнении с другими муниципальными

районами   Хабаровского   края.   На   территории   Советско-Гаванской

агломерации создана и развивается портовая особая экономическая  зона.

Города   Хабаровск   и   Комсомольск-на-Амуре   являются    важнейшими

железнодорожными узлами Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей.

Сеть автомобильных дорог края также  наиболее  развита  именно  в  его

южных районах. Кроме того, в г. Хабаровске расположен  единственный  в

крае международный аэропорт.

     Различия в концентрации определенных видов туристских ресурсов на

территориях  указанных  агломераций  Хабаровского  края   предполагают

целесообразным создание следующих туристско-рекреационных кластеров:

     1) Хабаровский туристско-рекреационный кластер. На территории  г.

Хабаровска, Хабаровского муниципального района и других  соседствующих

территориях, планируемых к включению в  указанный  кластер,  находятся

основные  памятники  культурно-исторического  наследия  края,  поэтому

специализацией кластера является культурно-познавательный вид туризма.

Расположенные  на  указанной  территории  другие  туристские   объекты

формируют  такие  сопутствующие   виды   туризма,   как   горнолыжный,

этнографический, экологический. Кроме того, в  Хабаровском  туристско-

рекреационном кластере планируется развитие событийного  вида  туризма

(в настоящее время нарастающей популярностью пользуется  международный

конкурс "Ледовая фантазия",  проводимый  ежегодно  в  г.  Хабаровске).

Таким образом, Хабаровский кластер ориентирован в равной  степени  как

на въездной, так и на внутренний виды туризма;

     2)  туристско-рекреационный  кластер   "Северный   Сихотэ-Алинь".

Расположенные   на   территории   Ванинского   и   Советско-Гаванского

муниципальных районов уникальные термальные  источники  предопределяют

основу специализации кластера - лечебно-оздоровительный  вид  туризма.

Сопутствующими  видами  туризма  на   территории   кластера   являются

экологический туризм, спортивная рыбалка и охота. Кластер ориентирован

преимущественно на внутрикраевой туризм;

     3) анализ потребительских предпочтений при  выборе  видов  отдыха

указывает на большую популярность среди туристов  речных  круизов.  По

экспертным оценкам круизы по Амуру пользуются интересом у  иностранных

туристов. Так,  за  три  месяца  с  начала  текущего  года  количество

запросов  по  круизным  программам  по  Амуру  составило  970  единиц.

Протяженность реки на территории Хабаровского  края  составляет  более

1,0 тыс.  км,  что  позволит  в  перспективе  разработать  вариативные

туристские  маршруты  по  данному  направлению,  включающие  посещение

наиболее значимых культурно-исторических  и  природных  мест  края,  и

привлечь целевые группы потребителей данного  турпродукта  (ориентация

как на въездной, так и внутренний туризм).

     Особая  роль  в  развитии  круизного  и  рекреационного   туризма

возлагается на проектируемый межрегиональный, международный туристско-

рекреационный   круизный   комплекс   острова   Большой    Уссурийский

Хабаровского   муниципального    района,    предполагающий    освоение

приграничной   части   реки   Амура   для    развития    международных

трансграничных  круизов  в  приграничные  города  Китайской   Народной

Республики, а  также  прогулочных  маршрутов  вокруг  острова  Большой

Уссурийский.

     В связи с этим третьим кластером  на  территории  края  определен

круизный кластер "Остров Большой Уссурийский - Шантары".

     Таким образом, развитие туризма в Хабаровском крае предполагается

осуществлять по следующим основным направлениям:

     -  создание  объектов  туристско-рекреационного  использования  в

пределах городских агломераций;

     - создание центров рекреационно-оздоровительного туризма на  базе

природных лечебных ресурсов;

     - речной круизный туризм.

 

             2. Приоритеты и цели краевой государственной

                       политики в сфере туризма

 

     Решение  проблем  развития  Хабаровского  края   как   туристской

территории    полностью    соответствует    приоритетам     социально-

экономического развития края, обозначенным в Стратегии  социального  и

экономического развития Хабаровского края  на  период  до  2025  года,

утвержденной постановлением  Правительства  Хабаровского  края  от  13

января 2009 г. N 1-пр, так  как  способствует  развитию  рекреационной

базы края как основы для  укрепления  здоровья  населения,  сохранению

экологии  и  развитию  социальной  сферы,   в   том   числе   созданию

дополнительных рабочих мест, поддержке коренных малочисленных народов.

     Соответствие  приоритетам  социальной   политики   выражается   в

необходимости создания новых рабочих  мест.  Соответствие  приоритетам

экономической   политики   связано   с   необходимостью   развития   и

совершенствования  транспортной  инфраструктуры,  полного  обеспечения

потребностей отрасли в  услугах  по  перевозке  грузов  и  пассажиров.

Соответствие экологическим и пространственным приоритетам выражается в

необходимости принятия комплекса  мер  для  сохранения  тех  природных

ландшафтов,  которые  могут  быть  использованы   как   туристские   и

рекреационные  объекты.  Соответствие  внешнеполитическим  приоритетам

связано с необходимостью создания комфортных условий  для  привлечения

иностранного капитала  в  отрасль  и  повышения  конкурентоспособности

туристской отрасли Хабаровского края на международной арене.

     Необходимость решения проблем, перечисленных выше,  соответствует

ключевым принципам  и  направлениям  социально-экономической  политики

края:

     -  решение  существующих  проблем  подготовки  кадров  для  сферы

туризма - принципу развития кадрового потенциала, сокращения  дефицита

квалифицированных кадров;

     -   решение   проблем    недостаточно    развитой    транспортной

инфраструктуры -  принципу  устранения  инфраструктурных  ограничений:

повышения   эффективности   и   надежности   энергетической   системы,

совершенствования структуры топливного баланса, развития  транспортной

системы, современных видов связи;

     - усовершенствование существующей  нормативной  правовой  базы  -

принципу развития  малого  и  среднего  предпринимательства,  снижения

уровня административных барьеров, препятствующих вхождению  на  рынок,

содействия развитию предпринимательских структур;

     - устранение недостаточной сформированности  имиджа  Хабаровского

края как ведущего субъекта хозяйственной и инвестиционной деятельности

на Востоке России.

     Цели и задачи Программы основываются  на  положениях  федеральной

целевой  программы  "Развитие  внутреннего  и  въездного   туризма   в

Российской Федерации (2011-2018  годы)",  утвержденной  Постановлением

Правительства Российской Федерации от  02  августа  2011 г.  N 644,  и

Основных направлениях деятельности Правительства Российской  Федерации

на  период  до  2018  года,  утвержденных  Правительством   Российской

Федерации  31  января  2013 г.,  которыми   определена   необходимость

перехода   к   инновационному    социально    ориентированному    типу

экономического развития страны. Этот же принцип  заложен  и  в  основу

принятой Стратегии социально-экономического развития Дальнего  Востока

и  Байкальского  региона  на  период  до   2025   года,   утвержденной

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г.

N 2094-р (далее - Стратегия). Одним из главных направлений  социально-

экономического развития Дальнего  Востока  и  Байкальского  региона  в

соответствии  со  Стратегией  является  стимулирование  преобразования

среды  проживания  населения,   в   том   числе   за   счет   развития

инфраструктуры отдыха  и  туризма.  В  ней  предусмотрено  обеспечение

качества,  доступности  и  конкурентоспособности   туристских   услуг,

превышающих среднероссийский уровень.

     Исходя из этого, целью Программы является  создание  современного

эффективного     конкурентоспособного      туристского      комплекса,

обеспечивающего широкие возможности  для  удовлетворения  потребностей

российских и иностранных граждан в туристских услугах.

     Достижение цели Программы будет обеспечиваться решением следующих

основных задач:

     1) комплексное  развитие  рекреационных  территорий  Хабаровского

края.

     Данная задача будет решена путем создания новых  и  реконструкции

имеющихся туристских  объектов  и  туристской  инфраструктуры  региона

согласно выявленным перспективным направлениям развития отрасли в крае

и в  соответствии  с  кластерным  подходом,  создания  организационно-

экономических и правовых условий для  развития  туристского  комплекса

края.

     Вместе  с  тем  решению  задачи  будет  способствовать  повышение

транспортной  доступности  мест  отдыха  и   туристских   объектов   в

туристско-рекреационных кластерах  за  счет  строительства  и  ремонта

подъездных дорог  к  объектам  туристского  показа  и  основным  зонам

отдыха.

     В  результате  реализации   указанных   мероприятий   значительно

улучшится состояние туристских ресурсов края.  Решение  данной  задачи

направлено на нейтрализацию таких сдерживающих реализацию  туристского

потенциала края  факторов,  как  низкий  уровень  развития  туристской

инфраструктуры, а также отсутствие действенных механизмов  привлечения

инвестиций в сферу туризма;

     2) повышение качества и безопасности туристских услуг.

     Необходимыми мероприятиями в целях  повышения  качества  оказания

туристских услуг являются создание туристско-информационных центров  и

проведение профессиональных и рейтинговых  конкурсов  среди  субъектов

индустрии туризма;

     3) создание имиджа Хабаровского края как региона,  благоприятного

для развития  туризма,  и  поддержание  статуса  крупного  туристского

центра Дальнего Востока.

     Позиционирование   Хабаровского   края   на   туристском    рынке

предполагается   осуществлять   посредством    выполнения    комплекса

маркетинговых  мероприятий:   размещение   информации   о   туристском

потенциале  Хабаровского  края  и  перспективах  развития  отрасли   в

российских и зарубежных  средствах  массовой  информации,  презентации

туристских  возможностей  региона  на   международных   и   российских

выставках по туризму, продвижение краевого туристского портала  и  пр.

Данные  мероприятия  направлены  на  повышение  информированности  как

российского, так и зарубежного населения о возможных видах  отдыха  на

территории края, текущем состоянии сферы туризма в крае  и  планах  ее

развития, а также  на  повышение  узнаваемости  турпродуктов  региона.

Такие мероприятия, как участие  в  конференциях,  форумах  и  "круглых

столах", а также непосредственно их организация  выполняют  не  только

функции по продвижению турпродукта,  но  и  обмену  опытом  с  другими

субъектами  Российской  Федерации  и  зарубежными  странами  в   сфере

организации и развития туризма и  способствуют  формированию  делового

вида туризма в крае.

 


Информация по документу
Читайте также