Расширенный поиск

Постановление Администрации Тамбовской области от 30.04.2013 № 447

 

АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

30.04.2013

г. Тамбов

№ 447

 

Об утверждении государственной программы Тамбовской области «Развитие         здравоохранения Тамбовской области» на 2013-2020 годы

 

(В редакции Постановлений Администрации Тамбовской области

от 27.09.2013 г. № 1085; от 31.01.2014 г. № 83; от 06.02.2014 г. № 114;

от 30.06.2014 г. № 705; от 18.09.2014 г. № 1106; от 09.12.2014 № 1562;

от 31.12.2014 № 1747; от 30.03.2015 № 314; от 24.04.2015 № 408;

от 14.09.2015 № 1021; от 18.11.2015 № 1326; от 31.12.2015 № 1625;

от 11.04.2016 № 366; от 16.06.2016 № 649; от 04.07.2016 № 736;

от 09.09.2016 № 1050; от 30.12.2016 № 1605; от 24.03.2017 № 245;

от 07.04.2017 № 312; от 28.08.2017 № 844)

 

В соответствии с постановлением администрации области  от 28.09.2012 № 1177 «Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области» администрация области постановляет:

1. Утвердить государственную программу Тамбовской области «Развитие здравоохранения Тамбовской области» на 2013-2020 годы согласно приложению.

2. Управлению здравоохранения области  (Лапочкина) осуществлять финансирование мероприятий государственной программы Тамбовской области «Развитие здравоохранения Тамбовской области» на 2013-2020 годы в 2013 году по кодам бюджетной классификации, утвержденным в Законе области от 22.12.2012 № 223-З «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (в редакции от 26.04.2013).

3. Опубликовать настоящее постановление на сайте сетевого издания «Тамбовская жизнь» (www.tamlife.ru).

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области Н.Е.Астафьеву. (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 24.03.2017 № 245)

 

 

Глава администрации

 

области

О.И.Бетин

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

УТВЕРЖДЕНА

 

постановлением администрации области

 

от 30.04.2013 № 447

 

Государственная программа

Тамбовской области «Развитие здравоохранения Тамбовской области»

на 2013-2020 годы

(далее – Программа)

 

(В редакции Постановлений Администрации Тамбовской области

от 11.04.2016 № 366; от 16.06.2016 № 649; от 04.07.2016 № 736;

от 09.09.2016 № 1050; от 30.12.2016 № 1605; от 24.03.2017 № 245;

от 07.04.2017 № 312; от 28.08.2017 № 844)

 

Паспорт Программы

 

Ответственный исполнитель Программы

Управление здравоохранения области

Соисполнители Программы

Управление образования и науки области;

управление строительства и инвестиций области;

управление сельского хозяйства области;

комитет по управлению имуществом области;

управление градостроительства и архитектуры области (Дополнен - Постановление Администрации Тамбовской области от 28.08.2017 № 844)

Подпрограммы Программы

«Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи» (приложение № 5);

«Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации» (приложение № 6);

«Развитие государственно-частного партнерства» (приложение № 7);

«Охрана здоровья матери и ребенка» (приложение № 8);

«Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей» (приложение № 9);

«Оказание паллиативной помощи, в том числе детям» (приложение № 10);

«Кадровое обеспечение системы здравоохранения» (приложение № 11);

«Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях» (приложение № 12);

«Развитие информатизации в здравоохранении» (приложение № 13);

«Совершенствование системы территориального планирования Тамбовской области» (приложение № 14);

«Модернизация здравоохранения Тамбовской области в части строительства перинатального центра на 2014-2016 годы» (приложение № 15);

«Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи» (приложение № 16);

«Экспертиза и контрольно-надзорные функции» (приложение № 17);

«Организация обязательного медицинского страхования граждан Тамбовской области» (приложение № 18);

«Развитие скорой медицинской помощи» (приложение № 19)

Цель Программы

Обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребности населения, передовым достижениям медицинской науки

Задачи Программы

Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи.

Повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации.

Повышение эффективности системы здравоохранения Тамбовской области, доступности и качества оказываемых услуг.

Повышение эффективности службы детства и родовспоможения.

Развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей.

Обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей.

Обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами.

Совершенствование системы лекарственного обеспечения населения.

Создание эффективной системы управления качеством в здравоохранении области.

Развитие регионального сегмента единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.

Совершенствование системы территориального планирования здравоохранения области.

Повышение энергетической эффективности в учреждениях здравоохранения области

Целевые индикаторы и показатели Программы, их значения на последний год реализации

Реализация мероприятий Программы позволит в 2020 году достичь следующих результатов:

смертность населения (без показателей смертности от внешних причин) – 1456,0 случаев на 100 тыс. населения;

младенческая смертность – 3,8 случаев на 1000 родившихся живыми;

смертность от болезней системы кровоснабжения – 654,0 случаев на 100 тыс. населения;

смертность от новообразований (в том числе злокачественных) – 186,6 случаев на 100,0 тыс. населения;

смертность от дорожно-транспортных происшествий – 14,0 случаев на 100 тыс. населения;

смертность от туберкулеза – 3,1 случаев на 100 тыс. населения;

обеспеченность врачами – 31,8 человека на 10 тыс. населения;

средняя заработная плата врачей и иных работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) и иное высшее профессиональное образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по Тамбовской области – 200,0 процентов;

средняя заработная плата среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по Тамбовской области – 100,0 процентов;

средняя заработная плата младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по Тамбовской области – 100,0 процентов;

ожидаемая продолжительность жизни при рождении – 73,3 года;

доля учреждений, в которых проведены энергетические обследования – 100 процентов;

доля учреждений, оснащенных приборами учета тепловой энергии – 100 процентов;

снижение удельного расхода тепла на 1 м2 – 0,124 Гкал/м2;

снижение удельного расхода электрической энергии на 1 м2 – 31,68 кВт.ч/м2;

снижение удельного расхода топлива на 1 м2 – 4,54 тут/м2;

доля средств бюджета Тамбовской области, выделяемых социально ориентированным некоммерческим организациям на предоставление услуг, в общем объеме средств бюджета Тамбовской области, выделяемых на предоставление услуг в соответствующей сфере, в части услуг по профилактике ВИЧ, вирусных гепатитов В и С, пропаганды донорства крови и ее компонентов – 10 процентов

(Позиция в редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 28.08.2017 № 844)

Сроки и этапы реализации Программы

Программа реализуется в два этапа:

первый этап – 2013-2015 годы;

второй этап – 2016-2020 годы

Объемы и источники финансирования Программы

Всего: 129621912,1 тыс. руб., из них:

средства федерального бюджета по предварительной оценке:

3402651,3 (с 2013 по 2020 гг.)

(привлечение федеральных средств будет осуществляться в соответствии с ежегодно заключаемыми соглашениями с Министерством здравоохранения Российской Федерации);

средства бюджета Тамбовской области по предварительной оценке:

42030870,6 тыс. руб.* (с 2013 по 2020 гг.);

средства обязательного медицинского страхования по предварительной оценке:

76497752,7 тыс. руб.* (с 2013 по 2020 гг.);

средства внебюджетных источников по предварительной оценке:

7690637,5 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.).

Подпрограмма «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи»:

всего: 2626694,2 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.).

Подпрограмма «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации»:

всего: 4128433,5 тыс. руб. (с 2013 по 2015 гг.).

Подпрограмма «Развитие государственно-частного партнерства»:

всего: 1249972,0 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.).

Подпрограмма «Охрана здоровья матери и ребенка»:

всего: 1136853,0 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.).

Подпрограмма «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей»:

всего: 650010,0 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.).

Подпрограмма «Оказание паллиативной помощи, в том числе детям»:

всего: 452503,0 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.).

Подпрограмма «Кадровое обеспечение системы здравоохранения»:

всего: 940192,0 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.).

Подпрограмма «Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях»:

всего: 1830995,0 тыс. руб. (с 2013 по 2015 гг.).

Подпрограмма «Развитие информатизации в здравоохранении»:

всего: 124675,6 тыс. руб. (с 2013 по 2015 гг.).

Подпрограмма «Совершенствование системы территориального планирования Тамбовской области»:

всего: 34982892,9 тыс. руб. (с 2013 по 2015 гг.)

Подпрограмма «Модернизация здравоохранения Тамбовской области в части строительства перинатального центра на 2014-2016 годы»:

всего: 2634330,9 тыс. руб. (с 2014 по 2016 гг.)

Подпрограмма «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи»:

всего: 8678226,6 тыс. руб. (с 2016 по 2020 гг.).

Подпрограмма «Экспертиза и контрольно-надзорные функции»:

всего: 309017,8 тыс. руб. (с 2016 по 2020 гг.).

Подпрограмма «Организация обязательного медицинского страхования граждан Тамбовской области»:

всего: 69819810,4 тыс. руб. (с 2016 по 2020 гг.).

Подпрограмма «Развитие скорой медицинской помощи»:

Всего: 57305,3 тыс. руб. (с 2016 по 2020 гг.)

(Позиция в редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 28.08.2017 № 844)

 

* Объем денежных средств с учетом взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения и межбюджетных трансфертов из бюджета области на финансовое обеспечение оказания скорой медицинской помощи.

 

1. Общая характеристика сферы реализации Программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

 

Государственная программа Тамбовской области «Развитие здравоохранения Тамбовской области» на 2013-2020 годы (далее – Программа) разработана на основании распоряжения администрации области от 13.05.2011 № 141-р «Об утверждении Перечня государственных программ Тамбовской области» в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года, утвержденной Законом области от 04.12.2013 № 347-З, согласно которой основными приоритетами развития области являются повышение конкурентоспособности экономики, инвестиционной привлекательности области, эффективное использование ресурсного потенциала, развитие человеческих ресурсов, обеспечение роста благосостояния и качества жизни населения, повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием области.

Отрасль здравоохранения выступает в качестве одной из основных отраслей, призванных обеспечить высокое качество жизни населения. Здоровье граждан, как социально-экономическая категория, является неотъемлемым фактором трудового потенциала общества и представляет собой основной элемент национального богатства страны.

Основной целевой установкой Программы является создание необходимых условий для сохранения здоровья населения Тамбовской области. Достижение указанной цели требует обеспечения доступности профилактики, диагностики и лечения заболеваний с использованием современных медицинских изделий, а также качественной и эффективной лекарственной терапии.

Реализация мероприятий федеральных и областных целевых программ, приоритетного национального проекта «Здоровье», Программы модернизации здравоохранения Тамбовской области на 2011-2012 годы, утвержденной постановлением администрации области от 01.07.2011 № 783, позволили создать комплексную систему охраны и укрепления здоровья населения и улучшить демографическую ситуацию в Тамбовской области.

Рождаемость за период 2006-2012 годов выросла на 17 процентов и составила 9,6 на 1 тыс. населения, общая смертность уменьшилась на 13,6 процента (16,1 промилле), на 3,4 года увеличилась ожидаемая продолжительность жизни населения (70,6 года).

Эффективные медико-социальные меры, направленные на совершенствование службы охраны материнства и детства, способствовали сохранению в области на протяжении ряда лет более благоприятных по сравнению с другими субъектами Центрального федерального округа и Российской Федерации показателей материнской, младенческой и перинатальной смертности: за последние 5 лет младенческая смертность снизилась в 2 раза (до 4,3 на 1000 родившихся живыми), перинатальная смертность – на 27,8 процента (до 7,4 на 1000 родившихся живыми и мертвыми), материнская смертность – в 4,5 раза (до 9,6 на 100 тыс. родившихся живыми).

По итогам 2012 года, по сравнению с 2006 годом, снизились показатели смертности населения области от болезней системы кровообращения в 1,5 раза, от новообразований – на 12 процентов, от внешних причин – на 46,8 процента, от некоторых инфекционных и паразитарных болезней – на 66,6 процента.

Сдерживаются темпы и масштабы распространения в области социально значимой патологии: в 2012 году по сравнению с 2006 годом смертность населения от туберкулеза снизилась в 1,8 раза, от самоубийств – на 12,7 процента, первичная заболеваемость туберкулезом – на 21,3 процента, сифилисом – на 46,6 процента. По показателю заболеваемости ВИЧ-инфекцией на 100 тыс. населения Тамбовская область относится к регионам с низким уровнем инфицирования (90,3 на 100 тыс. населения).

Несмотря на позитивную динамику показателей здоровья, медико-демографическая ситуация в Тамбовской области, как и в Российской Федерации в целом, характеризуется некоторыми негативными процессами. По данным прогноза территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области ожидается дальнейшее уменьшение численности населения Тамбовской области до 1010,157 тыс. человек к началу 2020 года, увеличение доли лиц старшего возраста с одновременным снижением удельного веса населения трудоспособного возраста.

Основными причинами смертности жителей области на протяжении ряда лет остаются болезни системы кровообращения, новообразования, травмы и отравления, а население трудоспособного возраста в основном погибает от управляемых внешних причин, в том числе связанных с употреблением алкоголя, дорожно-транспортными происшествиями и др.

В 2012 году распространенность и первичная заболеваемость населения области уменьшилась по сравнению с 2006 годом на 9,8 и 11,5 процента соответственно. В структуре заболеваемости ведущее место занимают патология органов дыхания, кровообращения, пищеварения и костно-мышечной систем.

Остается тревожной медико-демографическая ситуация на селе, где показатель смертности сельского населения на 17 процентов превышает городской. Общая заболеваемость сельских жителей в 2 раза меньше, чем в городе, что связано с низкой доступностью медицинской помощи. Заболеваемость туберкулезом сельского населения на 15 процентов выше городского, причем запущенные формы на селе встречаются в 4 раза чаще. Запущенность злокачественными новообразованиями у сельского населения на 10 процентов выше, чем в городе.

Важной характеристикой состояния репродуктивного здоровья женщин является гинекологическая заболеваемость, которая в последние годы имеет тенденцию к росту: первичная заболеваемость в 2012 году составила 28,9 случая на 1000 женского населения (в 2006 году – 25,3), общая – 42,1 случая на 1000 женского населения (в 2006 году – 39,5). В условиях современной демографической ситуации все большую актуальность приобретает проблема бесплодия, на конец 2012 года более 600 супружеских пар Тамбовской области состоят на диспансерном учете по бесплодию.

Службой акушерства и гинекологии ведется активная работа по диспансеризации беременных женщин: показатель раннего охвата беременных женщин наблюдением при сроке беременности до 12 недель составляет 89,4 процента (в 2006 году – 78 процентов), одновременно растет удельный вес нормальных родов с 29 процентов в 2006 году до 33,6 процента в 2012 году.

Кроме того, переход на новые критерии регистрации рождений в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения требует внедрения современных технологий выхаживания недоношенных и маловесных детей, развития неонатальной хирургии и нейрохирургии, системы комплексной этапной реабилитации детей первого года жизни в целях увеличения выживаемости глубоко недоношенных младенцев, снижения детской заболеваемости и инвалидности, младенческой смертности.

С 2005 года в области реализуется комплекс мер, направленных на реструктуризацию системы предоставления медицинской помощи, упорядочение этапов медицинского обслуживания и совершенствование системы его финансирования в рамках Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению Тамбовской области (далее – Программа госгарантий). Однако эффективность реализации Программы госгарантий в ряде муниципальных образований области сохраняется на недостаточном уровне – регистрируется высокий уровень госпитализации с одновременным неэффективным использованием круглосуточного коечного фонда, сдерживанием объемов медицинской помощи, оказываемой в условиях дневных стационаров. Кроме того, сложившаяся диспропорция в обеспечении населения врачебными кадрами и койками в разрезе некоторых профилей оказания амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи не гарантирует доступность качественной медицинской помощи для населения.

Несмотря на имеющийся финансовый дефицит Программы госгарантий, благодаря комплексу мероприятий, направленных на реструктуризацию и повышение эффективности функционирования системы предоставления медицинской помощи жителям области на основе интенсификации процессов лечения, внедрения единых стандартов оказания медицинской помощи и применения современных организационных мер по управлению госпитализацией, фактические объемные показатели реализации Программы госгарантий на 2012 год характеризуются снижением объемов круглосуточной стационарной помощи за последние 5 лет на 12,8 процента (в 2012 году – 2,615 койко-дня на одного жителя при нормативе 1,894). Объемы амбулаторно-поликлинической помощи увеличились на 3,7 процента: в среднем на одного жителя области в 2012 году приходится 8,4 посещения в амбулаторно-поликлинические учреждения (при нормативе 8,9).

В среднесрочной перспективе одним из мероприятий по реструктуризации системы оказания медицинской помощи является проведение капитального ремонта с использованием современных энергосберегающих технологий и дополнительное оснащение медицинским оборудованием высоких классов энергоэффективности межрайонных медицинских центров для оказания специализированной медицинской помощи в соответствии с порядками ее оказания больным кардиологического, неврологического, онкологического, хирургического профилей, пострадавшим от травм, а также центров по акушерству и гинекологии, педиатрии, дальнейшее развитие системы стандартизации в сочетании с модернизацией отрасли здравоохранения, направленных на повышение доступности и качества оказания медицинских услуг, формирование государственных планов-заданий, что способствует оптимизации сети учреждений здравоохранения на основе рационального планирования структуры, объемов медицинской помощи с учетом заболеваемости и смертности населения и необходимых финансовых ресурсов.

Число работников, занятых в учреждениях здравоохранения Тамбовской области в 2012 году, составляло 22535 человек, или 207,8 в расчете на 10 тыс. населения, из них врачей – 3160 чел. (1125 чел. – на селе), средних медицинских работников – 9475 чел. (4746 чел. – на селе). Обеспеченность врачами в учреждениях здравоохранения на конец 2012 года составила 29,2 в расчете на 10 тыс. населения (в 2006 году – 29,6).

Новые организационные формы работы и возможность применения на практике современных методов лечения повысили мотивацию к труду медицинского персонала, престиж первичного звена. Денежные выплаты в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» стали дополнительным стимулирующим фактором в решении проблем дефицита кадров: укомплектованность врачей участковой службы достигла 90,6 процента; средним медицинским персоналом – 91,4 процента.

В период реализации Государственной программы запланированы мероприятия по развитию кадрового потенциала учреждений здравоохранения: определена расчетная потребность в обеспечении врачами всех специальностей, ведутся подготовка и повышение квалификации кадров, работа по поддержанию кадрового баланса, оптимизации штатного расписания в целях снижения коэффициента совместительства, выполнения установленных нормативов нагрузки врачей (функция врачебной должности в поликлинике, число коек стационарных отделений в расчете на 1 врача) в соответствии с прогнозируемыми объемами медицинской помощи в рамках Программы госгарантий на 2013 год.

Коэффициент совместительства врачей в 2012 году в среднем по области составил 1,4 (в 2006 году – 1,2), что свидетельствует о недостаточном числе врачей ряда специальностей, высокой интенсивности их труда, обусловленной оттоком специалистов из здравоохранения, и недостаточном увеличении доли молодых специалистов на фоне опережающего роста числа врачей пенсионного возраста. Улучшить ситуацию позволят совершенствование системы целевой подготовки специалистов и материальное стимулирование врачей, выезжающих для трудоустройства в сельскую местность.

Реализация мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье», федеральных и областных целевых программ, программы модернизации здравоохранения Тамбовской области на 2011-2012 годы позволила существенно улучшить оснащенность учреждений здравоохранения и обновить медицинское оборудование, повысить фондовооруженность и фондооснащенность учреждений здравоохранения более чем в 2 раза.

Несмотря на эффективную реализацию Программы модернизации здравоохранения Тамбовской области в области отремонтировано 57 процентов зданий учреждений здравоохранения из числа нуждающихся в проведении капитального ремонта, остается недостаточным уровень материально-технической базы здравоохранения с учетом утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации порядков оказания медицинской помощи. Износ основных фондов составляет в среднем 58,5 процентов, в том числе медицинского оборудования – 64 процента. Имеет место недостаток современного высокотехнологичного оборудования и информационных систем в учреждениях. Особенно остро эта проблема стоит на селе: 48 процентов фельдшерско-акушерских пунктов (далее – ФАП) размещены в приспособленных помещениях, 76 процентов – требуют капитального ремонта, 37 ФАПов находятся в аварийном состоянии.

Для дальнейшего развития системы охраны здоровья населения области и улучшения демографических показателей, кроме вышеназванных проблем, необходимо решить ряд задач, формирующих недостаточную динамику в состоянии здоровья населения.

Высокая загруженность коечного фонда и недостаточно эффективное его использование обусловлены не только низкой активностью первичного звена здравоохранения, но и недостаточной развитостью системы санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации.

Существенным сдерживающим фактором является недостаточное применение современных информационных технологий. На настоящий момент уже реализованы процессы обобщения и представления в электронном виде на вышестоящий уровень управления агрегированной информации. При этом не в полной мере внедрены методы систематизации медицинской информации. Соответственно необходимо создание и применение алгоритмов аналитической обработки информации для целей управления в здравоохранении.

Кроме этого, в медицинских организациях недостаточно широко используются современные информационно-телекоммуникационные технологии телемедицины. Существующие отдельные аппаратно-программные решения для телемедицины не носят системного характера, отсутствует единое информационное пространство телемедицины. Широкое внедрение телемедицины на основе единой технологической и технической политики позволит существенно повысить эффективность оказания первичной медико-санитарной помощи путем проведения удаленного скрининга высокорисковых групп пациентов на уровне первичного звена, повышения качества диагностики социально значимых заболеваний на уровне первичного звена, повышения эффективности оказания скорой и неотложной медицинской помощи за счет использования технологии ГЛОНАСС, повышения доступности консультационных услуг медицинских экспертов для населения за счет использования телемедицинских консультаций.

По результатам реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» и Программы модернизации здравоохранения Тамбовской области на 2011-2012 годы в медицинских организациях проведено существенное обновление медицинского оборудования, с помощью которого имеется возможность представления информации в цифровом виде, что позволяет создавать автоматизированные рабочие места для медицинских специалистов различных профилей, повысить точность и объективность диагностических исследований, снизить количество рутинной работы в повседневной деятельности медицинского работника, повысить оперативность и достоверность передачи медицинской информации о состоянии здоровья пациента между медицинскими работниками, в том числе между медицинскими работниками разных медицинских организаций.

Чтобы улучшить ситуацию с состоянием здоровья граждан необходимо обеспечить качественный прорыв в системе здравоохранения. Отрасли нужны инновационные разработки в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний (включая реабилитацию), эффективная система подготовки и переподготовки медицинских кадров, современные высокотехнологичные информационные системы.

Масштаб целей, поставленных Государственной программой в области демографии, формирования у населения приверженности здоровому образу жизни, профилактики и лечения социально значимых заболеваний, снижения смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, определяет необходимость широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, общественных объединений, широкого круга коммерческих организаций всех форм собственности по всему спектру вопросов, имеющих отношение к охране здоровья населения, а также обусловливает необходимость применения программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью задач в рамках государственной программы Тамбовской области «Развитие здравоохранения Тамбовской области» на 2013-2020 годы.

 

2. Приоритеты региональной государственной политики в сфере реализации Программы, цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы

 

Приоритеты региональной государственной политики в сфере здравоохранения на период до 2020 года сформированы с учетом целей и задач, поставленных в следующих стратегических документах федерального и регионального уровней:

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 51-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака»;

Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;

Федеральный закон от 08 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;

Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 г. № 1351;

Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690;

Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 294;

Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2128-р;

Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 1563-р;

Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. № 1873-р;

План мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 1134-р;

постановление администрации области от 01.03.2013 № 204 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Тамбовской области».

Приоритетными направлениями государственной политики в сфере развития здравоохранения Тамбовской области, направленными на решение актуальных задач по всем уровням здравоохранения, станут:

реализация мер государственной политики, направленных на снижение смертности населения, прежде всего от основных причин смерти;

профилактика, своевременное выявление и коррекция факторов риска неинфекционных заболеваний, а также диагностика и лечение на ранних стадиях заболеваний, которые обуславливают наибольший вклад в структуру смертности и инвалидизации населения;

профилактика и своевременное выявление профессиональных заболеваний;

снижение материнской и младенческой смертности, повышение уровня рождаемости;

распространение здорового образа жизни;

внедрение инновационных технологий в здравоохранении;

решение проблемы кадрового обеспечения;

структурная и технологическая модернизация здравоохранения;

создание условий для развития государственно-частного партнерства.

Цель Программы – формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.

Достижение цели Программы обеспечивается путем решения следующих задач:

обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи;

повышение эффективности службы детства и родовспоможения;

развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей;

обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей;

обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами.

Программа планируется к реализации в 2013-2020 годах в два этапа.

На первом этапе (2013-2015 годы) будут завершены структурные реформы в здравоохранении, начатые в 2008-2012 годах. С 1 января 2013 г. медицинская помощь должна оказываться в соответствии с порядками и стандартами оказания медицинской помощи, система обязательного медицинского страхования переходит на оплату медицинской помощи по полному тарифу, включающему все статьи расходов в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования, за исключением расходов на капитальные вложения и приобретение медицинского оборудования стоимостью более 100 тысяч рублей. К полномочиям субъектов Российской Федерации с 01.01.2013 отнесено лицензирование медицинской деятельности, с 01.01.2014 – организация обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. С 1 января 2015 г. финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи будет осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования и на территории Российской Федерации вводятся в действие универсальные электронные карты, содержащие в своем составе полисы обязательного медицинского страхования единого образца. Таким образом, к 2015 году будут созданы необходимые материально-технические и правовые предпосылки для перехода ко второму этапу реализации Программы.

На втором этапе (2016-2020 годы) предстоит завершить начатые на первом этапе стратегические проекты развития инновационного потенциала, обеспечив последовательные изменения в здравоохранении на всей территории Тамбовской области. На этом этапе будут сформированы новые модели управления здравоохранением региона в условиях широкомасштабного использования информационно-телекоммуникационных технологий, а также определены основные позиции по целям и задачам государственной программы развития здравоохранения Тамбовской области на следующий период.

 

3. Показатели (индикаторы) достижения цели и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты Программы

 

Достижение стратегической цели Программы в 2020 году будет характеризоваться достижением значений следующих целевых индикаторов:

смертность населения (без показателей смертности от внешних причин) – 1456,0 случаев на 100 тыс. населения;

младенческая смертность – 3,8 случаев на 1000 родившихся живыми;

смертность от болезней системы кровоснабжения – 654,0 случаев на 100 тыс. населения;

смертность от дорожно-транспортных происшествий – 14,0 случаев на 100 тыс. населения;

смертность от новообразований (в том числе злокачественных) – 186,6 случаев на 100,0 тыс. населения;

смертность от туберкулеза – 3,1 случаев на 100 тыс. населения;

обеспеченность врачами – 31,8 человека на 10 тыс. населения;

средняя заработная плата врачей и иных работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) и иное высшее профессиональное образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по Тамбовской области – 200,0 процентов;

средняя заработная плата среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по Тамбовской области – 100,0 процентов;

средняя заработная плата младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по Тамбовской области – 100,0 процентов;

ожидаемая продолжительность жизни при рождении – 73,3 года;

доля учреждений, в которых проведены энергетические обследования – 100 процентов;

доля учреждений, оснащенных приборами учета тепловой энергии – 100 процентов;

снижение удельного расхода тепла на 1 м2 – 0,124 Гкал/м2;

снижение удельного расхода электрической энергии на 1 м2 – 31,68 кВт.ч/ м2;

снижение удельного расхода топлива на 1 м2 – 4,54 тут/м2;

доля средств бюджета Тамбовской области, выделяемых социально ориентированным некоммерческим организациям на предоставление услуг, в общем объеме средств бюджета Тамбовской области, выделяемых на предоставление услуг в соответствующей сфере, в части услуг по профилактике ВИЧ, вирусных гепатитов В и С, пропаганды донорства крови и ее компонентов – 10 процентов.

Целевые значения показателей (индикаторов) реализации Программы установлены на основании результатов статистического наблюдения за системой здравоохранения Тамбовской области, а также отчетности областных государственных учреждений здравоохранения и учитывают планируемые результаты реализации мероприятий Программы.

К числу внешних факторов и условий, которые могут оказать влияние на достижение значений показателей (индикаторов), относятся:

экономические факторы: темп инфляции, динамика роста цен и тарифов на товары и услуги, изменение среднемесячных заработков в экономике;

законодательный фактор: изменения в законодательстве Российской Федерации и Тамбовской области, ограничивающие возможность реализации предусмотренных Программой мероприятий;

политический фактор: изменение приоритетов государственной политики в сфере здравоохранения;

социальные факторы: изменение социальных установок профессионального сообщества и населения, обусловливающие снижение необходимого уровня общественной поддержки предусмотренных Программой мероприятий.

Перечень показателей (индикаторов) носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в случаях потери информативности показателя (достижение максимального значения или насыщения), изменения приоритетов государственной политики, появления новых технологических и социально-экономических обстоятельств, существенно влияющих на достижение цели Программы.

Перечень и сведения о плановых значениях показателей (индикаторов) Программы и подпрограмм, включенных в состав Программы, с расшифровкой плановых значений по годам реализации представлены в приложениях № 1 «Перечень показателей (индикаторов) государственной программы Тамбовской области «Развитие здравоохранения Тамбовской области» на 2013-2015 годы, подпрограмм и их значения» и № 1а «Перечень показателей (индикаторов) государственной программы Тамбовской области «Развитие здравоохранения Тамбовской области» на 2016-2020 годы, подпрограмм и их значения».

(Раздел 3 в редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 28.08.2017 № 844)

 

4. Обобщенная характеристика подпрограмм, мероприятий Программы

 

Мероприятия Программы включены в пятнадцать подпрограмм. Две из них предусматривают мероприятия, направленные на профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни, развитие первичной медико-санитарной помощи, а также на совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную медицинскую помощь. Третья подпрограмма объединяет мероприятия, направленные на развитие государственно-частного партнерства в Тамбовской области. Мероприятия четвертой, пятой и шестой подпрограмм направлены на охрану здоровья матери и ребенка, на развитие медицинской реабилитации, санаторно-курортного лечения, оказание паллиативной помощи, в том числе детям. Седьмая подпрограмма предусматривает комплекс действий, способствующих увеличению кадрового обеспечения системы здравоохранения. Восьмая подпрограмма содержит мероприятия, направленные на совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях. Девятая подпрограмма направлена на развитие информатизации системы здравоохранения Тамбовской области. Десятая подпрограмма содержит комплекс действий системного характера, обеспечивающих совершенствование системы территориального планирования отрасли в целом на этапе с 2013 по 2015 годы. Одиннадцатая подпрограмма направлена на модернизацию здравоохранения. Двенадцатая подпрограмма направлена на совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную медицинскую помощь на этапе с 2016 по 2020 годы. Тринадцатая подпрограмма направлена на обеспечение экспертизы и контрольно-надзорных функций в сфере здравоохранения. Четырнадцатая подпрограмма содержит комплекс действий системного характера, обеспечивающих совершенствование системы территориального планирования отрасли в целом на этапе с 2016 по 2020 годы. Пятнадцатая подпрограмма направлена на развитие скорой медицинской помощи.

Подпрограмма «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи» (далее – Подпрограмма) предусматривает решение следующих задач:

развитие системы медицинской профилактики неинфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни у населения Тамбовской области, в том числе снижение распространенности наиболее значимых факторов риска;

снижение уровня распространенности инфекционных заболеваний, профилактика которых осуществляется проведением иммунизации населения в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок;

раннее выявление инфицированных ВИЧ, острыми вирусными гепатитами B и C;

развитие первичной медико-санитарной помощи, в том числе сельским жителям.

Сохранение и укрепление здоровья населения является важнейшим приоритетом государственной политики, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Сложившиеся негативные тенденции в состоянии здоровья населения области свидетельствуют о необходимости проведения целенаправленной профилактической работы по воспитанию у граждан личной ответственности за собственное здоровье, формированию потребностей в соблюдении принципов здорового образа жизни и сознательного отказа от употребления психоактивных веществ.

От состояния амбулаторно-поликлинической помощи зависит эффективность и качество деятельности всей системы здравоохранения, сохранение трудового потенциала, а также решение большинства медико-социальных проблем, возникающих на уровне семьи и у социально незащищенных групп населения: детей, инвалидов, престарелых и лиц пожилого возраста. Правильная организация первичной медико-санитарной помощи ведет к доступности и экономичности медицинской помощи, эффективному использованию ресурсов и изменению ориентации на профилактику заболеваний и укрепление здоровья.

Проблема снижения заболеваемости, инвалидности, смертности населения требует комплексного подхода к ее решению, который возможен только на государственном уровне путем целенаправленных скоординированных действий органов исполнительной власти, местного самоуправления в рамках программных мероприятий.

Для того, чтобы остановить неблагоприятные тенденции – депопуляцию, высокую смертность в любом возрасте, необходимо продолжить государственную поддержку мероприятий, направленных на укрепление здоровья населения.

Данная Подпрограмма направлена на формирование идеологии здорового образа жизни, воздействие на управляемые факторы риска, прежде всего факторы поведения, вредные привычки, отношения и установки поведения людей через информацию и обеспечение активных форм участия самого населения. Реализация мероприятий Подпрограммы позволит создать предпосылки улучшения показателей состояния здоровья населения, смертности и заболеваемости, первичного выхода на инвалидность; реализовать механизмы использования потенциала сестринского персонала; внедрить рациональные формы и методы организации первичной медико-санитарной помощи на фельдшерско-акушерских пунктах, а также их взаимосвязи с общей врачебной (семейной) практикой, неотложной и скорой медицинской помощью; обеспечить и внедрить эффективные формы и методы рационального использования ресурсов здравоохранения и укрепления здоровья населения; усилить медико-социальную защищенность пациентов и повысить ответственность медицинских работников за здоровье населения обслуживаемых территорий.

Подпрограмма «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи», (далее – Подпрограмма) предусматривает решение следующих задач:

совершенствование системы оказания медицинской помощи больным туберкулезом;

совершенствование оказания медицинской помощи лицам, инфицированным вирусом иммунодефицита человека, гепатитами B и C;

совершенствование системы оказания медицинской помощи наркологическим больным;

совершенствование системы оказания медицинской помощи больным с психическими расстройствами и расстройствами поведения;

совершенствование системы оказания медицинской помощи больным сосудистыми заболеваниями;

совершенствование системы оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями;

совершенствование оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

совершенствование высокотехнологичной медицинской помощи, развитие новых эффективных методов лечения;

развитие службы крови.

Для улучшения медико-демографических показателей здоровья населения области необходимо обеспечить реализацию мероприятий, направленных на совершенствование организационной системы оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, совершенствование оказания медицинской помощи при социально значимых заболеваниях, в том числе пациентам с болезнями системы кровообращения, туберкулезом, онкологическими, урологическими и некоторыми другими заболеваниями, внедрение в практику инновационных методов лечения, развитие инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений на основе инновационных подходов и принципа стандартизации.

Подпрограмма «Развитие государственно-частного партнерства» (далее – Подпрограмма) предусматривает решение следующих задач:

развитие государственно-частного партнерства и внедрение механизмов «управляемой конкуренции»;

развитие аутсорсинга в здравоохранении Тамбовской области.

Подпрограмма включает мероприятия, направленные на повышение доступности и качества оказываемых услуг путем привлечения внебюджетных источников финансирования системы охраны здоровья населения Тамбовской области.

Благодаря реализации на территории области в рамках государственно-частного партнерства проекта по созданию Центра позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ-центра), населению области станут доступными высокотехнологичные медицинские услуги по диагностике на ранних стадиях онкологических, неврологических заболеваний, заболеваний сердца.

В рамках государственно-частного партнерства планируется развитие гемодиализной службы, что позволит кардинально улучшить качество и доступность оказания специализированной медицинской помощи больным, страдающим хронической почечной недостаточностью и остро нуждающимся в проведении процедур гемодиализа.

На улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки в лечебно-профилактических учреждениях и в области в целом направлен запланированный проект по организации централизованного вывоза и обезвреживания медицинских отходов.

Подпрограмма «Охрана здоровья матери и ребенка» (далее – Подпрограмма) предусматривает решение следующих задач:

формирование трехуровневой системы оказания медицинской помощи беременным женщинам, роженицам и родильницам;

развитие специализированной медицинской помощи матерям и детям;

совершенствование системы раннего выявления и коррекции нарушения развития ребенка, развитие неонатальной хирургии;

снижение уровня первичной инвалидности детей;

профилактика и снижение количества абортов;

увеличение охвата трехэтапной химиопрофилактикой пар «мать-дитя» в целях предотвращения вертикальной передачи ВИЧ-инфекции.

Подпрограмма включает мероприятия, связанные со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом зданий учреждений детства и родовспоможения области. В рамках мероприятий Подпрограммы предусматривается укрепление материально-технической базы учреждений детства и родовспоможения, в том числе дооснащение современным лечебно-диагностическим оборудованием для развития специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи. В целях повышения доступности и качества медицинской помощи матерям и детям будет продолжен комплекс мер, направленных на совершенствование кадрового потенциала учреждений педиатрического и акушерско-гинекологического профиля, внедрение современных организационных технологий оказания медицинской помощи матерям и детям и современных научных достижений.

Подпрограмма «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей» (далее – Подпрограмма) предусматривает решение следующих задач:

развитие медицинской реабилитации, в том числе для детей;

развитие санаторно-курортного лечения, в том числе для детей.

Подпрограмма включает мероприятия, связанные со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом зданий специализированных учреждений здравоохранения системы реабилитации и санаторно-курортного лечения. В рамках мероприятий Подпрограммы предусматривается укрепление материально-технической базы учреждений, в том числе обеспечение современным лечебно-диагностическим оборудованием для развития медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей. Также Подпрограмма включает мероприятия по своевременной диагностике и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в стационарных учреждениях системы здравоохранения, образования и социальной защиты, а также воспитывающихся в семьях опекунов, приемных семьях, усыновленных.

Подпрограмма «Оказание паллиативной помощи, в том числе детям» (далее – Подпрограмма) предусматривает решение следующей задачи:

совершенствование оказания паллиативной помощи населению Тамбовской области, в том числе детям.

В процессе реализации мероприятий Подпрограммы будет осуществляться отработка моделей оптимальной организации паллиативной медицинской помощи на всех этапах ее оказания.

Для удовлетворения потребностей больного в комплексном уходе и различных видах помощи планируется привлечение специалистов как медицинских, так и немедицинских специальностей: врачей, медицинских сестер, имеющих соответствующую подготовку, психологов, социальных работников, а также организовать работу выездных бригад для оказания паллиативной помощи на дому.

Результатом проведенных мероприятий будет в полном объеме удовлетворена потребность населения области в паллиативной помощи (100% от числа нуждающихся).

Подпрограмма «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» (далее – Подпрограмма) предусматривает решение следующих задач:

снижение дефицита медицинских кадров, в том числе за счет снижения оттока кадров из государственной системы здравоохранения;

повышение престижа профессии, в том числе за счет создания позитивного образа медицинского и фармацевтического работника в общественном сознании;

развитие мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников.

Основная цель реализации Подпрограммы – обеспечение системы здравоохранения Тамбовской области высококвалифицированными специалистами в течение 2013-2020 годов.

Достижение данной цели и решение поставленных задач, в том числе снижение дефицита медицинских кадров, отток кадров из государственной системы здравоохранения, повышение престижа профессии, развитие мер социальной поддержки медицинских работников, требуют комплексного программно-целевого подхода. Важными элементами такого подхода должны стать:

повышение качества профессиональной подготовки медицинских и фармацевтических работников в системе профессионального образования, в том числе усиление практической подготовки;

создание системы мотивации медицинских работников к самообразованию, установление зависимости размера заработной платы от уровня квалификации.

Планируется проведение мероприятий по совершенствованию системы практической подготовки медицинских и фармацевтических работников в целях обеспечения повышения качества профессиональной подготовки, расширения перечня навыков и умений, приобретаемых специалистом в период обучения.

Будет создана и внедрена система аккредитации медицинских и фармацевтических специалистов, которая позволит осуществлять персональный допуск специалистов к конкретному виду профессиональной деятельности с учетом приобретенных в ходе обучения компетенций.

Планируется проведение мероприятий по развитию мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников в целях снижения оттока кадров из отрасли, в том числе за счет предоставления специалистам жилых помещений, земельных участков, жилищных субсидий.

В совокупности решение указанных задач позволит снизить уровень дефицита медицинских кадров и, как следствие, повысить качество оказываемой гражданам Российской Федерации медицинской помощи и предоставляемых фармацевтических услуг.

Подпрограмма «Подпрограмма «Развитие скорой медицинской помощи» (далее – Подпрограмма) предусматривает решение следующих задач:

обеспечение соответствия деятельности медицинских организаций порядкам и стандартам оказания медицинской помощи в экстренной форме;

совершенствование системы управления скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощью;

увеличение доли выездов бригад скорой медицинской помощи со временем доезда до пациента менее 20 минут;

поддержка развития инфраструктуры скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме и специализированной медицинской помощи в экстренной форме;

создание регламентирующих документов по информатизации скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме и специализированной медицинской помощи в экстренной форме;

поддержка автопарка службы скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи;

оптимизация маршрутизации медицинской эвакуации пациентов в медицинские организации области;

обеспечение готовности сил и средств здравоохранения к оперативному реагированию в чрезвычайных ситуациях и оказанию медицинской помощи пострадавшим. Подпрограмма предусматривает реализацию организационно-управленческих механизмов, связанных с совершенствованием процесса определения потребности в необходимых лекарственных препаратах, медицинских изделиях, специализированных продуктах питания для детей-инвалидов;

совершенствованием порядков формирования перечней лекарственных препаратов для медицинского применения, обеспечение которыми осуществляется в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Тамбовской области медицинской помощи с учетом их фармако-экономической эффективности и клинических рекомендаций;

совершенствованием механизмов закупок лекарственных препаратов в рамках действующего законодательства в сфере закупок продукции для государственных нужд.

В Подпрограмму включены мероприятия, связанные с финансированием медицинских специализированных бригад экстренного реагирования (МСБЭР), организованными на базе травмацентров третьего уровня, ТОГКУЗ «Центр медицины катастроф».

Подпрограмма «Развитие информатизации в здравоохранении» (далее – Подпрограмма) предусматривает решение следующих задач:

обеспечение работоспособности и бесперебойной работы прикладных компонентов единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее – ЕГИСЗ) с целью перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца, в том числе обеспеченных федеральным электронным приложением универсальной электронной карты, использования телемедицинских систем, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде;

создание единого информационного пространства телемедицины, подключение медицинских организаций к единому информационному пространству телемедицины, создание телемедицинской инфраструктуры на уровне медицинских организаций, оказывающих специализированную и высокотехнологичную медицинскую помощь, и на уровне межрайонных центров специализированной медицинской помощи;

расширение функционала системы управления финансово-хозяйственной деятельности в учреждениях здравоохранения области;

формирование электронной базы библиотечного фонда Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения «Научная медицинская библиотека» и интеграция ее с единым библиотечным фондом Российской Федерации;

информационное обеспечение здравоохранения области, сопровождение реализации регионального фрагмента единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения Тамбовской области.

В рамках мероприятий Подпрограммы предусматривается:

обновление парка компьютерной техники учреждений здравоохранения области;

дальнейшее развитие функционала медицинской информационной системы, входящей в состав регионального фрагмента ЕГИСЗ, в части разработки и внедрения сервисов автоматизации деятельности перинатального центра, родильных отделений, женских консультаций, лабораторной и параклинической служб, службы станций скорой и неотложной помощи, онкологической службы, вакцинации;

развитие системы удаленного консультирования и дистанционного скрининга высокорисковых групп пациентов;

развитие телекоммуникационной инфраструктуры здравоохранения области;

подключение удаленных подразделений учреждений здравоохранения области к защищенной виртуальной сети передачи данных.

Подпрограммы «Совершенствование системы территориального планирования Тамбовской области», «Организация обязательного медицинского страхования граждан Тамбовской области» (далее – Подпрограммы) предусматривают решение следующей задачи: финансовое обеспечение расходных обязательств Тамбовской области, возникающих при осуществлении переданных полномочий в сфере обязательного медицинского страхования.

В рамках реализации Подпрограммы будет продолжена работа:

по оптимизации структуры регионального здравоохранения и создание многопрофильных медицинских центров;

по совершенствованию неотложной помощи на базе поликлинических подразделений;

по формированию потоков пациентов по единым принципам маршрутизации;

по развитию стационарзамещающих форм оказания медицинской помощи;

по развитию выездных методов работы на базе мобильных диагностических комплексов;

по совершенствованию принципов взаимодействия амбулаторно-поликлинических подразделений со стационарными учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи.

Подпрограмма «Экспертиза и контрольно-надзорные функции» (далее – Подпрограмма) предусматривает решение следующих задач:

осуществление государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в рамках установленных полномочий;

создание системы ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

создание эффективной системы управления качеством в здравоохранении;

обеспечение выполнения функций в соответствии с установленным государственным заданием Тамбовскими областными государственными бюджетными учреждениями здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы» и «Патолого-анатомическое бюро»;

обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Тамбовской области путем снижения активности переносчиков и оздоровления очагов инфекционных заболеваний;

организация и проведение заключительной дезинфекции, дезинсекции, дератизации в очагах инфекционных и паразитарных заболеваний.

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в здравоохранении: учреждения здравоохранения являются крупными потребителями энергетических ресурсов. В последние годы потребление энергетических ресурсов в медицинских организациях увеличивается по большей части за счет ввода новых объектов и реконструкции существующих, оснащения современным лечебно-диагностическим оборудованием. В связи с этим одним из главных направлений повышения энергетической эффективности стало снижение потребления топливо-энергетических ресурсов в учреждениях здравоохранения области. Сегодня энергосбережение в учреждениях здравоохранения организовано на более высоком уровне. Успешно используется модернизация источников теплоснабжения с применением энергоэффективного оборудования. Эффективный результат приносит реконструкция систем тепло-, водо- и электроснабжения, с использованием энергосберегающих технологий, материалов и энергоэффективного оборудования.

За период 2011-2014 годов на проведение мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности было израсходовано 339798,57 тыс. руб., в том числе 205791,49 тыс. рублей в рамках программы модернизации здравоохранения Тамбовской области на 2011-2012 годы. Работы по капитальному ремонту зданий проводились с использованием энергосберегающих технологий и материалов. Проведены мероприятия по энергетическому обследованию государственных бюджетных учреждений здравоохранения, установке приборов учета потребления энергетических ресурсов на объектах здравоохранения, показатель оснащенности приборами учета энергетических ресурсов составляет 89,5%, реконструкция систем тепло- и электроснабжения. Объем энергопотребления по видам энергии за период 2009-2013 гг. снизился на 26% за счет реализации мероприятий по энергосбережению и рациональному потреблению топливно-энергетических и материальных ресурсов.

Приоритетными направлениями повышения энергетической эффективности учреждений здравоохранения на 2014-2020 гг. является снижение затрат на тепловую энергию (потенциал энергосбережения составляет 10 – 30%) и электрическую энергию (потенциал энергосбережения более 10%). Для достижения целевых показателей планируется проведение мероприятий:

модернизация источников теплоснабжения, включающая внедрение новых энергосберегающих технологий и энергоэффективного оборудования;

модернизация систем тепло- и водоснабжения с применением энергосберегающих технологий и энергоэффективных материалов;

модернизация систем электроснабжения с применением автоматических систем управления освещением и энергоэффективных осветительных устройств;

установка приборов учета и автоматического регулирования в системах тепло- и водоснабжения;

увеличение термосопротивления ограждающих конструкций зданий и сооружений.

На реализацию мероприятий по энергосбережению в рамках текущего финансирования, а также финансовых средств, заложенных в других Подпрограммах на мероприятия по улучшению материально-технической базы, запланировано 63376,97 тыс. руб.

За период реализации программы с 2014 по 2020 годы планируется снижение потребления энергоресурсов на 15% (ежегодно не менее 3%).

Экономический эффект от внедрения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности за период реализации программы в стоимостном выражении составит 64253,15 тыс. рублей.

Подпрограмма «Модернизация здравоохранения Тамбовской области в части строительства перинатального центра на 2014-2016 годы» (далее – Подпрограмма) предусматривает решение следующих задач:

обеспечение консультативно-диагностической, лечебной и реабилитационной помощи преимущественно наиболее тяжелому контингенту беременных женщин, рожениц, родильниц и новорожденных детей;

организация оперативного мониторинга за состоянием беременных женщин, рожениц, родильниц и новорожденных детей, нуждающихся в интенсивной помощи, с целью своевременного оказания специализированной медицинской помощи;

обеспечение клинико-экспертной оценки оказания медицинской помощи женщинам и новорожденным и систематизация результатов выхаживания новорожденных детей с различной патологией.

Основные цели реализации Подпрограммы:

повышение доступности и качества медицинской помощи беременным женщинам, роженицам, родильницам и новорожденным;

развитие медико-генетической службы и службы планирования семьи с учетом профилактической направленности.

Перечень мероприятий Программы представлен в приложениях № 2 и № 2а.

 

5. Прогноз сводных показателей государственных заданий в рамках реализации Программы

 

Перечень государственных услуг и работ в сфере здравоохранения на 2013-2015 гг. включает в себя:

1. Государственные услуги:

1.1. предоставление круглосуточной стационарной, первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, и паллиативной медицинской помощи в областных государственных учреждениях здравоохранения;

1.2. предоставление первичной медико-санитарной, специализированной медицинской амбулаторно-поликлинической помощи в областных государственных учреждениях здравоохранения;

1.3. предоставление медицинской помощи в дневных стационарах всех типов в областных государственных учреждениях здравоохранения;

1.4. предоставление санаторного лечения в областных государственных учреждениях здравоохранения детскому населению области;

1.5. предоставление скорой, в том числе скорой специализированной (санитарно-авиационной) медицинской помощи;

1.6. осуществление библиотечного обслуживания населения в областной государственной медицинской библиотеке.

2. Государственные работы:

2.1. заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов;

2.2. обеспечение хранения запасов материально-технических, медицинских и иных средств;

2.3. сбор и хранение информации, обеспечивающей динамическую оценку состояния здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения;

2.4. материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности управления здравоохранения области и учреждений, подведомственных управлению здравоохранения области;

2.5. осуществление мероприятий по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;

2.6. осуществление судебно-медицинских экспертиз и исследований;

2.7. осуществление патолого-анатомических экспертиз и исследований;

2.8. хранение и комплектование библиотечных фондов;

2.9. организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

Перечень базовых государственных услуг и работ в сфере здравоохранения на 2016-2020 гг. включает в себя:

1. первичную медико-санитарную помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования;

2. специализированную медицинскую помощь (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи), не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования;

3. высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования;

4. паллиативную медицинскую помощь;

5. специализированную медицинскую помощь (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи), включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования, по профилям;

6. санаторно-курортное лечение;

7. профилактику незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании;

8. организацию и проведение заключительной и камерной дезинфекции, дезинсекции, дератизации в очагах инфекционных и паразитарных заболеваний и в условиях чрезвычайной ситуации;

9. заготовку, хранение, транспортировку и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов;

10. патологическую анатомию;

11. судебно-медицинскую экспертизу;

12. хранение, распределение и отпуск лекарственных препаратов, биологически активных добавок, наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров и медицинских изделий, в том числе для нужд резерва лекарственных средств для медицинского применения и медицинских изделий;

13. административное обеспечение деятельности организации;

14. формирование бюджетной отчетности для главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств, уполномоченного на формирование сводных и консолидированных форм отчетности;

15. библиотечное, библиографическое и информационное обслуживание пользователей библиотеки;

16. ведение бухгалтерского учета бюджетными учреждениями, формирование регистров бухгалтерского учета. (Дополнен - Постановление Администрации Тамбовской области от 30.12.2016 № 1605)

Прогноз сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными бюджетными учреждениями, подведомственными управлению здравоохранения области, по Программе на период 2013-2020 годов представлен в приложениях № 4 и № 4а.

 

6. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы

 

Финансовое обеспечение реализации Программы осуществляется за счет средств бюджета Тамбовской области, федерального бюджета и внебюджетных источников.

Распределение бюджетных ассигнований на реализацию Программы утверждается законом Тамбовской области о бюджете области на очередной финансовый год и плановый период.

Объем финансирования Программы на период 2013-2020 годов за счет средств бюджета Тамбовской области составляет 42030870,5 тыс. руб. (32,4% от общего объема средств Программы), федерального бюджета – 3402651,3 тыс. руб. (2,6% от общего объема средств Программы), обязательного медицинского страхования – 76497752,7 тыс. руб. (59,0% от общего объема средств Программы), внебюджетных источников – 7690637,5 (6,0% от общего объема средств Программы). (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 28.08.2017 № 844)

Предусмотрено финансирование Программы из внебюджетных источников в объеме – 7696265,5 тыс. руб. (6,3% от общего объема средств Программы).

Финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности осуществляется в рамках текущего финансирования, в том числе финансовых средств, заложенных в других Подпрограммах, на мероприятия по улучшению материально-технической базы.

Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании бюджета Тамбовской области на очередной финансовый год и плановый период.

Информация по ресурсному обеспечению реализации Программы за счет средств бюджета Тамбовской области с указанием главных распорядителей бюджетных средств, являющихся соисполнителями Программы, за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников на реализацию Программы представлена соответственно в приложении № 3.

 

7. Механизм реализации государственной Программы

 

Механизм реализации Программы базируется на принципах партнерства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Тамбовской области, органов местного самоуправления и организаций, в том числе общественных, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех исполнителей Программы в рамках согласованных обязательств и полномочий.

Реализация Программы осуществляется управлением здравоохранения области, соисполнителями Программы, другими заинтересованными исполнительными органами государственной власти области во взаимодействии с органами местного самоуправления, общественными организациями и объединениями.

Реализация мероприятий Программы, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования, осуществляется в рамках ежегодно разрабатываемой и утверждаемой территориальной программы государственных гарантий оказания населению области бесплатной медицинской помощи, и тарифных соглашений, заключаемых с территориальным фондом обязательного медицинского страхования Тамбовской области.

Реализация мероприятий Программы, связанных с предполагаемым софинансированием отдельных направлений за счет средств федерального бюджета, осуществляется на основе заключения соответствующих соглашений с Министерством здравоохранения Российской Федерации, предусматривающих обязательства Тамбовской области по финансированию мероприятий Программы за счет средств бюджета области, а также обязательства области по выполнению целевых показателей мероприятий Программы.

Выполнение мероприятий Программы, предусматривающих оказание видов медицинской помощи, финансовое обеспечение которых в соответствии с действующим законодательством предусмотрено за счет средств бюджета области, осуществляется путем формирования и доведения государственных заданий на оказание услуг и проведение работ в рамках соглашений о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение государственного задания.

Проекты частно-государственного партнерства будут реализованы в рамках соглашений, заключаемых администрацией области с частными партнерами с учетом требований действующего федерального и регионального законодательства, регулирующих правоотношения в данной сфере.

Мероприятия Программы, предполагающие приобретение товаров, работ и услуг, будут осуществляться в рамках договоров гражданско-правового характера, заключаемых управлением здравоохранения области с организациями, определяемыми в соответствии с требованиями действующего законодательства о закупках для государственных нужд.

При реализации подпрограмм и мероприятий государственной программы предполагается предоставление субсидий некоммерческим организациям (в том числе социально ориентированным некоммерческим организациям), не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями. Порядок определения объема и предоставления субсидий из бюджета Тамбовской области некоммерческим организациям (в том числе социально ориентированным некоммерческим организациям), не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, представлен в приложении № 20 к государственной программе. (Дополнен - Постановление Администрации Тамбовской области от 30.12.2016 № 1605)

Программа предусматривает персональную ответственность исполнителей за реализацию закрепленных за ними мероприятий.

Для единого подхода к выполнению всего комплекса мероприятий Программы, целенаправленного и эффективного расходования финансовых средств, выделенных на ее реализацию, необходимо четкое взаимодействие между всеми исполнителями Программы.

Ответственный исполнитель:

организует реализацию Программы, вносит предложения о внесении изменений в Программу и несет ответственность за достижение показателей (индикаторов) Программы, а также конечных результатов ее реализации;

в соответствии с требованиями постановления администрации области от 28.09.2012 № 1177 «Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области» представляет в управление экономической политики администрации области сведения, необходимые для проведения мониторинга и оценки эффективности Программы:

запрашивает у соисполнителей сведения, необходимые для проведения мониторинга и подготовки годового отчета, о ходе реализации Программы (далее – годовой отчет);

готовит годовой отчет и представляет его в управление экономической политики администрации области.

Соисполнитель:

осуществляет реализацию мероприятий Программы и основных мероприятий в отношении которых он является соисполнителем, вносит ответственному исполнителю предложения о необходимости внесения изменений в Программу;

представляет ответственному исполнителю сведения, необходимые для проведения мониторинга (за полугодие в срок до 10 июля) и подготовки годового отчета в срок до 10 февраля года, следующего за отчетным;

представляет ответственному исполнителю информацию, необходимую для подготовки годового отчета.

Внесение изменений в Программу осуществляется по инициативе ответственного исполнителя либо во исполнение поручений администрации области, в том числе с учетом результатов оценки эффективности реализации Программы.

Ответственный исполнитель размещает на официальном сайте в информационно-коммуникационной сети «Интернет» информацию о Программе, ходе ее реализации, достижении значений показателей (индикаторов) Программы, степени выполнения мероприятий Программы.

Исполнители мероприятий несут ответственность за некачественное и несвоевременное их выполнение, нецелевое и нерациональное использование финансовых средств в соответствии с действующим законодательством.


Информация по документу
Читайте также