Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2010 n 15АП-7129/2010 по делу n А32-53493/2009 По делу о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии и процентов за пользование чужими денежными средствами.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июля 2010 г. N 15АП-7129/2010
Дело N А32-53493/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корневой Н.И.
судей Ванина В.В., Пономаревой И.В.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим Корневой Н.И.
при участии:
от истца: представитель Т.Н. Баровская, дов. от 26.05.2010, паспорт;
от ответчика: представитель Красильникова Н.В., дов. от 16.09.2009, паспорт; представитель Ильин В.И., дов. от 20.10.2009, паспорт; представитель Заика С.Ю., дов. от 24.10.2009, паспорт;
от третьего лица: представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья N 7
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 05.05.2010 по делу N А32-53493/2009
по иску ООО "Теплосети"
к ответчику ТСЖ N 7
при участии третьего лица РЭК - Департамент цен и тарифов Краснодарского края
о взыскании задолженности и процентов
принятое в составе судьи Березовской С.В.
установил:
ООО "Теплосети" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Товариществу собственников жилья N 7 (далее - товарищество) о взыскании 892054 руб. 40 коп. задолженности по оплате тепловой энергии и 72812 руб. 05 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Определением суда от 24.02.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена РЭК - Департамент цен и тарифов Краснодарского края.
Решением суда от 05.05.2010 с товарищества в пользу общества взыскано 892054 руб. 40 коп. задолженности и 50 344 руб. 12 коп. процентов, распределены расходы по уплате госпошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, товарищество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на отсутствие между обществом и товариществом договора теплоснабжения, который в результате неоднократных судебных споров сторонами так и не был заключен. По мнению товарищества, суд при рассмотрении спора не установил, какими нормативными актами установлены тарифы и нормативы, примененные истцом при расчете размера задолженности, не установил, в какие периоды у ответчика отсутствовали приборы учета тепловой энергии и не определил, учтены ли эти периоды в расчете истца; не установил, в какой период и в какое время суток истцом прекращалась подача горячей воды и отражены ли данные обстоятельства в расчетах истца. Заявитель жалобы обращает внимание на отмену в судебном порядке решений Совета МО Славянский район об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, на основании которых истцом был произведен расчет задолженности. По мнению заявителя жалобы, расчет задолженности должен был производиться на основании тарифов, утвержденных решением 33 сессии Совета депутатов г. Славянска-на-Кубани и Славянского района N 5 от 02.06.2004. Кроме того, по мнению заявителя жалобы, принимая решение об удовлетворении исковых требований в части взыскания задолженности, суд необоснованно возложил на товарищество обязанность возместить стоимость тепловой энергии, отпущенной в нежилые помещения дома, занимаемые государственными учреждениями, которым не гарантируются права жильцов, являющихся членами товарищества.
Возражая на апелляционную жалобу, общество отклонило доводы заявителя как несостоятельные по основаниям, приведенным в отзыве, и просило оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании представители истца и ответчика поддержали правовые позиции, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве.
РЭК - Департамент цен и тарифов Краснодарского края, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства (уведомление N 48993), явку представителя в судебное заседание не обеспечила, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы без участия представителя третьего лица.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей истца и ответчика, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество в отсутствие заключенного в установленном законом порядке договора энергоснабжения поставляло в дом, расположенный по адресу: г. Славянск-на-Кубани, ул. Ковтюха, 49, находящийся под управлением товарищества, тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение. Доказательствами подтверждается и не оспаривается товариществом факт присоединения жилого дома к сетям общества и поставки тепловой энергии обществом. Оплата за потребленную тепловую энергию производилась товариществом непосредственно обществу.
Наличие задолженности по оплате тепловой энергии за период с 01.10.2008 по 16.09.2009 послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Отношения, возникшие между сторонами, правильно квалифицированы судом первой инстанции как отношения энергоснабжения, регулируемые параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Поскольку тепловая энергия для теплоснабжения и горячего водоснабжения приобреталась товариществом для целей обеспечения граждан-потребителей коммунальными ресурсами, сложившиеся отношения в силу пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307).
Согласно пункту 15 Правил N 307 в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии с пунктом 22 Правил N 307 собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
В силу пункта 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам, для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
С учетом изложенного, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется с учетом нормативов потребления соответствующей коммунальной услуги.
Как следует из материалов дела, 15.10.2008 для поставки тепловой энергии в жилой дом, расположенный по адресу: г. Славянск-на-Кубани, ул. Ковтюха, 49, в присутствии представителя товарищества был произведен технический осмотр приборов узла учета тепловой энергии и составлен акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии (т. 1, л.д. 31), а также установлен общедомовой счетчик горячей воды, что подтверждается актом приемки в эксплуатацию счетчиков горячей воды (т. 1, л.д. 32).
Таким образом, расчеты с товариществом производятся обществом на основании показаний приборов учета тепловой энергии и горячей воды в порядке статей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 22 Правил N 307. Для начисления платы за поставку тепловой энергии принимаются данные журнала учета тепловой энергии, предоставляемого товариществом каждый месяц в энергоснабжающую организацию, распечатки суточных параметров теплоносителя.
Согласно представленному истцом в материалы дела расчету за период с 01.10.2008 по 16.09.2009 стоимость переданной в жилой дом тепловой энергии и горячей воды составила 974 903 руб. 57 коп., оплата в спорном периоде произведена товариществом в сумме 82 849 руб. 18 коп., в связи с чем задолженность перед обществом по оплате тепловой энергии составляет 892054 руб. 40 коп.
Проверив произведенный истцом расчет, суд первой инстанции обоснованно признал его правильным.
В силу статей 2, 6 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на тепловую энергию.
Тарифы на тепловую энергию для ООО "Теплосети" утверждены РЭК - Департамент цен и тарифов Краснодарского края, являющейся органом исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования тарифов, приказом N 21/2008-Т от 10.10.2008 на период с 01.10.2008 г. по 31.12.2008 г. и приказом N 46/2008-Т от 31.12.2008 на период с 01.01.2009 г. по 31.12.2009 г.
Тарифы на горячее водоснабжение установлены решениями Совета Славянского городского поселения Славянского района N 6 от 27.11.2008 г. и N 4 от 04.02.2009 г., то есть уполномоченным органом местного самоуправления, в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" и постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109.
Таким образом, тарифы, примененные истцом в расчете за тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение, установлены органами государственной власти и местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с нормами действующего законодательства.
Судом первой инстанции также учтена позиция Региональной энергетической комиссии - Департамент цен и тарифов Краснодарского края, изложенной в отзыве на исковое заявление (т. 2, л.д. 72-73), которая подтвердила правильность применения обществом тарифов на горячее водоснабжение и тепловую энергию.
Из расчета суммы задолженности за тепловую энергию на отопление усматривается, что предъявленные к оплате суммы рассчитаны истцом, исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии за исключением декабря 2008 г., января и февраля 2009 г.: за декабрь 2008 г. расчет стоимости тепловой энергии произведен в соответствии с пунктами 31 и 32 Правил N 307 по среднемесячному потреблению тепловой энергии, определенному по приборам узла учета за последние 6 месяцев; за январь и февраль 2009 г. - по нормативам потребления тепловой энергии с перерасчетом на фактическую температуру наружного воздуха.
В спорный период действовали нормативы на отопление 1 кв. м общей площади жилого помещения в размере 0,1966 Гкал./кв. м, утвержденные решением Совета муниципального образования Славянский район N 19 от 31.10.2006 г. "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение для населения муниципального образования Славянский район".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.12.2009 г. по делу А32-11254/2009 пункты 1, 2 и 4 вышеуказанного решения Совета муниципального образования Славянский район признаны не действующими и не соответствующими постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Из расчета суммы задолженности за горячее водоснабжение видно, что предъявленные к оплате суммы рассчитаны исходя из показаний
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2010 n 15АП-7043/2010 по делу n А53-453/2010 По делу о взыскании неосновательного обогащения в виде получения платы за абонентское обслуживание многоквартирных домов.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также