Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2010 n 15АП-6388/2010 по делу n А53-3207/2010 По делу о признании незаконными решения антимонопольного органа о нарушении обществом п. 3 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции" на рынке услуг по водоснабжению объектов и предписания.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 2010 г. N 15АП-6388/2010
Дело N А53-3207/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Т.И.,
судей Захаровой Л.А., Смотровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Ткаченко Т.И.,
при участии:
от заявителя: Зиновьева И.П. (доверенность от 17.02.2010 г.);
от заинтересованного лица: Зиновьева О.Г. (доверенность от 14.07.2010 г. N 104), Путилиной И.В. (доверенность от 28.01.2010 г. N 26);
от администрации Аксайского района Ростовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом (уведомление N 40865 3);
от администрации Щепкинского сельского поселения: представитель не явился, извещен надлежащим образом (уведомление N 40867 7);
Гальчинской Валентины Владимировны, представителя Гальчинской В.В. Папанова С.А. (доверенность от 25.03.2010 г.);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 14.05.2010 г. по делу N А53-3207/2010
по заявлению открытого акционерного общества "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области,
при участии администрации Аксайского района Ростовской области, Гальчинской Валентины Владимировны, администрация Щепкинского сельского поселения,
о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 11.12.2009 г. N 10539/02 и незаконным предписания от 11.12.2009 г. N 10540/02,
принятое судьей Гришко С.В.,
установил:
ОАО "Аксайская передвижная механизированная колонна Ростовсельхозводстрой" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее по тексту - УФАС по РО, антимонопольный орган) о признании незаконными решения от 01.12.2009 г. (исх. от 11.12.2009 г. N 10539/02) и предписания N 452 от 01.12.2009 г. (исх. от 11.12.2009 г. N 10540/02).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.05.2010 г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что исходя из положений Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 г. N 83, а также технических условий, выдаваемых заявителем гражданам для подключения их домовладений к системе централизованного водоснабжения, участки водопроводных сетей, расположенных между центральным (магистральным) трубопроводом и домовладениями граждан, являются собственностью граждан, которые эти сети построили. Следовательно, суд пришел к выводу, что граждане обязаны содержать указанные сети в надлежащем состоянии, в том числе, собственник обязан содержать принадлежащий ему участок водопроводных сетей в состоянии, не допускающем потери поставляемой по ней холодной воды, и нести все риски неисполнения такой обязанности. Указанные выше условия, как указал суд, могут быть соблюдены только в случае, если прибор учета воды будет установлен на границе принадлежащей гражданам сети, то есть в колодце на месте врезки сети граждан в центральный (магистральный) трубопровод.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что выводы суда не соответствуют пункту 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 (далее - Правила N 307), согласно которому собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Также заявитель жалобы ссылается на пункт 52 Правил N 307, согласно которому потребитель обязан обеспечить сохранность пломб на приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении, тогда как подземный люк на границе магистрального водопровода не может быть отнесен к жилому помещению. Вместе с тем, антимонопольный орган ссылается на то, что согласно пункту 7 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 г. N 83 (далее - Правила N 83/2), условия подключения должны предусматривать подключение в пределах границ земельного участка, за исключением случаев, установленных пунктом 7 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 г. N 83 (далее - Правила N 83/1). По смыслу пункта 7 Правил N 83/1 в случае если инвестиционная программа ОАО "Аксайская ПМК" не утверждена, то технические условия могут выдаваться при подключении к существующим сетям водоснабжения и выполнении ОАО "Аксайская ПМК" за счет средств подключаемого лица необходимых работ. Плата взимается за создание или реконструкцию сетей, строительство объектов капитального строительства, необходимых для подключения. В случае если создание сетей не требуется, плата за подключение не взимается. В этой связи антимонопольный орган полагает, что построенные за счет средств подключаемого лица водопроводы не передаются в собственность такого лица. Кроме того, заявитель жалобы указывает, что наличие технических условий не свидетельствует, в частности, что гражданка Гальчинская их выполнила. Подключение к сети было осуществлено задолго до создания ОАО "Аксайская ПМК". Также антимонопольный орган указывает, что договорные отношения между ресурсоснабжающей организации и гражданкой Гальчинской возникли до принятия Правил N 307, поэтому, абонент имеет правовую возможность рассчитываться по прибору учета, установленному до вступления в силу Правил, изменяющих требования к его размещению до тех пор, пока действуют ее договорные отношения с ОАО "Аксайская ПМК".
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель не согласился с доводами антимонопольного органа, сославшись на законность и обоснованность обжалуемого решения, указав, что граждане являются собственниками участка водопроводных сетей между домовладением и центральным (магистральным) трубопроводом, о чем, в частности, свидетельствует то, что подключение к данным сетям других абонентов может быть осуществлено только с согласия граждан.
Администрация Аксайского района Ростовской области в своем отзыве на апелляционную жалобу также просила оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители антимонопольного органа поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель заявителя в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, пояснив, что участки водопровода между домовладениями абонентов и центральным (магистральным) трубопроводом не принадлежат муниципальному образованию и ОАО "Аксайская ПМК", а являются собственностью граждан; собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры; в случае, если приборы учета не будут установлены на границе врезки в центральный (магистральный) трубопровод, расчет платы будет производиться по нормативам.
Гальчинская В.В. и ее представитель в судебном заседании поддержали доводы жалобы антимонопольного органа, пояснив, что ресурсоснабжающая организация обязывает абонентов перенести приборы учета на границу врезки в центральный (магистральный) трубопровод, для чего необходимо провести значительные по объему земляные работы; для того, чтобы являться собственником участка водопровода между домовладением и магистралью необходимы документы, которые отсутствуют, просили решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представители других лиц, участвующих в деле, не явились, извещены надлежащим образом, что не препятствует рассмотрению жалобы в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав в судебном заседании пояснения представителей заявителя, заинтересованного лица, Гальчинской В.В. и ее представителя, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 29.07.2009 года в Ростовское УФАС России от Гальчинской Валентины Владимировны поступило заявление о нарушении ОАО "Аксайская ПМК РСВС" антимонопольного законодательства, которое, по мнению заявителя, выразилось в уклонении (отказе) от заключения договора на поставку питьевой воды в связи с отсутствием приборов учета в местах врезки в центральный водопровод.
Рассмотрев дело N 748 по заявлению Гальчинской В.В., комиссия УФАС по РО пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 7 Правил N 307 собственники жилых домов заключают договор о приобретении холодной воды непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды на границе сетей, принадлежащих собственникам жилых домов.
При этом собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в случае если между сетями, принадлежащими собственнику жилого дома (абоненту), и сетями, принадлежащими организации водопроводно-канализационного хозяйства, расположены сети иных собственников либо бесхозные сети, то организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана соблюдать надлежащий режим и количество подаваемой холодной воды не на границе балансовой принадлежности собственных сетей, а на границе балансовой принадлежности абонента, который вправе определять объем потребленной им холодной воды по показаниям прибора учета, расположенного на границе балансовой принадлежности собственных сетей.
В этой связи действующее законодательство не предполагает право ресурсоснабжающей организации определять объем потребляемой абонентом холодной воды по показаниям прибора учета, расположенного на границе балансовой принадлежности сетей ресурсоснабжающей организации с сетями, не принадлежащими абоненту.
Комиссия в своем решении от 01.12.2009 г. указала, что расположенные между сетями заявителей и сетями ОАО "Аксайская ПМК РСВС" участки водопровода являются бесхозяйными. Таким образом, пункт 7 Правил N 307 устанавливает право заявителей определять объем потребленной холодной воды исходя из показаний прибора учета, расположенного на границе балансовой принадлежности собственных и бесхозяйных водопроводных сетей.
Данный вывод, по мнению УФАС по РО, корреспондирует с положением, установленным пунктом 52 Правил N 307, который устанавливает обязанность потребителя (абонента) ОАО "Аксайская ПМК РСВС" обеспечить сохранность пломб на индивидуальном приборе учета, установленном в жилом помещении.
По мнению УФАС по РО, данная обязанность не может распространяться на индивидуальные приборы учета, расположенные в подземных колодцах на границе балансовой принадлежности бесхозяйных сетей и сетей ресурсоснабжающей организации (в данном случае ОАО "Аксайская ПМК РСВС").
ОАО "Аксайская ПМК РСВС" в своих письмах, отвечая на заявления абонентов о приеме в эксплуатацию приборов учета холодного водоснабжения, сообщила о том, что "...разрешается оставить водомер на прежнем месте до...2009 года...", одновременно указав различные сроки, до истечения которых разрешается эксплуатировать указанные приборы холодного водоснабжения.
При этом, как следует из оспариваемого решения, ни пунктом 24, ни пунктом 31 Правил N 307 не только не предусмотрена возможность отказа ресурсоснабжающей организации от определения объема потребленной абонентом холодной воды в связи с истечением установленного нею срока, но и вообще право устанавливать данный срок.
Кроме того, антимонопольный орган указал, что в отдельных письмах ОАО "Аксайская ПМК РСВС", отвечая на заявления абонентов о приеме в эксплуатацию приборов учета холодного водоснабжения, указала абонентам на необходимость "...прибыть в ОАО "Аксайская ПМК РСВС"... для заключения дополнительного соглашения на обслуживание водопровода от водомера до места врезки в магистральную сеть...".
Антимонопольный орган пришел к выводу, что действующее законодательство не обременяет абонентов ОАО "Аксайская ПМК РСВС" обязанностью по содержанию бесхозяйных сетей водопроводно-канализационного хозяйства, расположенных между собственными сетями и сетями ОАО "Аксайская ПМК РСВС".
В решении от 01.12.2009 г. также нашло отражение то, что ОАО "Аксайская ПМК РСВС" является единственным поставщиком питьевой воды в Аксайском районе Ростовской области. На действия ОАО "Аксайская ПМК РСВС" на рынке услуг по водоснабжению объектов, находящихся в Аксайском районе Ростовской области, распространяются ограничения, установленные статьей 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Прием в эксплуатацию приборов учета холодной воды может быть осуществлен исключительно организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Как следует из материалов дела, услуги по водоснабжению жителям п. Орловский Аксайского района осуществляет ОАО "Аксайская ПМК РСВС", которое занимает 100% долю на данном рынке и, как следствие, занимает доминирующее положение.
Таким образом, антимонопольный орган пришел к выводу, что ОАО "Аксайская
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2010 n 15АП-6336/2010 по делу n А53-21371/2009 По требованию об отмене определения о признании требований обоснованными и введении наблюдения.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также