Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2010 n 15АП-4222/2010 по делу n А32-48860/2009 По делу о признании незаконным предписания уполномоченного органа.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 2010 г. N 15АП-4222/2010
Дело N А32-48860/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Золотухиной С.И.,
судей Захаровой Л.А., Ткаченко Т.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Власовой Т.С.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Дирекция строительства МЖК": Подкорытова Т.А. по доверенности N 78 от 28.12.2009 г.,
от Управления по надзору в области долевого строительства Краснодарского края: Ельшина С.А. по доверенности N 83-1428/10-13 от 09.06.2010 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления по надзору в области долевого строительства Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 04.02.2010 г. по делу N А32-48860/2009
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дирекция строительства МЖК"
к заинтересованному лицу Управлению по надзору в области долевого строительства Краснодарского края
о признании незаконным предписания,
принятое в составе судьи Диденко В.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Дирекция строительства МЖК" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению по надзору в области долевого строительства Краснодарского края о признании незаконным предписания от 15.09.09 г. N 83-2510/09-14.
Решением суда от 04.02.2010 г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что общество выполнило свою обязанность по раскрытию информации о суммах обязательств застройщика и участников долевого строительства по договорам участия в долевом строительстве, необходимой для расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика. Требование Управления по надзору в области долевого строительства Краснодарского края, изложенное в оспариваемом предписании от 15.09.09 г. N 83-2510/09-14, об обязании общества представить бухгалтерские балансы за указанные периоды с внесением в них дополнительных строк 131, 271, 641 не основаны на законе, поскольку внесение таких изменений приведет к изменению валюты баланса.
Не согласившись с принятым решением, Управление по надзору в области долевого строительства Краснодарского края обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе и дополнении к ней заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что общество не раскрыло в форме бухгалтерской отчетности сведения о суммах обязательств застройщика перед участниками долевого строительства, право общества самостоятельно устанавливать кодировку строк, в которых отражаются сведения, необходимые для расчета нормативов оценки финансовой устойчивости, не исключает обязанности общества отражать данные сведения в бухгалтерской отчетности, сведения о доходах будущих периодов обязательств по договорам участия в долевом строительстве в бухгалтерских балансах общества не отражаются и к учету не принимаются, требование Управления является законным.
В отзыве на апелляционную жалобу и возражения на дополнение к ней ООО "Дирекция строительства МЖК" просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на то, что исправления в годовой бухгалтерский баланс можно внести лишь до его утверждения, а баланс за 2008 год утвержден на общем собрании участников общества, исполнение требований предписания приведет к изменению валюты баланса, требовать внесения изменений в бухгалтерскую документацию Управление не вправе.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва на нее.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 10.06.2010 г. до 15.06.2010 г. После перерыва заседание продолжено.
От общества после перерыва по факсу поступило ходатайство о нерассмотрении дела в его отсутствие и об отложении дела в связи с занятостью представителя в другом судебном процессе. Ходатайство судом отклонено ввиду необоснованности.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее (с учетом дополнений и возражений), выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании п. 3 ч. 5 ст. 23 ФЗ от 30.12.2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" ООО "Дирекция строительства МЖК" представило в Управление по надзору в области долевого строительства документы отчетности. В ходе анализа представленных документов Управление выявило следующие нарушения обществом законодательства РФ в области долевого строительства:
- обществом в представленной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, за 4 квартал 2008 г., 1 квартал 2009 г. и за 2 квартал 2009 г. не раскрыта информация о суммах обязательств застройщика и участников долевого строительства по договорам участия в долевом строительстве, необходимая для расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика, что нарушает требования Постановления Правительства РФ от 27.10.05 г. N 645 "О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства", и п. 1.2 Инструкции о порядке расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика, утвержденной приказом Федеральной службы по финансовым рынкам РФ от 30.11.06 г. N 06-137/пз-н, в форме бухгалтерской отчетности N 1 "Бухгалтерский баланс".
По результатам проверки представленной обществом отчетности Управлением по надзору в области долевого строительства Краснодарского края обществу "Дирекция строительства МЖК" вынесено предписание N 83-2510/09-14 об устранении нарушений законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, а именно: в срок до 30.10.09 г. представить в Управление по надзору в области долевого строительства Краснодарского края форму бухгалтерской отчетности N 1 "Бухгалтерский баланс" на следующие отчетные даты: 31.12.08 г., 31.03.09 г., 30.06.09 г., раскрыв в ней информацию о суммах обязательств застройщика и участников долевого строительства по договорам участия в долевом строительстве (в частности: о сумме обязательств застройщика перед участниками долевого строительства и о сумме обязательств участников долевого строительства по оплате договоров участия в долевом строительства).
Указанное предписание оспорено обществом в судебном порядке.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого обществом ненормативного акта.
Данный вывод признается апелляционным судом ошибочным ввиду следующего.
Исходя из положений ст. 198 - 201 АПК РФ для удовлетворения требования о признании незаконным ненормативного правового акта государственного органа необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя. Наличие данных условий применительно к обстоятельствам настоящего дела не подтверждено.
Как видно из материалов дела, ООО "Дирекция строительства МЖК" осуществляет деятельность, связанную с привлечением денежных средств участников долевого строительства многоквартирных жилых домов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" под застройщиком понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с названным Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
Согласно пункту 2 статьи 23 Закона N 214-ФЗ контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с названным Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство. Постановлением главы администрации Краснодарского края от 14.12.2007 г. N 1191 функциями соответствующего уполномоченного органа на территории Краснодарского края наделено Управление по надзору в области долевого строительства Краснодарского края.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 23 Закона N 214-ФЗ контролирующему органу предоставлено право ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.10.2005 г. N 645, застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства. В состав отчетности включаются отчеты по формам согласно приложениям N 1 - 4, справки, представляемые в случаях, установленных этими Правилами, а также ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовую) бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Пунктом 1.2. Инструкции о порядке расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика, утвержденной Приказом ФСФР от 30.11.2006 г. N 06-137/пз-н, предусмотрена необходимость отражения информации, необходимой для расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика, формируемой на основании данных его бухгалтерского учета, в бухгалтерской отчетности застройщика.
Аналитический учет активов и обязательств должен обеспечить получение необходимой информации у застройщика по каждому участнику долевого строительства и договорам долевого строительства, связанным с привлечением денежных средств (включая жилищные сертификаты) участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, по активам застройщика, считающимся находящимися в залоге, по обязательствам застройщика перед участниками долевого строительства и обязательствам участников долевого строительства перед застройщиком по внесению платежей в предусмотренный договором период, об оплате жилых помещений после завершения и признании выручки от продажи.
В силу п. 2.2 названной Инструкции при расчете нормативов оценки финансовой устойчивости используется в том числе информация об общей сумме обязательств застройщика и сумме обязательств участников долевого строительства по договорам участия в долевом строительстве. При этом обязательства застройщика перед участником долевого строительства определяются исходя из цены договора участия в долевом строительстве.
Как видно из материалов дела, соответствующие сведения (об обязательствах застройщика и участников долевого строительства) ООО "Дирекция строительства МЖК" в представленной в контролирующий орган бухгалтерской отчетности не отражены, что нарушает требования законодательства в области долевого строительства.
В соответствии с пунктом 2.10 Положения об Управлении по надзору в области долевого строительства Краснодарского края, утвержденного Постановлением главы администрации Краснодарского края от 14.12.2007 г. N 1191, Управление направляет в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений.
Таким образом, предписание от 15.09.09 г. N 83-2510/09-14, подписанное и.о. руководителя Управления, вынесено уполномоченным лицом в пределах компетенции соответствующего государственного органа и направлено на устранение допущенных ООО "Дирекция строительства МЖК" и выявленных Управлением нарушений законодательства РФ в области долевого строительства.
В этой связи основания для признания предписания незаконным отсутствуют.
Доводы общества о том, что предписание Управления является незаконным, поскольку строк для отражения соответствующей информации в бухгалтерском балансе общества не имеется, а внесение соответствующих строк повлечет изменение валюты баланса, не принимаются апелляционным судом ввиду следующего.
В целях обеспечения надлежащего расчета нормативов оценки финансовой устойчивости застройщиков многоквартирных домов на началах долевого участия в строительстве и выполнения требований Закона N 214-ФЗ, управление как уполномоченный в этой сфере контрольный орган на территории Краснодарского края, разместило на сайте www.unds.ru в сети Интернет форму баланса, в которой для таких застройщиков должны содержаться дополнительные строки:
131 - объекты долевого строительства;
271 - задолженность по договорам долевого участия в строительстве;
641 - обязательства по договорам долевого участия в строительстве.
Согласно п. 8 приказа Минфина России от 22.07.03 г. N 67н, в формах бухгалтерской отчетности строки, по которым раскрываются соответствующие показатели, организациями кодируются самостоятельно при разработке и принятии форм бухгалтерской отчетности. При разработке и принятии формы Бухгалтерского баланса (форма N 1) рекомендуется применять коды итоговых строк и коды строк разделов и групп статей Бухгалтерского баланса (форма N 1), приведенных в образце его формы.
Согласно п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (в ред. от 18.09.2006), статьи бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и других отдельных форм бухгалтерской отчетности, которые в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету подлежат раскрытию и по которым отсутствуют числовые значения активов, обязательств, доходов, расходов
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2010 n 15АП-4199/2010 по делу n А53-22145/2009 По делу о признании незаконным решения таможенного органа о корректировке таможенной стоимости товаров, обязании принять таможенную стоимость товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также