Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 по делу n А38-2916/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир

24 декабря 2014 года                                                       Дело № А38-2916/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 17.12.2014.

Постановление в полном объеме изготовлено 24.12.2014.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Смирновой И.А.,

судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл и Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Марий Эл

на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 06.10.2014

по делу № А38-2916/2014,

принятое судьей Вопиловским Ю.А.

по заявлению Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Марий Эл

о признании частично недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл от 30.04.2014 № 11,

при участии:

от Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Марий Эл – Плотниковой З.А. по доверенности от 05.03.2014 № 1391,

и установил:

Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Марий Эл (далее – Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл (далее – Управление Финнадзора) от 30.04.2014 № 11 в части установления нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, определенных в пунктах 1, 2, 5, пункте 6 (в части сумм 58 821 руб. 86 коп., 10 862 руб.), пункте 7 (в части суммы 8 018 719 руб. 44 коп.), пунктах 8, 9, 10.

Решением от 06.10.2014 Арбитражный суд Республики Марий Эл частично удовлетворил требования заявителя и признал недействительным оспариваемое представление в части установления нарушений бюджетного законода­тельства Российской Федерации и нормативных правовых актов, описанных в пунктах 2, 6 (в части завышения стоимости основных средств на 58 821 руб. 86 коп.), 8, 9, 10 пред­ставления. В остальной части в удовлетворении заявленных требований суд отказал.

Управление Финнадзора не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции в части удовлетворенных заявителю требований и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его в указанной части отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.

Учреждение также не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требования о признании недействительными пунктов 1, 5, 7 (в части суммы 8 018 719 руб. 44 коп.) оспариваемого представления Управления Финнадзора и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в указанной части по основаниям, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт.

Представитель Учреждения в судебном заседании 10.12.2014 поддержал доводы апелляционной жалобы.

В отзыве на апелляционную жалобу Управления Финнадзора Учреждение просило оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.

Управление Финнадзора, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, представителей в судебное заседание не направило, заявило ходатайство о рассмотрении апелляционных жалоб без его участия.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 10.12.2014 объявлялся перерыв до 08 час. 40 мин. 17.12.2014.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл от 06.10.2014 в обжалуемых частях проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены решения в обжалуемых частях.

Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, на основании удостоверения от 30.01.2014 № 6, поручения Росфиннадзора от 16.01.2014 № 01-05-25/243 специалистами органа бюджетного надзора проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности Учреждения за 2013 год, в ходе которой выявлено нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, а именно:

- в нарушение статей 38, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2012 № 171н (далее - Приказ № 171н), Учреждением допущено нецелевое использование средств бюджета ПФР: по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг для государственных нужд» произведены расходы на сумму 16 998 руб. по монтажу силового кабеля для электроснабжения стоек серверов в административном здании по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Комсомольская,    д. 77, которые следовало произвести по виду расходов 242 «Закупки товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» (пункт 1 представления);

- в нарушение статьи 34 БК РФ не обеспечена результативность использования средств бюджета ПФР в сумме 1 026 046 руб. в результате невключения в сметную документацию и невыполнения работ, обеспечивающих устройство второго эвакуационного выхода из здания Отделения фонда, приемку органами пожарного надзора и ввод в эксплуатацию объекта «Устройство второго эвакуационного выхода и обеспечения доступа маломобильных групп населения в здании Отделения фонда» (пункт 2 представления);

- в нарушение статьи 160.2-1 БК РФ, пункта 2.1 Разъяснений, утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 18.09.1997 № 45, пункта 6 Положения об Учреждении, утвержденного постановлением Правления ПФР от 09.10.2003 № 148п, в ноябре-декабре 2013 года на лицевой счет ГБУ РМЭ «РПБ № 2» № 20086Х95280, открытый в УФК по РМЭ и не являющийся депозитным, перечислено пенсий и ЕДВ в общей сумме 1 279 431 руб. 30 коп. недееспособных больных, находящихся на лечении; следовало пенсии и ЕДВ перечислять на депозитный счет по вкладам в учреждения Сберегательного банка Российской Федерации (пункт 5 представления);

- в нарушение статьи 264.1 БК РФ, статьи 1, пунктов 1, 2 статьи 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете), пунктов 38, 41, 45, 197 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), допущено искажение баланса за 2013 год: по строке 010 «Основные средства» в итоговой графе на конец года данные завышены и занижены соответственно на суммы 58 821 руб. 86 коп., 10 862 руб. в результате оприходования основных средств по завышенной первоначальной стоимости и в результате неоприходования основных средств (пункт 6 представления);

- в нарушение статьи 264.1 БК РФ, пунктов 1, 2 статьи 10 Закона о бухгалтерском учете, пунктов 66, 333, 334 Инструкции № 157н, в справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах к балансу (форма 0503130) за 2013 год не учтены и не отражены на забалансовом счете 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование» - объекты основных средств на общую сумму 8 018 719 руб. 44 коп., переданные в Управление ПФР в РМЭ (пункт 7 представления);

- в нарушение статьи 264.1 БК РФ, статьи 1 Закона о бухгалтерском учете, пункта 9 Инструкции № 157н, пункта 8 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 № 162н (далее - Инструкция № 162н), Методических указаний по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.12.2010 № 173н (далее - Методические указания № 173н) списано с балансового счета 1.101.00 «Основные средства» основных средств на общую сумму 616 615 руб.         03 коп. стоимостью за единицу до 3000 руб. включительно, без оформления ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (форма 0504210), подтверждающей факт передачи в эксплуатацию материально-ответственным лицам объектов основных средств (пункт 8 представления);

- в нарушение пунктов 345, 346 Инструкции № 157н поздравительные открытки, приветственные папки, адреса и цветы на общую сумму                  30 952 руб. 12 коп. на забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» не учитывались (пункт 9 представления);

- в нарушение пункта 2.1 Разъяснений, утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 18.09.1997 № 45, пункта 6 Положения о ГУ-ОПФ РФ по РМЭ, утвержденного постановлением Правления ПФР от 09.10.2003 № 148п, в январе-октябре 2013 года перечислено пенсий и ЕДВ на общую сумму 4 008 251 руб. 56 коп. недееспособных больных, находящихся на лечении в Республиканской психиатрической больнице № 2, на отдельные лицевые счета пенсионеров по договорам на открытие вклада «Пенсионный плюс Банка «Йошкар-Ола», заключенным между ГБУ РМЭ «РПБ № 2» и ОАО Банк «Йошкар-Ола»; следовало пенсии и ЕДВ перечислять на депозитный счет по вкладам в учреждения Сберегательного банка РФ (пункт 10 представления).

Результаты проверки зафиксированы в акте от 18.04.2014, который подписан заявителем с разногласиями.

По итогам проверки Управлением Финнадзора вынесено представление от 30.04.2014 № 11 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в котором Учреждению предложено рассмотреть представление и принять меры по недопущению в дальнейшем указанных в представлении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, а также проинформировать Управление Финнадзора о результатах рассмотрения представления в срок не позднее 30 дней с даты его получения.

Посчитав указанное представление Управления Финнадзора частично не соответствующим положениям действующего законодательства и нарушающим его права и законные интересы, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278 (действующим на момент вынесения оспариваемого представления), установлено, что Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» (пункт 1 Положения).

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения).

В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право направлять в проверенные

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 по делу n А43-17135/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также