"МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ"(Принят в г. Санкт-Петербурге 03.04.1999 Постановлением 13-6 на 13-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)

на тринадцатом пленарном
заседании Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 13-6
от 3 апреля 1999 года)
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики в области занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации прав граждан на свободно избранную занятость и социальную защиту от безработицы.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Занятость граждан. Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству государства и, как правило, приносящая им заработок, трудовой доход (далее заработок).

Статья 2. Занятые граждане. 1. Занятыми считаются граждане:

Статья 3. Безработные граждане. 1. Безработными признаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в качестве лиц, ищущих подходящую работу, способны и готовы приступить к ней.

Статья 4. Подходящая работа. 1. Подходящей считается такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом его образования и профессиональной подготовки, трудового стажа и опыта работы по прежней специальности, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности нового рабочего места.

Статья 5. Основные принципы государственной политики в области содействия занятости населения. 1. Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Статья 6. Государственные гарантии содействия занятости населения. 1. Государство гарантирует гражданам:

Статья 7. Дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения. 1. Государство обеспечивает дополнительные гарантии занятости гражданам, нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, в том числе: инвалидам; молодежи в возрасте до 21 года, впервые ищущей работу; гражданам, имеющим на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лицам, освобожденным из мест лишения свободы; лицам предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по старости (по возрасту)); беженцам и вынужденным переселенцам; гражданам, уволенным со срочной военной или альтернативной службы; одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьям, в которых оба родителя признаны безработными; гражданам, подвергшимся воздействию радиационных аварий и катастроф.

Статья 8. Законодательство о занятости населения. 1. Законодательство о занятости населения состоит из настоящего Закона, других законодательных актов, регулирующих отношения в области занятости.

Статья 9. Право граждан на выбор места работы. Граждане имеют право на свободный выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения.

Статья 12. Право граждан на профессиональную деятельность за границей. Граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами страны. Порядок и условия предоставления гражданам посреднической помощи по трудоустройству за границей определяются национальным законодательством.

Статья 13. Право граждан на социальную поддержку в сфере занятости, страхование по безработице. 1. Каждый гражданин страны имеет право на социальную поддержку в сфере занятости.

Статья 14. Право граждан на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц. Граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в ее вышестоящий орган, а также в суд в порядке, установленном законодательством страны.

Статья 15. Регулирование занятости населения. В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство осуществляет:

Статья 16. Государственные, территориальные и отраслевые программы содействия занятости населения. С целью регулирования и содействия занятости населения, удовлетворения потребности граждан в работе разрабатываются государственные, территориальные и отраслевые программы содействия занятости населения.

Статья 17. Государственная служба занятости населения. 1. Государственная служба занятости населения осуществляет практическую реализацию политики занятости и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на всей территории государства.

Статья 18. Финансирование мероприятий по содействию занятости населения. 1. Средства на финансирование мероприятий по содействию занятости населения формируются за счет обязательных страховых взносов работодателей, ассигнований при необходимости из государственного бюджета и местных бюджетов, добровольных взносов юридических и физических лиц, включая иностранных, других поступлений, в том числе средств, взыскиваемых с работодателей за нарушение требований, предусмотренных законодательством о занятости населения, и аккумулируются в государственном фонде содействия занятости населения (фонде занятости).

Статья 19. Информационное обеспечение регулирования и организации занятости населения. Для объективной оценки состояния рынка труда и положения в области занятости населения устанавливается государственная статистическая отчетность.

Статья 20. Лицензирование деятельности по содействию занятости населения. Деятельность по оказанию гражданам услуг в содействии трудоустройству, профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных граждан и незанятого населения осуществляется юридическими лицами на основании лицензий, выдаваемых органами исполнительной власти при наличии заключения органов службы занятости.

Статья 22. Содействие работодателей в обеспечении занятости населения. 1. Работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе:

Статья 23. Права работодателей. 1. Работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление органов службы занятости.

Статья 24. Участие профессиональных союзов и иных представительных органов работников в содействии занятости населения. 1. Профессиональные союзы и иные представительные органы работников вправе участвовать в разработке государственной политики в области содействия занятости населения.

Статья 25. Координационные комитеты содействия занятости населения. В целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на государственном и территориальных уровнях в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения из представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных органов.

Статья 26. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка незанятых граждан. 1. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка лиц, зарегистрированных в службе занятости в качестве ищущих работу, могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если:

Статья 27. Организация общественных работ. 1. Под общественными работами понимаются общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие предварительной профессиональной подготовки работников, имеющие социально-полезную направленность и организуемые в качестве дополнительной социальной поддержки и временной занятости лиц, ищущих работу. К общественным работам не относятся виды деятельности, связанные с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций.

Статья 28. Гарантии социальной поддержки безработных. 1. Государство гарантирует:

Статья 29. Льготы и компенсации работникам, высвобождаемым из организаций. 1. За работниками, высвобождаемыми из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, при расторжении трудового договора (контракта) сохраняются на срок, предусмотренный национальным законодательством, средняя заработная плата с учетом выходного пособия и непрерывный трудовой стаж при условии, если они в течение 10 календарных дней после увольнения зарегистрировались в службе занятости в качестве лиц, ищущих работу. Выплата выходного пособия и сохраняемого среднего заработка производится по прежнему месту работы.

Статья 30. Условия и сроки выплаты пособия по безработице. 1. Пособие по безработице назначается службой занятости и выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

Статья 31. Порядок определения размеров пособия по безработице. 1. Пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту их работы.

Статья 32. Порядок продления сроков выплаты пособия по безработице гражданам со стажем работы, дающим право на пенсию по старости (по возрасту). 1. Гражданам, общий трудовой стаж которых в соответствии с пенсионным законодательством страны дает им право на пенсию по старости (по возрасту), включая пенсии на льготных условиях, но которые не достигли пенсионного возраста, продолжительность периода выплаты пособия по безработице может увеличиваться сверх установленной национальным законодательством о занятости продолжительности периода выплаты пособия по безработице на две календарные недели за каждый год работы, превышающий требуемый стаж.

Статья 33. Размеры пособия по безработице гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям, уволенным с военной или альтернативной службы и из органов внутренних дел. Пособие по безработице гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 12 календарных недель с полным рабочим днем (неделей), а также уволенным с военной или альтернативной службы и из органов внутренних дел и признанным в установленном порядке безработными, начисляется в размере не менее 50 процентов от их среднего заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше уровня средней заработной платы, сложившегося на данной территории, и не ниже 20 процентов прожиточного минимума. При этом минимальный размер пособия по безработице не должен быть ниже установленного законом минимального размера оплаты труда.

Статья 34. Размер пособия по безработице иным категориям безработных граждан. 1. Гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющим профессии (специальности), стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, но имевшим в этот период менее 12 календарных недель оплачиваемой работы и признанным в установленном порядке безработными, пособие выплачивается в размере не ниже 20 процентов прожиточного минимума и не менее установленного законом минимального размера оплаты труда.

Статья 35. Прекращение, приостановка выплаты пособия по безработице, снижение его размера. 1. Выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен органами службы занятости в порядке и на условиях, предусмотренных национальным законодательством о занятости населения.

Статья 36. Размеры стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению органов службы занятости. 1. В период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению органов службы занятости выплачивается стипендия гражданам:

Статья 38. Социальная поддержка безработных граждан в период временной нетрудоспособности. Гражданам, уволенным по любым основаниям и получающим пособие по безработице или стипендию в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению службы занятости, период временной нетрудоспособности оплачивается на основании документа медицинского учреждения за счет средств фонда занятости в размерах и продолжительностью, установленных законодательством.

Статья 39. Материальная и иная помощь. 1. Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного национальным законодательством о занятости населения периода его выплаты, а также лицам, находящимся на содержании безработного, органами службы занятости населения может оказываться в период его безработицы материальная и иная помощь, включая дотации за пользование детскими дошкольными учреждениями, жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания. Порядок и условия оказания материальной и иной помощи определяются правительством, решением местных органов власти.

"МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ"(Принят в г. Санкт-Петербурге 03.04.1999 Постановлением 13-4 на 13-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)  »
Международное законодательство »
Читайте также