Правовые проблемы лесопользования

А.А. СЕДОВ
Седов Алексей Анатольевич - аспирант заочной формы обучения кафедры аграрного и экологического права Московской государственной юридической академии (МГЮА), научный сотрудник Вологодского научно-координационного центра Центрального экономико-математического института Российской академии наук (ВНКЦ ЦЭМИ РАН).
Российская Федерация располагает самыми значительными в мире лесными ресурсами. Однако сам по себе большой объем лесных ресурсов, понятно, еще не может гарантировать ни высокого лесного дохода, ни высоких темпов роста объемов производства в лесном секторе экономики. В Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2010 годы, одобренной распоряжением Правительства РФ от 18 января 2003 г. N 69-р, указывается, что лесной фонд страны в настоящее время используется недостаточно эффективно:
- за последние три года снизился объем продажи древесины на лесных аукционах;
- недостаточным остается экономический эффект от использования участков лесного фонда по договорам аренды;
- экстенсивное и непропорциональное развитие лесоперерабатывающих предприятий оказывает негативное влияние на состояние лесного фонда;
- сокращение площади высокопродуктивных хвойных и одновременно накопление менее ценных мягколиственных насаждений создаст в будущем проблемы в организации рентабельного лесопользования.
Признание того факта, что организация использования лесных ресурсов России сегодня малоэффективна, позволяет поставить вопрос: какую же роль может и должно играть законодательство об использовании и охране лесов для исправления создавшегося положения?
За относительно короткий в историческом плане промежуток времени, прошедший с начала радикальных политических и социально-экономических реформ в нашей стране, лесное законодательство уже дважды подвергалось кодификации: в 1993 и в 1997 гг. В настоящее время идет оживленная работа над проектами нового Лесного кодекса РФ. Вопросы права собственности на леса и прав пользования лесными участками занимают в этих проектах значительное место и, соответственно, вызывают наибольшие разногласия у всех заинтересованных сторон. Кроме того, неэффективность государственного лесного хозяйства и низкие темпы роста в лесной промышленности послужили причиной обсуждения не только в органах государственной власти, но и на страницах периодических изданий вопросов о возможности передачи части лесов в собственность граждан и юридических лиц (частную собственность), о новых подходах к аренде участков лесного фонда. Аргументация обычно такова: государство не может эффективно управлять лесной собственностью, а вовлечение участков лесного фонда в гражданский оборот выявит новых собственников, каковыми должны стать в первую очередь крупные частные лесопромышленные компании.
Вопрос о праве собственности на леса, безусловно, является исходным при обсуждении проблем лесопользования и лесного хозяйства. Конституция РФ не только провозгласила возможность нахождения земли и иных природных ресурсов в частной собственности, но и установила особые критерии осуществления правомочий собственников этих объектов. В соответствии с частью 2 статьи 36 Конституции владение, пользование и распоряжение землей и иными природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Здесь уместно вспомнить, что уже в конце XIX в. - начале XX в. отечественная юридическая мысль пришла к признанию социальной нагрузки собственности. Право собственности на землю и на леса стало подвергаться значительным ограничениям в законе. В этой связи Н.И. Фалеев писал: "Принцип неприкосновенности собственности, выдвинутый конституционным правом, потерпел полное фиаско" <*>. Но не только все советское лесное законодательство, а и действующий ЛК РФ относят все леса к государственной собственности, а их использование гражданами и юридическими лицами допускается только на правах пользования. Часть 1 ст. 19 ЛК РФ устанавливает, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. В соответствии со ст. 22 ЛК РФ участки лесного фонда в настоящее время предоставляются гражданам и юридическим лицам в пользование на правах аренды, безвозмездного пользования, концессии <**> и краткосрочного пользования.
--------------------------------
<*> Фалеев Н.И. Лесное право. М.: Издание товарищества И.Д. Сытина, 1912. С. 31.
<**> Вопрос о сдаче части лесов в концессии также обсуждается. В период новой экономической политики в 1920-е годы в нашей стране часть лесопользования осуществлялась на основе концессионных договоров. В частности, в европейской части страны действовало шесть лесных концессий, четыре из них были смешанными обществами и две - чистыми концессиями. Лесные концессии имели в восстановительный период всесоюзное значение, они давали около 25% всего леса, экспортируемого с нашего Севера. В 1924 - 1925 гг. капиталовложения в лесную концессионную промышленность составляли 85% всех затрат концессионеров страны, а стоимость валовой продукции лесных концессий составляла 65% всей валовой продукции концессионных предприятий СССР. За 1922 - 1927 гг. поступило 112 заявок на получение лесных концессий, а было оформлено 6. Намечалось первоначально сдать концессионерам 17 млн. десятин леса. А было сдано всего около 6 млн. десятин. См. об этом: Киселев А.А. О концессионной политике Советского государства в лесной промышленности Европейского Севера // Новая экономическая политика: Вопросы теории и истории. М.: Наука, 1974. С. 112 - 116.
Правовые нормы, регулирующие отношения по использованию лесов, составляют в своей совокупности право лесопользования. Значение этого правового института определяется, в первую очередь, экономическим значением лесных ресурсов, возможностью их использования для нужд народного хозяйства. Использование лесов всегда тесно связано с их охраной и воспроизводством. В плане экономическом деятельность, связанная с использованием, воспроизводством и охраной лесов, подпадает под определение лесного хозяйства как отрасли народного хозяйства. Таким образом, правовое понятие "право лесопользования" перекрывает "лесное хозяйство" как экономическое явление. О.И. Крассов, указывая, что право пользования лесами - центральный институт лесного права, определяет его как "совокупность правовых норм, устанавливающих условия и порядок многоцелевого использования лесов, их сохранения и восстановления, права и обязанности лесопользователей, исходя из интересов общества в получении древесной и недревесной продукции, использовании иных полезных свойств леса и обеспечения охраны окружающей среды" <*>.
--------------------------------
<*> Крассов О.И. Земельное право. М.: Юристъ, 2004. С. 546.
С учетом сказанного, в настоящей статье речь пойдет о правовых проблемах лесопользования как в общем плане, так и в особенности о вопросах аренды участков лесного фонда для заготовки древесины и безвозмездного пользования древесиной сельскохозяйственных организаций.
Объекты лесных отношений
Рассмотрение проблем лесопользования, на наш взгляд, следует начинать с выяснения объектов права лесопользования и объектов лесных отношений. В соответствии с ч. 1 ст. 5 ЛК РФ лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью (лесные отношения). Указанная норма определяет предмет лесного законодательства, то есть с точки зрения объективного права она очерчивает его объект. Для выявления объектов лесных отношений как объектов прав субъективных следует выяснить, что следует понимать под лесом, и разграничить предмет правового регулирования лесного законодательства с иными отраслями российского законодательства.
Вопрос о юридическом понятии леса связан, на наш взгляд, с вопросом об объекте права собственности на леса. Необходимо различать участок лесного фонда как объект права собственности и лесную растительность как объект права пользования. Право собственности на лесную растительность не имеет самостоятельного значения, поскольку лесная растительность образует вместе с земельным участком один объект недвижимости, объект права собственности. В соответствии со статьей 130 ГК РФ земельные участки, а также все, что прочно с ними связано, в том числе многолетние насаждения и леса, отнесены к недвижимому имуществу. Следовательно, земельные участки и участки леса являются объектами гражданских отношений и имущественных прав. Лесная растительность, будучи в естественном состоянии неразрывно связана с землей, должна рассматриваться как принадлежность земли и не может быть самостоятельным объектом гражданских отношений <*>.
--------------------------------
<*> Дореволюционный исследователь вопросов лесного права Н.И. Фалеев указывал, что связь леса с землею делает лес принадлежностью того земельного участка, на котором лес произрастает; лес становится самостоятельным движимым имуществом и подлежит особому обороту вне связи с землей только с момента фактического отделения от почвы - отделения, производимого на основе легального титула. См.: Фалеев Н.И. Лесное право. М.: Издание т-ва И.Д. Сытина, 1912. С. 3 - 7.
Проф. Л.И. Дембо считал, что необходимо различать понятие леса в лесоводстве и юридическое понятие леса <*>. Решающим признаком для юридического понятия леса он называл отграничение земельной территории с произрастающими на ней деревьями в особом, установленном законом порядке от земель иного назначения. Отсюда лесом, с правовой стороны, Л.И. Дембо называл ту часть единого земельного фонда, которая выделена в самостоятельный лесной фонд и представляет собою земельную территорию, поросшую лесом или предназначенную для выращивания древесины и для нужд лесного хозяйства. Юридическое понятие леса, указывает далее Л.И. Дембо, тождественно понятию лесного фонда, и объектом права государственной собственности на леса является единый государственный лесной фонд как особая категория земель, как часть единого земельного фонда <**>. Необходимость юридического понятия леса обосновывает Р.К. Гусев. Он указывает, что "юридическое понятие "лес" может быть представлено как совокупность произрастающих на земле древесно-кустарниковых организмов, отвечающая определенным количественным и качественным лесотехническим требованиям и признанная лесом в установленном порядке" <***>.
--------------------------------
<*> Дембо Л.И. Правовой режим лесов в свете сталинского плана преобразования природы. Л.: Изд-во Лен. ун-та им. А.А. Жданова, 1951. С. 10.
<**> Там же. С. 11.
<***> Гусев Р.К. Правовые проблемы управления государственным лесным фондом СССР: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: ИГПАН СССР, 1971. С. 10.
Определяя лес как часть земельного фонда, Л.И. Дембо, на наш взгляд, имел в виду объекты права собственности. Лесная растительность может выступать как объект права пользования (лесопользования). Земельный участок может выступать в качестве объекта права пользования вне зависимости от его вхождения в состав какой-либо категории земель. Но земля под лесом (земли лесного фонда) не может раскрыть каких-либо своих полезных свойств, кроме тех, которые определены потребностями лесного хозяйства. Ее ценность неразрывно связана с ценностью лесной растительности. Отсюда, нет смысла вести речь о праве пользования землями лесного фонда в отрыве от права лесопользования. Таким образом, необходимо различать правоотношения, связанные с использованием лесной растительности (правоотношения лесопользования), и правоотношения, связанные с участком лесного фонда как объектом права собственности <*>. Вместе с тем, как нам представляется, в определении леса, предложенным Р.К. Гусевым, имеется в виду лес (лесная растительность) как объект права пользования.
--------------------------------
<*> Этот вывод согласуется с позицией Н.И. Краснова, который выделял четыре вида земельных правоотношений: отношения права собственности на землю, правоотношения по предоставлению земли в пользование и изъятию ее из пользования, правоотношения в области управления землей и правоотношения землепользования. См.: Краснов Н.И. Правовой режим земель специального назначения. М.: Госюриздат, 1961. С. 16.
В границах категории земель "земли лесного фонда" объектами земельных отношений будут участки земель лесного фонда, которые могут быть представлены различными видами угодий (покрытыми и не покрытыми лесной растительностью участками земель). Учитывая, что земельное законодательство регулирует отношения по использованию всех земель, его объектами будут и участки земель, покрытых лесной растительностью, в пределах всех иных категорий земель. В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" от 17 июля 2001 г. <*> земли лесного фонда подлежат включению в перечень участков земель, на которые у Российской Федерации возникает право собственности в порядке разграничения государственной собственности на землю. Лесной фонд в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса находится в федеральной собственности. Из сопоставления этих норм усматривается, на наш взгляд, что законодатель различает два объекта недвижимости (права собственности) - лесной фонд и земли лесного фонда.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2001. N 30. Ст. 3060.
В юридической науке подходы к определению объектов лесных отношений были неоднозначными. Дело в том, что до принятия Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г. <1> в земельном законодательстве отсутствовала такая категория земель, как "земли лесного фонда". Лесной кодекс РСФСР 1923 г. <2> в ст. 1 давал определение леса как "земельной площади, предназначенной для нужд лесного хозяйства и отграниченной в установленном порядке от земель иного назначения". В период работы над проектом Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик и даже после их принятия в земельно-правовой литературе особо обсуждался вопрос о разграничении отраслей земельного и лесного законодательства. В рамках этой дискуссии шел спор и о юридической природе норм, регулировавших отношения по использованию и охране земель лесного фонда, включенных в Основы лесного законодательства 1977 г. Так, Г.Н. Полянская и Е.И. Немировский <3> отмечали, что лесное и земельное законодательство подразумевают различное оформление права пользования. И поскольку нет такого вида лесопользования, которое не было бы связано с использованием земли, лесное законодательство предусматривает, что соответствующее оформление права лесопользования одновременно является оформлением и права пользования землями государственного лесного фонда. Авторы приходят

Проблемы совершенствования поощрительных финансово-правовых санкций  »
Комментарии к законам »
Читайте также