Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2008 по делу n А42-6526/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/а
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52 ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 19 декабря 2008 года Дело №А42-6526/2007 Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2008 года Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2008 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего М. Л. Згурской судей Н. И. Протас, Н. О. Третьяковой при ведении протокола судебного заседания: О. В. Енисейской рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10692/2008) (заявление) ИФНС России по г. Апатиты Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.09.2008 по делу № А42-6526/2007 (судья Г. П. Янковая), принятое по иску (заявлению) ОАО "Северные Кристаллы" к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Апатиты Мурманской области о признании недействительными решения, постановления при участии: от заявителя: Смирницкий А. И. (доверенность от 27.02.2008 б/н) от ответчика: Патаева О. Н. (доверенность от 08.11.2008 №04-20/15775) Сверчков В. А. (доверенность от 28.10.2008 №01-04-20/15361) установил: Открытое акционерное общество «Северные кристаллы» (далее – ОАО «Северные кристаллы», Общество, заявитель), уточнив предмет требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по г. Апатиты Мурманской области (далее – Инспекция, налоговый орган) от 13.08.2007 №22 в части начисления налогов, пени и соответствующих налоговых санкций в результате исключения из состава прочих расходов затрат на приобретение соков в сумме 2 394,02 руб. (пункт 2.2.1.2 решения); исключения из расходов оплаты услуг по управлению персоналом в сумме 18 834 488,8 руб. (пункт 2.2.1.4 решения); исключения из внереализационных расходов выплат по исполнительному листу суда общей юрисдикции в пользу Михайлова суммы 7 374,74 руб. (пункт 2.2.2.1 решения); исключения из внереализационных расходов суммы 1 895 632 руб. по причине отсутствия регистров налогового учета процентов за пользование кредитами (пункт 2.2.2.2 решения); доначисления единого социального налога за 2004 – 2005 годы, соответствующих пени и налоговых санкций в результате занижения налогооблагаемой базы по единому социальному налогу по эпизоду, связанному с оплатой услуг сторонних организаций по предоставлению персонала (пункт 2.3.2 решения), а также недействительным постановления от 05.12.2007 №601. Решением от 11.09.2008 суд удовлетворил заявление. Определением от 13.10.2008 исправлена допущенная в резолютивной части решения от 11.09.2008 опечатка в части номера обжалуемого Обществом постановления Инспекции. В апелляционной жалобе Инспекция просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, не соответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального права. В суде апелляционной инстанции представители Инспекции доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней поддержали, а представитель Общества просил решение суда оставить без изменения по основаниям, изложенным в отзыве. Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) налога на прибыль и единого социального налога (далее - ЕСН) за период с 01.10.2003 по 31.12.2005. По результатам выездной налоговой проверки составлен акт от 04.07.2007 № 18 ДСП и вынесено решение от 13.08.2007 №22 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения. На основании решения от 13.08.2007 № 22 в адрес Общества направлено требование от 15.11.2007 № 493 об уплате налога, сбора, пени, штрафа. В связи с неисполнением указанного требования в добровольном порядке Инспекцией вынесены решение от 05.12.2007 № 601 и постановление от 05.12.2007 № 601 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя. Не согласившись частично с решением от 13.08.2007 № 22 и в полном объеме с постановлением от 05.12.2007 № 601, Общество обжаловало их в суд. Суд удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме. Инспекция не согласна с решением суда по эпизоду, связанному начислением налога на прибыль, пени и соответствующих налоговых санкций в результате исключения из состава прочих расходов затрат на приобретение соков в сумме 2 394,02 руб. (пункт 2.2.1.1 решения). В обоснование апелляционной жалобы по данному эпизоду налоговый орган ссылается на то, что судом неправильно применены нормы материального права - статья 252 и подпункт 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Инспекция указывает, что представленными налогоплательщиком при проведении выездной налоговой проверки и в суд документами не подтверждена обоснованность затрат Общества на приобретение сока, поскольку они не позволяют установить ни содержание в соке пектина в установленном количестве, ни содержание в нем мякоти. Кроме того, податель жалобы считает, что суд необоснованно возложил на Инспекцию обязанность по доказыванию несоответствия выдаваемых работникам Общества соков требованиям, установленным пунктом 3 Приложения к Постановлению Министерства труда и социального развития РФ от 31.03.2003 № 13. Апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по данному эпизоду и считает, что удовлетворяя требования заявителя в данной части суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего: Статьей 222 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. На работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание. Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, приведены в Приложении к Постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31.03.2003 № 13. В соответствии с пунктом 3 Приложения к Постановлению от 31.03.2003 № 13 работникам, контактирующим с неорганическими соединениями свинца, дополнительно к молоку выдается 2 г. пектина в виде обогащенных им консервированных растительных пищевых продуктов, напитков, желе, джемов, мармеладов, фруктовых и плодоовощных соков и консервов (фактическое содержание пектина указывается изготовителем). Допускается замена этих продуктов натуральными фруктовыми соками с мякотью в количестве 250 - 300 г. Согласно вышеуказанным нормам законодательства Общество в 2004 и 2005 годах осуществляло бесплатную выдачу сока работникам, контактирующим с неорганическими соединениями свинца. Затраты на приобретение соков в сумме 2 394, 02 руб. ( в том числе за 2004 год - 1 213,75 руб., за 2005 год - 1 180,27 руб.) Общество в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ включило в состав расходов, уменьшающих доходы в целях исчисления налога на прибыль. Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. В целях настоящей главы прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса. Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ расходы, произведенные налогоплательщиком в отчетном периоде, должны быть обоснованными и документально подтвержденными. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ в прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, включаются расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Факт документального подтверждения затрат в сумме 2 394, 02 руб. на приобретение соков работникам, контактирующим с неорганическими соединениями свинца, Инспекцией не оспаривается. Обоснованность указанных затрат обусловлена статьей 222 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 3 Приложения к Постановлению от 31.03.2003 № 13, подпунктом 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ. При этом в данном случае следует исходить из добросовестного выполнения работодателем норм трудового законодательства, поскольку доказательств иного налоговым органом не установлено. Несостоятельна ссылка Инспекции на то, что Обществом в доказательство обоснованности данных затрат не представлены документы, содержащие сведения о наименовании, составе соков, информацию о содержании мякоти в соках, либо количество в соках пектина. Инспекция не указала какие первичные учетные документы и на каком основании должны содержать указанные сведения. Более того, ни количество мякоти, ни содержание пектина в выдаваемых работникам Общества соках Инспекция не выясняла при проведении проверки, поскольку исходила из невозможности выдачи сока в принципе. При этом в решении Инспекция указывала на возможность выдачи работникам Общества, занятым на работе с вредными условиями труда, только молока других равноценных продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока, указанных в закрытом перечне Приложения к Постановлению от 31.03.2003 № 13. Пункт 3 Приложения к Постановлению от 31.03.2003 № 13 вообще не был принят Инспекцией во внимание при проведении проверки. В соответствии с пунктом 8 статьи 101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, В соответствии с пунктом 1 статьи 65 и пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для вынесения оспариваемого решения, возложена на налоговый орган. Из оспариваемого решения Инспекции следует, что обоснованность отнесения в состав прочих расходов стоимости соков, выдаваемых работникам на основании пункта 3 Приложения к Постановлению от 31.03.2003 № 13, налоговым органом при проведении проверки вообще не исследовалась. При таких обстоятельствах, учитывая положения пункта 8 статьи 101 НК РФ, пункта 1 статьи 65 и пункта 5 статьи 200 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно возложил на налоговый орган обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для исключения из состава расходов затрат в сумме 2 394, 02 руб. на приобретение соков. Таких доказательств налоговый орган ни в суд первой инстанции, ни в апелляционный суд не представил. Учитывая изложенное, апелляционная инстанция считает, что суд обоснованно удовлетворил заявление Общества о признании недействительным решения от 13.08.2007 № 22 в части доначисления за 2004-2005 годы налога на прибыль, соответствующей ему суммы пени и привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в связи с исключением из состава прочих расходов затрат на приобретение соков в сумме 2 394,02 руб. (пункт 2.2.1.1 решения), оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по данному эпизоду не имеется. Инспекция не согласна с решением суда по эпизоду, связанному начислением налога на прибыль, пени и соответствующих налоговых санкций в результате исключения из состава расходов, связанных с производством и реализацией, затрат на оплату услуг по предоставлению персонала в сумме 18 834 488,80 руб., а также начислением единого социального налога, пени и соответствующих налоговых санкций в результате включения в налоговую базу выплаченного работникам дохода в сумме 17 221 141 руб. (пункты 2.2.1.4, 2.3.2 решения). В обоснование апелляционной жалобы по данному эпизоду налоговый орган ссылается на то, что выводы, изложенные в принятом решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Инспекция указывает, что судом необоснованно не учтен факт применения Обществом в проверяемых периодах схемы уклонения от налогообложения налогом на прибыль и единым социальным налогом. По мнению налогового органа, сделки по предоставлению Обществу персонала в силу пункта 1 статьи 166, статьи 169 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) являются ничтожными, поскольку заключены с целью уклонения от налогообложения. Проверкой установлено и отражено в оспариваемом решении Инспекции, что 01.07.2004 и от 01.07.2005 ОАО «Северные кристаллы» заключило с ПК «СК-Управление», ПК «СК-Техком» и ПК «СК-Производство» (далее - кооперативы) договоры на оказание услуг по предоставлению персонала. Инспекция сделала вывод о том, что основная цель заключения договоров с кооперативами - применение схемы уклонения от уплаты налога на прибыль и единого социального налога. Налоговый орган установил, что председатели кооперативов и генеральный директор Общества являются взаимозависимыми, все организации имеют один юридический адрес. При этом выполняемые трудовые функции и фактическое место осуществления трудовой деятельности для работников, переведенных в производственные кооперативы, не изменилось. На основании изложенного налоговым органом сделан вывод о необоснованном получении Обществом налоговой выгоды по налогу на прибыль и единому социальному налогу. Апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2008 по делу n А21-3742/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|