О МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ В СФЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ

Л.А. ГРИГОРЬЕВА

30 ноября 2005 г. в Министерстве юстиции Российской Федерации состоялось шестое заседание Совета министров юстиции при Интеграционном комитете Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), в работе которого приняли участие представители министерств юстиции шести стран - России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана. В порядке обмена опытом Министрам был представлен доклад о деятельности Министерства юстиции Российской Федерации в сфере обеспечения исполнения решений иностранных судов и арбитража.
В рамках своей компетенции Министерство юстиции России при выполнении международных договоров обеспечивает прием ходатайств об исполнении решений судов и препровождение их для разрешения по существу в компетентные российские и иностранные органы в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
В последние годы доля исполнения на территории России решений, вынесенных иностранными судами и арбитражами, а также исполнения на территории других стран решений российских судебных органов ощутимо возросла благодаря деятельности Федеральной службы судебных приставов. Это связано с расширением международных связей, оживлением отношений в производственной, культурной и социальной сферах, целенаправленной политики по интеграции России в мировую экономическую систему, в частности с огромной подготовительной работой по присоединению к Всемирной торговой организации (ВТО).
Нетрудно предвидеть, что принятие Россией международных обязательств, вытекающих из участия в ВТО, означает расширение взаимной правовой помощи с другими государствами - участниками ВТО и, следовательно, увеличение количества решений иностранных судов и арбитражей, подлежащих исполнению на территории России. Исполнение таких решений регулируется не только нормами российского законодательства, но и положениями международных договоров, в которых участвует Россия. Для правильного и точного исполнения необходимо учитывать требования не только норм российского законодательства, но и международных договоров - как многосторонних (в первую очередь конвенций), так и двусторонних, предусматривающих взаимное оказание государствами-участниками правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам.
По линии сотрудничества со странами СНГ в рамках Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. Минюст России делегировал право прямых сношений с компетентными органами других государств (в том числе по вопросам организации рассмотрения ходатайств о признании и исполнении судебных решений) своим территориальным органам в федеральных округах. Данная схема международного взаимодействия с учетом уменьшения числа инстанций обеспечивает сокращение сроков рассмотрения таких ходатайств.
Анализ практики свидетельствует, что основными причинами, препятствующими признанию иностранных судебных решений, являются неверные сведения о проживании или нахождении должника в Российской Федерации, а также отсутствие в материалах ходатайств документа о том, что сторона, против которой было вынесено решение и не принимавшая участия в процессе, была в надлежащем порядке и своевременно вызвана в суд. Подобный документ предусмотрен указанной Конвенцией.
Основных правил, по которым происходит исполнение решений иностранных судов по гражданским делам в Российской Федерации и исполнение решений российских судов за рубежом, несколько. Во-первых, если российский суд вынес акт в отношении иностранца, лица без гражданства либо иностранной организации, этот акт подлежит исполнению на основе внутреннего российского законодательства об исполнительном производстве. Во-вторых, если решение вынесено иностранным судом или иностранным органом, но подлежит исполнению на территории Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель руководствуется соответствующими международными договорами и внутренним российским законодательством об исполнительном производстве. И в-третьих, если решение российского суда подлежит исполнению за рубежом, применяются нормы международных договоров и законов страны, на чьей территории производятся исполнительные действия.
Принудительное исполнение судебных актов обеспечивает неотвратимость имущественной и иной юридической ответственности, которая способствует повышению эффективности экономики и предотвращению внеправовых способов защиты нарушенных прав взыскателей.
В качестве положительного примера сотрудничества в затронутой сфере можно привести заключение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь Соглашения о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь 2001 г. Согласно ст. 1 Соглашения судебные акты компетентных судов сторон не нуждаются в специальной процедуре признания и исполняются в таком же порядке, что и судебные акты своего государства на основании исполнительных документов судов, принявших решения. Подобное решение проблемы признания судебных решений предполагает наличие широкой политической и экономической интеграции, высокий уровень взаимного доверия между государствами.
Общие положения о признании и разрешении исполнения решений иностранных судов и арбитражей на территории Российской Федерации отражены в Указе Президиума Верховного Совета СССР "О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей" от 21 июня 1988 г. N 9131-XI (далее - Указ), действующем и в настоящее время. Вопрос о разрешении принудительного исполнения судебных актов иностранных судов Указ относит к компетенции судов общей юрисдикции второго звена (края, области, иного субъекта Российской Федерации) по месту жительства (нахождения) должника. Если должник не имеет места жительства или оно неизвестно, компетентный суд будет определен по ходатайству взыскателя по месту нахождения имущества должника.
Вместе с тем 1 сентября 2002 г. вступил в силу Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, согласно которому решения судов иностранных государств, принятые ими по спорам и иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (иностранные суды), решения третейских судов и международных коммерческих арбитражей, принятые ими на территориях иностранных государств по спорам и иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (иностранные арбитражные решения), признаются и приводятся в исполнение в Российской Федерации арбитражными судами в том случае, если признание и приведение в исполнение таких решений предусмотрено международным договором Российской Федерации и федеральным законом. В этой связи Указ с момента введения в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применяется в части, не противоречащей Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации.
Исполнительный лист, выданный судом Российской Федерации на основании решения иностранного суда, может быть предъявлен к исполнению в течение трех лет с момента вступления решения в законную силу. Исполнительные документы, выданные судами иностранных государств и поступившие в Федеральную службу судебных приставов без разрешения о принудительном исполнении судебного или арбитражного решения на территории Российской Федерации, выданного соответствующим российским судом, подлежат возврату взыскателю, в суд или другой орган иностранного государства, направивший исполнительный документ с соответствующими разъяснениями по оформлению согласно требованиям международных договоров.
Возникают проблемы при исполнении на территории России решений иностранных судов по делам о возмещении предприятиями вреда, причиненного трудовым увечьем или иным повреждением здоровья работников. Нередки случаи, когда предприятия-должники к моменту взыскания уже ликвидированы, реорганизованы либо признаны несостоятельными (банкротами). Отсутствие денежных средств на счетах предприятий-должников, а также невозможность установления правопреемника также приводят к окончанию исполнительного производства.
Одной из причин, затрудняющих исполнение судебных решений, является то, что прибывающие в Российскую Федерацию граждане из государств - участников СНГ нередко трудоустраиваются без регистрации в соответствующих органах, в связи с чем затруднено установление их места жительства.
К сожалению, нередки случаи, когда при оказании правовой помощи компетентные органы иностранных государств игнорируют обращения Федеральной службы судебных приставов по жалобам и заявлениям граждан России на неисполнение (ненадлежащее) исполнение судебных решений. Кроме того, без ответа остаются и напоминания по ранее направленным обращениям. Необходимая информация поступает только после обращения Федеральной службы судебных приставов в МИД России с просьбой оказать содействие в разрешении возникшей ситуации.
Право любого государства отражает сложившиеся традиции и особенности экономико-политической жизни общества. К сожалению, добровольное исполнение судебных решений пока не стало в нашей стране неотъемлемой частью правовой культуры. Сотрудничество при решении изложенных вопросов должно стать основанием для преодоления имеющихся проблем во взаимоотношениях между нашими государствами и способствовать совершенствованию международных норм, касающихся исполнения судебных решений.

По материалам Центра общественных связей
Министерства юстиции РФ подготовила
Людмила Григорьева

Адвокат, 2005, N 12

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СТРАХОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ АУДИТОРОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО АУДИТА  »
Комментарии к законам »
Читайте также