ВОЗВРАТА ГОСПОШЛИНЫ ТРИ ГОДА ЖДУТ

Н. ДИДЫК
Наталья Дидык, юрист.
Законом РФ "О государственной пошлине" от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 (в ред. от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ) установлен индивидуальный размер или порядок расчета платежа за каждое совершение юридически значимых действий и выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами, в том числе и судом.
Условием возможности совершения судом юридически значимых действий является не только заявление заинтересованного лица, но и необходимый пакет документов. При подаче в суд искового заявления к нему прилагается квитанция или иной документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, в размере, установленном законом для рассмотрения судом заявленных требований. В соответствии с п. 1 ст. 128 АПК РФ и п. 1 ст. 136 ГПК РФ при подаче искового заявления без соблюдения условия по уплате государственной пошлины в надлежащем размере иск заявителя остается без движения.
Однако система денежного "потока" в обратном направлении не имеет таких четко отработанных и закрепленных гарантий.
Возврат из бюджета налоговыми органами государственной пошлины в части ее чрезмерной оплаты истцом практически неосуществим.
На основании п. 16 Инструкции Госналогслужбы РФ "По применению Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" от 15 мая 1996 г. N 42 (в ред. от 18 октября 2002 г.) ее возврат производится по заявлению, подаваемому в налоговый орган, и имеет срок давности 3 года со дня уплаты указанной суммы.
Фактически срок возврата суммы излишне уплаченного налога (государственной пошлины) ограничен месячным сроком со дня подачи заявления в налоговый орган о возврате за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который и была перечислена излишняя сумма (п. 9 ст. 78 НК РФ).
Пункт 3 ст. 93 ГПК РФ предусматривает, что возврат соответствующих средств производится налоговыми органами на основании определения суда о возврате государственной пошлины в течение месяца со дня вынесения соответствующего судебного акта.
Однако существуют противоречия между нормами НК РФ и ГПК РФ в части точки отсчета месячного срока, дающегося на возврат излишне уплаченной суммы. ГПК РФ точкой отсчета определяет дату вынесения судебного акта, таким образом, по прошествии месяца при неиспользовании своего права на обращение в налоговый орган судебный акт теряет силу. А НК РФ указывает точкой отсчета течения месячного срока дату подачи заявления о выдаче излишне уплаченного платежа, таким образом делая судебный акт действительным на срок, предусмотренный процессуальным законодательством.
Кроме того, предусмотренные законом сроки для возврата налоговые органы регулируют по своему усмотрению, и один месяц, как правило, увеличивается до года и более. Удлинять срок "невозврата" налоговым органам удается, используя предлог о проведении проверок налоговой исправности положения заявляющего возврат. Зачастую налоговики сами предлагают переучесть данный платеж в счет какого-либо иного нужного сейчас или в ближайшем будущем платежа от соответствующего лица, освобождая себя таким образом от возврата.
Инструкцией (п. 16) установлен и перечень документов, необходимых для предъявления налоговому органу с целью возврата соответствующего налога: заявление о возврате государственной пошлины; судебный акт, являющийся основанием для полного или частичного возврата пошлины; платежный документ с подлинной отметкой банка, который подтверждает уплату государственной пошлины, если пошлина подлежит возврату в полном размере, а при возврате ее части достаточно копии платежного документа.
Возникает вопрос о правомерности требования налоговиками платежного документа при наличии судебного акта, вступившего в законную силу.
На основании действующего законодательства РФ судебные акты, вступившие в законную силу, являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан, а также подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ. В случае же их неисполнения законом предусмотрена ответственность (ст. 13 ГПК РФ и ст. 16 АПК РФ).
Таким образом, именно суду предоставлено право при вынесении судебного акта исследовать необходимые обстоятельства, доказательства, сведения и др., в том числе проверять факт уплаты государственной пошлины и подлинность представленного платежного документа. Подтвержденная достоверность факта уплаты налога и действительность платежного документа, устанавливаемая судом, и являются одним из оснований вынесения судебного акта о возврате государственной пошлины. А поскольку судебный акт, вступивший в силу, обязателен для всех на территории РФ, то налоговый орган должен осуществлять возврат налога, основываясь только на соответствующем судебном акте, не требуя при этом никаких дополнительных документальных подтверждений. Таким образом, требуя дополняющие судебный акт документы, налоговые органы нарушают принцип обязательности судебного акта и возлагают на себя функции суда, проверяя вступивший в законную силу судебный акт, что не относится к их компетенции.
Следовательно, перечень документов, необходимых для возврата части или полностью государственной пошлины, предусмотренный инструкцией и истребуемый на практике налоговыми органами, противоречит нормам, закрепляющим силу судебного акта. Достаточным для возврата налогового платежа является любой судебный акт, вступивший в законную силу.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 14.11.2002 N 138-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 23.10.2002)
"АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 24.07.2002 N 95-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 14.06.2002)
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
ЗАКОН РФ от 09.12.1991 N 2005-1
"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЕ"
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 15.05.1996 N 42
"ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЕ"
Бизнес-адвокат, N 13, 2004

ГАРАНТИИ РАБОТНИКАМ, ВХОДЯЩИМ В СОСТАВ ВЫБОРНЫХ ПРОФСОЮЗНЫХ КОЛЛЕГИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ И НЕ ОСВОБОЖДЕННЫМ ОТ ОСНОВНОЙ РАБОТЫ  »
Комментарии к законам »
Читайте также