ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВЫБОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С УЧАСТИЕМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ВОЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ПРЕДВЫБОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С УЧАСТИЕМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И
ВОЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В.М. КОРЯКИН
В.М. Корякин, полковник юстиции, начальник юридической службы Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации, кандидат юридических наук.
В связи с истечением срока полномочий нынешнего состава Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в декабре 2003 г. планируется проведение очередных выборов депутатов Государственной Думы. Весной следующего, 2004 г. состоятся выборы Президента Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ решение о проведении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы является второе воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Согласно ст. 5 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ <*> решение о назначении выборов Президента Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором четыре года тому назад был избран Президент Российской Федерации.
--------------------------------
<*> Российская газета. 16.01.2003.
Таким образом, начиная с осени 2003 г. основным содержанием внутриполитической жизни нашей страны будет избирательная кампания <*> по выборам депутатов Государственной Думы и Президента Российской Федерации. В соответствии со ст. 9 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие согласно Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации и нормативным правовым актам органов местного самоуправления имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме, а также в других формах осуществления местного самоуправления.
--------------------------------
<*> Избирательная кампания - деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении (проведении) выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов (ст. 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
Указанными обстоятельствами определяется актуальность рассмотрения правовых аспектов участия военнослужащих и военных организаций в предвыборных мероприятиях.
1. Особенности участия военнослужащих в выборах
Являясь полноправными гражданами государства, военнослужащие пользуются всей полнотой избирательных прав, предоставляемых законодательством гражданам России. С учетом особого статуса военнослужащих и характера выполняемых ими задач в реализации военнослужащими указанных прав имеется ряд особенностей, обусловленных спецификой военной службы. В чем они состоят?
Во-первых, военнослужащие вправе в ходе избирательной кампании в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и иных мероприятиях, проводимых вне территории воинской части (п. 2 ст. 7 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Во-вторых, военнослужащим запрещено членство в политических партиях <*>. Они могут состоять лишь в тех общественных объединениях, которые не преследуют политических целей, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы (п. 2 ст. 9 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
--------------------------------
<*> Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (п. 1 ст. 3 Федерального закона "О политических партиях" от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ).
В-третьих, при выборах в органы местного самоуправления на местном референдуме в списки избирателей не включаются и не учитываются при определении числа избирателей военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, а также курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования (п. 5 ст. 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
В-четвертых, военнослужащие, находящиеся вне места дислокации воинской части и не имевшие возможности получить открепительное удостоверение, по личному письменному заявлению, не позднее чем за семь дней до дня голосования, могут быть включены в списки избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания (п. 17 ст. 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; п. 6 ст. 16 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"; п. 6 ст. 27 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации").
В-пятых, военнослужащие голосуют, как правило, на общих избирательных участках. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях. Основанием для включения в список избирателей военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части, является факт нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части, который устанавливается соответствующей службой воинской части или органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо приказ командира воинской части о зачислении в штат воинской части граждан, проходящих службу по призыву. В порядке исключения допускается образование избирательных участков на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях (п. 6 ст. 19 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; п. 5 ст. 14 и п. 3 ст. 16 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"; п. 5 ст. 25, п. 3 ст. 27 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации").
В-шестых, лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях, не могут быть назначены членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса (п. 6 ст. 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; п. 4 ст. 23 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"; п. 2 ст. 16 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации").
В-седьмых, военнослужащим при исполнении ими своих служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего служебного положения запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы (подп. "б" п. 7 ст. 48 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; подп. 2 п. 5 ст. 57 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"; подп. 2 п. 4 ст. 49 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации").
В-восьмых, военнослужащим запрещается ведение на территории воинских частей любой политической пропаганды и агитации, в том числе предвыборной <*> (п. 2 ст. 24 Федерального закона "Об обороне" от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ).
--------------------------------
<*> Предвыборная агитация - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) (ст. 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
2. Права и обязанности командиров (начальников)
по реализации избирательных прав военнослужащих
В соответствии с принципом единоначалия, который заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего (ст. 30 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации), в числе других обязанностей командиров важное место занимает создание необходимых условий для реализации военнослужащими избирательных прав.
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определяет избирательные права граждан как конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном законодательством.
На командиров (начальников) возлагается обязанность реализации как активного избирательного права подчиненных (право избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления), так и пассивного избирательного права (право быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления).
Для реализации активного избирательного права военнослужащих на командиров (начальников) возлагаются следующие обязанности:
а) формировать и уточнять сведения об избирателях - военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других избирателях, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы. Указанные сведения направляются в территориальные комиссии (избирательные комиссии муниципальных образований), при отсутствии таковых - в окружные избирательные комиссии, а в случаях, предусмотренных законом, - в участковые комиссии сразу после назначения дня голосования или после образования этих комиссий (п. 6 ст. 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; п. п. 2, 4 ст. 12 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"; п. п. 2, 4 ст. 26 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации");
б) образовывать по решению соответствующей избирательной комиссии избирательные участки на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях (п. 5 ст. 14 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"; п. 5 ст. 25 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации");
в) в случае, когда единственное здание, помещение, пригодное для встреч с избирателями, находится в расположении воинской части, выделять такое здание, помещение для проведения агитационных мероприятий по запросу соответствующей избирательной комиссии (п. 7 ст. 53 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации");
г) обеспечивать совместно с избирательной комиссией проведение за пределами воинской части встреч зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, представителей избирательных объединений, избирательных блоков с избирателями из числа военнослужащих с обязательным оповещением о времени и месте встречи не позднее чем за три дня до ее проведения всех зарегистрированных кандидатов либо их доверенных лиц (п. 7 ст. 53 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; п. 8 ст. 62 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"; п. 7 ст. 54 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации");
д) обеспечивать беспрепятственный доступ в помещение участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке, который образован в воинской части, следующих лиц: членов указанной избирательной комиссии; членов вышестоящих избирательных комиссий; кандидата, зарегистрированного данной либо вышестоящей избирательной комиссией, или его доверенного лица, или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам; уполномоченного представителя или доверенного лица политической партии, избирательного блока, федеральный список кандидатов которых зарегистрирован, или кандидата из указанного списка; а в день проведения голосования - общественных наблюдателей <*> на все время с начала работы участковой избирательной комиссии до подписания ее членами протокола об итогах голосования (п. 7 ст. 31 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"; п. 7 ст. 23 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации"; ст. 19 Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ);
--------------------------------
<*> Наблюдатель - гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления

КОНКУРСНАЯ МАССА НЕСОСТОЯТЕЛЬНОГО ДОЛЖНИКА  »
Комментарии к законам »
Читайте также