ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА АССОЦИАЦИЙ

ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
А.И. ОРЛОВ
Орлов Александр Иванович
Исполнительный директор международного консорциума "Интелбизнесконсалинг". Кандидат юридических наук, доцент Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации.
Специалист в области организационно - правового и экономического обеспечения хозяйственной деятельности хозяйственных обществ, иных организаций.
Родился в 1950 г. В 1976 г. закончил Саратовский юридический институт им. Д.И. Курского.
Участвовал в создании, консультировании, практическом внедрении мероприятий по повышению эффективности работы более 500 предприятий: акционерных обществ "Газпром", "Транснефть", "ГАЗ", "Норильский никель", "Тюменская нефтяная компания", "Саянский алюминиевый комбинат", "Якутуголь" и др. Опубликовал более 50 работ по хозяйственно - правовой тематике.
Организации существуют лишь по одной причине - люди объединяются, для того чтобы сделать вместе то, что они не могут сделать в одиночку. Ту же цель преследуют и организации, объединяясь между собой.
Организационно - правовые формы объединений
юридических лиц
Гражданский кодекс РФ 1964 г. в ст. 24 предусматривал возможность создания объединений только в отношении юридических лиц, в состав которых входили кооперативные и общественные организации.
До принятия нового Гражданского кодекса, в перестроечный период, было разрешено создание различных форм объединений, создавались разные по своим наименованиям и статусам объединения различных организаций.
В частности, в Рекомендациях по созданию ассоциаций и других форм добровольных объединений социалистических предприятий, утвержденных Председателем Государственной комиссии Совета Министров СССР по экономической реформе РФ 21 октября 1989 г., были названы четыре вида ассоциаций: концерн; межотраслевое государственное объединение (МГО); хозяйственная ассоциация; консорциум.
В Рекомендациях специально указывалось, что они не носят нормативного, общеобязательного порядка, и наряду с предусмотренными в них видами (формами) ассоциаций могут использоваться иные, не противоречащие действующему законодательству.
Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" в ст. 13 разрешил предприятиям объединяться в союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения.
Основы гражданского законодательства, вступившие в силу с 3 сентября 1992 г., в ст. 23 закрепили возможность создания "хозяйственных объединений" - хозяйственных ассоциаций (союзов) и концернов.
Помимо предложенных в Рекомендациях и установленных вышеназванными Законами, на практике создавались также иные формы объединений - синдикаты, объединения и др. Некоторые из них сохранились в такой форме до настоящего времени, другие преобразовались в ассоциации, третьи - в хозяйственные общества.
Хотя по форме созданные в тот период и существующие ныне организации и именуются различного рода объединениями, фактически большинство из них по своему статусу являются, как правило, хозяйственными обществами.
Особенности правового статуса объединений по действующему ныне законодательству заключаются в следующем:
ассоциации (союзы) представляют собой объединения различных юридических лиц, основанные на корпоративных (членских) началах;
в соответствии со ст. 121 ГК РФ коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями;
правом добровольно объединяться в ассоциации наделены не только коммерческие, но и некоммерческие организации (ст. 121 - 123 ГК РФ; ст. 11, 12 Закона о некоммерческих объединениях - далее Закон о НО);
по статусу ассоциации могут являться только некоммерческими организациями;
юридические лица могут входить в любое количество ассоциаций (союзов).
Особый акцент законодателем сделан на то обстоятельство, что ассоциации (союзы) (п. п. 1, 2 ст. 121 ГК РФ; п. п. 1, 2 ст. 11 Закона о НО) не вправе вмешиваться в оперативную производственно - хозяйственную деятельность членов ассоциации, т.е. члены ассоциации или союза полностью сохраняют самостоятельность и права юридических лиц (п. 3 ст. 121 ГК РФ, п. 3 ст. 11 Закона о НО).
Ассоциации(союзы) в действующем ГК РФ и Законе о НО рассматриваются в качестве единственной формы объединения коммерческих и некоммерческих организаций.
С момента принятия ГК РФ под единый ранжир должны были создаваться все новые ассоциации, и законодатель в силу каких-то причин не посчитал нужным закрепить фактически сложившееся многообразие организационно - правовых форм объединений юридических лиц.
А как быть с теми ассоциациями, которые были созданы до его принятия, и их форма (вид) не входит в рамки принятой нормы ГК РФ об ассоциациях?
Вводным Законом (п. 7 ст. 6) было установлено, что объединения, не осуществляющие предпринимательскую деятельность и созданные до официального опубликования части первой ГК РФ, вправе сохранить соответствующую форму либо могут быть преобразованы в ассоциации и союзы в соответствии со ст. 121 ГК РФ, отдав, таким образом, возможность преобразования на усмотрение самих существовавших к тому времени объединений.
Законодатель не поставил условие обязательного приведения в соответствие с новой организационно - правовой формой всех доселе существовавших видов ассоциаций, как сделал это с товариществами с ограниченной ответственностью (ТОО, совместными предприятиями, арендными предприятиями), видимо, потому, что не посчитал эти атавизмы существенно отличавшимися от новой единой формы.
Вместе с тем, не считая это многообразие противозаконным, он не включил фактически существующие сложившиеся и осуществлявшие свою деятельность иные виды ассоциаций.
Обратимся к зарубежной практике правового регулирования форм (видов) создания ассоциаций.
Зарубежное законодательство исходит из возможно разнообразных целей, для которых организации могут объединяться и в силу этого обладать определенными особенностями в своей деятельности, значительно отличающими объединения юридических лиц друг от друга. В частности, в ряде зарубежных стран имеют право на жизнь такие виды объединений, как союзы, хозяйственные ассоциации, концерны, консорциумы, картели, корнеры, конгломераты, тресты, синдикаты, франчайзи, холдинги.
Однако многообразие форм признано за рубежом, но не в России. Одномерный подход к созданию объединений в России породил споры в правовой науке.
Одни ученые, несмотря на очевидность толкования законодателем понятий "ассоциация" и "союз", продолжают настаивать на их разном смысле и значении. Другие утверждают, исходя из смысла ст. 121 ГК РФ, что понятия эти идентичны и должны употребляться только как синонимы. Например, авторы Комментария к первой части ст. 121 ГК РФ под редакцией О.Н. Садикова считают, что необходимо различать понятия "ассоциация" и "союзы". При этом они исходят из существовавшего ранее различия этих форм в российском законодательстве и, видимо, из практики зарубежных стран, которые также подчеркивают и закрепляют различие существующих объединений юридических лиц в зависимости от их целей. Но представляется, что это попытка дополнить законодателя и восстановить статус - кво. Да, фактически существуют объединения в виде союзов, созданные до принятия ГК РФ, и иные формы объединений. Но они не "прописаны" в ГК РФ и существуют, можно сказать, на разрешенном, но не узаконенном положении.
Изложенная авторами Комментария точка зрения подтверждает тот факт, что законодатель принял половинчатое решение, которое авторы Комментария пытаются подправить. Представляется, что законодатель должен был либо обязать все иные формы объединений привести в соответствие с новыми нормами, как сделал это со многими упомянутыми организационно - правовыми формами юридических лиц, существовавших к моменту принятия Кодекса (ТОО, арендные предприятия, совместные предприятия, индивидуальные предприятия), которые он не воспринял в новой редакции, либо признать за ними право на существование и включить их в качестве разновидностей ассоциаций в принятые нормы. Разрешив им существовать, но не включив в число легализованных форм, он фактически поставил ранее созданные объединения вне закона.
Если исходить из ранее действовавшего законодательства, то, действительно, под ассоциациями предпочтительно понимались видовые, отраслевые объединения. А под союзами - преимущественно территориальные. Однако в ныне установленной норме ГК РФ не проводится какого-либо различия между понятиями "ассоциация" и "союз", поэтому есть основания полагать, что они являются синонимами, и присвоение того или иного наименования объединению не влечет для него правовых последствий в его статусе и деятельности.
По наименованию на практике существуют иные формы, подразумевающие объединение капиталов и координацию, как правило, предпринимательской деятельности в виде корпораций, концернов, иных форм, символизирующих объединение.
Чтобы разрешить это противоречие, целесообразно внести изменения в ГК РФ, установив, наряду с ассоциациями, возможность существования и иных форм добровольных объединений, создаваемых на принципах деятельности ассоциаций, либо перечислить ряд из тех, которые реально существуют, либо появление которых, исходя из предыдущего хозяйственного российского опыта и опыта зарубежных государств, можно прогнозировать.
Цели деятельности ассоциации
Исходя из анализа всех возможных целей и практики создания и деятельности ассоциаций следует отметить, что они могут создаваться практически для достижения всех целей, перечисленных в Законе о НО, применительно к различным организационно - правовым формам некоммерческих организаций, поскольку допускается симбиоз самых различных как по характеру и видам деятельности, так и по организационно - правовой форме объединений. Таким образом, они могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Представляется, что наиболее важная цель создания ассоциаций - это совершенствование управленческой деятельности, поскольку координация является одним из ее видов. Возможно, именно поэтому создатели этой юридической конструкции запретили ассоциациям от своего имени заниматься предпринимательской деятельностью. Ибо ее задача - добиваться максимального улучшения дел среди членов, объединивших для этого свои взносы, а не повышать благосостояние аппарата управления исполнительного органа.
Видимо, это главное отличие ассоциаций от всех иных видов некоммерческих организаций. По существу, ассоциация выступает по отношению к своим членам как управляющая компания, выполняющая часть управленческих функций, добровольно переданных ей членами ассоциации.
Все иные виды некоммерческих организаций - некоммерческие партнерства, фонды и т.д. - преследуют свои собственные цели. Целями же ассоциации (объединяющих членов) должны быть, по замыслу ее учредителей, их собственные цели.
А поскольку цель деятельности коммерческих организаций, создающих ассоциацию, единственная и четко определена законом - получение прибыли, то и ассоциация, учрежденная коммерческими организациями, должна служить достижению этой цели. Из этого вытекают и иные правовые последствия, о которых будет сказано ниже.
Некоммерческие организации могут иметь разные цели. Создаваемые ими ассоциации призваны также служить достижению целей своих создателей. Однако, видимо, страхуясь от волюнтаризма членов ассоциации, ГК РФ, помимо придания ассоциациям статуса некоммерческих организаций, специально запретил им от своего имени заниматься коммерческой деятельностью. В то же время в отношении всех иных некоммерческих организаций такого запрета нет, видимо, для того, чтобы не подвергать риску ее учредителей, избежать соблазна учредителей использовать имидж ассоциации для зарабатывания денег от ее имени и чтобы у самого исполнительного органа ассоциации не возникало дополнительной заинтересованности в зарабатывании денежных средств на свои внутренние цели, которые расходятся в этом случае с целями, поставленными перед ассоциацией на момент создания ее учредителями.
Таким образом, если даже будет принято решение о возложении на ассоциацию ведения предпринимательской деятельности, она должна в силу ст. 121 ГК РФ преобразоваться в хозяйственное общество или товарищество. На практике же ассоциации зачастую занимаются предпринимательской деятельностью. Санкций за нарушение этой нормы закон не предусматривает. Осуществление ассоциацией предпринимательской деятельности может рассматриваться как грубое нарушение закона.
Но если в таком нарушении заинтересованы сами учредители, они не примут решения о преобразовании ассоциации в хозяйственное общество или товарищество. В этом случае, возможно, судя по существующей практике, вмешается какой-либо надзорный орган. При этом общее требование, относящееся к ассоциации как к некоммерческой организации, состоит в том, что в случае, если она совершит действия, противоречащие ее целям и Закону о НО, ей может быть вынесено предупреждение в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, или прокурором внесено представление об устранении нарушений. В случае вынесения некоммерческой организации более двух (то есть не менее трех - прим. автора) предупреждений в письменной форме или представлений об устранении нарушений, ассоциация может быть ликвидирована по решению суда в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Других возможных санкций действующее законодательство не предусматривает. И после вынесения первого либо второго предупреждения ассоциация может прекратить предпринимательскую деятельность, если заключенные ею договоры не носят длящегося характера. В этом случае никаких санкций после прекращения такой деятельности законодательство к ней не предусматривает.
Для предотвращения возможности вмешательства членов ассоциации в ее деятельность и поручения (навязывания) ей осуществления предпринимательской деятельности необходимо дополнить ГК РФ нормой об ответственности членов ассоциации за поручение (понуждение) исполнительного органа ассоциации к осуществлению предпринимательской деятельности.
Однако и после этого не исключена возможность занятия предпринимательской деятельностью ассоциации по инициативе ее исполнительного органа.
Автор настоящей статьи в бытность

ПИСЬМЕННЫЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ: ПРОБЛЕМЫ КОНСТРУКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  »
Комментарии к законам »
Читайте также