ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАУЧНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ В РОССИИ

НАУЧНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ В РОССИИ
В.П. СЕРЕГИНА, Н.И. ПОБЕЖИМОВА
В.П. Серегина, д.ю.н., профессор, заслуженный юрист России, академик Общенациональной академии знаний (РФ) и Международной академии наук и образования (США), действительный государственный советник Российской Федерации, руководитель секретариата заместителя Председателя Государственной Думы.
Н.И. Побежимова, к.ю.н., профессор.
Для осуществления научно - общественной аттестации научных и научно - педагогических кадров высшей квалификации в России был создан и зарегистрирован в установленном законодательством порядке Высший экспертно - квалификационный комитет (Регистрационное свидетельство N 3167-1 от 4 ноября 1996 года). Основным учредителем выступил Международный Межакадемический Союз общественных организаций по поддержке науки и содействию подготовке научных кадров (Регистрационное свидетельство N 3224 от 7 июня 1996 года), имеющий в своем составе российские и зарубежные академии наук, учебные заведения, научно - производственные и лечебно - профилактические объединения, в том числе ряд государственных организаций, в частности: Белорусский госуниверситет, Институт технической кибернетики Академии наук Белоруссии, Уральский государственный технический университет, Северо - западный НИИ культурного наследия РАН, Государственная морская академия им. адмирала Макарова, Санкт - Петербургский государственный университет.
Организационно - правовой статус Высшего экспертно - квалификационного комитета (ВЭКК) - автономная некоммерческая организация.
Основными задачами ВЭКК по уставу являются:
- определение перечня специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов высшей квалификации, и присуждение ученых степеней и званий по номенклатуре специальностей, утвержденной Президиумом Международного Межакадемического Союза.
- методическое руководство диссертационными советами, связанное с выполнением функций по присуждению ученых званий через специальное подразделение - Высшую межакадемическую аттестационную комиссию (ВМАК).
- осуществление деятельности, связанной с взаимным признанием (нострификацией) дипломов о высшем образовании и ученых степенях и званиях.
Международные правовые основы
Для укрепления и расширения сотрудничества стран с различными системами образования и для обеспечения наиболее широкого признания учебных курсов, дипломов и ученых степеней, с учетом принципов содействия развитию демократизации образования и занятия интеллектуальным трудом, а также в соответствии с Уставом ЮНЕСКО в Бангкоке 16.12.1983 г. была принята международная Конвенция "О признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах Азии и Тихого океана". Это была первая международная под эгидой ЮНЕСКО Конвенция, согласно которой государственные и негосударственные аттестационные органы (см. п. 1 статьи 9) признаются равноценными, равно как и дипломы, выданные от их имени.
Кроме того, согласно п. 1-а статьи 1 утверждается, что сторонами - подписантами Конвенции в одинаковой степени признаются свидетельства, дипломы, ученые степени и ученые звания, полученные ими как на своих территориях, так и на территориях других стран.
В то же время согласно второй части п. 1 статьи 9 "...договаривающиеся государства обязуются, кроме того, принимать все меры, необходимые для ускорения эффективного функционирования этих негосударственных национальных аттестационных органов". Данная Конвенция ратифицирована Верховным Советом СССР 23.05.1990 г. Следовательно, Россия как правопреемник СССР должна в полной мере выполнять требования этой Конвенции в течение уже более чем 10 лет.
Европейская (Парижская) конвенция "Об академическом признании документов об университетском образовании" (Париж, 14.12.1959 г.) пунктом в) статьи 2 и п. в) статьи 3, а также статьей 6 определяет порядок взаимного признания документов об университетском образовании, в том числе об ученых степенях, для неправительственных аттестационных органов, в том числе университетских. Эта международная Конвенция была ратифицирована в России Федеральным законом от 08.07.1999 N 149-ФЗ. В этом смысле ВЭКК в полной мере является соответствующей неправительственной структурой с правами по присуждению ученых степеней и званий.
Согласно п. 1 статьи 1; п. 2.IV и п. в) статьи 2, а также п. п. 1 и 2 статей 9 Европейской (Парижской) конвенции "О признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы" (Париж, 21.12.1979 г.) отдается предпочтение профессиональной научно - общественной и университетской системе аттестации научных кадров высшей квалификации. Кроме того, в п. 1 статьи 9 признается равенство статуса государственных и неправительственных аттестационных компетентных органов. Данная Конвенция ратифицирована еще в СССР Указом Президиума Верховного Совета СССР (05.01.1982 г.) N 6335-X. Россия как правопреемница СССР также признает эту Конвенцию.
В соответствии с п. 2 статьи II.1; статьей IV.9; статьей VI.1; п. в) статьи VI.3, а также п. п. а) и е) статьи VI.4 и статьей VI.5 Лиссабонской (11.04.1997 г.) конвенции "О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе" ВЭКК согласно своему Уставу является неправительственным органом, компетентным в вопросах аттестации и признания академической квалификации и высшего образования в России.
29 декабря 2000 г. принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О науке и государственной научно - технической политике" (N 168-ФЗ). Статья 4 этого Закона дополнена новыми принципиальными пунктами 2 и 3 следующего содержания:
"2. Единый реестр предусмотренных государственной системой аттестации ученых степеней и ученых званий, а также порядок присуждения ученых степеней или присвоения ученых званий устанавливается Правительством Российской Федерации. Указанный реестр действует на всей территории Российской Федерации.
3. Правом выдачи дипломов, подтверждающих присуждение предусмотренных государственной системой ученых степеней, и правом выдачи аттестатов, подтверждающих присвоение предусмотренных государственной системой аттестации ученых званий, обладает специально уполномоченный на то Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти".
Принятие указанного Закона означает, что деятельность общественных организаций по присуждению ученых степеней и присвоению ученых званий не имеет отношения к государственной системе аттестации.
Таким образом, учитывая, что федеральным законодательством в России регулируется только государственная система аттестации и никаких ограничений на деятельность научно - общественной системы аттестации и академической мобильности не существует, ВЭКК принял в рамках своего Устава на себя обязательства по выполнению упомянутых международных конвенций, ратифицированных Россией, как компетентная неправительственная организация. А поскольку согласно ст. 15, п. 4 Конституции РФ международные договоры имеют преимущества перед федеральными законами РФ, то международные обязательства РФ необходимо выполнять и на территории России.
Таким образом, деятельность ВЭКК по вопросам академического признания университетских квалификаций и дипломов о высшем образовании и ученых степеней, выданных в порядке научно - общественной аттестации, как по российскому, так и по международному законодательству является абсолютно легитимной и равноценной.
Поэтому дипломы и аттестаты на бланках ВЭКК также являются легитимными и должны признаваться компетентными органами сторон, подписавших упомянутые конвенции, в том числе и на территории России.
Легализация дипломов и аттестатов, выдаваемых ВЭКК для использования на территориях других стран, может осуществляться через процедуру апостилирования, согласно Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Гаагская конвенция от 05.10.1961 г., ратифицированная Верховным Советом СССР от 17.04.1991 N 2119-1). В соответствии с п. п. b) и d) статьи 1 этой Конвенции легализации подлежат документы, исходящие в том числе и от неправительственных структур.
При этом лицам, получившим дипломы ВЭКК и направляющимся на учебу или работу в различные страны, эта процедура позволяет конкурировать наравне с коллегами из других стран.
Вопросы доплаты за ученую степень и звания
Вопросы доплаты за ученую степень и звания в системе Министерства образования РФ регулируются законодательством РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" N 125-ФЗ от 7 января 2000 г., ст. 30 (изменения вступили в силу с 1 января 2001 г.) в следующей редакции:
"Статья 30. Оплата труда работников высшего учебного заведения
1. Высшее учебное заведение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда, размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования, а также размеры должностных окладов (ставок) всех категорий работников (без установления предельных размеров должностных окладов (ставок)).
2. Должностной оклад (ставка) выплачивается работнику высшего учебного заведения за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом).
3. Государственное высшее учебное заведение самостоятельно формирует фонд оплаты труда работников за счет средств бюджета, направляемых на содержание высшего учебного заведения, и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
4. Минимальные размеры ставок для педагогических работников из числа профессорско - преподавательского состава высших учебных заведений устанавливаются в размере не ниже восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ в пункт 5 статьи 30 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2001 г.
(См. текст пункта в редакции, вступающей в силу с 1 января 2001 г.)
5. Научно - педагогическим работникам высших учебных заведений устанавливаются надбавки к должностным окладам (ставкам) в размере:
сорока процентов за должность доцента;
шестидесяти процентов за должность профессора;
трехкратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, за ученую степень кандидата наук;
пятикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, за ученую степень доктора наук.
6. Предусмотренные статьей 54 Закона Российской Федерации "Об образовании" размеры средних должностных окладов (ставок) работников высших учебных заведений в части, относящейся к оплате труда работников высшего учебного заведения, устанавливаются Правительством Российской Федерации первого числа второго месяца каждого квартала в соответствии с законодательно установленным их отношением к достигнутому уровню средней заработной платы работников промышленности в Российской Федерации за предыдущий квартал.
7. Средние должностные оклады (ставки) работников высшего учебного заведения устанавливаются на уровне:
для педагогических работников из числа профессорско - преподавательского состава высших учебных заведений - в два раза превышающем уровень средней заработной платы работников промышленности в Российской Федерации;
для учителей и других педагогических работников - не ниже средней заработной платы работников промышленности в Российской Федерации;
для иных работников высших учебных заведений - средней заработной платы аналогичных категорий работников промышленности в Российской Федерации.
8. Правительству Российской Федерации в течение двух месяцев со дня вступления настоящего Федерального закона в силу ввести соответствующую требованиям настоящей статьи тарифную сетку по оплате труда работников высшего учебного заведения.
9. Размеры должностных окладов (ставок) работников высшего учебного заведения определяются каждый квартал в соответствии с пунктами 6, 7 и 8 настоящей статьи, являются минимальными для соответствующих категорий работников высшего учебного заведения и обязательны на территории Российской Федерации.
Статья 31. Оплата труда и стаж работы работников государственных органов управления высшим и послевузовским профессиональным образованием
1. Работникам государственных органов управления высшим и послевузовским профессиональным образованием засчитывается в стаж работы государственного служащего работа в высшем учебном заведении на руководящих должностях и должностях научно - педагогических работников.
2. Доплата за ученую степень, предусмотренная работникам высших учебных заведений, распространяется и на работников органов управления высшим и послевузовским профессиональным образованием."
Аналогичная даже по тексту норма закона изложена в ст. 54 (оплата труда работников образовательных учреждений) Закона РФ "Об образовании" от 13.01.1996 г. N 12-ФЗ в редакции от 07.08.2000 г.
Таким образом, ни в одном из упомянутых Законов нет никаких норм, оговаривающих доплату за ученую степень и звание только для обладателей государственных дипломов и аттестатов. Более того, согласно этим нормам эти доплаты имеют рекомендательный характер даже для государственной системы - при наличии соответствующих финансовых средств - и регулируются нормами КЗОТа. В этой связи точка зрения министра образования В.М. Филиппова, изложенная им в письме "Руководителям высших учебных заведений" от 06.02.2001 N 01-50-30 ин/32-03, устанавливающем ограничения на доплаты обладателям негосударственных дипломов и аттестатов, выходит за рамки федеральных законов. Аналогично за рамками закона находятся и рекомендации Минтруда РФ от 23.12.97 N 6504-ВЯ.
Поэтому вопрос доплат за ученые звания и степени, полученные в порядке научно - общественной (негосударственной) аттестации, могут решаться, на наш взгляд, лишь в рекомендательном порядке в соответствии с упомянутым законодательством.
Заключение
Таким образом, на основании анализа законодательства, проведенного выше, можно сформулировать логичные, по нашему мнению, выводы:
1. Юридический статус и правовые основы научно - общественной (негосударственной) аттестации в России находятся в правовом поле Конституции и законодательства Российской Федерации.
2. Исходя из международных обязательств России, записанных в упомянутых выше международных Конвенциях и п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, дипломы и аттестаты, выданные по итогам научно - общественной (негосударственной) аттестации, являются абсолютно легитимными, равноценны государственным и не нуждаются в специальном признании.
3. Вопросы доплат за ученые звания и степени, полученные в порядке научно - общественной (негосударственной) системы аттестации, могут быть решены в рекомендательном

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В 2002 ГОДУ(М.П. Сокол)  »
Комментарии к законам »
Читайте также