ПРАВОВОЙ РЕЖИМ БАНКОВСКОЙ ТАЙНЫ

Н. САПОЖНИКОВ
Н. Сапожников, кандидат юридических наук, доцент МГЮА.
Развитие рыночных отношений требует обеспечения правовой защиты информации в сфере обращения денежных средств, в частности, при проведении банковских операций. Отношения между клиентом и обслуживающей его кредитной организацией изначально, в силу специфики банковской деятельности, носят доверительный характер. Клиент не только доверяет кредитной организации свои денежные средства, но и потенциально допускает ее к информации о своем финансовом состоянии. Разглашение сведений, охраняемых банковской тайной, может отрицательно повлиять на безопасность или репутацию лица, имеющего банковский вклад или счет.
Понятие банковской тайны. Правовые истоки охраны информации о банковских операциях заложены в ст. 23 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Само понятие "тайна" предполагает, что соответствующая информация не является общеизвестной и субъект, который является носителем тайны, принимает меры для ее охраны. В соответствии со ст. 2 ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" информация, охраняемая банковской тайной, представляет собой разновидность конфиденциальной информации или, иначе говоря, документированных сведений, доступ к которым ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правовой режим банковской тайны определен ст. 857 ГК РФ и ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности". В соответствии со ст. 857 ГК банки гарантируют тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Статья 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" определяет объем информации, охраняемой банковской тайной, несколько шире. Так, кредитная организация гарантирует тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Обязанными лицами по хранению банковской тайны являются соответствующие кредитные организации, а также их служащие.
Также обязанность по охране банковской тайны возложена на Банк России и аудиторские организации. Банк России не вправе разглашать сведения о счетах, вкладах, а также сведения о конкретных сделках и об операциях, полученных им из отчетов кредитных организаций, в процессе исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, о счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные в ходе проводимых ими проверок, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Можно выделить две категории и, соответственно, два правовых режима информации, составляющей банковскую тайну.
Во-первых, это сведения о счетах, вкладах и операциях по ним. Данная информация является банковской тайной в силу прямого указания закона. В целях ее защиты законодательством устанавливается исчерпывающий перечень третьих лиц, имеющих право доступа именно к этим сведениям, а также основания и порядок такого доступа. Применительно к данному объему информации можно говорить о банковской тайне в узком смысле.
Во-вторых, это "иные сведения" о клиенте кредитной организации, которые охраняются банковской тайной в силу ст. 857 ГК РФ (например, к таким сведениям может относиться информация о лицах, уполномоченных распоряжаться счетом или вкладом). Однако особый порядок доступа, как это будет показано ниже, законодатель установил лишь в отношении сведений об операциях по счетам и вкладам. Но несмотря на то, что законодатель не определил исчерпывающий перечень лиц, имеющих право получения "иных сведений" о клиенте, в силу того, что они относятся к банковской тайне, кредитная организация обязана ее охранять от несанкционированного доступа третьих лиц. На наш взгляд, для доступа к "иным сведениям" о клиенте должны применяться по аналогии правила о получении информации, составляющей коммерческую тайну. Этот вывод подтверждается и ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности", в частности, говорящей о том, что все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.
Под режим коммерческой тайны подпадает информация, не являющаяся общеизвестной или широкодоступной из других источников и имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, обладатель которой принимает меры к охране ее конфиденциальности. Действующее законодательство перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, в отличие от перечня сведений, составляющих банковскую тайну, не содержит. Такой перечень определяется локальными нормативными актами субъектов предпринимательской деятельности. Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. N 35 установлен лишь перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. При этом установление режима коммерческой тайны не должно препятствовать получению информации органами власти, управления, контролирующими и правоохранительными органами, другими лицами, имеющими на это право в соответствии с законодательством.
Банковская тайна предполагает охрану не только информации, связанной с предпринимательской деятельностью, а любой информации, которая связана с соответствующими банковскими операциями, в том числе и не имеющей коммерческого характера. В данном случае речь должна идти не об отождествлении содержания "иных сведений", составляющих банковскую тайну, с коммерческой тайной, а лишь о применении по аналогии соответствующих мер по охране.
Таким образом, информация о счетах, вкладах, операциях по ним и иные сведения о клиенте составляют объем информации, охраняемой банковской тайной в широком смысле данного термина.
Субъекты, имеющие право доступа к банковской тайне. Сведения, составляющие банковскую тайну в узком смысле, могут быть предоставлены без каких-либо ограничений только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом.
Перечень таких органов исчерпывающим образом определен в ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности". При этом круг субъектов, имеющих доступ к информации по счетам и вкладам физических лиц, с одной стороны, и юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с другой стороны, различен. Различие подхода в этом вопросе вполне обоснованно, поскольку потребность государственного вмешательства в интересах общества в экономическую деятельность объективно выше, чем в личную или семейную жизнь граждан.
Информацию о счетах и вкладах физических лиц, кроме самих владельцев счетов и вкладов и их представителей, могут получить суды, а при наличии санкции прокурора - органы предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, нотариальные конторы по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков (ст. 15 Основ законодательства о нотариате), а в отношении счетов иностранных граждан - иностранные консульские учреждения (ст. ст. 38 и 105 Основ законодательства о нотариате).
В случае принятия мер к охране наследственного имущества органами исполнительной власти, в соответствии со ст. 37 Основ законодательства о нотариате, они также вправе запрашивать указанную информацию. Этот вывод следует из того, что в рассматриваемом случае должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные совершать нотариальные действия, выполняют функции органов нотариата. Кроме того, охрана наследственного имущества предполагает его опись, что невозможно без доступа к банковской тайне.
Справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, кроме владельцев счетов и их представителей, выдаются судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате РФ, органам государственной налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии санкции прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Особо следует обратить внимание, что указанным органам банковская тайна раскрывается в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности. Наибольший интерес с этой точки зрения представляет право на доступ к банковской тайне Счетной палате РФ, органам МНС РФ, правоохранительным органам, включая ФСНП и ГТК РФ.
Деятельность Счетной палаты РФ регулируется ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации". Из его ст. 13 следует, что Счетная палата РФ вправе требовать от кредитных организаций всю необходимую ей информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию. По требованию Счетной палаты Центральный банк РФ и кредитные организации обязаны представлять все необходимые документы, подтверждающие операции и состояние счетов проверяемых объектов. При этом следует обратить внимание, что в соответствии со ст. 2 Закона одной из задач Счетной палаты является контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово - кредитных учреждениях Российской Федерации.
Наибольший интерес к банковской тайне, по сложившейся практике, проявляют налоговые органы и органы налоговой полиции.
Налоговые органы имеют право доступа к банковской тайне при реализации своих прав, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Как правило, налоговые органы становятся обладателями банковской тайны в процессе осуществления налогового контроля.
Так, в соответствии со ст. 86 НК РФ кредитная организация обязана сообщить об открытии или закрытии счета организации или индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в течение пяти дней. Кроме того, кредитная организация обязана выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа. К органам, осуществляющим налоговый контроль, также относятся таможенные органы и внебюджетные фонды в пределах своей компетенции.
Вся информация, полученная при осуществлении налогового контроля, представляет собой налоговую тайну, за исключением сведений:
- разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
- об идентификационном номере налогоплательщика;
- о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
- предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).
Таким образом, после того, как информация, являющаяся банковской тайной, была получена органами, осуществляющими налоговый контроль, внутри соответствующих ведомств она меняет свой статус, трансформируясь из банковской тайны в налоговую тайну. Органы налоговой полиции могут стать носителями такой трансформированной банковской тайны, например, при проведении совместных с налоговыми органами проверок.
Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами налоговой полиции, государственными внебюджетными фондами, таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. К разглашению налоговой тайны относится использование или передача другому лицу информации, ставшей известной должностному лицу указанных органов, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.
При осуществлении налогового контроля не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции РФ и федеральных законов.
Правоохранительные органы, включая органы налоговой полиции, могут получить доступ к банковской тайне при выполнении ими функций органа предварительного следствия. При этом информация, подпадающая под режим банковской тайны, может быть получена только по возбужденному уголовному делу, находящемуся в производстве соответствующего органа.
Необходимым условием для получения доступа к банковской тайне является наличие санкции прокурора. В связи с этим в правоприменительной практике довольно актуальным был вопрос о необходимости санкции прокурора при проведении органами налоговой полиции и другими органами предварительного следствия выемки документов, содержащих информацию, охраняемую банковской тайной.
В соответствии со ст. 167 УПК выемка производится по мотивированному постановлению следователя. При производстве выемки документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной, необходима санкция прокурора или его заместителя. Таким образом, уголовно - процессуальное законодательство не требует санкции прокурора при производстве выемки документов, содержащих банковскую тайну. Однако эта коллизия нашла довольно быстрое разрешение. Кредитная организация при раскрытии банковской тайны должна руководствоваться ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности", которая прямо предусматривает, что раскрытие банковской тайны органам предварительного следствия осуществляется только с санкции прокурора. В связи с тем, что при производстве выемки документов, содержащих банковскую тайну, органы предварительного следствия получают к ней доступ, то и наличие санкции прокурора для производства такого следственного действия является обязательным. Также следует отметить, что ФЗ "О банках и банковской деятельности" более поздний по дате принятия, чем соответствующие нормы УПК, и специальный в отношении порядка раскрытия информации, содержащей банковскую тайну.
Таможенные органы вправе запрашивать информацию, являющуюся банковской тайной, в процессе выполнения своих функций (например, при осуществлении валютного контроля). Основные функции таможенных органов перечислены в ст. 10 ТК РФ. В соответствии со ст. 16 ТК РФ информация, составляющая банковскую тайну, полученная таможенными органами в процессе выполнения ими своих функций, может использоваться исключительно в таможенных целях. Такая информация не должна разглашаться, использоваться должностными лицами таможенных органов в личных целях, передаваться третьим лицам, а также государственным органам, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Отдельно стоит остановиться на вопросе

ПРОЕКТ ГПК РФ И РОЛЬ ПРОКУРОРА В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ  »
Комментарии к законам »
Читайте также