"Комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 n 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный) (Телюкина М.В.)

Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Комментарий к статье 1
1. Комментируемая статья определяет отношения, которые являются сферой регулирования Закона, а именно: отношения, возникающие между должником, кредиторами, третьими лицами в связи с неисполнением должником в полном объеме требований кредиторов (при этом презюмируется неспособность должника удовлетворить эти требования), в частности порядок и условия предупреждения банкротства, порядок и условия проведения процедур в рамках рассмотрения арбитражными судами дел о несостоятельности (банкротстве).
Отметим, что в п. 1 комментируемой статьи указано: Закон регулирует названные выше отношения в соответствии с ГК. Между тем, как будет показано ниже, нормы Закона противоречат нормам ГК в принципиальных моментах, в частности в решении вопросов: 1) о субъектах, которые могут быть банкротами; 2) разновидностях банкротства по критерию способа осуществления ликвидации (новый Закон не регулирует добровольное банкротство); 3) об очередности удовлетворения требований кредиторов и применении при этом принципов соразмерности и пропорциональности (подробнее об этом см. коммент. ст. 232 Закона). Более того, п. 3 ст. 232 Закона устанавливает, что до приведения нормативных правовых актов в соответствие с Законом указанные акты применяются постольку, поскольку не противоречат Закону о банкротстве. Таким образом, норма п. 3 ст. 232 Закона устанавливает принципиально иное правило, нежели п. 2 ст. 3 ГК, в связи с чем придется решать вопрос о порядке их применения (см. коммент. ст. 232 Закона).
2. Еще одно противоречие содержит п. 2 комментируемой статьи, который определяет круг субъектов-должников, подпадающих под действие Закона. В соответствии с п. 1 ст. 65 ГК возможно банкротство всех коммерческих юридических лиц, кроме казенных предприятий, а из некоммерческих - только потребительских кооперативов и фондов. Пункт 2 комментируемой статьи сохраняет указанное правило для коммерческих юридических лиц (кроме казенных предприятий), принципиально меняя его для некоммерческих: возможно банкротство всех некоммерческих юридических лиц, за исключением учреждений, политических партий, религиозных организаций.
Указанное новшество представляется целесообразным (при этом еще более целесообразным представляется внесение соответствующих изменений в ст. 65 ГК), так как многие некоммерческие юридические лица ведут коммерческую деятельность (в той либо иной степени соответствующую учредительным документам), не опасаясь банкротства.
Позиция ВАС РФ, выраженная в п. 2 Постановления Пленума от 08.04.2003 N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Постановление Пленума N 4), состоит в том, что применению подлежат нормы Закона, т.е. с 03.12.2002 дела о банкротстве юридических лиц, названных в комментируемой статье, подведомственны арбитражному суду.
Очевидно, что банкротство некоммерческих организаций будет иметь значительную специфику (связанную, например, с отсутствием в некоторых из них членства), что повлечет необходимость адаптации положений Закона, многие из которых не рассчитаны на применение к некоммерческим организациям.
Представляется не вполне целесообразным исключение из числа потенциальных банкротов учреждений. Это касается в большей степени учреждений частных, когда реализация субсидиарной ответственности может быть затруднительна, особенно при наличии у учредителя учреждения собственных кредиторов <*>; применение субсидиарной ответственности к учреждениям публичным может быть затруднено вследствие препятствий, имеющихся в бюджетном законодательстве.
--------------------------------
<*> Комментарий к ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (автор главы - Скворцов О.Ю.) / Под ред. Попондопуло В.Ф. М., 2003. С. 145.
3. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает, что действие Закона распространяется не только на юридические, но и на физические лица, т.е. на граждан, в том числе не являющихся индивидуальными предпринимателями. При этом установлено, что нормы, регулирующие банкротство граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, содержащиеся в иных федеральных законах, могут применяться только после внесения соответствующих изменений и дополнений в Закон. Очевидно, при этом имеются в виду только те нормы, которые Закону противоречат (соответственно их применение в настоящее время заблокировано).
Следует обратить внимание, что нормы, регулирующие потребительское банкротство (несостоятельность граждан, не являющихся предпринимателями), не вступили в действие с 3 декабря 2002 г. (вместе со всем Законом). Пункт 2 ст. 231 Закона определяет, что это произойдет после вступления в силу изменений в федеральные законы, цель которых - установить возможность банкротства непредпринимателей. Поскольку аналогичные нормы содержались и в Законе 1998 г., и более чем за четыре с половиной года его применения потребительское банкротство так и не возникло, мы можем сделать вывод о том, что едва ли это произойдет в ближайшем будущем (подробнее об этом см. коммент. ст. 231 Закона).
4. Пункт 4 комментируемой статьи подтверждает общий принцип приоритета международного права, установленный Конституцией, ГК и иными федеральными законами: если международным договором установлены иные правила, нежели предусмотренные Законом, применяются правила международного договора. При этом, безусловно, имеются в виду договоры, заключенные Российской Федерацией, либо те, к которым она присоединилась.
5. Кредиторами должника, находящегося в процессе производства по делу о несостоятельности (банкротстве), могут быть как российские, так и иностранные субъекты. К последним применяются все положения конкурсного законодательства. Иное может быть установлено только международным договором РФ. Обратим внимание, что, если требования иностранного кредитора выражены в валюте, к ним применяются правила ч. 4 п. 1 ст. 4 Закона; при этом могут возникнуть проблемы в процессе конкурсного производства, поскольку в п. 2 ст. 134 Закона дается отсылка к порядку, установленному Законом о банкротстве, он же этот порядок не устанавливает, кроме норм ч. 4 п. 1 ст. 4, которые к стадии конкурсного производства неприменимы (подробнее об этом см. коммент. ст. 134 Закона).
6. Пункт 6 комментируемой статьи устанавливает общее правило, касающееся признания решений судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве), - эти решения признаются в той степени, в какой это установлено международными договорами РФ, а при их отсутствии - на основании применения принципа взаимности; иное может быть предусмотрено только федеральными законами. Данный вопрос особо актуален в ситуациях транснационального банкротства (когда должником является компания, действующая в различных государствах); при этом необходимо будет в той или иной степени учитывать положения раздела V АПК и раздела V ГПК.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Комментарий к статье 2
1. Комментируемая статья определяет основные понятия, используемые Законом. Определение дефиниций было характерно и для Закона 1992 г., и для Закона 1998 г., по сравнению с которыми список значительно расширен.
2. Несостоятельность (банкротство) определяется как признанная арбитражным судом неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Это определение противоречит п. 3 ст. 65 ГК РФ, в котором говорится не только о судебном (принудительном), но и о добровольном банкротстве, возможном при наличии желания должника и воли кредиторов. Комментируемый Закон процедуры добровольного банкротства не содержит.
Понятия "несостоятельность" и "банкротство" используются Законом как синонимы, однако многие ученые неоднократно высказывали мнение о необходимости дифференциации этих категорий, полагая, что банкротство - уголовно-правовая сторона несостоятельности (которая может и отсутствовать), иными словами, банкротство - это несостоятельность, сопряженная с уголовно наказуемыми действиями, направленными на причинение вреда должнику или кредиторам.
Отношения несостоятельности (банкротства) - предмет регулирования конкурсного права и соответственно предмет изучения науки конкурсного права. Конкурсное право как правовой институт может быть определено как система норм, регулирующих отношения между должником, не исполняющим свои обязательства, его кредиторами и третьими лицами.
Обратим внимание, что в рассматриваемом определении речь идет о несостоятельности (банкротстве) в узком смысле, т.е. о состоянии должника, возникающем с момента принятия судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Соответственно до этого момента должник не является несостоятельным (и не может таковым называться), хотя под действие норм конкурсного права должник подпадает с момента принятия судом заявления о признании его несостоятельности, т.е. задолго до признания его банкротом. Поэтому несостоятельностью в широком смысле иногда называют положение должника в течение всего конкурсного процесса, который может охватывать стадии наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства, мирового соглашения. Важность дифференциации несостоятельности (банкротства) в широком и в узком смысле проиллюстрируем на примере. В договор было включено условие, в соответствии с которым отношения субъектов прекращались несостоятельностью одного из них. После принятия судом заявления о несостоятельности одного из контрагентов другой посчитал себя свободным от обязательств, что являлось неправомерным - такой договор вследствие применения буквального толкования будет действовать до принятия судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства (соответственно для достижения целей сторон в данном примере необходимо было включить в договор условие о том, что он прекращается принятием заявления о банкротстве либо введением определенной процедуры).
3. Должник определяется ч. 3 комментируемой статьи как гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо, оказавшиеся неспособными исполнить требования по обязательствам и обязательным платежам в течение определенного срока (минимальный срок задолженности установлен ст. 3 Закона в три месяца).
Как видим, данной нормой Закон исключил свое применение, во-первых, к публично-правовым образованиям (даже если они не исполняют гражданско-правовых обязательств); во-вторых, к неправосубъектным образованиям, каковыми являются, например, финансово-промышленные группы, филиалы, представительства юридических лиц. Тем не менее представляется, что в качестве неправосубъектного образования мы можем рассматривать и крестьянское (фермерское) хозяйство, банкротство которого в настоящее время формально построено по модели банкротства индивидуального предпринимателя, хотя фактически речь идет о всем хозяйстве, которое юридическим лицом по российскому законодательству не является.
Банкротство граждан-непредпринимателей в настоящее время невозможно (подробнее об этом см. коммент. ст. 1, 231 Закона).
4. Денежное обязательство - обязательство, предметом которого является уплата должником кредитору денежной суммы; при этом основание уплаты - сделка либо иное основание, установленное ГК (ст. 8). Кроме сделок это, в частности, обязательства, основанные на реализации исключительных прав, неосновательное обогащение, причинение вреда и др.
В конкурсных отношениях участвуют только денежные кредиторы, т.е. кредиторы с денежными обязательствами. Кредиторы неденежные могут либо воспользоваться нормой п. 5 ст. 4 Закона и обращаться в обычном процессуальном порядке в суд со своими неденежными требованиями к должнику, не участвуя при этом в мероприятиях конкурса в виде конкурсных кредиторов (что повлечет проблемы, связанные с исполнением решения суда), либо выразить неденежные требования в денежной форме (в виде возмещения убытков). Закон в ряде случаев устанавливает одинаковый режим для требований в части убытков и финансовых санкций (подробнее об этом см. коммент. ст. 134, 137 Закона), но в целом положение неденежных кредиторов, имеющих только требования в части возмещения убытков, является, к сожалению, крайне невыгодным и обусловливает необходимость предоставления им правовой защиты.
5. Обязательные платежи - установленные законодательством РФ обязательные взносы (в том числе налоги, сборы) в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды. Порядок внесения этих платежей, их размер и условия определяются публичным законодательством РФ, в частности законодательством о налогах и сборах. Субъекты требований по выплате обязательных платежей - публично-правовые образования в лице уполномоченных органов. Постановление Правительства РФ от 14.02.2003 N 100 "Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих" в п. 1 установило, что уполномоченным органом, представляющим в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования РФ по денежным обязательствам, является ФСФО РФ.
6. Руководитель должника - субъект (физическое или юридическое лицо), осуществляющий деятельность от имени должника (юридического лица) без доверенности. Таким субъектом может быть единоличный исполнительный орган; руководитель коллегиального исполнительного органа; любое лицо, которому право действовать от имени юридического лица без доверенности предоставлено учредительными документами данного юридического лица. Юридическое лицо выступает руководителем должника, если действует как управляющая организация, вопрос о привлечении которой в этом качестве решен учредителями (участниками) должника на общем собрании в соответствии с законодательством. Руководитель имеет определенные права в конкурсном процессе, а также важные обязанности, в частности, по подаче заявления о несостоятельности (банкротстве) должника в суд в соответствии со ст. 9 Закона; кроме того, на руководителя может быть возложена ответственность за доведение должника до банкротства.
7. Кредиторы - субъекты прав требования к должнику по денежным обязательствам (независимо от основания возникновения). Обращает на себя внимание непоследовательность Закона в отношении к дифференциации частноправовых и публично-правовых требований; Закон отдельно определяет понятия "денежные обязательства" и "обязательные платежи", однако в числе кредиторов называет субъектов, имеющих права требования по уплате обязательных платежей (которые кредиторами в гражданско-правовом смысле
Читайте также