ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ n 3007/05 от 12.07.2005 Заявление о признании недействительным решения и предписания антимонопольного органа удовлетворено правомерно, поскольку действия поставщика (отказ газоснабжающей организации от заключения договора поставки газа с газораспределительной организацией) основаны на законодательстве о газоснабжении и не являются нарушением антимонопольного законодательства, запрещающего необоснованный отказ от заключения договора.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2005 г. N 3007/05
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Исайчева В.Н.;
членов Президиума: Андреева Е.И., Арифулина А.А., Вышняк Н.Г., Горячевой Ю.Ю., Иванниковой Н.П., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Першутова А.Г., Стрелова И.М., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление общества с ограниченной ответственностью "Краснодаррегионгаз" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Краснодарского края от 10.06.2004 по делу N А32-7490/2004-58/3 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.12.2004 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Краснодаррегионгаз" - Вершинская А.А., Посашков П.А.;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю - Асташов В.В., Зеленская О.А., Карякин Д.Б., Корнеев В.Г., Мишаков О.Г., Степина О.В.
Заслушав и обсудив доклад судьи Андреева Е.И., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Краснодаррегионгаз" (далее - общество "Краснодаррегионгаз") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительными решения Краснодарского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (в настоящее время - Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю; далее - антимонопольный орган) от 12.02.2004 о признании действий общества нарушением антимонопольного законодательства и предписания от 12.02.2004 N 1 о прекращении таких нарушений.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Северскаярайгаз" (далее - общество "Северскаярайгаз").
Решением суда первой инстанции от 10.06.2004 в удовлетворении заявления обществу "Краснодаррегионгаз" отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 15.09.2004 решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 14.12.2004 постановление суда апелляционной инстанции отменил, решение суда первой инстанции оставил в силе.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановления суда кассационной инстанции общество "Краснодаррегионгаз" просит отменить эти судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В отзыве на заявление антимонопольный орган просит оставить названные судебные акты в силе как принятые в соответствии с действующим законодательством.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что постановление суда кассационной инстанции подлежит отмене, постановление суда апелляционной инстанции - оставлению без изменения по следующим основаниям.
Общество "Северскаярайгаз", являясь газораспределительной организацией и имея договоры на поставку газа потребителям на 2003 год, в декабре 2003 года направило в адрес общества "Краснодаррегионгаз" два экземпляра проекта договора поставки газа на 2004 год и техническое соглашение к договору.
Общество "Краснодаррегионгаз" проект договора не акцептовало, протокол разногласий не представило, одновременно известив газораспределительные организации и Департамент социальной защиты населения Краснодарского края письмами от 15.12.2003 N 67/2406 и от 18.12.2003 N 14/2431 о том, что поставка газа потребителям будет осуществляться на основании прямых договоров между поставщиком (ООО "Краснодаррегионгаз") и потребителями газа.
Антимонопольный орган при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с заявлением общества "Северскаярайгаз" исходил из того, что общество "Краснодаррегионгаз" занимает доминирующее положение на краевом рынке оптовой реализации природного газа и включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов.
В решении антимонопольного органа от 12.02.2004 отказ общества "Краснодаррегионгаз" от заключения договора с обществом "Северскаярайгаз" при наличии возможности поставки газа расценен как необоснованный, а его действия - создающие препятствия доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам, ущемляющие интересы хозяйствующего субъекта, которые могут привести к ограничению конкуренции, то есть признаны нарушающими пункт 1 статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции).
Предписанием от 12.02.2004 N 1 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства обществу "Краснодаррегионгаз" предложено в срок до 04.03.2004 заключить с обществом "Северскаярайгаз" договор поставки газа и отозвать письма от 15.12.2003 N 67/2406 и от 18.12.2003 N 14/2431.
Отказывая обществу "Краснодаррегионгаз" в удовлетворении заявленных требований, суды первой и кассационной инстанций сослались на постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" (в редакции постановления от 22.05.2002 N 328), согласно которому право на получение платы за снабженческо-сбытовые услуги имеют любые организации, осуществляющие поставку газа конечным потребителям.
Суды этих инстанций сочли, что отказ общества "Краснодаррегионгаз" от заключения договора на поставку газа нарушает интересы общества "Северскаярайгаз", так как лишает его возможности являться поставщиком газа, а следовательно, права на установление и получение от потребителей платы за снабженческо-сбытовые услуги. Тем самым общество "Краснодаррегионгаз" допустило нарушение антимонопольного законодательства в виде устранения конкуренции на рынке газоснабжения и ущемления интересов хозяйствующего субъекта.
Выводы судов первой и кассационной инстанций нельзя признать обоснованными ввиду следующего.
Статья 5 Закона о конкуренции запрещает хозяйствующим субъектам злоупотреблять доминирующим положением на рынке, в том числе необоснованно отказываться от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства и поставки соответствующего товара.
Согласно статье 26 Закона Российской Федерации от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие действия, как необоснованные отказы от заключения договоров с отдельными потребителями при наличии ресурсов газа и возможностей его транспортировки.
Таким образом, нарушением антимонопольного законодательства может быть признан необоснованный отказ поставщика газа от заключения договора с отдельным потребителем.
Исходя из статьи 2 Закона о газоснабжении поставщиком (газоснабжающей организацией) является собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющее поставки газа потребителям по договорам; потребителем газа - юридическое или физическое лицо, приобретающее газ у поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья.
Как следует из статьи 18 названного Закона, поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации.
Согласно статье 7 Закона о газоснабжении, подпункту "б" пункта 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 317, газораспределительная организация - это специализированная организация, которая осуществляет эксплуатацию предназначенной для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям газораспределительной системы и оказывает услуги, связанные с подачей газа потребителям.
Из проекта договора поставки газа и технического соглашения к нему следует, что общество "Северскаярайгаз" было намерено приобретать газ для последующей перепродажи потребителям, следовательно, ни потребителем (за исключением объемов, необходимых для собственных нужд), ни поставщиком газа в смысле Закона о газоснабжении оно не является.
Таким образом, отказ общества "Краснодаррегионгаз" от заключения договора поставки газа с обществом "Северскаярайгаз" основан на законодательстве о газоснабжении и не является нарушением антимонопольного законодательства, запрещающего необоснованный отказ от заключения договора.
Доказательств того, что общество "Краснодаррегионгаз" создает обществу "Северскаярайгаз" препятствия в осуществлении свойственной ему деятельности и доступе на рынок в сфере газоснабжения, в материалах дела нет.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда первой инстанции и признал решение и предписание антимонопольного органа недействительными.
Поскольку оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции у суда кассационной инстанции не имелось, постановление суда кассационной инстанции в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене как противоречащее закону и нарушающее единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.12.2004 по делу N A32-7490/2004-58/3 Арбитражного суда Краснодарского края отменить.
Постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Краснодарского края от 15.09.2004 по данному делу оставить без изменения.
Председательствующий
В.Н.ИСАЙЧЕВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ n 2769/05 от 12.07.2005 Дело по заявлению о взыскании штрафа за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость направлено на новое рассмотрение, так как принятые по делу судебные акты вынесены с неправильным применением норм материального права и без учета обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.  »
Общая судебная практика »
Читайте также