ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ (по материалам Военной коллегии Верховного Суда РФ) (Право в Вооруженных Силах, 2005, n 7) Судебные решения и некоторые определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные в феврале 2005 г.

ВОЕННОЙ КОЛЛЕГИИ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ВЫНЕСЕННЫЕ В ФЕВРАЛЕ 2005 Г.
Судебные решения Военной коллегии
Статья 67 Положения о денежном довольствии военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского флота признана недействующей.
З. обратился в Верховный Суд Российской Федерации, считая, что статья 67 Положения о денежном довольствии военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского флота, введенного в действие приказом Министра обороны СССР от 14 августа 1978 года N 075, противоречит Федеральному закону "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, Указу Президента РФ "Вопросы прохождения военной службы" от 16 сентября 1999 года N 1237, поскольку устанавливает запрет на возможность выплаты военнослужащим, допущенным к временному исполнению вакантных и невакантных должностей в другой воинской части, окладов по временно исполняемым должностям.
На основании изложенного заявитель просил суд признать указанную норму недействующей.
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующим выводам.
Положение о денежном довольствии военнослужащих Советской Армии и Военно-морского флота введено в действие приказом Министра обороны СССР от 14 августа 1978 года N 075, то есть является нормативным документом бывшего Союза ССР.
Нормативные правовые акты СССР, официально не отмененные, действуют на территории Российской Федерации в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Это правило следует из норм п. 2 раздела II Конституции Российской Федерации и Закона РФ от 24 октября 1990 года N 263-1 "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР".
На основании ч. 1 ст. 57 Закона РФ от 11 февраля 1993 года N 4455-1 "О воинской обязанности и военной службе" в переходный период до принятия нормативных актов Российской Федерации по вопросам, регулируемым этим Законом, сохраняют свою силу до полной отмены уполномоченными на то органами соответствующие нормативные акты, действовавшие в СССР, РСФСР, Российской Федерации, в части, не противоречащей указанному Закону и принятым на основании его нормативным актам.
Согласно п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 22 января 1993 года N 4339-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" Правительству РФ было предложено привести свои нормативные правовые акты в соответствие с указанным Федеральным законом.
Таким образом, Положение о денежном довольствии военнослужащих Советской Армии и Военно-морского флота, введенное в действие приказом Министра обороны СССР от 14 августа 1978 года N 075, должно применяться в части, не противоречащей действующему законодательству.
В соответствии со ст. ст. 1, 3, 4 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными данным законом, а также иными законами.
Для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
Правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные этим Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения, изменений и дополнений в этот Федеральный закон.
На основании ч. 1 ст. 12 этого же Федерального закона денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, месячных и иных дополнительных выплат.
В соответствии со ст. 12 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N 1237, на военнослужащего может быть возложено временное исполнение обязанностей по равной или высшей воинской должности, которую он не занимает.
Ни Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, ни Положение о порядке прохождения военной службы не устанавливают какого-либо ограничения на выплату военнослужащим окладов по временно исполняемым ими вакантным или невакантным должностям в другой воинской части.
Более того, в соответствии с пунктом 2 Правил выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, премии за образцовое выполнение воинского долга, пунктом 2 Правил оказания военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, материальной помощи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2000 года N 524, пунктом 2 Инструкции о размере и порядке выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 28 июня 2002 года N 245, выплата премии, материальной помощи, а также надбавки за сложность и напряженность производится военнослужащим, допущенным в установленном порядке к временному исполнению вакантных воинских должностей, исходя из окладов по этим воинским должностям.
Таким образом, ст. 67 Положения о денежном довольствии военнослужащих Советской Армии и Военно-морского флота, введенного в действие приказом Министра обороны СССР от 14 августа 1978 года N 075, вошла в противоречие с действующим законодательством. При этом, как достоверно установлено в ходе судебного заседания, в силу неотмененности и одновременно исходя из своего содержания, она позволяет себя применять в ходе практической деятельности органов военного управления. Поэтому суд приходит к выводу, что правовая норма, содержащаяся в ст. 67 Положения о денежном довольствии военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, введенного в действие приказом Министра обороны СССР от 14 августа 1978 года N 075, необоснованно ограничивает права заявителя и других военнослужащих и требует своего судебного пресечения.
Решение Военной коллегии
Верховного Суда Российской Федерации
от 16 февраля 2005 г. N ВКПИ04-127
по заявлению З.
Оклады по временно исполняемой невакантной воинской должности выплачиваются лишь в случае ее исполнения непрерывно более 60 суток.
В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с требованием признать недействующей ст. 59 "Положения о денежном довольствии военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского флота", введенного в действие приказом Министра обороны СССР от 14 августа 1978 года N 075, в части, устанавливающей ограничение на выплату оклада по временно исполняемой воинской должности для лиц, исполняющих должность непрерывно не более 60 дней, с момента вступления в силу Конституции Российской Федерации, то есть с 25 декабря 1993 года.
При этом в заявлении он указал, что является начальником учебного отдела Военного финансово-экономического университета Министерства обороны Российской Федерации, а в отсутствие заместителя начальника университета по учебной и научной работе неоднократно исполнял его обязанности. В течение последнего года работы он обязанности заместителя начальника университета неоднократно исполнял в общей сложности более пяти месяцев, однако ни разу исполнение обязанностей не продолжалось более 60 суток.
Верховный Суд Российской Федерации отказал в удовлетворении заявления В. по следующим основаниям.
В силу ст. 2 Федерального закона Российской Федерации "О системе государственной службы Российской Федерации" военная служба является видом государственной службы. В соответствии с п. 2 ст. 3 названного правового акта реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы.
Принятый в соответствии с Конституцией Российской Федерации Федеральный закон Российской Федерации "О статусе военнослужащих" определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, устанавливая тем самым государственные гарантии в области правовой и социальной защиты этой категории граждан, в том числе порядок реализации ими права на труд.
Из изложенного следует, что заявителем оспаривается противоречие ст. 59 "Положения о денежном довольствии военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота" вышеуказанному Закону, а также другим нормативным правовым актам Российской Федерации, регулирующим порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием.
Согласно п. 3 ст. 12, п. п. 9 и 10 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется Министерством обороны Российской Федерации. При этом кроме выплат, установленных данным Законом, и в пределах ассигнований Министром обороны РФ могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты, причем дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности, объема и важности выполняемых ими задач. Кроме дополнительных выплат, предусмотренных ст. 13, сохраняются другие дополнительные выплаты, ранее установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 Положения о порядке прохождения военной службы, в связи со служебной необходимостью на военнослужащего может быть возложено временное исполнение обязанностей по невакантной (занятой) воинской должности - в случае временного отсутствия занимающего ее военнослужащего или отстранения занимающего ее военнослужащего от должности (временное исполнение обязанностей). В этом случае военнослужащий освобождается от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности, но от занимаемой воинской должности не освобождается.
При этом законодателем не предусмотрено какого-либо особого порядка производства выплат военнослужащим, допущенным к временному исполнению обязанностей по невакантной должности. Такой порядок содержится лишь в ст. 59 "Положения о денежном довольствии военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота", введенного в действие приказом Министра обороны СССР от 14 августа 1978 года N 075.
Таким образом, оспариваемая заявителем норма не противоречит изданным в соответствии с Конституцией Российской Федерации Федеральным законам Российской Федерации, регулирующим условия и порядок прохождения военной службы, а также государственные гарантии в области правовой и социальной защиты военнослужащих.
Решение Военной коллегии
Верховного Суда Российской Федерации
от 14 февраля 2005 г. N ВКПИ05-4
по заявлению В.
------------------------------------------------------------------
Определением Верховного Суда РФ от 12.04.2005 N КАС05-137 данное решение отменено и вынесено новое решение, которым признана недействующей и не подлежащей применению статья 59 Положения о денежном довольствии военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, утвержденного Приказом Министра обороны СССР от 14 августа 1978 г. N 075 (с последующими изменениями и дополнениями), в части, ограничивающей выплату должностных окладов по временно исполняемым должностям условием, если временное исполнение невакантной должности продолжалось непрерывно более 60 дней.
------------------------------------------------------------------
Определение по гражданскому делу
Срок обращения в суд за защитой нарушенных прав исчисляется со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав.
Д. обратился в гарнизонный военный суд с заявлением о признании незаконными действий командира воинской части по невыплате ему денежных средств за нахождение в командировках в периоды: с 10 ноября по 31 декабря 1998 года, с 10 мая по 30 июня и с 14 ноября по 31 декабря 1999 года, с 11 мая по 30 июня и с 14 ноября по 31 декабря 2000 года, с 14 мая по 8 июля 2002 года.
Черняховский гарнизонный военный суд 15 мая 2003 года требования заявителя удовлетворил, обязав произвести Д. выплату командировочных расходов за периоды нахождения его в командировках в размерах, установленных для данной выплаты на день вынесения решения.
Президиум Балтийского флотского военного суда 21 августа 2003 г. названное судебное решение отменил, принял новое решение, отказав в удовлетворении требований заявителя.
В надзорной жалобе Д. утверждал, что суд надзорной инстанции необоснованно отказал в удовлетворении его заявления, посчитав, что им пропущен срок на обращение в суд, поскольку о нарушении своего права ему стало известно лишь при окончательном расчете в марте 2003 года в связи с увольнением с военной службы.
Суд первой инстанции, выясняя вопрос о моменте, с которого Д. стало известно о нарушении права на возмещение командировочных расходов, установил, что командование не отказывало ему в указанных выплатах, а просило подождать в связи с недостаточным финансированием.
Военная коллегия отменила судебные постановления и направила дело на новое рассмотрение по следующим основаниям.
В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 12 и ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" выплаты на командировочные расходы являются дополнительными выплатами, входят в состав денежного довольствия, порядок обеспечения которым определяется Министерством обороны Российской Федерации.
В силу ст. 133 Положения о финансовом хозяйстве воинской части Советской Армии и Военно-Морского флота, введенного приказом Министра обороны СССР от 30 марта 1973 года N 80 и приказа Министра обороны "О дополнительных денежных выплатах военнослужащим при переездах на новое место военной службы в другой населенный пункт, направлении в служебные командировки и выполнении задач вне места постоянной дислокации воинской части" от 10 августа 1999 года N 355, перед убытием военнослужащего в служебную командировку ему выдается соответствующая сумма под отчет, о чем делается запись в командировочном удостоверении. После прибытия из командировки военнослужащий в трехдневный срок обязан сдать в финансовую часть командировочное удостоверение с приложенными к нему документами, подтверждающими понесенные расходы, после чего с ним производится окончательный расчет по командировке.
В судебном заседании бесспорно установлено, что Д. в различные периоды 1998, 1999, 2000, 2001 годов и с 14 мая по 8 июля 2002 года находился в командировках.
Согласно действовавшей на момент рассмотрения дела судом ст. 256 ГПК РФ, гражданин был вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Причины пропуска срока выясняются в предварительном

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 78-В04-35 от 24.06.2005 Исковые требования об индексации и взыскании сумм возмещения вреда здоровью удовлетворены правомерно, поскольку размер индексации выплат возмещения вреда здоровью ликвидатору аварии на Чернобыльской АЭС правильно определен пропорционально повышению минимального размера оплаты труда.  »
Общая судебная практика »
Читайте также