ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ (по материалам Военной коллегии Верховного Суда РФ) (Право в Вооруженных Силах, 2005, n 6) Судебные решения, вынесенные Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в январе 2005 г.

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ЯНВАРЕ 2005 г.
Судебные решения Военной коллегии
Перевод военнослужащего к новому месту службы по служебной необходимости возможен без его согласия
Т. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с требованием признать незаконным и недействующим с момента издания пункт 2 статьи 15 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (далее - Положение), в части, допускающей перевод военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к новому месту военной службы по служебной необходимости с назначением на равную воинскую должность без его согласия. По его мнению, указанная норма Положения содержит в себе ограничение его права на свободу выбора места пребывания и жительства и противоречит части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации и пункту 5 статьи 3 и статье 6 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Военная коллегия нашла заявление Т. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Это право согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ может быть ограничено в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно Федеральному закону от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" в целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации, которые комплектуются военнослужащими и лицами гражданского персонала.
Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" определено, что военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными этим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Так, в соответствии со статьей 6 Закона о статусе военнослужащих право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на изменение места военной службы, в том числе на перевод в другую местность, в соответствии с заключенными ими контрактами, с учетом условий прохождения военной службы, состояния здоровья военнослужащих и членов их семей (на основании заключения военно-врачебной комиссии) и по иным основаниям, устанавливаемым Положением о порядке прохождения военной службы.
Следовательно, определяя условия, при которых возможно изменение места военной службы, законодатель не ограничился перечислением таковых в самом Законе о статусе военнослужащих, а указал на допустимость возникновения таких оснований в случаях, предусмотренных Положением о порядке прохождения военной службы.
Одним из оснований изменения места военной службы согласно пунктам 1 и 2 статьи 15 Положения является перевод военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к новому месту военной службы по служебной необходимости с назначением на равную воинскую должность без его согласия, что в данном случае и имеет место с Т.
Указанное обстоятельство обусловлено необходимостью поддержания боевой готовности воинских частей и подразделений и не должно рассматриваться как нарушение конституционных прав военнослужащих, поскольку, как указано выше, именно Конституцией Российской Федерации (статья 55) предусмотрено такое ограничение прав и свобод человека и гражданина, при условии их соразмерности конституционно значимым целям, какими и являются оборона и безопасность Российской Федерации.
Решение
Военной коллегии Верховного Суда
Российской Федерации
от 21 января 2005 г. N ВКПИ 04-111
по заявлению Т.
Установленный порядок постановки на учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не противоречит действующему законодательству
С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с ходатайством признать недействующими первое предложение первого абзаца пункта 27 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации и абзац 14 Примерного положения о жилищных комиссиях, утвержденных приказом Министра обороны от 15 февраля 2000 года N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации".
По мнению С., оспариваемые им нормативные правовые акты противоречат Жилищному кодексу РСФСР и Примерным правилам учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.84 N 335, поскольку устанавливают иной порядок принятия военнослужащих на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, чем указанные акты.
Военная коллегия Верховного Суда РФ нашла, что заявление С. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 49 ЖК РСФСР Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335 утверждены Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, которыми установлен единый порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, и на основании которых законодательные органы субъектов Российской Федерации обязаны утвердить соответствующие законодательные акты, регулирующие вопросы учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Жилищный кодекс РСФСР (ст. 31) и указанные Примерные правила (пп. 11 - 14) устанавливают, что для принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий гражданином подается заявление, которое регистрируется, проверяется и рассматривается соответствующей комиссией, создаваемой при органе местного самоуправления и вносящей этому органу предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет.
В статье 3 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 года N 4218-1 определена обязанность органов государственной власти и управления обеспечивать право на жилье для отдельных категорий граждан за счет федерального бюджета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
К такой категории граждан относятся военнослужащие, которым статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ государство гарантирует предоставление жилых помещений.
В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 68 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, одной из функций которого является осуществление расквартирования и обустройства войск (сил), управления и распоряжения жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России.
Подпунктом 7 пункта 10 указанного Положения Министру обороны предоставлено право издавать приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты.
В частях 2 и 3 ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР определено, что порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определение очередности предоставления гражданам жилых помещений, устанавливается данным Кодексом и другим законодательством Российской Федерации.
Приведенные нормы свидетельствуют о наличии у Министра обороны РФ права издавать нормативные акты, определяющие порядок и условия предоставления жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации, включая регламентирование вопросов, связанных с порядком постановки на учет и порядком учета военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом специфики военного ведомства.
Таким нормативным правовым актом является приказ Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80, зарегистрированный в Минюсте России 7 июня 2000 года за N 2260, утвердивший Инструкцию о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации и Примерное положение о жилищных комиссиях.
Согласно первому предложению первого абзаца пункта 27 указанной Инструкции для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт. Абзацем 14 Примерного положения о жилищных комиссиях на жилищную комиссию воинской части возлагается рассмотрение по указанию командира воинской части рапортов о постановке на учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, проверка прилагаемых документов и подготовка решений по ним.
В пункте 28 Инструкции установлено, что военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
Таким образом, решение о признании военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке его на учет принимается жилищной комиссией и командиром воинской части.
Общие обязанности военнослужащих, установленные Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 года N 2140, определяют, что по служебным вопросам военнослужащий должен обращаться к своему, непосредственному начальнику и с его разрешения к следующему по команде начальнику, а по личным вопросам военнослужащий также должен обращаться к непосредственному начальнику, а в случае особой необходимости - к старшему начальнику.
В соответствии с п.п. 25 и 132 Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах РФ, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 23 мая 1999 года N 170, рапорт военнослужащего является одним из видов служебного документа, который подлежит регистрации в журнале учета служебных документов воинской части.
Вопреки утверждению заявителя, установленный порядок обращения военнослужащего с рапортом о постановке на учет в порядке подчиненности не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав военнослужащих, поскольку обусловлен действующим в Вооруженных Силах РФ принципом единоначалия и установленным уставом порядком обращения военнослужащих по команде. Такой порядок не наделяет прямых начальников военнослужащего до командира воинской части правом принятия решения по вопросу постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и не исключает возможность обращения военнослужащего с рапортом непосредственно к командиру воинской части.
В соответствии с Примерным положением о жилищных комиссиях жилищная комиссия воинской части назначается приказом командира воинской части, который осуществляет руководство ее деятельностью.
Возложение на командира воинской части обязанности руководить деятельностью жилищной комиссии действующему законодательству не противоречит.
Поскольку постановка военнослужащего на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий невозможна без проверки рапорта и приложенных документов жилищной комиссией, командир воинской части обязан передать поступивший к нему рапорт в жилищную комиссию части. В связи с этим утверждение заявителя, что в данном случае оспариваемая норма устанавливает субъективное усмотрение командира воинской части для принятия такого решения, является надуманным.
Таким образом, для принятия на учет военнослужащий подает рапорт, который регистрируется в воинской части, проверяется и рассматривается соответствующей жилищной комиссией, вносящей предложение командиру воинской части о принятии военнослужащего на учет или отказе в постановке на учет.
Анализ приведенных правовых норм позволяет прийти к выводу, что установленный в Вооруженных Силах РФ порядок постановки военнослужащих на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не противоречит Жилищному кодексу РСФСР и Примерным правилам учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений.
Решение
Военной коллегии Верховного Суда
Российской Федерации
от 19 января 2005 г. N ВКПИ 04-129
по заявлению С.
Определение по гражданскому делу
Отсутствие в материалах дела данных о получении заявителем извещения о дате рассмотрения дела президиумом окружного военного суда повлекло отмену определения президиума и последующих судебных постановлений
Военная коллегия отменила определение президиума Московского окружного военного суда от 17 марта 2004 года, решение 80-го гарнизонного военного суда от 25 июня 2004 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского окружного военного суда от 16 июля 2004 года по следующим основаниям.
Согласно требованиям статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом или судебной повесткой с уведомлением о вручении либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
В соответствии со статьей 385 ГПК РФ суд надзорной инстанции направляет лицам, участвующим в деле, копии определения суда о передаче дела для рассмотрения в суд надзорной инстанции и копии надзорной жалобы или представления прокурора. Время рассмотрения дела суд назначает с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться в суд на заседание.
Как следует из материалов дела, в адрес К. направлены заказным письмом с уведомлением копии определения судьи о передаче дела в суд надзорной инстанции с разъяснением прав и извещение с указанием времени (18 февраля 2004 года) и места рассмотрения дела, надзорной жалобы командира воинской части, а позже и уведомление телеграфом о переносе рассмотрения дела на 17 марта 2004 года. Однако данных о том, что заявитель получил указанные судебные извещения или не получил по каким-либо причинам, в материалах дела не содержится. Сам же К. в надзорной жалобе утверждает, что о времени и месте рассмотрения дела судом надзорной инстанции уведомлен не был.
На основании изложенного Военная коллегия пришла к выводу, что о времени и месте рассмотрения дела президиумом заявитель надлежаще не извещен.
Согласно статье 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 364 ГПК РФ рассмотрение дела в отсутствие

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 64-о05-4сп от 25.05.2005 Приговор, постановленный с участием присяжных заседателей, в части оправдания осужденного по ч. 3 ст. 30, п. п. а, в ч. 2 ст. 105, п. в ч. 2 ст. 105 УК РФ отменен, и дело в этой части направлено на новое судебное разбирательство в связи с нарушениями уголовно-процессуального законодательства, которые повлияли на ответы присяжных заседателей на поставленные перед ними вопросы.  »
Общая судебная практика »
Читайте также