ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ n 15834/04 от 11.05.2005 В случае если по итогам месяца сумма, на которую уменьшена сумма единого социального налога (сумма авансового платежа по единому социальному налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, превысит сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за соответствующий месяц, такая разница признается с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по единому социальному налогу, занижением суммы единого социального налога.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 мая 2005 г. N 15834/04
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Бабкина А.И., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Исайчева В.Н., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Першутова А.Г., Слесарева В.Л., Стрелова И.М., Суховой Г.И. -
рассмотрел заявление Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району города Санкт-Петербурга о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.09.2004 по делу N А56-6232/04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В заседании приняли участие представители:
от Инспекции МНС России по Кировскому району города Санкт-Петербурга - Гевель М.М.;
от открытого акционерного общества "Ленморниипроект" - Федоров А.А.
Заслушав и обсудив доклад судьи Першутова А.Г., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Открытое акционерное общество "Ленморниипроект" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции МНС России по Кировскому району города Санкт-Петербурга (далее - инспекция) от 24.10.2003 N 3-10-2210 в части начисления 156755 рублей 28 копеек пеней по единому социальному налогу.
Оспариваемое в названной части решение вынесено на основании акта от 22.09.2003 N 3-10-2210, составленного по итогам проведенной инспекцией налоговой проверки правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления обществом страховых взносов во внебюджетные фонды за период с 01.01.2000 по 31.12.2000 и единого социального налога за период с 01.01.2001 по 31.12.2002. В ходе проверки, помимо прочих нарушений, выявлены случаи занижения обществом сумм единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет в 2002 году, в результате применения налоговых вычетов в размере, превышающем сумму фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за тот же период.
По эпизоду, связанному с несвоевременной уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и занижением в связи с этим налоговой базы по единому социальному налогу, обществу начислена указанная сумма пеней.
Решением суда первой инстанции от 18.05.2004 в удовлетворении заявленного требования обществу отказано.
Суд руководствовался положениями статьи 9 Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон от 31.12.2001 N 198-ФЗ) о том, что в случае, если по итогам месяца сумма, на которую уменьшена сумма единого социального налога (сумма авансового платежа по единому социальному налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, превысит сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за соответствующий месяц, такая разница признается с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по единому социальному налогу, занижением суммы единого социального налога. При этом Законом предусматривалось, что данное положение утрачивает силу с 1 января 2003 года.
Доводы общества о том, что в 2002 году несвоевременная уплата страховых взносов не считалась занижением суммы единого социального налога и, следовательно, к нему за указанный период не могли быть применены санкции в виде начисления пеней, были признаны судом несостоятельными, поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации не рассматривает пени в качестве санкции или вида ответственности за совершенное налоговое правонарушение.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 10.09.2004 решение суда первой инстанции отменил, заявленное обществом требование удовлетворил: признал недействительным решение инспекции в части начисления пеней за несвоевременную уплату единого социального налога как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации и обязал инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества по следующим мотивам.
Общество правомерно применяло налоговые вычеты в размере начисленных страховых взносов, поскольку в 2002 году законодатель не связывал возможность применения указанных вычетов с фактической уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и, следовательно, у инспекции отсутствовали правовые основания для начисления пеней.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции инспекция просит отменить данный судебный акт, ссылаясь на неприменение судом нормы права, подлежащей применению. По ее мнению, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ превышение вычета из суммы единого социального налога над суммой фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование признавалось в 2002 году занижением суммы единого социального налога, подлежащего уплате, то есть задолженностью перед бюджетом, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по единому социальному налогу.
В отзыве на заявление общество просит оставить названный судебный акт без изменения.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемое постановление суда кассационной инстанции подлежит отмене, решение суда первой инстанции - оставлению без изменения по следующим основаниям.
Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ статья 243 Налогового кодекса Российской Федерации изложена в новой редакции, в частности пункт 2 дополнен абзацем следующего содержания: "Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период".
Статьей 9 Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ была установлена норма, в соответствии с которой в случае, если по итогам месяца сумма, на которую уменьшена сумма единого социального налога (сумма авансового платежа по единому социальному налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, превысит сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за соответствующий месяц, такая разница признается с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по единому социальному налогу, занижением суммы единого социального налога. Данное положение в соответствии со статьей 10 названного Федерального закона вступало в силу с 1 января 2002 года и утрачивало силу с 1 января 2003 года.
Таким образом, вывод суда кассационной инстанции о том, что у налоговой инспекции отсутствовали правовые основания для начисления пеней, неправомерен и основан на неправильном применении норм материального права.
При указанных обстоятельствах на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемое постановление суда кассационной инстанции подлежит отмене как нарушающее единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.09.2004 по делу N А56-6232/04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области отменить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.05.2004 по этому делу оставить без изменения.
Председательствующий
А.А.ИВАНОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ n 15761/04 от 11.05.2005 Если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20 процентов от общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности; профессиональный налоговый вычет не может ставиться в зависимость от вида предпринимательской деятельности либо от ее направления.  »
Общая судебная практика »
Читайте также