[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n КАС05-12 от 07.02.2005] В удовлетворении заявления об отмене постановлений Центральной избирательной комиссии РФ от 19.12.2003 n 71/615-4 и от 24.12.2003 n 72/620-4 по вопросам об установлении общих результатов выборов депутатов Государственной Думы РФ и о передаче мандатов депутатов отказано правомерно, поскольку в ходе избирательной кампании и при подведении ее итогов не было допущено нарушений избирательного законодательства, которые бы существенно повлияли на результаты волеизъявления граждан и не позволили бы выявить их действительную волю.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 февраля 2005 г. N КАС05-12
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего: А.И. Федина,
членов коллегии: С.В. Потапенко,
Н.К. Толчеева
рассмотрела в открытом судебном заседании от 7 февраля 2005 года гражданское дело по заявлению политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", политической партии "Российская демократическая партия "ЯБЛОКО", Иваненко Сергея Викторовича, Киселева Евгения Алексеевича, Муратова Дмитрия Андреевича, Рыжкова Владимира Александровича, Сатарова Георгия Александровича, Соловьева Вадима Георгиевича, Хакамада Ирины Муцуовны об отмене Постановлений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 71/615-4 "Об установлении общих результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва" и от 24 декабря 2003 г. N 72/620-4 "О передаче мандатов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва кандидатам в депутаты, состоящим в федеральном списке кандидатов политической партии "Всероссийская политическая партия "ЕДИНСТВО и ОТЕЧЕСТВО" - Единая Россия" по кассационной жалобе заявителей на решение Верховного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2004 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К., объяснения Соловьева В.Г. от своего имени и в интересах политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", представителя политической партии "Российская демократическая партия "ЯБЛОКО" Митрохина С.С., объяснения Хакамада И.М., представителя Муратова Д.А. адвоката Лукьяновой Е.А., представителей Рыжкова В.А. - Кривцова В.И., Сатарова Г.А. - Любарева А.Е., Киселева Е.А. и Хакамада И.М. - адвоката Прохорова В.Ю., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения против доводов кассационной жалобы представителей Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Гришиной И.Е., Головина А.Г., Большакова С.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Воскобойниковой Е.Л., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия
установила:
7 декабря 2003 года состоялись выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - ЦИК России) от 19 декабря 2003 г. N 71/615-4 "Об установлении общих результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва" выборы по федеральному избирательному округу и по 222 одномандатным избирательным округам признаны состоявшимися и действительными; установлено, что в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва избрано 447 депутатов: 225 по федеральному избирательному округу и 222 по одномандатным избирательным округам. Списки избранных депутатов приведены в приложении к Постановлению.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - ЦИК России) от 24 декабря 2003 г. N 72/620-4 "О передаче мандатов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва кандидатам в депутаты, состоящим в федеральном списке кандидатов политической партии "Всероссийская политическая партия "ЕДИНСТВО и ОТЕЧЕСТВО" - Единая Россия" в связи с отказом 37 зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва, избранных в составе федерального списка кандидатов политической партии "Всероссийская политическая партия "ЕДИНСТВО и ОТЕЧЕСТВО" - Единая Россия" (далее - партия "Единая Россия"), получить мандат депутата освободившиеся мандаты были переданы другим зарегистрированным кандидатам в депутаты из федерального списка кандидатов этой политической партии.
Политическая партия "Коммунистическая партия Российской Федерации" (далее - КПРФ), политическая партия "Российская демократическая партия "ЯБЛОКО" (далее - партия "ЯБЛОКО"), Иваненко С.В., Киселев Е.А., Муратов Д.А., Рыжков В.А., Сатаров Г.А., Соловьев В.Г. и Хакамада И.М. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об отмене этих Постановлений ЦИК России, указывая на то, что в ходе избирательной кампании и при подведении ее итогов со стороны уполномоченных на проведение выборов государственных органов, а также средств массовой информации были допущены такие нарушения избирательного законодательства, которые существенно повлияли на результаты волеизъявления граждан и не позволяют выявить их действительную волю.
В обоснование своих требований заявители сослались на следующие обстоятельства:
1. В период избирательной кампании допущены массовые нарушения порядка информирования избирателей, повлекшие неправомерное воздействие на граждан, искажение их действительной воли, что выразилось в неравномерном распределении объема информации, распространенной в период избирательной кампании общероссийскими организациями телерадиовещания, особенно государственными, в отношении различных политических партий, избирательных блоков, объем информации по времени освещения предвыборной деятельности партии "Единая Россия" в кратное число раз превышал объем информации в отношении других участников выборов, не имевших равного с этой партией доступа к средствам массовой информации.
2. Во время избирательной кампании проводилась предвыборная агитация в запрещенный законом период и (или) субъектами, которым федеральным законом запрещено вести агитацию. В частности, на федеральных каналах телевещания под видом информационного обеспечения выборов распространялась информация, носящая агитационный характер и не оплаченная в установленном законом порядке из избирательных фондов участников выборов, в основном в поддержку партии "Единая Россия", сопровождающаяся незаконной агитацией против КПРФ.
3. Избиратели были введены в заблуждение заведомо недостоверной информацией о кандидатах из федеральных списков. Это проявилось в том, что в состав федерального списка кандидатов, выдвинутого партией "Единая Россия", многие кандидаты в депутаты (преимущественно главы субъектов Российской Федерации, федеральные министры) были включены условно, лишь на период выборов, в связи с чем после установления общих результатов выборов отказались от получения депутатских мандатов одновременно 37 из 120 избранных по этому федеральному списку депутатов, причем два из них (Ю.М. Лужков и С.К. Шойгу) входили в первую тройку кандидатов общефедеральной части списка кандидатов, а 34 - в первые тройки региональных частей списка.
4. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в нарушение пункта 3 статьи 92 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" передала депутатские мандаты, которые отказались принять С.К. Шойгу и Ю.М. Лужков, избранные в составе федерального списка кандидатов партии "Единая Россия", кандидатам от той же партии О.В. Савченко и А.Б. Чиркину, хотя эти мандаты должны быть переданы другой партии, поскольку указанные избранные депутаты занимали второе и третье места в общефедеральной части списка партии "Единая Россия", отказались от получения мандатов без вынуждающих к тому обстоятельств.
5. Протоколы окружных избирательных комиссий, на основании которых были подведены результаты выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, не соответствуют требованиям закона. Так, в 70 окружных избирательных комиссиях содержимое хотя бы одной из строк протокола N 1 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу не совпадает с содержимым аналогичных строк протокола N 2 об итогах голосования по федеральному избирательному округу, что свидетельствует о неправильности одного из этих либо обоих протоколов. В протоколах N 1 и N 2 об итогах голосования всех 225 окружных избирательных комиссий не совпадает число избирателей, получивших бюллетень на общих основаниях, а также количество избирателей, не принимавших участия в выборах. В 220 из 225 протоколов окружных избирательных комиссий разница между числом избирателей, включенных в список избирателей по федеральному и одномандатному избирательным округам, не равна разности между числом избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям по федеральному и одномандатному избирательным округам.
Исходя из вышеуказанных обстоятельств, заявители просили:
- признать результаты выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва по федеральному избирательному округу, состоявшихся 7 декабря 2003 г., недействительными;
- отменить протокол ЦИК России о результатах выборов по федеральному избирательному округу и о распределении депутатских мандатов между политическими партиями, избирательными блоками от 19 декабря 2003 г. (в редакции Постановления ЦИК России от 6 февраля 2004 г. N 83/705-4);
- отменить Постановление ЦИК России от 19 декабря 2003 г. N 71/615-4 "Об установлении общих результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва" в части признания выборов по федеральному избирательному округу состоявшимися и действительными;
- признать результаты выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва, состоявшихся 7 декабря 2003 г., недействительными в части допуска к распределению депутатских мандатов по федеральному избирательному округу партии "Единая Россия";
- отменить протокол ЦИК России о результатах выборов по федеральному избирательному округу и о распределении депутатских мандатов между политическими партиями, избирательными блоками от 19 декабря 2003 г. (в редакции Постановления ЦИК России от 6 февраля 2004 г. N 83/705-4) в части допуска к распределению депутатских мандатов по федеральному избирательному округу партии "Единая Россия";
- отменить Постановление ЦИК России от 19 декабря 2003 г. N 71/615-4 "Об установлении общих результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва" в части допуска к распределению депутатских мандатов по федеральному избирательному округу партии "Единая Россия";
- обязать ЦИК России перераспределить депутатские мандаты, полученные партией "Единая Россия" по федеральному избирательному округу, между другими федеральными списками кандидатов;
- отменить Постановление ЦИК России от 24 декабря 2003 г. N 72/620-4 "О передаче мандатов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва кандидатам в депутаты, состоящим в федеральном списке кандидатов партии "Единая Россия" в части передачи мандатов зарегистрированных кандидатов С.К. Шойгу и Ю.М. Лужкова другим зарегистрированным кандидатам из федерального списка кандидатов партии "Единая Россия";
- обязать ЦИК России осуществить передачу указанных мандатов другим партиям в соответствии с порядком, установленным пунктом 9 статьи 86 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2004 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе заявители, считая решение суда незаконным и необоснованным, просят его отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
Обсудив доводы кассационной жалобы о неправильности решения суда применительно к конкретным пунктам заявленных требований, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для его отмены.
По пунктам 1 и 2 заявления.
Заявители полагают, что ими был представлен полный и исчерпывающий объем доказательств существенных нарушений порядка информирования избирателей через средства массовой информации, а также незаконной предвыборной агитации, не позволяющих выявить действительную волю избирателей. Однако суд, по их мнению, незаконно ограничил исследование письменных доказательств, что повлекло за собой несоответствие изложенных в решении суда выводов обстоятельствам дела; не дал в решении никакой оценки значительному перевесу объема эфирного времени в пользу только одной партии, не опроверг и не подтвердил приведенные заявителями данные, хотя и не согласился с доводами о преимущественном освещении в СМИ деятельности одной политической партии, приведя лишь несколько оснований такого несогласия; сделал необоснованный вывод о том, что заявители не учитывали другие организации, осуществлявшие выпуск средств массовой информации (радиовещание, периодические печатные издания); безосновательно отметил, что заявители производили хронометраж не только ежедневных информационных программ, но и еженедельных авторских информационно-аналитических программ; не коснулся главного основания заявления - неравенства политических партий и явного преимущества одной политической партии в доступе к средствам массовой информации; ошибочно применил статью 6 Федерального закона "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" и не применил при рассмотрении обстоятельств выступления Президента России В.В. Путина на съезде партии "Единая Россия" 20 сентября 2003 г. и дачи им интервью журналистам положения Федеральных законов "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон об основных гарантиях избирательных прав) и "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Закон о выборах депутатов Государственной Думы); не опроверг основанный на представленных доказательствах довод о большом массиве незаконных агитационных материалов в поддержку партии "Единая Россия" и против КПРФ, распространенных в период избирательной кампании на основных каналах телевидения, прежде всего на государственных - "Первом канале" и РТР.
Приведенные доводы кассационной жалобы нельзя признать обоснованными.
По основаниям, изложенным в пунктах 1 и 2 заявления, заявители просили признать недействительными результаты выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва по федеральному избирательному округу, состоявшихся 7 декабря 2003 г., отменить протокол и Постановление ЦИК России от 19 декабря 2003 г., которыми установлены общие результаты выборов, выборы признаны состоявшимися и действительными.
В соответствии с пунктом 3 статьи 96 Закона о выборах депутатов Государственной Думы суд соответствующего уровня

ИНФОРМАЦИЯ О ДЕЛЕ (по материалам Постановления Европейского Суда по правам человека от 04.02.2005 n 46827/99, 46951/99) (Бюллетень Европейского Суда по правам человека, 2005, n 7) По делу обжалуется неисполнение государством временной судебной меры, указанной Европейским Судом на основании Правила 39 своего Регламента. Государство-ответчик не выполнило обязательство, взятое на себя в связи с присоединением к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.  »
Общая судебная практика »
Читайте также