ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ (по материалам Военной коллегии Верховного Суда РФ) (Право в Вооруженных Силах n 1, 2005 г.) О судебных решениях и некоторых определениях Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенных в августе - сентябре 2004 года.

О СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЯХ И НЕКОТОРЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЯХ
ВОЕННОЙ КОЛЛЕГИИ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, ВЫНЕСЕННЫХ
В АВГУСТЕ - СЕНТЯБРЕ 2004 ГОДА
СУДЕБНЫЕ РЕШЕНИЯ
Переход военнослужащих в составе упраздненной Федеральной пограничной службы РФ в Федеральную службу безопасности РФ не требует их согласия на это
11 марта 2003 года Президент Российской Федерации издал Указ N 308 "О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации".
И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой оспаривал законность абзаца 2 пункта 3 Указа.
Заявитель делал вывод о нарушении своих прав, которое усматривал в том, что на основании требований абзаца 2 пункта 3 Указа на него возложена обязанность проходить военную службу в ФСБ РФ без его согласия и заключения нового контракта о прохождении военной службы.
Верховный Суд РФ нашел, что требования И. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" порядок прохождения военной службы определяется этим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными актами Российской Федерации.
Аналогичные требования содержатся и в п. 3 ст. 1 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы".
В соответствии со ст. 32 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФЗК "О Правительстве Российской Федерации" Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации.
В силу ст. 90 Конституции Российской Федерации указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, Президент Российской Федерации в рамках указанных правовых норм, издав соответствующий Указ, действовал в пределах своих полномочий и исключительной компетенции, установленной Законом.
Оспариваемый заявителем абзац 2 пункта 3 Указа устанавливает, что военнослужащие и гражданский персонал пограничных войск, органов пограничной службы и организаций упраздняемой Пограничной службы Российской Федерации до проведения соответствующих организационно-штатных мероприятий проходят военную службу (проходят службу, работают) соответственно в пограничных войсках и органах, входящих в состав федеральной службы безопасности, в занимаемых воинских должностях (должностях) без переаттестации и переназначения. До проведения соответствующих организационно-штатных мероприятий за указанными военнослужащими сохраняются действующие порядок материального обеспечения, льготы, гарантии и компенсации.
Вместе с тем данный Указ Президента Российской Федерации определяет порядок прохождения военной службы военнослужащими упраздненной ФПС РФ, переданными в составе пограничных войск ФСБ РФ, и не предусматривает необходимость заключения ими новых контрактов о прохождении военной службы с ФСБ РФ до окончания срока действия аналогичных контрактов, ранее заключенных с ФПС РФ.
Ссылка И. на положения пункта 2 статьи 44 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и статью 17 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы", является несостоятельной, поскольку данные нормативные акты определяют порядок прикомандирования и перевода военнослужащих.
Между тем, как указано выше, абзац 2 пункта 3 Указа ни прикомандирования, ни перевода военнослужащих пограничных войск не предусматривает, соответственно и согласия военнослужащих, к которым относится и заявитель, либо их просьб о переводе не требуется.
К тому же оспариваемый заявителем Указ издан, а Положение о порядке прохождения военной службы утверждено одним и тем же должностным лицом - Президентом Российской Федерации, обладают одинаковой юридической силой и не имеют приоритета друг над другом.
Не противоречит оспариваемая норма Указа и требованиям пункта 3 статьи 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", поскольку оснований для прекращения контракта о прохождении военной службы, либо заключения нового контракта, а также иных отношений, связанных с ним, вопреки мнению И., не возникло.
Решение
Военной коллегии Верховного Суда
Российской Федерации
от 24 августа 2004 года
N ВКПИ04-77
по заявлению И.
Военнослужащий, осужденный к лишению свободы, подлежит увольнению с военной службы со дня начала отбывания наказания
С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой оспаривал законность п. 27 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, считая, что этот пункт противоречит п. 11 ст. 38 и п. 4 статьи 42 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ, согласно которому военнослужащий может проходить военную службу не на воинской должности, а в распоряжении командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела до вынесения решения по уголовному делу.
Верховный Суд РФ нашел, что требования С. удовлетворению не подлежат.
Как усматривается из содержания п. 4 ст. 42 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ, военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях нахождения в распоряжении командира (начальника), нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий и нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела - до вынесения решения по уголовному делу, а также в других случаях, установленных Положением о порядке прохождения военной службы.
В п. 11 ст. 38 этого Федерального закона сказано, что окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, когда военнослужащий находится под следствием.
Согласно п. 27 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы, ограничению свободы или лишению воинского звания, увольняется с военной службы по соответствующему основанию со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда.
Под принятием решения по смыслу ст. 42 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ следует понимать как постановление обвинительного или оправдательного приговора, так и прекращение уголовного дела по основаниям, изложенным в ст. 24 УПК РФ.
При этом п. 1 ст. 50 Закона определяет, что увольнение военнослужащих с военной службы по любому основанию, указанному в ст. 51 этого же Закона, осуществляется в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.
К тому же п. 4 ст. 42 Закона устанавливает лишь случаи и максимальные сроки возможного прохождения военнослужащим военной службы не на воинских должностях и к порядку увольнения с военной службы в целом и к его неотъемлемой части - определению дня увольнения с военной службы конкретного военнослужащего по соответствующему основанию данная норма Закона отношения не имеет.
Таким образом, ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы является конкретизирующей нормой, регламентирующей порядок увольнения с военной службы военнослужащего лишь в связи с вынесением в отношении его обвинительного приговора и полностью соответствует требованиям Конституции Российской Федерации и иным нормам действующего законодательства и не нарушает прав заявителя.
Решение
Военной коллегии Верховного Суда
Российской Федерации
от 24 августа 2004 года
N ВКПИ04-54
по заявлению С.
Перечень должностей, при замещении которых выплачивается надбавка за командование воинскими частями и подразделениями, устанавливается Министром обороны РФ
П. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением, в котором просил признать незаконным "Перечень воинских должностей командиров (начальников) воинских подразделений и воинских частей, при замещении которых военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачивается ежемесячная надбавка за командование (руководство) воинскими частями и воинскими подразделениями", утвержденный Министром обороны РФ 13 февраля 2002 года, поскольку в него не включена замещаемая им должность командира флотского экипажа, в результате чего он лишен возможности получать установленную Указом Президента Российской Федерации надбавку за командование этой воинской частью.
Верховный Суд РФ нашел, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ п. 9 ст. 13, установлено, что, кроме выплат, предусмотренных этим Законом, Президентом РФ, Правительством РФ, а в пределах выделенных ассигнований Министром обороны РФ (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим. Указанные надбавки и выплаты устанавливаются дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности, объема и важности выполняемых ими задач (в редакции Федерального закона от 31 декабря 1999 года N 229-ФЗ).
На основании этих положений Закона Указом Президента РФ 29 декабря 2001 года N 1509 "О дополнительных мерах по материальному стимулированию некоторых категорий военнослужащих" было поручено Правительству РФ установить с 1 января 2002 года военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, замещающим воинские должности командиров воинских подразделений и воинских частей и имеющим в подчинении личный состав, ежемесячную надбавку за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями, а также определить порядок и размер этих выплат в зависимости от замещаемых ими воинских должностей и численности личного состава, находящегося у них в подчинении.
Во исполнение Указа Президента РФ 4 января 2002 года Правительство РФ издало Постановление N 4 "Об установлении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями" с 1 января 2002 года в размере от 300 до 500 рублей. При этом Правительством РФ поручено руководителям федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, определить перечень должностей, при замещении которых военнослужащим будет выплачиваться указанная надбавка, и конкретные ее размеры.
Расходы на реализацию этих мероприятий, как установило Правительство РФ, должны производиться в пределах средств федерального бюджета, выделенных федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, на денежное довольствие военнослужащих.
В соответствии с названными нормативными документами Министр обороны РФ 24 января 2002 года своим приказом N 33 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий военнослужащих Вооруженных Сил РФ" предложил своим заместителям, главнокомандующим видами, командующим родами войск ВС РФ, начальникам главных и центральных управлений МО РФ разработать и представить для утверждения согласованные с Генеральным штабом ВС РФ и Главным финансово-экономическим управлением МО РФ предложения по перечням воинских должностей, при замещении которых военнослужащим должна выплачиваться ежемесячная надбавка.
13 февраля 2002 года Министр обороны РФ утвердил представленный ему "Перечень воинских должностей ...".
При этом, как видно из пункта 422 "Перечня ...", замещаемая П. должность "командир флотского экипажа" (войсковая часть 87284) с указанным в заявлении штатом не включена в "Перечень ...", и, таким образом, дополнительная выплата ему как командиру этой части "Перечнем ..." не установлена.
Приведенные выше положения Закона "О статусе военнослужащих" свидетельствуют, что должностные лица государства наделены правом устанавливать надбавки и другие дополнительные выплаты отдельным категориям военнослужащих. При этом надбавки должны устанавливаться дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности, объема и важности выполняемых ими задач. Эти правовые положения Закона были соблюдены как при издании Указа Президентом РФ, при принятии Постановления Правительством РФ, так и Министром обороны РФ при утверждении "Перечня воинских должностей ...", при замещении которых производится выплата ежемесячной надбавки.
Указом Президента РФ предусматривалось принятие дополнительных мер для материального стимулирования не всех, а только некоторых категорий военнослужащих.
Из обоснований представителя ответчика в суде видно, что надбавки к денежному содержанию предусмотрены командирам воинских частей, а также частей их тылового обеспечения, которые непосредственно определяют боевую способность и боеготовность Вооруженных Сил РФ. Как видно из исследованного в суде приказа главнокомандующего Военно-морским флотом "Об утверждении Положения о флотском экипаже" от 26 июля 2001 года N 297, в котором содержится изложение функционального предназначения воинской части, командиром которой является П., в ней проходят военную службу 196 человек - постоянный состав, а остальные, более 1000 человек - переменный состав (курсанты за счет войск). "Положением" предусматривается, что основными задачами флотского экипажа в мирное время являются обеспечение работы приемно-технической комиссии (ПТК) флота, формирование и руководство приемно-отправочным пунктом ПТК флота и обеспечение его работы; прием, размещение, обеспечение всеми видами довольствия и отправка по предназначению молодого пополнения, прибывающего на укомплектование кораблей, воинских частей и учебных воинских частей; формирование и отправка воинских эшелонов с военнослужащими, уволенными в запас с кораблей и из воинских частей флота, а также отправка к месту жительства в составе

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 50-Г04-18 от 22.12.2004] Положения Кодекса РФ об административных правонарушениях не предоставляют главам исполнительной власти субъектов РФ права по определению должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена названным Кодексом.  »
Общая судебная практика »
Читайте также