ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ (по материалам Военной коллегии Верховного Суда РФ) (Право в Вооруженных Силах 2004, n 11) О судебных решениях и некоторых определениях Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных в июне - июле 2004 г.

ВОЕННОЙ КОЛЛЕГИИ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ВЫНЕСЕННЫХ В ИЮНЕ - ИЮЛЕ 2004 г.
Судебные решения и определения Военной коллегии
Доплата за ученую степень и надбавка за ученую степень являются денежным вознаграждением за одно и то же, поэтому не могут выплачиваться одновременно.
16 апреля 2003 г. Министром обороны Российской Федерации издан приказ N 115, согласно которому установлено производить с 1 января 2003 г. выплату военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и замещающим воинские должности руководящего, профессорско-преподавательского и научного состава в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и в бюджетных учреждениях (организациях) науки Министерства обороны Российской Федерации ежемесячной надбавки за ученую степень.
В заявлении Е. отмечал, что этот приказ ограничивает его право на получение надбавки за ученую степень в размере, установленном Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ, с момента вступления этого Закона в силу (с 29 августа 1996 г.), а также лишает права на получение с 1 июня 1994 г. по настоящее время ежемесячной доплаты за ученую степень кандидата наук, предусмотренной п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации "Об установлении окладов за звания действительных членов и членов-корреспондентов Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии архитектуры и строительных наук и доплат за ученые степени доктора наук и кандидата наук" от 6 июля 1994 г. N 807, в связи с чем просил признать его не соответствующим данным Федеральному закону и Постановлению Правительства РФ.
Верховный Суд отказал Е. в удовлетворении его требований по следующим основаниям.
В соответствии с оспариваемым приказом Министра обороны с 1 января 2003 г. военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и занимающим воинские должности руководящего, профессорско-преподавательского и научного состава в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и в бюджетных учреждениях (организациях) науки Министерства обороны Российской Федерации, ученые степени по которым предусмотрены квалификационными требованиями, выплачивают ежемесячную надбавку за ученую степень в размере: доктору наук - 1 тыс. 500 руб., кандидату наук - 900 руб.
При этом дата начала выплаты надбавки в новых размерах установлена не Министром обороны, а Федеральным законом "О внесении изменений в ст. 30 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 5 апреля 2003 г. N 41-ФЗ и Постановлением Правительства "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 1994 г. N 807" от 8 января 2003 г. N 4.
Утверждение Е. о том, что доплата за ученую степень и надбавка за ученую степень должны выплачиваться независимо друг от друга и что оспариваемым приказом Министра обороны нарушаются требования ч. 2 ст. 19, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, несостоятельно, поскольку и Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ, и Постановлением Правительства РФ от 6 июля 1994 г. N 807 установлено вознаграждение за одно и то же, то есть за ученую степень, и поэтому должно выплачиваться один раз.
Приказ Министра обороны Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. N 115 принят в пределах компетенции, предоставленной Министру обороны (подп. 36 п. 11 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 ноября 1998 г. N 1357), зарегистрирован в Министерстве юстиции 29 апреля 2003 г., опубликован в "Российской газете" от 14 мая 2003 г. N 89.
Следует вывод, что положения оспариваемого нормативного правового акта не противоречат федеральному законодательству, изданы в пределах компетенции федерального органа государственной власти и не нарушают права и охраняемые законом интересы граждан.
Решение Военной коллегии
Верховного Суда Российской Федерации
от 2 июня 2004 г. N ВКПИ04-38
по заявлению Е.
Отмена Правительством Российской Федерации денежной надбавки при одновременном увеличении должностного оклада признана законной.
В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании п. "б" Постановления Правительства Российской Федерации "Об обеспечении воинского формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, направляемого для участия в операции ООН по поддержанию мира в Сьерра-Леоне" от 21 декабря 2000 г. N 983, предусматривавшего выплату военнослужащим российского воинского формирования надбавки в иностранной валюте в размере 20% должностного оклада в связи с особыми условиями военной службы.
Заявитель в жалобе указал, что оспариваемое положение Постановления Правительства противоречит п. 8.1 ст. 8 Меморандума о взаимопонимании между Организацией Объединенных Наций и Правительством Российской Федерации о выделении средств Миссии ООН в Сьерра-Леоне, а также п. 5 ст. 10, п. 6 ст. 13 и п. 2 ст. 4 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Кроме того, данное Постановление, по мнению В., нарушает п. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Верховный Суд нашел, что заявление В. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, временно проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, иностранная валюта выплачивается по нормам и в порядке, которые определяются Правительством.
Пунктом 2 Постановления Правительства от 21 декабря 2000 г. N 983 установлено, что материальное и денежное обеспечение военнослужащих российского воинского формирования производится в порядке, применяемом в отношении российских военных специалистов, направляемых за границу Министерством обороны Российской Федерации для оказания технического содействия и другой помощи.
При принятии указанного Постановления в п. 3 предусматривалось выплачивать военнослужащим российского воинского формирования должностные оклады в иностранной валюте исходя из должностного оклада старшего группы российских военных специалистов в размере 1386 долларов США.
Согласно п. 4 названного Постановления в редакции от 21 декабря 2000 г. военнослужащим российского воинского формирования было предусмотрено выплачивать надбавку в иностранной валюте в размере 20% должностного оклада в связи с особыми условиями военной службы в Сьерра-Леоне.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2002 г. N 473 в Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. N 983 внесены изменения и дополнения.
В частности, п. 3 изложен в следующей редакции: "Установить командиру российского воинского формирования должностной оклад в иностранной валюте в размере 1667 долларов США", а п. 4 признан утратившим силу.
В соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации Правительство на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Правительство Российской Федерации в рамках указанной конституционной нормы и п. 9 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", принимая соответствующее Постановление о признании утратившим силу п. 4 Постановления N 983, действовало в пределах своих полномочий и исключительной компетенции, установленной законом.
Что же касается соответствия оспариваемых заявителем норм действующему законодательству, то необходимо отметить следующее.
Пунктом 8.1 статьи 8 "Специфические условия" Меморандума о договоренности между Организацией Объединенных Наций и Правительством Российской Федерации установлен коэффициент условий окружающей среды 20%.
В соответствии с приложением "А" к Меморандуму Правительству Российской Федерации возмещаются расходы на содержание личного состава в размере 998 долларов США на одного человека.
Вместе с тем в соответствии с Руководящими указаниями ООН по организации стандартных операций по поддержанию мира денежное содержание, выплачиваемое по соответствующим национальным нормам, является ответственностью национального Правительства.
Таким образом, указанные международные нормы не ограничивают Правительство Российской Федерации в определении порядка и размера выплаты валютных средств военнослужащим воинского формирования, направляемого для участия в операции ООН, но требуют обязательного учета неблагоприятных климатических условий в Сьерра-Леоне из расчета коэффициента 20% за особые условия службы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 2001 г. N 34-2 утверждены Правила определения уровня материального обеспечения в иностранной валюте работников дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти за рубежом.
С 1 января 2002 г. Постановлением Правительства от 6 февраля 2002 г. N 76 действие указанных Правил распространено на российских специалистов, направляемых федеральными органами исполнительной власти за рубеж для оказания технического и научно-технического содействия и других услуг, работников представительств организаций Российской Федерации за рубежом, финансируемых за счет средств федерального бюджета, и работников представительств федеральных органов исполнительной власти при министерствах (ведомствах) иностранных государств.
В соответствии с Правилами при расчете материального обеспечения (должностных окладов) указанных категорий работников учитываются коэффициент сложности прохождения службы, климатические условия и санитарно-эпидемиологическая обстановка страны пребывания.
Издание Правительством Российской Федерации Постановления от 28 июня 2002 г. N 473 и внесение изменений в Постановление от 21 декабря 2000 г. N 983 обусловлено распространением на российских специалистов, направляемых федеральными органами исполнительной власти за рубеж для оказания технического и научно-технического содействия и других услуг, в том числе и на воинское формирование Вооруженных Сил России в Сьерра-Леоне, правил определения материального обеспечения в иностранной валюте дипломатических работников и изменением порядка расчета должностных окладов.
Анализ вышеуказанных нормативных актов позволяет прийти к следующим выводам.
Поскольку размер должностного оклада командира российского воинского формирования и равным образом всех российских военных специалистов в Сьерра-Леоне увеличен на основании обжалуемого Постановления более чем на 20%, а само увеличение произведено с учетом сложности прохождения службы, климатических условий и санитарно-эпидемиологической обстановки в Сьерра-Леоне, отмена 20% надбавки за особые условия службы не нарушает прав военнослужащих, участвовавших в указанной операции ООН, и не противоречит международным соглашениям и законодательству Российской Федерации.
Решение Военной коллегии
Верховного Суда Российской Федерации
от 2 июня 2004 г. N ВКПИ04-59
по заявлению В.
Правовые акты, действие которых прекращено, не могут повлечь нарушений охраняемых законом прав и свобод граждан и, следовательно, не требуют судебного пресечения.
П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просил признать недействующей Инструкцию о военно-врачебной экспертизе в органах Федеральной службы безопасности, утвержденную приказом Директора ФСБ "Об организации военно-врачебной экспертизы в органах федеральной службы безопасности" от 13 мая 2002 г. N 280/ДСП.
В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя. Таким образом, предметом судебного обжалования могут быть только те правовые акты, которые на момент рассмотрения заявленных требований по существу действуют и могут повлечь нарушение гражданских прав и свобод.
Правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются, нарушений охраняемых законом прав и свобод граждан повлечь не могут, а следовательно, не требуют судебного пресечения и не могут выступать предметом судебного обжалования.
Поэтому, если на момент рассмотрения дела об обжаловании нормативного акта этот акт прекратил свое действие, производство по делу подлежит прекращению на основании ст. 220 ГПК РФ, поскольку данное заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
На момент рассмотрения данного дела в суде приказ Директора ФСБ "Об организации военно-врачебной экспертизы" от 13 мая 2002 г. N 280/ДПС признан утратившим силу (приказ Директора ФСБ от 19 июня 2004 г. N 441/ДПС).
Определение Военной коллегии
Верховного Суда Российской Федерации
от 29 июня 2004 г. N ВКПИ04-60
по заявлению П.
Справка о занесенных в личное дело членах семьи военнослужащего не является нормативным правовым актом.
Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации, считая, что форма N 14 (справка о занесенных в личное дело членах семьи военнослужащего), предусмотренная приложением N 37 к Инструкции, введенной в действие приказом Министра обороны Российской Федерации "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 23 мая 1999 г. N 170, не подлежит применению, так как указанный приказ не был официально опубликован для всеобщего сведения и не прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции.
В соответствии со ст. 27 ГПК РФ Верховному Суду Российской Федерации подсудны дела об оспаривании нормативных актов федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.
Из изложенного следует, что судам общей юрисдикции, в систему которых входит и Верховный Суд Российской Федерации, подсудны дела по заявлениям граждан об оспаривании принятых и опубликованных в установленном порядке нормативных правовых актов органов государственной власти при условии, что такие акты нарушают права и законные интересы граждан.
На основании п. 1 Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны от 23 мая 1999 г. N 170, указанная Инструкция определяет порядок приема, учета, подготовки, оформления, размножения (тиражирования), контроля исполнения, хранения, использования и отправки служебных документов в органах военного управления, объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации. В силу данного обстоятельства

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 9-о04-39 от 22.10.2004 Действия виновных обоснованно квалифицированы судом как хищение чужого имущества путем мошенничества в составе организованной группы.  »
Общая судебная практика »
Читайте также