[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 4-Г04-52 от 21.10.2004] Производство по делу по заявлению об отмене решения избирательной комиссии о назначении повторных выборов главы муниципального образования прекращено, так как оспариваемое решение не затрагивает права, свободы или законные интересы заявителя.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 октября 2004 года
Дело N 4-Г04-52
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Макарова Г.В.,
Маслова А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Ф. об отмене решения избирательной комиссии Московской области от 14 сентября 2004 года N 685 о назначении повторных выборов главы муниципального образования "Сергиево-Посадский район Московской области" по кассационным жалобам Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и П. на решение Московского областного суда от 1 октября 2004 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Маслова A.M., объяснения представителей Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Гришиной И.Е., Избирательной комиссии Московской области Земсковой Н.Г., представителей П. - Степанюка Д.Ю. и Прохорова В.Ю., поддержавших доводы кассационных жалоб, представителей Ф. - Сауляка О.П. и Тарабрина А.В., председателя территориальной избирательной комиссии Сергиево-Посадского района Московской области Грунина A.M., просивших кассационные жалобы оставить без удовлетворения, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение отменить и дело направить на новое рассмотрение, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 30 июля 2004 года отменено решение территориальной комиссии Сергиево-Посадского района от 9 декабря 2001 года N 135 о результатах выборов главы муниципального образования "Сергиево-Посадский район Московской области" и выборы признаны недействительными, решением территориальной избирательной комиссии Сергиево-Посадского района Московской области от 6 августа 2004 года N 55 были назначены повторные выборы главы муниципального образования "Сергиево-Посадский район Московской области" на 24 апреля 2005 года. Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 10 сентября 2004 года N 117/880-4 решение территориальной избирательной комиссии Сергиево-Посадского района Московской области от 6 августа 2004 года N 55 отменено и на избирательную комиссию Московской области возложена обязанность принять решение о назначении повторных выборов главы муниципального образования "Сергиево-Посадский район Московской области" на дату, обеспечивающую проведение этих выборов до 30 ноября 2004 года.
Решением избирательной комиссии Московской области от 14 сентября 2004 года N 685 повторные выборы главы муниципального образования "Сергиево-Посадский район Московской области" назначены на 28 ноября 2004 года.
Ф., проживающий на территории муниципального образования "Сергиево-Посадский район Московской области", просит отменить решение избирательной комиссии Московской области от 14 сентября 2004 года N 685 о назначении повторных выборов главы муниципального образования "Сергиево-Посадский район Московской области" на 28 ноября 2004 года, полагая, что оно является незаконным, поскольку избирательная комиссия Московской области неполномочна назначать повторные выборы главы муниципального образования, так как не является организующей выборы избирательной комиссией на территории Сергиево-Посадского района, чем превысила свои полномочия.
Представитель избирательной комиссии Московской области, заинтересованное лицо П. и его представители, представитель Центральной избирательной комиссии РФ заявление не признали. Председатель территориальной избирательной комиссии Сергиево-Посадского района поддержал требования Ф.
Решением Московского областного суда от 1 октября 2004 года решение Избирательной комиссии Московской области N 685 от 14 сентября 2004 года о назначении повторных выборов главы муниципального образования "Сергиево-Посадский район Московской области" на 28 ноября 2004 года признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации ставится вопрос об отмене решения и вынесении нового, которым заявление Ф. надлежит отклонить, поскольку суд неправильно применил материальный закон, решение избирательной комиссии Московской области N 685 от 14 сентября 2004 года не нарушает прав и свобод заявителя.
Аналогичная просьба содержится в кассационной жалобе П., который, кроме того, утверждает, что изложенные в решении выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Прокурор Кашарина Г.Б. кассационное представление отозвала.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, возражений представителя Ф. - Сауляка О.П., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене, а производство по делу - прекращению.
Удовлетворяя заявление Ф., суд исходил из того, что в соответствии с п. 1 и п. 3 ст. 6 Закона Московской области "О выборах депутатов представительных органов, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Московской области" избирательными комиссиями, организующими выборы органов местного самоуправления, являются избирательные комиссии муниципальных образований, а в случае возложения соответствующих полномочий - территориальные избирательные комиссии, из чего сделал вывод, что избирательной комиссией, организующей выборы и уполномоченной назначить повторные выборы главы муниципального образования "Сергиево-Посадский район Московской области", является только территориальная избирательная комиссия Сергиево-Посадского района Московской области, а по этой причине назначение выборов избирательной комиссией Московской области является незаконным.
Такой вывод не основан на нормах материального права и противоречит обстоятельствам дела.
Как следует из постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 10 сентября 2004 г. N 117/880-4, отменены решение избирательной комиссии Московской области от 3 сентября 2004 г. N 676 и решение территориальной избирательной комиссии Сергиево-Посадского района Московской области от 6 августа 2004 г. N 55, которым повторные выборы главы муниципального образования "Сергиево-Посадский район Московской области" назначены на 24 апреля 2005 г. На Избирательную комиссию Московской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявление П. принять решение по существу поставленного им вопроса о назначении повторных выборов главы муниципального образования "Сергиево-Посадский район Московской области" на дату, обеспечивающую проведение этих выборов до 30 ноября 2004 г. Данное постановление в судебном порядке не обжаловано.
В соответствии с пунктами 6 и 7 ст. 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений, в том числе отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального образования или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, а решения или действия (бездействие) избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, - в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обязаны принять решение в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.
Решение избирательной комиссии Московской области от 14 сентября 2004 г. N 685 соответствует приведенным нормам. Комиссия, рассмотрев жалобу П., правомерно решила вопрос о назначении выборов главы муниципального образования "Сергиево-Посадский район Московской области".
Что касается даты повторного голосования по выборам главы муниципального образования "Сергиево-Посадский район Московской области", то она определена избирательной комиссией Московской области в установленные избирательным законодательством сроки.
Таким образом, решение избирательной комиссии Московской области от 14 сентября 2004 г. N 685 является законным.
Суд признал право Ф. оспорить названное решение избирательной комиссии на основании п. 1 ст. 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и ст. 259 ГПК РФ, однако не учел, что упомянутые судом нормы устанавливают право гражданина обжаловать решение избирательной комиссии лишь при условии, если этим решением нарушаются его избирательные права.
Таких обстоятельств по делу не установлено. Ни в заявлении в суд, ни в судебном заседании доводов о нарушении избирательных прав Ф. не содержится. Избирательная комиссия Московской области 14 сентября 2004 г., как указано выше, решила единственный вопрос - назначила повторные выборы главы муниципального образования "Сергиево-Посадский район Московской области" на 28 ноября 2004 г.
Указанная дата, определенная в пределах срока, установленного Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", не нарушает прав и свобод субъектов активного и пассивного избирательного права, поскольку эти лица ставятся в равное положение.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия находит, что у Ф. не возникло права на обращение в суд с заявлением об отмене решения избирательной комиссии Московской области от 14 сентября 2004 года N 685, а поэтому производство по делу подлежит прекращению на основании ст. 220 ГПК РФ, согласно которой суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса, то есть когда оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Московского областного суда от 1 октября 2004 г. отменить и производство по делу прекратить.

ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ (М. Пацация, Законодательство и экономика n 10, 2004 г.) Надзор в арбитраже: вопросы остаются.  »
Общая судебная практика »
Читайте также